Автор: Ивашко Олеся Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ "СОШ № 59 г. Челябинска"
Населённый пункт: город Челябинск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Использование ИКТ в соответсвии с ФГОС"
Раздел: начальное образование
Конспект открытого логопедического занятия, проведенного с детьми
старшего возраста с ОНР II-III уровня речевого развития
Тема: «Путешествие со звуком «З»
Тема логопедическая: «Звук «З». Буква З»
Тема грамматическая: согласование числительных с существительными, закрепление
употребления предложно-падежных конструкций
Цель: Научить правильно произносить звук «З», дифференцировать его на слух и в
произношении
Задачи коррекционно-образовательные:
- развитие фонетико-фонематических процессов;
- обогащение активного словаря;
- развитие и совершенствование грамматических форм словообразования и
словоизменения;
- развивать слоговой анализ;
-развивать связную речь.
Задачи коррекционно-развивающие:
- развитие общей, ручной и пальчиковой моторики;
- развитие слухового и зрительного внимания;
-развитие зрительной и слуховой памяти;
- развитие мышления
Задачи коррекционно-воспитательные:
- развитие усидчивости, умения слушать;
- формирование навыков работы в коллективе;
Оборудование и материалы: интерактивная доска, стилус, проектор, подготовленная
mimio презентация на тему «Путешествие со звуком З»,), предметные картинки (зубы,
замок, зонт, зоопарк, замок, заяц, змея, коза, роза, стрекоза, ваза,улитка), пособия для
развития фонетико-фонематических представлений («звуковые линейки» для определения
места звука в слове, набор цветных кружков-символов для обозначения согласных и
гласных звуков (красный, синий с колокольчиком, синий без колокольчика, зеленый с
колокольчиком, зеленый без колокольчика), мяч.
Ход занятия
I.Организационный момент.
Приветствие. Логопед проводит с детьми беседу о том, какое сейчас время года, дети
должны назвать весенние месяцы по порядку. Логопед уточняет у детей признаки
весны (на каждый вопрос логопед бросает мяч ребенку, а ребенок отвечая, возвращает
мяч логопеду). Затем логопед предлагает детям отправиться в путешествие со звуком
(каким звуком, не называет). Дети соглашаются и садятся на стулья.
II. Основная часть.
1. Логопед раздает каждому ребенку по картинке (зубы, замок, заяц, замок, зонт, змея)
и просит назвать 1-ый звук в названии картинки (дети определяют звук «З»). Логопед
сообщает, что сегодня будем слушать и произносить звук «З» вместе с девочкой Зоей,
которая пришла в гости и отправится с нами в путешествие (Зоя демонстрируется на
3-ем слайде презентации) . Прежде чем отправится в путешествие, нужно выполнить
некоторые задания от звука «З». Детям необходимо произнести звук, послушать как он
звучит и рассказать о нем (дать характеристику). Дети дают характеристику звуку, и
говорят каким кружком обозначаем («Согласный, потому, что не поется и не тянется;
твердый; звонкий (слушают, прислонив кисть руки к своему горлышку), обозначаем
синим кружком с колокольчиком»). Логопед говорит, что дети правильно дали
характеристику звуку «З».
2. Логопед предлагает игру «Поймай звук» (логопед произносит звуки, слоги, слова,
при этом прикрыв экраном рот, а дети, если слышат звук «З» хлопают в ладоши (М,
О,З, А,З, З, В, Д, З, Т, З; слоги ЗА, ПА, ТУ, ЗЫ, МО, ЗУ; слова: ЗОНТ, ДОМ, ЗМЕЯ,
КАША, КОЗА). Логопед предлагает детям назвать слова со звуком «З» (Д\и «Вспомни
и назови слова»), которые они запомнили. Дети называют: «Зонт, змея, коза». Логопед
просит отметить место звука на «звуковых линейках» (Д\и «Отметь звук»), при этом
демонстрируя картинки с этими названиями (змея, коза, зонт). Дети отмечают и
отвечают полным предложением («Звук «З» в слове зонт слышится в начале слова и
т.д.). Затем воспитанникам предлагается определить количество слогов в этих словах
(отхлопать слова) и сказать, какое слово самое короткое и почему.
Д/И «Лишняя картинка» (детям логопед демонстрирует 4 картинки (замок, зубы,
улитка. зонт) и просит найти лишнюю, дети выполняют и дают ответ полным
предложением).
3 слайд: Знакомство с Зоей. Логопед сообщает о том. что в гостях сегодня девочка
Зоя, которая приглашает всех в увлекательное путешествие, в конце которого все
получат сюрприз.
4слайд: «Отгадай загадку». Дети отгадывают и говорят, чем закроет дверь Зоя, когда
отправится в путешествие. Нажатием на область загадки появляется картинка-отгадка.
Отмечают место звука «З» на звуковой линейке.
5 слайд: «Кого возьмем с собой в путешествие?» Дети отгадывают загадки, говорят
кого возьмем с собой. Нажатием на область загадки появляется картинка-отгадка.
Отмечают в этих словах место звука «З» на звуковой линейке.
6 слайд: «Отгадай по звуку» Включается звукозапись (кнопка в правом нижнем углу).
Дети слушают, отгадывают и отвечают: «Это блеет коза», для подтверждения ответа,
нажимаем на забор, он исчезает, дети видят козу и говорят: «Коза стоит за забором».
Отмечают место звука «З» в слове коза на звуковой линейке.
Логопед говорит, что Зоя хочет и козу взять с собой, т.к. в названии этого животного
тоже слышится звук «З».
7 слайд: «Сосчитай зонты» Воспитанникам предлагается сосчитать зонты, а логопед,
используя лупу, подводит ее к картинке и показывает соответствующую цифру. Дети
соотносят цифру со своим счетом.
8 слайд: «На поляне» Зоя говорит детям, о том, что мы оказались на поляне, где
можно отдохнуть. Но вдруг….. (Включается звукозапись «Гроза»: правая нижняя
кнопка на слайде). Дети отгадывают звуки грома, дождя. Логопед спрашивает, под чем
можно спрятаться от дождя. Дети: «От дождя можно спрятаться под зонтом».
Нажатием на верхнюю кнопку в руки к Зое попадает зонт.
III. Динамическая пауза
Сообщается детям о том, что гроза прошла, Зоя обрадовалась, все ее друзья
повылезали из-под кустов. Чтоб согреться, Зоя предлагает потанцевать (включается
звукозапись нажатием кнопки в верхнем левом углу «Танец маленьких утят»). Дети
под музыку выполняют танцевальные движения.
9 слайд: «Собери картинки со звуком «З» в корзину» С помощью стилуса дети
перетаскивают в корзину картинки, в названии которых слышится звук «З» («Я
помещаю в корзину зайца» «Я помещаю в корзину розу» и т.д.). С этими словами
придумывают предложения.
10 слайд: «Знакомство с буквой» Дети знакомятся с образом буквы, говорят на что
она похожа, из каких элементов состоит, запоминают ее. Подбирают «домик «для
буквы (по имеющимся элементам).
11 слайд: «Обведи букву по точкам» Буква З предлагает обвести ее по точкам, чтоб
лучше запомнить. Воспитанники с помощью стилуса обводят.
IV. Подведение итогов
V. Логопед сообщает детям о том, что путешествие закончено и все заслужили
сюрприз. Включается 12 слайд, кнопка в нижнем левом углу. Под музыкальное
сопровождение дети получают сюрприз и уходят в группу.