Напоминание

"Проблемное обучение как средство активизации познавательной деятельности учащихся."


Автор: Сабельникова Антонина Васильевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ МО г. Нягань "СОШ №2"
Населённый пункт: г. Нягань Тюменская область ХМАО– Югра
Наименование материала: статья
Тема: "Проблемное обучение как средство активизации познавательной деятельности учащихся."
Раздел: начальное образование





Назад




Проблемное обучение как средство активизации познавательной

деятельности учащихся.

Проблемное

обучение

отвечает

требованиям

времени:

обучать

-

исследуя, исследовать - обучая. Только так можно формировать творческую

личность, а значит выполнять сверхзадачу педагогического труда. Для того

чтобы

знания

учащихся

были

результатом

их

собственных

поисков,

необходимо организовать эти поиски, управлять учащимися, развивать их

познавательную

деятельность.

Выявление

потенциальных

возможностей

школьников может быть осуществлено в совершенствовании самого процесса

обучения,

направленного

на

активизацию

познавательной

деятельности

обучающегося, развитие его творческого мышления.

Педагогическая технология – это конкретное, научное, обоснованное,

организованное

обучение

для

достижения

реально

выполняемой

цели

обучения и развития обучаемого. К основным требованиям, предъявляемым к

современным технологиям обучения, относятся в первую очередь развитие у

обучающихся

личностных

качеств

и

активизация

познавательной

деятельности.

Суть проблемного обучения заключается в управлении познавательной

активностью личности. В его основе лежит принцип, согласно которому

глубокое и прочное усвоение знаний возможно при постановке проблемы, в

решении

которой

непосредственно

должен

участвовать

сам

обучаемый.

Учитель должен исходить из того, что процесс усвоения знаний не может

сводиться

лишь

к

их

простому

восприятию,

ознакомлению

и

воспроизведению.

Только

при

этом

условии

им

активно

воспринимается

учебная

информация,

а

решение

проблемы

становится

творческим.

Основным понятием проблемного обучения является проблемная ситуация,

представляющая

собой

интеллектуальное

затруднение

человека,

возникающее в случае, когда он не знает, как объяснить возникшее явление,

не может достичь цели известным ему путем, что побуждает искать новый

способ объяснения действия. Создание проблемной ситуации на занятии

является

одним

из

определяющих

средств

активизации

мыслительной

деятельности обучающихся.

Степень

изученности.

Значительный

вклад

в

раскрытие

проблемы

интеллектуального развития, проблемного и развивающего обучения внесли

Н. А. Менчинская, П. Я. Гальперин, Н. Ф. Талызина, Т. В. Кудрявцев, Ю. К.

Бабанский,

И.

Я.

Лернер,

М.

И.

Махмутов,

А.

М.

Матюшкин,

И.

С.

Якиманская и др.

Цель исследования состоит в теоретическом и практическом изучении

проблемного

обучения

как

средства

активизации

познавательной

деятельности учащихся начальной школы.

Объектом

данного

исследования

выступает

проблемное

обучение

в

начальной школе как педагогический процесс.

Предмет исследования – проблемная ситуация в обучении как фактор

актуализации возможностей проблемного обучения в начальной школе на

уроках математики.

Задачи:

1.Изучить

подходы

к

пониманию

активности

познавательной

деятельности.

2.Выявить особенности технологии проблемного обучения.

3.Рассмотреть

проблемное

обучение

как

основу

активизации

познавательной деятельности учащихся.

4.Предложить примеры проблемного подхода на уроках математики в

начальной школе.

Методы

исследования.

В

данном

исследовании

был

использован

комплекс научных методов исследования: анализ, синтез, систематизация,

классификация

и

психолого-педагогической

и

учебно-методической

литературы.

Структура

работы

базируется

на

задачах

и

логике

исследования

и

содержит введение, две главы, заключение, список литературы и приложение.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ АКТИВИЗАЦИИ

ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ

Подходы к пониманию активности познавательной деятельности

Несмотря на широкое функционирование терминов «познавательная

деятельность»,

«активность»

по

сегодняшний

день

понятие

активности

познавательной

деятельности

остается

дискуссионным

в

современной

научной литературе.

Деятельность считается основой для развития человека как личности,

основным фактором его существования как социального существа. Освоение

деятельности, ее осложнение, улучшение является важным условием для

развития нервной системы человека. Для решения воспитательных задач

нужно

базироваться

на

психологических

закономерностях

и

динамику

человеческих деятельностей. Проводя воспитательные действия необходимо

учитывать характер различных видов деятельности, их особенности, смысл,

содержание и объем.

Понятие

личности

и

деятельности

в

российской

психологии

рассматриваются

как

связанные

между

собой

явления.

При

разработке

проблемы

деятельности

и

активности

личности,

современная

психология

основывается на идеи о функциональном нраве отражения, о происхождении

сознания из трудовой деятельности, о ведущей роли труда в поведении и

деятельности человека

1

. Источником активности называют, в первую очередь,

потребности. Именно потребности толкают человека к поиску средств для её

удовлетворения, что влечёт за собой активную деятельность.

Дети

школьного

возраста

участвуют

в

большом

количестве

разных

типах

деятельности,

каждый

из

которых

характеризуется

не

только

конкретным составом разных видов деятельности, но и наличием ведущей

деятельности.

В

ней

появляются,

создаются

или

перестраиваются

собственные

психологические

процессы

учении

-

теоретическое

мышление, в игре - фантазия и т. д.), от нее зависят ключевые психические

изменения каждого периода развития ребенка (дошкольник, например, в игре

осваивает главные общественные функции и нормы поведения людей).

Известный российский психолог А. Н. Леонтьев писал, что одни виды

деятельности играют главную роль в развитии, остальные - подчиненную,

поэтому

нужно

говорить

о

зависимости

развития

психики

от

ведущей

деятельности

2

:

1.В период дошкольного детства основным видом деятельности детей

считается

игра.

В

игре

расширяется

кругозор

ребенка,

развиваются

умственные

возможности

(гипотеза,

сообразительность,

находчивость),

создаются

черты

характера

и

нравственные

свойства.

Наравне

с

игрой

большой

смысл

в

жизни

дошкольника

приобретает

трудовая

активность.

Взрослые включают ребенка в труд по самообслуживанию, вооружают его

1

2

начальными умениями и навыками, сформировывают нравственно-волевые

свойства.

Принимая

во

внимание

возраст

детей,

родители,

учителя

и

воспитатели часто объединяют игру и трудовые занятия.

2.С

поступлением

ребенка

в

школу

главным

видом

деятельности

становится учение. Оно безгранично расширяет кругозор детей, гарантирует

создание

мнений,

способствует

их

углублению

и

уточнению.

Во

время

обучения школьники овладевают методами учения и получают возможность

узнавать многое не только со слов учителя, но и из книг, разговоров со

старшими.

3.В

ходе

самостоятельной

деятельности

детей

развивается

их

познавательная активность. Она становится наиболее мощным катализатором

их разностороннего развития.

4.Во время обучения в школе все больший смысл приобретает трудовая

деятельность.

В наиболее общем виде активность представляет собой способность

живых

существ

производить

движения

и

изменяться

под

влиянием

внутренних

и

внешних

стимулов-раздражителей;

специфическая,

универсальная форма деятельности, которая характеризуется многообразием

собственных

проявлений

в

познавательной,

волевой,

эмоциональной,

личностной сферах.

Активность выступает в соотнесении с деятельностью, обнаруживаясь

как динамическое условие ее развития, воплощения и видоизменения, как

свойство

ее

собственного

движения.

Ее

характеризует:

обусловленность

исполняемых действий спецификой внутренних состояний субъекта в момент

действия

-

в

отличие

от

реактивности,

когда

действия

обусловлены

предыдущей ситуацией; произвольность - т. е. обусловленность наличной

целью субъекта; над ситуативностъю - вывод за пределы начальных целей;

значительная устойчивость деятельности в отношении принятой цели.

Даже ещё находясь в материнской утробе, ребёнок активно реагирует

на внешние воздействия. Его активность проявляется в движениях, которые

гарантируют жизнь, заставляют организм работать, действовать, усиливают

его

и

оздоровляют.

Без

активной

деятельности

не

могло

бы

быть

полноценной жизни, не может быть развития человека и становления его как

личности.

Но

активность

не

означает

только

движения.

Было

бы

неправильным сводить всю деятельность человека только к её физической

стороне. Активность проявляется также и в познании мира, расширении

кругозора своих знаний, умений и навыков. Невозможно научить человека

чему-то, если он сам не станет учиться. Только осознанная деятельность

приводит к формированию личности, обогащению личности и её росту.

Познавательная деятельность представляет собой синтез чувственного

восприятия,

теоретического

мышления

с

практической

деятельностью.

Реализация

познавательной

деятельности

осуществляется

постоянно

на

протяжении жизненного пути личности, во всех видах деятельности, при

установлении коммуникативного взаимодействия с социальным окружением.

В

свою

очередь,

познавательная

активность

выступает

процессом

приобретения знания, постижения закономерностей окружающей социально-

природной

среды,

обусловленным

развитием

социально

исторической

практики,

результатом

которого

является

формирование

нового

знания

о

мире;

личностное

образование,

деятельное

состояние,

умственное

напряжение,

волевое

усилие,

которое

проявляется

в

процессе

получения

знаний.

В структуре познавательной деятельности можно выделить следующие

компоненты

3

:

когнитивный

уровень:

непроизвольное

внимание,

наглядно-

действенное

мышление,

зрительно-пространственное

восприятие,

механическая

память;

эмоциональный

уровень:

эмоции,

психологические

состояния; деятельностный уровень: умения, навыки.

Высокий уровень проявления активности познавательной деятельности

имеет несколько значений: выступая как фактор личностного развития, она

выступает

стимулом

для

протекания

всех

мыслительных

процессов,

становится

источником

интеллектуальной

активности,

мобилизации

творческих

сил

для

решения

академических

и

профессиональных

задач,

положительно влияет на расширение и углубление системы знаний, служит

показателем развития отдельных качеств личности.

Активность в процессах познания выступает неразрывно связанной с

самостоятельностью:

чем

активней

личность,

тем

более

самостоятельной

выступает

она

в

процессе

решения

актуальных

задач.Активизация

познавательной

деятельности

невозможна

без

активизации

внимания

личности:

недостаток

или

отсутствие

внимания

не

позволяет

личности

3

принимать

активное

участие

в

процессе

реализации

деятельности,

сдерживает ее активность, негативно влияет на восприятие и интерпретацию

условий

академической

или

профессиональной

ситуации.Управление

активностью

познавательной

деятельности

называют

активизацией.

Под

данным термином понимают длительный процесс побуждения личности к

определенным

видам

деятельности,

ориентированный

на

преодоление

пассивных,

стереотипных

поведенческих

паттернов,

избегание

спада

умственной работы.

В

процессе

обучения

активизация

познавательной

деятельности

осуществляется

посредством

внедрения

задач,

проблемных

ситуаций,

направленных

на

поиск

нескольких

вариантов

возможных

решений

познавательной

задачи,

проблемной

ситуации;

применение

самопроверки,

анализ собственных познавательных, практических действий.

П о з н а в а т е л ь н а я

а к т и в н о с т ь

т а к ж е

и з н ач а л ь н о

н о с и т

жизнеобеспечивающий характер, так как содействует ориентации ребенка в

новом для него мире.

Эмоциональная

активность

-

принципиальная

грань

активности

личности. Многое ребенок в течение очень продолжительного периода узнает

на

уровне

чувств,

а

не

сознания.

Он

откликается

на

действия,

психологической

активностью

дает

знать

окружающим

вокруг

о

своем

состоянии. Именно активность позволяет малышу овладевать действиями с

предметами. Таким образом, активность как качество живого организма – это

необходимое

условие

и

предпосылка

развития,

неотъемлемая

часть

жизненных

процессов

организма,

результатом

которых

является

общий

прогресс развития. Деятельность является фактором успешной социальной

адаптации, помогает человеку осознать своё место в обществе и окружающем

мире.

1.2.Особенности технологии проблемного обучения

На протяжении всей жизни человека возникают проблемы и сложные

ситуации, которые он преодолевает. В окружающей нас среде есть много

неизученного, поэтому вся жизнь человека сопровождаются сложностями.

Значит нужно более глубокое изучение мира, открытия новых процессов

жизни,

взаимоотношения

между

людьми

и

вещами.

Следовательно,

в

программу обучения проникает новая информация со всех сторон, но как бы

не

менялась

программа

и

техника

обучения,

главной

задачей

остаётся

формирование культуры проблемной деятельности учащихся.

Проблемное

обучение-главная

задача

в

подготовке

подрастающего

поколения.

Положительный

результат

в

проблемном

обучении

школьника

достигается на уроке, при взаимодействии учителя с детьми. Современная

психология

и

педагогика

доказывает,

что

от

умения

преподавателя

заинтересовать ученика, зависит уровень заинтересованности обучаемых в

учёбе, их собственное развитие. Большое количество учёных уверены, что

развитие творческих способностей школьников невозможно без проблемного

обучения, а вот творческие способности воплощаются через проблемную

деятельность

4

.

Проблемное обучение помогает развитию познавательной и творческой

деятельности учащихся. Зачастую проблемное обучение противопоставляют

сложившимся в теории и практике формам методам обучения, это глубокая

ошибка.

В

определённом

смысле

проблемность

обучения

присутствует

в

научном обоснованном методе и в любой форме учебного процесса. Судя по

этому, не стоит делать вывод, что проблемное обучения не несёт в себе

ничего нового, если его сравнивать с современной практикой обучения. Такая

форма обучения направлена на организацию учебного процесса, при которой

учащиеся

самостоятельно

добывают

знания,

пользуясь

современными

методами

подходя

с

творческой

стороны.

Формирование

гармонически

развитой

личности

вот

главная

задача

учебного

заведения.

Современная

педагогика исследует вопросы общего развития детей в процессе обучения.

В

чём

же

смысл

проблемного

обучения?

Как

учил

Сократ

своих

учеников около 2,5 тысяч лет тому назад, это будет лучший пример. В одном

из диалогов («Феаг») Платон описывает, как к Сократу пришёл молодой

парень Феаг, для того чтоб научиться быть мудрым и Сократ в свою очередь,

вместо того, чтобы дать ответы на все вопросы, начинает спрашивать его о

том,

что

по

мыслям

самого

Феага

является

мудростью

и

чего

же

он

в

действительности хочет

5

. Смысл проблемного обучения заключается в поиске

4

5

ответов на свои же вопросы, это выглядит так, сначала постановка вопроса,

который

есть

в

учебной

программе,

затем

ответы,

которые

так

же

присутствуют

в

учебниках,

далее

объяснение

учителем,

но

в

это

время

ученик занят разнообразной самостоятельной работой. Суть этого метода

состоит в том, что ученик участвует в решении волнующих его вопросах. Для

того

чтобы,

учебная

программа

стала

для

них

интересной,

необходимо

создать проблемную ситуацию – интеллектуальные сложности, возникающие

явления

которые

невозможно

объяснить,

факты,

какие

либо

процессы

которые не поддаются описанию известным способом.

В основе проблемной ситуации лежит удивление, озадаченность, что

новый факт невозможно объяснить, так как он противоречит уже имеющимся

знаниям.

Мышление всегда начинается с противоречия, вопроса или проблемы,

удивления или недоумения. Это всё нужно для того, чтобы ученик был

вовлечён в мыслительный процесс.

Проблемные ситуации можно создать любым способами

6

: указывая на

несоответствие

нового

факта

и

уже

известного;«невозможность»

использования теоретических знаний в определённой ситуации; подталкивая

к

прогнозированию

развития

событий

в

определённых

условиях;

предоставляя задания сравнить несравнимые на первый взгляд факты.

Создав проблемную ситуацию, определив проблему и вопросы, учитель

показывает путь научного поиска, который помог её решить современными

способами. Причём изначально в одном способе учитель всё сделал сам:

постановка

вопроса,

пути

решения,

исследования

и

доказательство,

а

в

другой – привлекает учеников к решению проблемы.

Проблемное

обучение

напрямую

связанно

с

формированием

мировоззрения, интеллекта, эмоциональной сферы. В этом и заключается

отличие

проблемного

обучения

от

традиционного

или

как

его

называют

иллюстрационного.

При

проблемном

обучении

учащемуся

легче

усвоить

новую

информацию,

в

основе

лежит

личностно-деятельный

принцип

изучения.

6

Активность - всеобщая черта всех живых существ, их личная динамика,

служащая

источником

преображения

и

поддержания

жизненно

принципиальных связей со средой. Жизнедеятельность организма - это не

просто уравновешение со средой, а активное её преодоление. Активность

строится в согласовании с вероятным прогнозом развития событий в среде и

расположения в ней организма.

Таким

образом,

активность

познавательной

деятельности

выступает

необходимым компонентом личностного развития, осуществляясь постоянно

в

процессе

жизнедеятельности

индивидуума.

Интенсивность

протекания

познавательных процессов обусловлена личностными особенностями.

Технология

проблемного

обучения

в

школе

является

эффективным

средством

повышения

познавательной

активности

учащихся.

Данная

технология

позволяет

развить

творческие

способности,

способствует

формированию самостоятельного мышления, успешному освоению знаний

учениками. Технология проблемного обучения является универсальной, т.е.

подходящей для организации учебной деятельности на любом предметном

уроке.

ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ НА

УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

2.1.Проблемное

обучение

как

основа

активизации

познавательной

деятельности

Проблемное

обучение

это

обучение

развивающее,

которое

способствует развитию творческих способностей учащихся. Что же такое

проблемное обучение? Например, по мнению Махмутова М.И. в проблемном

обучении сочетается самостоятельная поисковая деятельность учеников с

усвоением ими готовых знаний

7

.

Лернер И.Я. считает проблемное обучение процессом принятия участия

ученика

в

решении

новых

познавательных

проблем

под

руководством

учителя

8

.

Важной

особенностью

проблемного

обучения

является

организация

учителем

самостоятельной

познавательной

деятельности

ученика.

Познавательная

деятельность

школьников

должна

сочетаться

с

готовыми

предметными знаниями. Организация урока с использованием проблемного

7

8

обучения

должна

базироваться

на

знании

закономерностей

развития

мышления ребёнка и педагогических средств.

Проблемное

обучение

отличается

от

традиционного,

прежде

всего

целеполаганием

(постановкой

цели)

и

организацией

процесса

усвоения

знаний.

Урок

с

применением

проблемного

обучения

организуется

таким

образом,

что

ученикам

даётся

возможность

искать

пути

решения

поставленной проблемы.

Познавательная

деятельность

в

условиях

проблемной

ситуации

выстроена

в

следующую

цепочку:

проблемная

ситуация

проблема

поиск способов ее решения → решение проблемы.

Нужно знать, что проблема и проблемная ситуация – разные понятия.

Проблема содержит проблемную ситуацию.

Проблемная

ситуация

-

осознанное

затруднение,

путь

преодоления

которого следует искать. Среди достоинств проблемного метода обучения

следует отметить формирование личностной мотивации ученика, развитие

мыслительной

способности,

познавательной

активности,

формирование

диалектического мышления

9

.

Однако применение данного метода требует больших затрат времени,

чем

традиционные

методы

обучения,

которые

являются

более

распространенными в школьной практике. Основы классно-урочной формы

традиционного обучения были заложены ещё Яковом Коменским более 400

лет назад. При такой форме организуется классно-урочное обучение и знания

ученики приобретают в готовом виде. Естественно, что затраты времени для

такого способа передачи знаний меньше, чем требуется для организации

проблемного обучения. Данный метод ориентирован в основном на память

учащихся. Главное запомнить информацию и уметь её воспроизводить в

подобных

ситуациях.

Мыслительная

деятельность

при

таком

подходе

к

обучению

развивается

слабо.

Противоречия,

возникающие

в

процессе

традиционного обучения, обратили на себя внимания многих видных ученых

и

педагогов.

Например,

А.А.

Вербицкий

отмечал

отсутствие

при

традиционной

форме

обучения

мотивации

для

ученика

перспективы

применения

знаний

10

.

Если

будущее

представляется

как

абстракция,

следовательно,

и

нет

личной

мотивации.

Им

же

отмечено

противоречие

9

10

между целостностью культуры и её овладением субъектом через различные

предметные области – преподавание разных учебных дисциплин. Полученная

информация учащимися представляет собой как бы осколки целого. Теряется

представление о целостной картине мира.

Но и проблемное обучение связано с определенными трудностями.

Оно,

прежде

всего,

требует

дифференцированного

подхода.

Необходимо

уметь подвести ученика к противоречию, а ученик сам должен найти способ

решения.

Умение

учителя,

прежде

всего,

заключается

в

умении

создать

проблемную ситуацию. В качестве заданий при организации проблемного

обучения

можно

предложить

обучающимся

провести

сравнение,

сделать

выводы

из

проблемной

ситуации,

сформулировать

вопросы,

сопоставить

факты.

Дадим сравнительную характеристику традиционного и проблемного

методов обучения (см. Таблица 1, Приложение 1).

Перевод

обучения

на

субъект-субъектную

основу

требует

такой

педагогической технологии, которая бы обеспечила ученику развитие его

мотивационной

сферы,

интеллекта,

самостоятельности,

коллективизма,

склонностей, умений осуществлять самоуправление учебно-познавательной

деятельностью. В связи с этим перед школьной практикой встала проблема

поиска технологии обучения, позволяющей решить эту задачу.

Анализ

педагогического

опыта

по

обучению

учащихся

на

определенную

тему

позволяет

сделать

вывод

об

эффективности

использования

приемов

проблемного

диалога

с

опорой

на

выполнение

дифференцированных заданий.

Выделим основные положения предлагаемой технологии обучения

11

:

1.Планируемые обязательные результаты обучения по базисному плану

(базовому

уровню

образования)

должны

быть

посильны

и

доступны

учащимся, следовательно, реально выполнимы большинством из них, а также

заранее известны и понятны школьнику (начиная от курса, раздела и кончая

конкретной темой).

2.Минимальный уровень требований к знаниям и умениям учащихся

определяет стандарт химического образования.

11

3.Процесс

обучения

происходит

от

простого

к

сложному,

от

абстрактного

к

конкретному

и

наоборот,

определяется

преимущественно

глубиной содержания образования.

4.Проблемное обучение предполагает большую долю самостоятельной

работы ученика. Самостоятельная работа как метод обучения может иметь

место

не

только

при

проблемном

подходе

(например,

самостоятельное

изучение какого-то раздела по учебнику, когда ученик получает готовую

информацию и ему остается лишь запомнить те или иные факты).

5.Отличительной чертой проблемного подхода является то, что здесь

учащийся вынужден находить новое путем поиска, через ряд мыслительных

операций, логических рассуждений и умозаключений.

Учитель

может

использовать

для

активизации

познавательной

деятельности учащихся следующие взаимосвязанные методы организации

обучения:

‒проблемное изложение заданий учителем;

‒применение системы познавательных задач;

‒исследование.

На

первом

этапе

учитель,

руководствуясь

общедидактическим

принципом

«от

легкого

к

трудному»,

не

требует

от

учащихся

самостоятельного решения проблемы. Он учит ходу и логике мышления при

поиске. Ученики следят за развитием мысли учителя от вопроса к выводу, от

проблемы

к

ее

разрешению.

Первый

этап

соответствует

первым

двум

уровням проблемности.

Первый

уровень

проблемности

характеризуется

возникновением

проблемной

ситуации,

независимо

от

методов

работы

учителя.

Степень

активизации самая низкая, поскольку внимание учащихся не направляется на

проблему,

а

возникшее

затруднение

снимается

информационным

объяснением учителя. В процессе изучения новойтемы, задавая один вопрос

за другим и отвечая на них, учитель объясняет всю тему и формулирует

вывод.

Второй

уровень

проблемности

определяется

преднамеренным

созданием

проблемной

ситуации

учителем

и

направлением

внимания

учащихся на возникшую перед ними проблему. Однако и здесь проблему

формулирует и решает сам учитель. Ученик усваивает логику проблемного

мышления, следуя по пути решения ее учителем.

Учащиеся при помощи учителя формулируют ответ и записывают его

как вывод в тетради. Таким образом, на уроке была создана и поставлена

проблема. Сначала учащиеся следовали за учителем по пути ее решения и

пришли

к

научному

выводу

в

конце

урока.

Степень

самостоятельности

учеников здесь еще очень низка.

Третий

уровень

проблемности

характеризуется

тем,

что

учитель

создает проблемную ситуацию, указывает учащимся на проблему и вовлекает

их в совместный поиск путей ее решения. Проблемная ситуация направит

учащихся на создание гипотезы, поиск способов решения проблемы и на

экспериментальную проверку правильности решения.

2.2.Проблемный подход на уроках математики

Огромное

значение

для

активизации

познавательной

деятельности

имеют познавательные задачи. Для активизации умственной деятельности

учащихся и развития их мыслительных способностейвозможно использовать

познавательные

задачи,

с

опорой

на

типологию

задач,

предложенную

психологом

В.А.

Крутецким

12

.

Если

ученик

воспринимает

задачу

как

проблему

и

самостоятельно

ее

решает,

то

это

есть

главнейшее

условие

развития его мыслительных способностей.

Типология задач.

1.Задачи с несформулированным вопросом.

Пример. Шоколад стоит 15 руб., коробка конфет 30 руб. Задайте все

возможные вопросы по условию данной задачи.

2.Задачи с недостающими данными.

Пример. Из двух пунктов вышли одновременно навстречу друг другу

два пешехода. Скорость одного пешехода равна 7 км/ч, а скорость другого –

на 1 км/ч больше. Какое расстояние будет между пешеходами через 2 часа?

Учащимся задаются вопросы:

Почему нельзя дать ответ на вопрос задачи?

Чего не хватает?

Что нужно добавить?

Докажи, что теперь задачу точно можно будет решить?

А можно ли что-нибудь извлечь даже из имеющихся данных?

Какое заключение можно сделать из анализа того, что дано?

3.Задачи с излишними данными.

Масса 11 ящиков яблок 4 ц 62 кг, а масса 18 ящиков груш 6 ц 12 кг. В

магазин привезли 22 ящика яблок и 6 ящиков груш. На сколько килограммов

масса одного ящика яблок больше массы одного ящика груш.

12

4.Задачи с несколькими решениями.

Пример. За три дня в магазине продано 1280 кг яблок. В первый день

продали

25%

всех

яблок,

а

во

второй

день

45%

всех

яблок.

Сколько

килограммов

яблок

продали

в

третий

день?

Решите

задачу

несколькими

способами. Какой из них наиболее простой.

5.Задачи с меняющимся содержанием.

Пример.

Исходная

задача.

Туристы

прошли

за

день

20

км,

что

составило 40% намеченного маршрута. Какова длина маршрута?

Второй вариант. Туристы прошли за день 20 км, и им осталось пройти

60% намеченного маршрута. Какова длина маршрута?

6.Задачи на доказательство.

Пример. Докажите, что число + 1 делится на 2.

7.Задачи на соображение, логическое рассуждение.

Создание проблемных ситуаций

Задание. Как вы полагаете, верно ли выполнено сравнение? 24, 325 <

24, 4

(Дети, как правило, отвечают, что неверно).

Сравнение выполнено верно. Как же могло получиться, что число,

состоящее

из

большего

числа

разрядов,

меньше

числа,

состоящего

из

меньшего числа разрядов?

Проблемная задача №1.

Длина аквариума 80 см, ширина 45 см, а высота 55 см. Сколько воды

надо влить в этот аквариум, чтобы уровень воды был ниже верхнего края

аквариума на 10 см?

Проблема: не знают понятие объема и формулу для нахождения объема

параллелепипеда.

Учащиеся выбирают необходимую им информацию, используя текст

учебника. Обсуждают решение задачи, делают вывод, записывают формулу в

тетради.

Проблемная задача №2.

Длина плавательного бассейна 200 м, а ширина 50 м. В бассейн налили

2 000 000 л воды. Можно ли плыть в этом бассейне?

Проблема: несоответствие единиц измерения.

Учащиеся

ищут

пути

решения

задачи,

используя

повествование

учителя о единицах измерения объемов.

Проблемная задача №3.

Все грани куба покрасили красной краской и распилили его на n3

маленьких

одинаковых

кубиков.

Выведите

формулу

для

нахождения

количества кубиков, не имеющих ни одной окрашенной грани.

Для решения учащиеся используют окрашенную модель куба и по ней

устанавливают связь между объемом и количеством маленьких кубиков.

Создание проблемной ситуации с целью возбуждения интереса к теме

урока, к уроку, создание эмоционального настроя класса.

Тема «Деление с остатком»

Первый урок по теме. Устный счет заканчивается заданием:

«Заполните таблицу»

Делимое 54 32 14

Делитель 6 3 3

Частное 21 8

Дети быстро заполняют первые три столбика таблицы, это не

вызывает затруднений. Последнее задание вызывает замешательство детей

«Не делится», «Ошибка в таблице»… На уроке создалась ситуация, когда

имеющихся

у

учащихся

знаний

не

достаточно

для

выполнения

предложенного задания, ученики осознают этот факт и могут сами или под

руководством учителя сформулировать тему и цели предстоящего урока.

К работе по таблице следует вернуться на этапе урока, где делается

вывод по уроку. Ученики заполняют последнюю клетку, которая вызывала

затруднение. Таким образом, ученики видят реальное продвижение вперед по

пути приобретения знаний, недоступное задание было выполнено детьми.

Методическая

ценность

таких

приемов

в

том,

что

предложенные

упражнения являются связующим звеном между двумя этапами урока.

Тема «Письменный прием деления многозначных чисел на однозначное

число»

Первый урок по теме. Устный счет заканчивается заданием: «Выполни

устно деление:

24000:8

268:2

867:3

Первые два задание не вызывают затруднений, а третье задание для

устного выполнения по силам не всем. Учащиеся поставлены в условие, где

ощущают нехватку знаний для выполнения этой вычислительной операции.

Этап актуализации знаний создал ситуацию, которая позволит учащимся

сформулировать тему и цель урока.

Тема «На ноль делить нельзя»

Устный счет оканчивается заданием: «Выполни деление устно, докажи

правильность полученного результата, сделав проверку умножением»

56:8

99:33

12:0

Два

первых

задания

не

вызывают

затруднений.

Выполняя

третье,

учащиеся предлагают числа 12, 0. Проверка показывает, что ни одно число

при умножении на 0 не дает в произведении 12. Возникает проблема поиска

такого

числа,

которое

бы

при

умножении

на

0

дало

в

результате

12,

оказывается, что такого числа нет: произведение всегда равно 0. Делается

вывод о невозможности деления на 0.

В этих ситуациях каждый ученик выступает в роли исследователя,

каждый

может

выдвинуть

гипотезу

в

решении

проблемы

и

попытаться

доказать ее верность.

Создание

условий,

позволяющих

ощутить

учащимися

потребность

(необходимость) в приобретении новых знаний.

Тема: «Скобки»

Цель:

познакомить

с

новым

математическим

знаком

«скобки»;

совершенствовать устные и письменные вычислительные навыки, умение

решать задачи, логику мышления; работать над умением выполнять порядок

действий в выражениях со скобками и без скобок;

Учитель: Ребята, перед Вами две записи. Посмотрите внимательно, что

Вас настораживает, удивляет в данных примерах?

2+5*3=17

2+5*3=21

(Примеры одинаковые, а ответы разные).

«Если отличаются правые части, значит…» (Значит должны отличаться

и левые части).

«Так

над

каким

же

вопросом

мы

должны

подумать?»

(Чем

же

отличаются левые части?).

«Ну и чем же отличаются левые части?» (Порядком действий).

«Какой порядок действий в первом примере?» (Сначала умножение,

потом сложение).

«А во втором?» (Сначала сложение, а потом умножение).

«В каком примере при вычислениях мы действовали по правилам?» (В

первом).

«А во втором?» (Мы нарушили правило).

«Как

же

нам

догадаться,

что

в

примере

сначала

должно

быть

сложение?» (Наверное, должен быть ещё какой-то знак).

«Замечательно, такой знак, действительно должен быть. Он называется

скобки. Так какова же тема сегодняшнего урока?» (Скобки).

Тема «Знакомство с квадратным дециметром»

Цель: показать целесообразности введения новой единицы измерения

площади.

В ходе выполнения домашнего задания учащимся нужно с помощью

квадратного

сантиметра

найти

площадь

открытки,

тетради,

линейки.

Во

время

проверки

домашнего

задания

учащимся

предлагается,

используя

данную

мерку

измерить

площадь

доски

размером

90

×

120см.

В

ходе

выполнения измерения учащиеся приходят к выводу о том, что известная

единица измерения площади в данном случае неудобна: на это нужно много

времени, в результате получаются большие числа.

Дети формулируют учебную задачу: узнать нет или другой единицы

измерения площади. Идет работа над новым материалом. В конце работы

целесообразно вернуться к заданию и измерить площадь доски с помощью 1

кв. дм, показав преимущество новой единицы измерения площади в данной

ситуации.

Аналогично

может

строиться

работа

по

ознакомлению

с

другими

единицами измерения.

Тема: «Сложение дробей с разными знаменателями»

Учащиеся

выполняют

задание

«Отметьте

на

координатной

прямой

точки с координатами В (¼); А (½).»

Учащиеся на основе предыдущего материала выполняют это задание

верно.

«Отметьте точку Д с координатами (½+¼)»

Дети откладывают от точки А отрезок, равный расстоянию между ¼ и

½.

«Как вычислить значение координаты точки Д?»

Учащиеся

введены

в

интеллектуальное

затруднение,

понимают,

что

знаний не хватает.

- Почему вы в затруднение? (Дроби имеют разные знаменатели).

Учащиеся

ставят

перед

собой

УЗ:

научиться

складывать

дроби

с

разными знаменателями.

Аналогичным

образом

можно

строить

уроки

по

теме

«Сравнение

дробей с разными знаменателями»

«Запишите дроби в порядке возрастания: 9/11 4/11 11/11 5/11 1/11

10/11»

Дети выполняют задание без ошибок, т.к. задание знакомо, дроби с

одинаковыми знаменателями.

«А теперь такое же задание выполните с дробями: 1/12 1/13 1/9 1/5 1/2"

Ответы учеников различны.

«Почему задание со вторым рядом дробей вызвало разные мнения? Чем

отличается этот ряд от первого?» (Дроби с разными знаменателями)

«Какую же учебную задачу мы поставим перед собой?» (Научиться

сравнивать дроби с разными знаменателями)

Тема: «Распределительный закон умножения относительно сложения»

Проверка

домашнего

задания.

Учащиеся

объясняют,

что

такое

периметр и площадь прямоугольника.

Прямоугольники, с какими сторонами вы построили? (6 см и 3 см, 7 см

и 2 см, 8 см и 1 см, 5 см и 4 см).

- Что общего у этих прямоугольников? (Их периметры одинаковые)

- Как нашли периметр? (Сумму длин 2-х сторон умножили на 2, сумма

всех сторон, длину 1 стороны умножили на 2 и длину 2 стороны умножили на

2).

На доске суммы тоже умножаются на число.

(5+3)?6 (7+6)?6

(8+4)?8 (4+3)?4

(1+6)?8 (8+7)?5

Сравните эти выражения. Я думаю, вы сможете найти их значения.

Перед учащимися возникает проблема при решении: (8+4)?8 (7+6)?6

(8+7)?5

- В чем проблема? (Не знаем, как умножать на двузначное число).

Сформулируйте УЗ урока. (Научиться умножать однозначное число на

двузначное).

Ситуация свободного выбора порядка изучения учебного материала.

Свободный выбор школьниками целей и средств их достижения можно

рассматривать в качестве необходимого условия формирования личности.

Создание

ситуации

свободного

выбора,

в

свою

очередь,

может

служить

одним

из

средств

развития

у

школьников

способности

к

свободной

постановке учебных целей. Такую работу можно успешно проводить уже в

начальных классах. Рассмотрим это на примере обучения математике.

Особенностью курса математики в начальных классах является строгая

логическая последовательность и взаимосвязь изучения отдельных частных

вопросов курса. В начале изучения темы эта логика осознается лишь самим

учителем

и

часто

остается

нераскрытой

для

учащихся.

В

этом

случае

взаимосвязь

различных

учебных

разделов

усваивается

учащимися

после

изучения последнего из них. Между тем составление плана работы самими

учащимися,

определение

последовательности

в

изучении

отдельных

вопросов

и

обоснование

выбранных

вариантов

имеют

большую

мотивационную силу.

Тема «Различные случаи табличного и внетабличного умножение и

деления. Составление программы».

Цель:

мотивировать

последовательность

содержание

материала,

раскрыть логику изучения раздела в целом, без конкретизации отдельных

вычислительных приемов.

- Ребята, мы с вами хорошо научились складывать и вычитать любые

числа в пределах 100. Теперь после знакомства с новыми арифметическими

действиями умножения и деления перед нами встает задача научиться эти

числа умножать и делить. Случаев умножения и деления много, и я хотела бы

с вами посоветоваться, в каком порядке их изучать. Вы готовы мне помочь?

Ответ детей всегда положительный, даже пассивные дети стараются

принять участие в общей работе. Конечно, такое сотрудничество возможно не

в каждом классе, а где сложился определенный стиль общения.

Цель следующего этапа – показать учащимся многообразие возможных

случаев умножения и деления. С этой целью учащимся предлагает серию

сюжетных задач.

«Туристы отправились в поход на 3-х лодках, по 12 человек в каждой.

Сколько всего туристов отправилось в поход?».

- Что нужно сделать, чтобы ответить на вопрос задачи? (12 повторить

слагаемым 3 раза:12+12+12).

- Замените это выражение умножением. (12 3).

- Хорошо, Сколько цифр содержит первый множитель? (2)

- Как мы называем такие числа? (Двузначные).

- Сколько цифр содержит второй множитель? (Одну, это однозначное

число).

- Замените это произведение примером с окошками, причем так, чтобы

одно окошко заменяло, только одну цифру.

- Теперь послушайте другую задачу. «В магазин привезли 15 ящиков

яблок, по 6 кг в каждом. Сколько кг яблок привезли в магазин?» (Решений

два: 15+15+15+15+15+15 6+6+6+6+6+6+6+6+6+6+6+6+6+6+6).

- Выбери верное решение. Как эту задачу записать умножением? (6 15).

- Замените примером с окошками.

Ученики

быстро

понимают

соответствие

между

составленными

сюжетными задачами и их моделями, дальнейшую работу могут провести

самостоятельно.

- Теперь сами составьте задачу, которая бы решалась так:

Дети составляют задачу с однозначными числами.

-

А

теперь

посмотрите

на

выражения,

которые

вы

составили,

и

подумайте, какого среди них еще недостает. При этом не забывайте, что мы

работаем только с однозначными и двузначными числами.

Ученики, перебирая уже имеющиеся случаи, приходят к выводу, что

среди них нет случая умножения двузначного на двузначное число.

В результате такой работы мы получаем:

Цель работы: решая конкретно-практические задачи, мы выделили в

них

существенный

для

нас

признак

и

составили

модели

возможных

вариантов, в виде примеров с окошками.

- А теперь давайте придумаем задачи с этими же выражениями, но не

на умножение, а на деление.

Дети составляют задачи, выясняют, что нельзя составить задачу по

первой модели. На партах появляются схемы:

- Сколько у вас получилось возможных выражений на умножение и

деление? (7).

- Все эти выражения мы должны научиться решать. Среди них есть

трудные, есть легкие. Разделите их на группы, чтобы в первой были самые

легкие, во второй – сложнее, а в третьей самые сложные.

Начиная со следующего урока, таблица висит в классе, и длительное

время помогает детям в работе.

В результате переход от одной темы к другой становится значимым.

Такая

работа

приносит

учащимся

большое

удовлетворение,

так

как

постановка

учебной

задачи

ими

осознана,

а

это

служит

необходимой

предпосылкой возникновения потребности в свободной, без принуждения

учебной деятельности.

В современной школе для активизации познавательной деятельности

учащихся

учителем

могут

использоваться

взаимосвязанные

методы

организации обучения, в том числе методы проблемного обучения. При этом

необходимо

учитывать

последовательность

его

использования,

исходя

из

уровня проблемности поставленных перед учениками задач.

Особенностью научного знания, которым овладевают школьники на

уроках

математики,

является

системный

характер

изучаемых

понятий,

поэтому уроки математики дают широкие возможности для использования

проблемного обучения.

Использование метода проблемного обучения при изучении математики

в

начальной

школе

способствует

развитию

познавательной

деятельности

младшего школьника и проявляется в активизации этой деятельности.

Кроме

того,

включение

школьников

в

самостоятельную

поисковую

деятельность

под

руководством

учителя

помогает

им

овладеть

элементарными методами науки и приёмами самостоятельной работы.

Итак, на основании вышеизложенного, мы можем сделать следующие

выводы.

1.Сегодня в общественном сознании происходит смена приоритетов: на

первое место выдвигается задача развития ученика, так как это позволит

сделать

более

эффективным

процесс

обучения.

Это

требует

качественно

новых подходов к организации процесса обучения.

В

качестве

основы

развития

школьников

можно

рассматривать

познавательную

деятельность,

которая

«понимается

как

особая

форма

активности,

направленная

на

овладение

принципами

построения

определенных действий с изучаемым объектом – словом (в данном случае).

Познавательная

потребность

у

ученика

проявляется

только

в

том

случае, если он сталкивается с какой – либо проблемой, которую не может

решить известными ему способами.

Решение

проблемы

требует

большой

мыслительной

работы

и

активизации познавательной деятельности.

2.В качестве дидактического средства, которое обеспечивает создание

проблемных ситуаций, выступает проблемное обучение.

Под проблемным обучением понимается такая организация учебных

занятий,

которая

предполагает

создание

под

руководством

учителя

проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся,

с

целью

развития

познавательной

деятельности,

в

результате

чего

и

происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками и развитие

мыслительных способностей.

3.Центральным

звеном

проблемного

урока

является

проблемная

ситуация, которую учащиеся разрешают в процессе учебной деятельности

под

руководством

учителя.

Результатом

этой

деятельности

становятся

приобретенные знания. Одновременно на таком уроке ученики осваивают

способы решения проблемных ситуаций. Учителю при создании проблемных

ситуаций следует учесть степень готовности учеников к принятию решения,

например,

умение

задавать

вопросы

и

участвовать

в

диалоге,

выдвигать

гипотезы, умение использовать ранее усвоенные знания и переносить их в

новую ситуацию.

4.При

создании

проблемных

ситуаций

также

следует

учитывать

уровень знаний учеников, психологические особенности и интеллектуальные

возможности.

В

противном

случае,

учащиеся

могут

потерять

интерес

к

решению проблемы, т.к. она окажется им не по силам.

Мыслительная

деятельность

в

процессе

проблемного

урока,

деятельность, направленная на овладение способами усвоения результатов

научного

познания,

несомненно,

являются

источниками

развития

интеллектуальной сферы и творческого потенциала учащихся.

И, в заключении, необходимо добавить, что проблемное обучение дает

простор и для творчества самого учителя, так как включает в себя все

сложившееся

многообразие

наиболее

ценных

типов

уроков

и

видов

самостоятельной

работы

учащихся

и,

наоборот,

строгое

следование

логической структуре в построении того или иного урока в тесной связи с

содержанием изучаемого материала исключает возможность привнесения в

уроки чего-то случайного, ненужного и по содержанию учебного материала,

и по методам работы.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.Арапов,

К.А.

Проблемное

обучение

как

средство

развития

интеллектуальной сферы школьников [Текст] // Молодой ученый. — 2014. —

№8. – С.41.

-

200 экз. — ISBN 5-201-14433-0.

2.Брушлинский,

А.В.

Психология

мышления

и

проблемного

обучения[Текст]. М., Знание,1983. – 96 с. -3000 экз. — ISBN 5-7834-0066-1.

3.Вербицкий, А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный

подход[Текст].

М.,

Просвещение,

2014.

С.28.—

5000

экз.—

ISBN

5-235-02408-7.

4.Вульфов,Б.З.

Психология

и

педагогика

[Текст].

Учебник

для

бакалавров / П.И. Пидкасистый, Б.З. Вульфов, В.Д. Иванов. – М.: Юрайт,

2015. – 724 c. - 2000 экз. — ISBN 5-8071-0087-5.

5.Выготский, Л.С. Педагогическая психология[Текст]. М.: Педагогика-

Пресс, 2014. – 536 с. 5000 экз. — ISBN 5-7975-0223-2.

6.Ланина, И.Я. Развитие интереса школьника к предмету[Текст]. – М.:

Просвещение, 2014. – С.24.— 300 экз. —ISBN 5-93572-047-7.

7.Леонтьев, А.Г. Педагогические ситуация. Как учить?[Текст] // Знание

– сила. № 2. 1990. – С.11-13. - 1000 экз. — ISBN 5-249-00334-6.

8.Лернер, И.Я. Дидактические основы методов обучения[Текст] / М.:

Педагогика, 2013. – С.43. - 3500 экз. — ISBN 5-85647-056-7.

9.Махмутов, М.И. Организация проблемного обучения[Текст]. – М.,

Педагогика, 1977. – 240 с. – 8000 экз. — ISBN 5-17-011143-6.

10.Махмутов,

М.И.

Проблемное

обучение.

Основные

вопросы

теории[Текст].

-

М.:

Педагогика,

2015.

300

с.

8000

экз.

ISBN

5-17-011143-6

11.Мельникова,

Е.Л.

Проблемно-диалогическое

обучение:

понятие,

технология, предметная специфика[Текст]. Сб. материалов. – М., Баласс,

2016. – С. 144–180. - 1000 экз. — ISBN 5-230-10656-5.

12.Мельникова, Е.Л. Проблемный урок, или как открывать знания с

учениками[Текст]: Пособие для учителя. – М., АПКиПРО, 2016. – 168 с. - 10

000 экз. — ISBN 5-93522-007-5.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Таблица 1- Сравнительная характеристика традиционного и

проблемного обучения.

Критерии

Традиционное обучение

Проблемное обучение

Методы

обучения

Объяснительно-иллюстративные

Активныеисследовательские

методы

Результаты

обучения

Готовые знания

Получение

з н а н и й ч е р е з

развитие

творческихспособностей,

мышления.

Деятельность

учителя

Деятельность

учащихся

Мотивация

Наглядно-иллюстративное

обучение,

при

котором

сообщаются

готовые

знания,приводятся готовые примеры.

Носит

репродуктивный

характер:

з ауч ивание

готового

у ч е б н о го

материала, выполнение упражнений на

закрепление знаний, воспроизведение

готовых знаний.

Непосредственное

побуждение,

связанное

с

деятельностью

учителя.

Например,

интересное

изложение

учебного материала.

Развитиеисследовательской

деятельности

на

о снове

самостоятельной работы.

Уп р а в л е н и е

у ч е б н ы м и

действиями учеников.

Формулирование

проблемы

и

поиск

путей

решения

проблемы.

Самоконтроль и самооценка

деятельности.

Интеллектуальные мотивы.

У ч е н и к и

и с п ы т ы в а ю т

у д о в л е т в о р е н и е

о т

интеллектуального труда.



В раздел образования