Напоминание

«Формирование и приемы развитие мотивации как условие повышения качества образования»


Автор: Косенчук Розалия Мухаметсабировнв
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ № 1 Вахитовского района г. Казани
Населённый пункт: Республика Татарстан
Наименование материала: статья
Тема: «Формирование и приемы развитие мотивации как условие повышения качества образования»
Раздел: начальное образование





Назад




1

«Формирование и приемы развитие мотивации как условие повышения

качества образования»

учитель начальных классов

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1 с углубленным изучением

отдельных предметов» Вахитовского района г. Казани

Косенчук Розалия Мухаметсабировна

Одной

из

основных

задач

современной

школы

-

повышение

эффективности обучения. С развитием интернет технологий, что приводит у

увеличению информационного потока, которую учащиеся должны освоить, в

образовании возникает проблема в поиске таких средств и способов, которые

бы способствовали прочному, осмысленному усвоению знаний учащимися. В

качестве одного из таких средств, следует рассматривать формирование и

развитие у учащихся учебной мотивации.

Я работаю учителем начальных классов. В своей работе для повышения

эффективности образовательной деятельности я организую обучение не как

передачу

информации,

а

как

активизацию

и

стимуляцию

процессов

осмысленного обучения.

Для

того

что

бы

развивать

и

формировать

мотивацию

учения

я

использую следующие методы исследования:

Проанализировав анкетные данные были сделаны выводы об уровне

положительной

мотивации

учеников,

резерве

и

перспективе

на

которые

можно опереться при работе над

развитием положительной мотивации

каждого ученика и класса в целом.

Результаты

изучения

стали

основой

для

планирования

процесса

формирования. Формирование мотивов

учения

-

это

создание

в

школе

условий для появления внутренних побуждений (мотивов, целей, эмоций) к

учению, осознания их учеником. Изучение и формирование мотивов учения

должны иметь объективный характер с одной стороны и осуществляться в

гуманной, уважительной к личности ученика обстановке - с другой.

Формирование учебной мотивации - это основная проблема обучения,

поэтому уровень сформированной мотивов учения – это основной показатель

в работе над этой проблемой.

Существует

богатый

выбор

форм

и

методов

стимулирования

и

мотивации познавательной деятельности: эмоциональный, познавательный,

волевой и социальный.

На

своих

уроках

я

применяю

стимулирующее

оценивание,

учебно-

познавательные

игры,

даю

возможность

свободы

выбора

заданий.

Детям

очень нравятся «Мозговая атака»

форма проведения, которой позволяет

побуждать

поиск

к

альтернативному

решению

поставленной

задачи,

пробуждает познавательный интерес и развивает партнерские отношения и

умение

работать

в

группе.

При

данной

форме

учащиеся

выполняют

творческие задания с использованием жизненного опыта.

2

Работа в группах это не только предъявленные учебные требования к

группе в целом, это формирование требований и ответственного отношения к

учению каждого ученика группы. Я выстраиваю стиль общения так, чтобы

они видели свои достижения, а про недостатки умели говорить так, чтобы это

было не обидно, а полезно для того кому делают замечания и тем кто его

делает. Они должны знать, что задачи, поставленные перед ними выполнимы,

а общаясь с одноклассниками, они могут получить помощь.

Интерес к совместным коллективным формам работы – это

и есть

резерв

становления

мотивации

учащихся.

В

условиях

коллективного

обучения учащегося более внимательно относятся к оценке своего участия в

выполнении общего задания (групповая деятельность, работа в парах), так

как работа в команде побуждает учащегося к активным действиям. Решение

заданий в группе по карточкам-тренажерам, самостоятельное оценивание

себя и друг друга по критериям, отчет о результативности работы групп,

позволяет получить дополнительное объяснение не только от учителя, но и

от

одноклассника,

отработать

навык

решения

типовых

заданий

дополнительно, в случае допущения ошибки. И знать, что отметку можно

улучшить.

Занятия с применением деловой игры относятся к эмоциональным

методам мотивации.

Существенную роль в развитии мотивации к учебной деятельности, к

успешному

обучению

играет

внеурочная

деятельность

и

дополнительное

образование, что предполагает занятость учащихся по интересам во второй

половине дня. Большие возможности в формировании интереса к предмету

имеют так же внеклассные занятия. Учитывая, эти занятия проходит после

уроков, подбираются такие формы работы, которые учащимся позволят с

интересом

выполнять

задания.

На

уроках

и

занятиях

внеурочной

деятельности необходимо определять для учащихся посильную нагрузку, с

тем,

чтобы

избежать

снижения

темпов

умственного

развития,

потери

познавательного

интереса.

Внеурочная

деятельность

для

учащихся

-

это

способ

научиться

тому,

чему

не

может

научить

обычный

урок,

это

дополнительная

проба

себя,

возможность

собственной

реализации

через

участие

в

конкурсах,

конференциях,

создания

собственных

продуктов

деятельности.

На

занятиях

внеурочной

деятельности

«Математический

марафон»

учащиеся

не

только

отрабатывают

навык

решения

заданий

базового уровня по математике, но и составляют свои задания по темам. Так

же

предлагаются

задания

по

русскому

языку,

окружающему

миру,

литературному

чтению

в

содержании

которых

отмечается межпредметная

связь. Многие

программы

внеурочной

деятельности

и

дополнительного

образования

могут

способствовать

развитию

мотивации

к

изучению

математики.

А

так

же

других

предметов.

Так

на

занятиях

внеурочной

деятельности по окружающему миру предлагается математический подход к

решению задач на смеси, формы и некоторые природные явления. На уроках

математики

приводится

решение

задач

окружающего

мира,

требующее

перевод единиц из одной системы счисления в другую. О том, что на уроках

3

всех предметов нужны навыки математических вычислений учащиеся знают.

И те задания по математике, которые необходимы для восприятия нового

материала на других предметах, учителями-предметниками отрабатываются

на своих уроках или на интегрированных уроках.

Разнообразная

форма

организации

внеурочной

деятельности

значительно повышает активность и работоспособность детей, способствует

психологической разрядке, снятию стрессовых ситуаций. При организации

проектной, научно- исследовательской деятельности учащиеся открывают в

себе

способности

исследователя,

умение

анализировать,

обобщать,

систематизировать учебный материал. Занятие данным видом деятельности

выявляет

и

раскрывает

личностный

потенциал

учащегося.

Результатом

проектной

деятельности

стало

применение

метода

нумерологии,

как

простого,

доступного

и

понятного

способа

для

профессионального

самоопределения.

Участие

в

мероприятиях

«Недели

математики»

позволяет

учащимся

получить не только дополнительные знания, но и проявить себя знатоком

материала вне учебника.

Участие в международной олимпиаде «Кенгуру» стало традиционным

для

моих

учащихся.

Так

же

мои

учащиеся

принимают

участие

и

в

олимпиадах: «Медвежонок», «КИТ» и др. Участие в олимпиадах и конкурсах

по

математике,

проводимых

во внешкольной

образовательной

среде

способствует развитию мотивации учения.

Применение в обучении информационных технологий – это большой

стимул

в

обучении.

На

таких

занятиях

активизируются

психические

процессы

учащихся:

восприятие,

внимание,

память,

мышление;

гораздо

активнее и быстрее происходит развитие познавательного интереса, но нужно

помнить о нормах использования технических средств.

Мнение родителей об уровне преподавания играет немаловажную роль в

формировании

мотивации

учащихся

к

изучению

предмета.

Результаты

анкетирования,

проводимые

на

родительских

собраниях,

индивидуальные

беседы, дают основания для корректировки подхода к обучению учащихся.

Уважительное

отношение

родителей

учащихся

безусловно,

оказывает

положительное

влияние

на

развитие

мотивации

к

изучению

предметов.

Родители

оказывают

неоценимую

помощь

в

осуществлении

системного

контроля.

В

своей

работе,

по

данному

направлению,

я

использую

инновационные подходы и приемы мотивации в обучении, методические

исследования достижения педагогики творчества, а так же опираюсь на

личный опыт и опыт коллег.

4

Вопрос формирования и развития мотивации к учебной деятельности

всегда был и будут актуальными. И только координация и сплоченность

всех

участников

образовательных

отношений

позволят

сформировать

благоприятную

среду

для

развития

мотивации

учения,

для

повышения

качества образования, для гармоничного развития личности и успешности

выпускника.

Используемые источники

1.Валеев

Г.Х.

Методология

и

методы

психолого-педагогиче ских

исследований: Учебное пособие для студентов 3-5-х курсов педагогических

вузов. - Стерлитамак: Стерлитамак. гос. пед. ин-т, 2002. - 134 с.

2. Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М., 1996. - 340 с.

3.Ильин Е. П. И 46 Мотивация и мотивы. — СПб.: Питер, 2002 — 512 с: ил. -

(Серия «Мастера психологии»)

4. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М., 1975. - 304 с.

5.

Лукьянова

М.И.,

Калинина

Н.В.

Психолого-педагогические

показатели

деятельности школы: критерии и диагностика. - М.: тЦ Сфера, 2004. - 208 с.

6. Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения. -

М., 1990. - 212 с.



В раздел образования