Автор: Косенчук Розалия Мухаметсабировнв
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ № 1 Вахитовского района г. Казани
Населённый пункт: Республика Татарстан
Наименование материала: статья
Тема: «Формирование и приемы развитие мотивации как условие повышения качества образования»
Раздел: начальное образование
1
«Формирование и приемы развитие мотивации как условие повышения
качества образования»
учитель начальных классов
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1 с углубленным изучением
отдельных предметов» Вахитовского района г. Казани
Косенчук Розалия Мухаметсабировна
Одной
из
основных
задач
современной
школы
-
повышение
эффективности обучения. С развитием интернет технологий, что приводит у
увеличению информационного потока, которую учащиеся должны освоить, в
образовании возникает проблема в поиске таких средств и способов, которые
бы способствовали прочному, осмысленному усвоению знаний учащимися. В
качестве одного из таких средств, следует рассматривать формирование и
развитие у учащихся учебной мотивации.
Я работаю учителем начальных классов. В своей работе для повышения
эффективности образовательной деятельности я организую обучение не как
передачу
информации,
а
как
активизацию
и
стимуляцию
процессов
осмысленного обучения.
Для
того
что
бы
развивать
и
формировать
мотивацию
учения
я
использую следующие методы исследования:
Проанализировав анкетные данные были сделаны выводы об уровне
положительной
мотивации
учеников,
резерве
и
перспективе
на
которые
можно опереться при работе над
развитием положительной мотивации
каждого ученика и класса в целом.
Результаты
изучения
стали
основой
для
планирования
процесса
формирования. Формирование мотивов
учения
-
это
создание
в
школе
условий для появления внутренних побуждений (мотивов, целей, эмоций) к
учению, осознания их учеником. Изучение и формирование мотивов учения
должны иметь объективный характер с одной стороны и осуществляться в
гуманной, уважительной к личности ученика обстановке - с другой.
Формирование учебной мотивации - это основная проблема обучения,
поэтому уровень сформированной мотивов учения – это основной показатель
в работе над этой проблемой.
Существует
богатый
выбор
форм
и
методов
стимулирования
и
мотивации познавательной деятельности: эмоциональный, познавательный,
волевой и социальный.
На
своих
уроках
я
применяю
стимулирующее
оценивание,
учебно-
познавательные
игры,
даю
возможность
свободы
выбора
заданий.
Детям
очень нравятся «Мозговая атака»
форма проведения, которой позволяет
побуждать
поиск
к
альтернативному
решению
поставленной
задачи,
пробуждает познавательный интерес и развивает партнерские отношения и
умение
работать
в
группе.
При
данной
форме
учащиеся
выполняют
творческие задания с использованием жизненного опыта.
2
Работа в группах это не только предъявленные учебные требования к
группе в целом, это формирование требований и ответственного отношения к
учению каждого ученика группы. Я выстраиваю стиль общения так, чтобы
они видели свои достижения, а про недостатки умели говорить так, чтобы это
было не обидно, а полезно для того кому делают замечания и тем кто его
делает. Они должны знать, что задачи, поставленные перед ними выполнимы,
а общаясь с одноклассниками, они могут получить помощь.
Интерес к совместным коллективным формам работы – это
и есть
резерв
становления
мотивации
учащихся.
В
условиях
коллективного
обучения учащегося более внимательно относятся к оценке своего участия в
выполнении общего задания (групповая деятельность, работа в парах), так
как работа в команде побуждает учащегося к активным действиям. Решение
заданий в группе по карточкам-тренажерам, самостоятельное оценивание
себя и друг друга по критериям, отчет о результативности работы групп,
позволяет получить дополнительное объяснение не только от учителя, но и
от
одноклассника,
отработать
навык
решения
типовых
заданий
дополнительно, в случае допущения ошибки. И знать, что отметку можно
улучшить.
Занятия с применением деловой игры относятся к эмоциональным
методам мотивации.
Существенную роль в развитии мотивации к учебной деятельности, к
успешному
обучению
играет
внеурочная
деятельность
и
дополнительное
образование, что предполагает занятость учащихся по интересам во второй
половине дня. Большие возможности в формировании интереса к предмету
имеют так же внеклассные занятия. Учитывая, эти занятия проходит после
уроков, подбираются такие формы работы, которые учащимся позволят с
интересом
выполнять
задания.
На
уроках
и
занятиях
внеурочной
деятельности необходимо определять для учащихся посильную нагрузку, с
тем,
чтобы
избежать
снижения
темпов
умственного
развития,
потери
познавательного
интереса.
Внеурочная
деятельность
для
учащихся
-
это
способ
научиться
тому,
чему
не
может
научить
обычный
урок,
это
дополнительная
проба
себя,
возможность
собственной
реализации
через
участие
в
конкурсах,
конференциях,
создания
собственных
продуктов
деятельности.
На
занятиях
внеурочной
деятельности
«Математический
марафон»
учащиеся
не
только
отрабатывают
навык
решения
заданий
базового уровня по математике, но и составляют свои задания по темам. Так
же
предлагаются
задания
по
русскому
языку,
окружающему
миру,
литературному
чтению
в
содержании
которых
отмечается межпредметная
связь. Многие
программы
внеурочной
деятельности
и
дополнительного
образования
могут
способствовать
развитию
мотивации
к
изучению
математики.
А
так
же
других
предметов.
Так
на
занятиях
внеурочной
деятельности по окружающему миру предлагается математический подход к
решению задач на смеси, формы и некоторые природные явления. На уроках
математики
приводится
решение
задач
окружающего
мира,
требующее
перевод единиц из одной системы счисления в другую. О том, что на уроках
3
всех предметов нужны навыки математических вычислений учащиеся знают.
И те задания по математике, которые необходимы для восприятия нового
материала на других предметах, учителями-предметниками отрабатываются
на своих уроках или на интегрированных уроках.
Разнообразная
форма
организации
внеурочной
деятельности
значительно повышает активность и работоспособность детей, способствует
психологической разрядке, снятию стрессовых ситуаций. При организации
проектной, научно- исследовательской деятельности учащиеся открывают в
себе
способности
исследователя,
умение
анализировать,
обобщать,
систематизировать учебный материал. Занятие данным видом деятельности
выявляет
и
раскрывает
личностный
потенциал
учащегося.
Результатом
проектной
деятельности
стало
применение
метода
нумерологии,
как
простого,
доступного
и
понятного
способа
для
профессионального
самоопределения.
Участие
в
мероприятиях
«Недели
математики»
позволяет
учащимся
получить не только дополнительные знания, но и проявить себя знатоком
материала вне учебника.
Участие в международной олимпиаде «Кенгуру» стало традиционным
для
моих
учащихся.
Так
же
мои
учащиеся
принимают
участие
и
в
олимпиадах: «Медвежонок», «КИТ» и др. Участие в олимпиадах и конкурсах
по
математике,
проводимых
во внешкольной
образовательной
среде
способствует развитию мотивации учения.
Применение в обучении информационных технологий – это большой
стимул
в
обучении.
На
таких
занятиях
активизируются
психические
процессы
учащихся:
восприятие,
внимание,
память,
мышление;
гораздо
активнее и быстрее происходит развитие познавательного интереса, но нужно
помнить о нормах использования технических средств.
Мнение родителей об уровне преподавания играет немаловажную роль в
формировании
мотивации
учащихся
к
изучению
предмета.
Результаты
анкетирования,
проводимые
на
родительских
собраниях,
индивидуальные
беседы, дают основания для корректировки подхода к обучению учащихся.
Уважительное
отношение
родителей
учащихся
безусловно,
оказывает
положительное
влияние
на
развитие
мотивации
к
изучению
предметов.
Родители
оказывают
неоценимую
помощь
в
осуществлении
системного
контроля.
В
своей
работе,
по
данному
направлению,
я
использую
инновационные подходы и приемы мотивации в обучении, методические
исследования достижения педагогики творчества, а так же опираюсь на
личный опыт и опыт коллег.
4
Вопрос формирования и развития мотивации к учебной деятельности
всегда был и будут актуальными. И только координация и сплоченность
всех
участников
образовательных
отношений
позволят
сформировать
благоприятную
среду
для
развития
мотивации
учения,
для
повышения
качества образования, для гармоничного развития личности и успешности
выпускника.
Используемые источники
1.Валеев
Г.Х.
Методология
и
методы
психолого-педагогиче ских
исследований: Учебное пособие для студентов 3-5-х курсов педагогических
вузов. - Стерлитамак: Стерлитамак. гос. пед. ин-т, 2002. - 134 с.
2. Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М., 1996. - 340 с.
3.Ильин Е. П. И 46 Мотивация и мотивы. — СПб.: Питер, 2002 — 512 с: ил. -
(Серия «Мастера психологии»)
4. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М., 1975. - 304 с.
5.
Лукьянова
М.И.,
Калинина
Н.В.
Психолого-педагогические
показатели
деятельности школы: критерии и диагностика. - М.: тЦ Сфера, 2004. - 208 с.
6. Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения. -
М., 1990. - 212 с.