Напоминание

Использование и внедрение ИКТ в практическую деятельность педагога.


Автор: Саурскя Тамара Константиновна
Должность: Музыкальный руководитель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №14"Тополёк"
Населённый пункт: г.Анапа, Краснодарский край
Наименование материала: Статья
Тема: Использование и внедрение ИКТ в практическую деятельность педагога.
Раздел: дошкольное образование





Назад




1

Современный мир непрерывно меняется, а с ним меняются и наши

дети. Сегодня уже не вызывает сомнений тот факт, что современные дети

сильно отличаются не только от тех, кого описывали в своих сочинениях Я.

А. Коменский и В. А. Сухомлинский, но и от своих сверстников последних

десятилетий.

И

не

потому,

что

изменилась

природа

самого

ребенка,

принципиально

изменилась

жизнь,

ожидания

взрослых

и

детей,

воспитательные модели в семье, педагогические требования в детском саду.

И действительно, использование информационно-коммуникационных

технологий,

разработка

собственных

мультимедийных

проектов,

учебно-

методических,

игровых

пособий

и

внедрение

их

в

практическую

деятельность

педагогов

позволит

повысить

качество

организации

воспитательно-образовательного

процесса,

сделать

процесс

обучения

интересным, а развитие ребенка эффективным, откроет новые возможности

образования не только для ребенка, но и для самого педагога.

В

практике

работы

музыкального

руководителя

использование

информационно-коммуникационных

технологий

является

необходимым

средством повышения качества воспитательно-образовательного процесса.

Использование

ИКТ

с

детьми

осуществляется

в

непосредственно

образовательной музыкальной деятельности и индивидуальной работе.

Для формирования и развития у детей устойчивого познавательного

интереса перед музыкальным руководителем должна стоять задача: сделать

непосредственно образовательную музыкальную деятельность интересной,

насыщенной

и

занимательной,

т.

е.

материал

должен

содержать

в

себе

элементы

необычайного,

удивительного,

неожиданного,

вызывающий

интерес у детей к учебному процессу.

2

Организация

непосредственно

образовательной

деятельности

(НОД)

по

освоению

детьми

образовательной

области

«Музыка»

основной

общеобразовательной

программы

с

применением

информационно-

коммуникационных

технологий

в

сочетании

с

традиционными

методами

обучения, на наш взгляд, улучшает результат образования, и помогает решить

ряд задач:

сделать материал доступным для восприятия не только через слуховые

анализаторы, но и через зрительные;

существенно расширить понятийный ряд музыкальных тем, делая их

доступными и понятными детям;

обогатить

методические

возможности

организации

совместной

деятельности педагога и детей, придать ей современный уровень с учетом

ФГОС

активизировать

творческий

потенциал

ребёнка,

способствовать

воспитанию интереса к музыкальной культуре;

развить интегративные качества дошкольника.

И действительно, в образовательной области «Музыка» применение ИКТ

раскрывает большие возможности. Красочные познавательные презентации,

видеофильмы, мультимедийные пособия помогают разнообразить процесс

знакомства детей с музыкальным искусством, сделать встречу с музыкой

более яркой, интересной.

Задачи музыкального воспитания осуществляются посредством нескольких

видов музыкальной деятельности в детском саду: слушания музыки, пения,

музыкально-ритмических движений, музыкально-дидактических игр.

3

Средства

новых

информационных

технологий

включаются

во

все

виды

музыкальной деятельности.

Так,

в

разделе«Слушание

музыки» используются мультимедийные

презентации. С этой целью создан целый ряд мультимедийных презентаций в

п р о г р а м м е PowerPointв

соответствии

с

комплексно-тематиче ским

планированием

по

освоению

детьми

младшего

и

старшего

дошкольного

возраста образовательной области «Музыка» основной общеобразовательной

программы.

Мультимедиа

презентации

позволяют

обогатить

п р о ц е с с

эмоционально-образного познания, вызывают желание неоднократно слушать

музыкальное произведение, помогают надолго запомнить предложенное для

слушания

музыкальное

произведение,

зрительное

восприятие

изучаемых

объектов позволяет быстрее и глубже воспринимать излагаемый материал.

Презентации

незаменимы

при

знакомстве

детей

с

творче ством

композиторов,в

этом

случае

яркие

портреты,

фотографии

привлекают

внимание

детей,

развивают

познавательную

деятельность,

разнообразят

впечатления

детей.

Мультимедийные

презентации

очень

гармонично

вписываются в праздник, как часть утренника.

Используя

мультимедийные

презентации,

в

первую

очередь,

необходимо позаботиться о соблюдении санитарно-гигиенических норм, а

именно очень важно, чтобы расстояние до экрана составляло не менее 50 см,

изображение

было

чёткое.

При

создании

электронной

презентации

необходимо

определить

стиль

презентации,

подобрать

фон,

обработать

иллюстрации, и конечно самое важное помнить, что материал должен быть

доступен для ребёнка.

С целью эффективного методического сопровождения интегративных форм

развивающей непосредственно образовательной музыкальной деятельности

4

разработана

и

активно

используется

в

практической

деятельности серия

мультимедийных учебно-методических пособий «Игровая теория музыки».

При

создании

мультимедийных

пособий

использовались

следующие

компьютерные программы:

ProShowProduct(программа для создания видео);

PinnacleStudio

14 (для

редактирования

видео,

добавления

музыки,

переходов, анимации и различных эффектов);

Audacity(программа

с

расширенными

возможностямидля

записи

и

редактирования цифрового аудио);

FormatFactoru (многофункциональный конвертермультимедиа файлов);

PMNero6 (программа записи на электронный носитель).

Серия

мультимедийных

учебно-методических

пособий

«Игровая

теория

музыки»

с

учётом

принципов

комплектности,

ва р и ат и в н о с т и ,

преемственности

дошкольного

и

начального

общего

образования,

обеспечивает единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и

задач

процесса

образования

детей

дошкольного

возраста,

принципа

интеграции

образовательных

областей

в

соответствии

с

возрастными

возможностями

и

особенностями

воспитанников,

спецификой

и

возможностями образовательных областей.

Данные мультимедийные пособия разработаны и эффективно используются в

практической

деятельности

в

соответствии

с

комплексно-тематическим

планированием

по

освоению

детьми

старшего

дошкольного

возраста

образовательной

области

«Музыка»

основной

общеобразовательной

программы.

Пособия

носят

вспомогательный

характер

и

являются

дополнением к традиционным наглядным методам и средствам обучения в

разделе «Слушание» НОД.

5

С ерия

«Игровая

теория

музыки»

предст авлена

с л еду ю щ и м и

мультимедийными

учебно-методическими

пособиями:

«Танцевальная

мозаика»,

«Духовые

инструменты»,

«В

мире

марша»,

«Струнные

инструменты», «Разные виды оркестров», «Семь нот»,«Где живут звуки?».

Пение занимает ведущее место в системе музыкально-эстетического

воспитания

детей

дошкольного

возраста.

Этот

вид

деятельности

тоже

предполагает

использование

информационно-коммуникационных

технологий. Так, условием хорошей дикции, выразительного пения является

понимание смысла слов, музыкального образа песни, поэтому мною создана

картотека электронных

иллюстрации

и

презентацийк

различным

песням,

требующим пояснения к тексту. Работая над качеством исполнения песен,

звукоизвлечением,

используются видеоролики

с

участием

детей:

записывается на видеокамеру исполнение детьми песни, затем совместно с

детьми просматривается на большом экране через проектор и обсуждается.

Применение

ИКТ

при

выполнении музыкально-ритмических упражнений,

различныхтанцев

помогает

детям

точно

выполнять

указания

педагога,

выразительно

исполнять

движения.

Качественному

исполнению

танцевальных

композиций

способствует

просмотр

специально

созданных

видеороликов.

Нашло

отражение

в

проекте «Обучение

детей

основам

безопасности в детском саду на основе детского танца»

Музыкально-дидактические игры также можно организовать с применением

ИКТ. Разработан комплект музыкально-дидактических игровых пособий с

аудио приложениями: «Песня, танец, марш», «Зайцы на полянке», «Кого

встретил колобок», «Музыкальные птенчики», «Три цветка» и др.

Музыкально-дидактические

игровые

пособия

с

аудио

приложениями

предназначены для организации самостоятельной и совместной деятельности

детей

5–7

лет,

направлены

на

накопление

опыта

восприятия

музыки,

6

формирование представлений о музыкальных звуках и их свойствах, развитие

музыкального

слуха

у

детей,

ориентированы

на

стимулирование

самостоятельного

познания,

творческого

процесса,

инициативы,

свободы

выбора,

развитие

коммуникативных

каче ств.

Используются

в

индивидуальной

работе

для

закрепления

полученных

знаний

по

образовательной области «Музыка».

Таким образом, информатизация системы образования предъявляет новые

требования к педагогу и его профессиональной компетентности. Педагог

должен

не

только

уметь

пользоваться

компьютером

и

современным

мультимедийным

оборудованием,

но

и

создавать

свои

образовательные

ресурсы,

широко

использовать

их

в

своей

педагогической

деятельности,

учитывая индивидуальные и возрастные особенности современных детей.



В раздел образования