Автор: Саурскя Тамара Константиновна
Должность: Музыкальный руководитель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №14"Тополёк"
Населённый пункт: г.Анапа, Краснодарский край
Наименование материала: Статья
Тема: Использование и внедрение ИКТ в практическую деятельность педагога.
Раздел: дошкольное образование
1
Современный мир непрерывно меняется, а с ним меняются и наши
дети. Сегодня уже не вызывает сомнений тот факт, что современные дети
сильно отличаются не только от тех, кого описывали в своих сочинениях Я.
А. Коменский и В. А. Сухомлинский, но и от своих сверстников последних
десятилетий.
И
не
потому,
что
изменилась
природа
самого
ребенка,
принципиально
изменилась
жизнь,
ожидания
взрослых
и
детей,
воспитательные модели в семье, педагогические требования в детском саду.
И действительно, использование информационно-коммуникационных
технологий,
разработка
собственных
мультимедийных
проектов,
учебно-
методических,
игровых
пособий
и
внедрение
их
в
практическую
деятельность
педагогов
позволит
повысить
качество
организации
воспитательно-образовательного
процесса,
сделать
процесс
обучения
интересным, а развитие ребенка эффективным, откроет новые возможности
образования не только для ребенка, но и для самого педагога.
В
практике
работы
музыкального
руководителя
использование
информационно-коммуникационных
технологий
является
необходимым
средством повышения качества воспитательно-образовательного процесса.
Использование
ИКТ
с
детьми
осуществляется
в
непосредственно
образовательной музыкальной деятельности и индивидуальной работе.
Для формирования и развития у детей устойчивого познавательного
интереса перед музыкальным руководителем должна стоять задача: сделать
непосредственно образовательную музыкальную деятельность интересной,
насыщенной
и
занимательной,
т.
е.
материал
должен
содержать
в
себе
элементы
необычайного,
удивительного,
неожиданного,
вызывающий
интерес у детей к учебному процессу.
2
Организация
непосредственно
образовательной
деятельности
(НОД)
по
освоению
детьми
образовательной
области
«Музыка»
основной
общеобразовательной
программы
с
применением
информационно-
коммуникационных
технологий
в
сочетании
с
традиционными
методами
обучения, на наш взгляд, улучшает результат образования, и помогает решить
ряд задач:
сделать материал доступным для восприятия не только через слуховые
анализаторы, но и через зрительные;
существенно расширить понятийный ряд музыкальных тем, делая их
доступными и понятными детям;
обогатить
методические
возможности
организации
совместной
деятельности педагога и детей, придать ей современный уровень с учетом
ФГОС
активизировать
творческий
потенциал
ребёнка,
способствовать
воспитанию интереса к музыкальной культуре;
развить интегративные качества дошкольника.
И действительно, в образовательной области «Музыка» применение ИКТ
раскрывает большие возможности. Красочные познавательные презентации,
видеофильмы, мультимедийные пособия помогают разнообразить процесс
знакомства детей с музыкальным искусством, сделать встречу с музыкой
более яркой, интересной.
Задачи музыкального воспитания осуществляются посредством нескольких
видов музыкальной деятельности в детском саду: слушания музыки, пения,
музыкально-ритмических движений, музыкально-дидактических игр.
3
Средства
новых
информационных
технологий
включаются
во
все
виды
музыкальной деятельности.
Так,
в
разделе«Слушание
музыки» используются мультимедийные
презентации. С этой целью создан целый ряд мультимедийных презентаций в
п р о г р а м м е PowerPointв
соответствии
с
комплексно-тематиче ским
планированием
по
освоению
детьми
младшего
и
старшего
дошкольного
возраста образовательной области «Музыка» основной общеобразовательной
программы.
Мультимедиа
презентации
позволяют
обогатить
п р о ц е с с
эмоционально-образного познания, вызывают желание неоднократно слушать
музыкальное произведение, помогают надолго запомнить предложенное для
слушания
музыкальное
произведение,
зрительное
восприятие
изучаемых
объектов позволяет быстрее и глубже воспринимать излагаемый материал.
Презентации
незаменимы
при
знакомстве
детей
с
творче ством
композиторов,в
этом
случае
яркие
портреты,
фотографии
привлекают
внимание
детей,
развивают
познавательную
деятельность,
разнообразят
впечатления
детей.
Мультимедийные
презентации
очень
гармонично
вписываются в праздник, как часть утренника.
Используя
мультимедийные
презентации,
в
первую
очередь,
необходимо позаботиться о соблюдении санитарно-гигиенических норм, а
именно очень важно, чтобы расстояние до экрана составляло не менее 50 см,
изображение
было
чёткое.
При
создании
электронной
презентации
необходимо
определить
стиль
презентации,
подобрать
фон,
обработать
иллюстрации, и конечно самое важное помнить, что материал должен быть
доступен для ребёнка.
С целью эффективного методического сопровождения интегративных форм
развивающей непосредственно образовательной музыкальной деятельности
4
разработана
и
активно
используется
в
практической
деятельности серия
мультимедийных учебно-методических пособий «Игровая теория музыки».
При
создании
мультимедийных
пособий
использовались
следующие
компьютерные программы:
ProShowProduct(программа для создания видео);
PinnacleStudio
14 (для
редактирования
видео,
добавления
музыки,
переходов, анимации и различных эффектов);
Audacity(программа
с
расширенными
возможностямидля
записи
и
редактирования цифрового аудио);
FormatFactoru (многофункциональный конвертермультимедиа файлов);
PMNero6 (программа записи на электронный носитель).
Серия
мультимедийных
учебно-методических
пособий
«Игровая
теория
музыки»
с
учётом
принципов
комплектности,
ва р и ат и в н о с т и ,
преемственности
дошкольного
и
начального
общего
образования,
обеспечивает единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и
задач
процесса
образования
детей
дошкольного
возраста,
принципа
интеграции
образовательных
областей
в
соответствии
с
возрастными
возможностями
и
особенностями
воспитанников,
спецификой
и
возможностями образовательных областей.
Данные мультимедийные пособия разработаны и эффективно используются в
практической
деятельности
в
соответствии
с
комплексно-тематическим
планированием
по
освоению
детьми
старшего
дошкольного
возраста
образовательной
области
«Музыка»
основной
общеобразовательной
программы.
Пособия
носят
вспомогательный
характер
и
являются
дополнением к традиционным наглядным методам и средствам обучения в
разделе «Слушание» НОД.
5
С ерия
«Игровая
теория
музыки»
предст авлена
с л еду ю щ и м и
мультимедийными
учебно-методическими
пособиями:
«Танцевальная
мозаика»,
«Духовые
инструменты»,
«В
мире
марша»,
«Струнные
инструменты», «Разные виды оркестров», «Семь нот»,«Где живут звуки?».
Пение занимает ведущее место в системе музыкально-эстетического
воспитания
детей
дошкольного
возраста.
Этот
вид
деятельности
тоже
предполагает
использование
информационно-коммуникационных
технологий. Так, условием хорошей дикции, выразительного пения является
понимание смысла слов, музыкального образа песни, поэтому мною создана
картотека электронных
иллюстрации
и
презентацийк
различным
песням,
требующим пояснения к тексту. Работая над качеством исполнения песен,
звукоизвлечением,
используются видеоролики
с
участием
детей:
записывается на видеокамеру исполнение детьми песни, затем совместно с
детьми просматривается на большом экране через проектор и обсуждается.
Применение
ИКТ
при
выполнении музыкально-ритмических упражнений,
различныхтанцев
помогает
детям
точно
выполнять
указания
педагога,
выразительно
исполнять
движения.
Качественному
исполнению
танцевальных
композиций
способствует
просмотр
специально
созданных
видеороликов.
Нашло
отражение
в
проекте «Обучение
детей
основам
безопасности в детском саду на основе детского танца»
Музыкально-дидактические игры также можно организовать с применением
ИКТ. Разработан комплект музыкально-дидактических игровых пособий с
аудио приложениями: «Песня, танец, марш», «Зайцы на полянке», «Кого
встретил колобок», «Музыкальные птенчики», «Три цветка» и др.
Музыкально-дидактические
игровые
пособия
с
аудио
приложениями
предназначены для организации самостоятельной и совместной деятельности
детей
5–7
лет,
направлены
на
накопление
опыта
восприятия
музыки,
6
формирование представлений о музыкальных звуках и их свойствах, развитие
музыкального
слуха
у
детей,
ориентированы
на
стимулирование
самостоятельного
познания,
творческого
процесса,
инициативы,
свободы
выбора,
развитие
коммуникативных
каче ств.
Используются
в
индивидуальной
работе
для
закрепления
полученных
знаний
по
образовательной области «Музыка».
Таким образом, информатизация системы образования предъявляет новые
требования к педагогу и его профессиональной компетентности. Педагог
должен
не
только
уметь
пользоваться
компьютером
и
современным
мультимедийным
оборудованием,
но
и
создавать
свои
образовательные
ресурсы,
широко
использовать
их
в
своей
педагогической
деятельности,
учитывая индивидуальные и возрастные особенности современных детей.