Напоминание

"Рабочая программа по воспитательной работе в ГПД"


Автор: Ефремова Наталия Михайловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ОГБОУ "Школа–интернат №89"
Населённый пункт: г. Ульяновск
Наименование материала: Рабочая программа
Тема: "Рабочая программа по воспитательной работе в ГПД"
Раздел: среднее образование





Назад




Рабочая программа

по воспитательной работе

в ГПД

областного государственного бюджетного общеобразовательного учреждения

«Школа-интернат для обучающихся

с ограниченными возможностями здоровья № 89».

Разработчик программы

Ефремова Наталия Михайловна

Воспитатель

Высшая категория

г. Ульяновск, 2018г.

Содержание

1.

Пояснительная записка

2.

Характеристика воспитанников ГПД

3.

Критерии сформированности навыков поведения у воспитанников

младшего и среднего школьного возраста

4.

Основные направления воспитательной деятельности

5.

Цели и задачи режимных моментов в группе продленного дня

6.

Примерный тематический план

7.

Учебно-методический комплекс

Пояснительная записка

Программа

воспитания

детей

с

ограниченными

возможностями

здоровья

отражает

современное

понимание

процесса

воспитания

детей

данной

категории.

Оно

основывается

на

закономерностях

развития

в

школьном

возрасте,

являющимся

уникальным

и

неповторимым

этапом

в

жизни

ребенка.

В

этот

период

закладывается

основа

для

личностного

становления ребенка, развития его способностей и возможностей, воспитание

самостоятельности и дальнейшей социализации.

Данная программа

предназначена

для

проведения

воспитательной

коррекционно-педагогической работы

с воспитанниками ГПД

и 4в

классов в возрасте 10- 12 лет, обучающихся:

- по программе для детей с нарушениями опорно – двигательного

аппарата, обучающихся по общеобразовательной программе;

-

программе

для

детей

с

нарушениями

опорно

двигательного

аппарата и задержкой психического развития;

-

для

детей

с

нарушениями

опорно

двигательного

аппарата,

имеющих умственную отсталость.

Срок реализации программы – 1 год.

Группы

продленного

дня

в

школе

являются

необходимой

формой

организации внеурочного времени учащихся младших, средних и старших

классов.

Продленный

день

в

школе

способствует

формированию

воспитывающей

образовательной

среды. Основная цель организации групп

продленного

дня

-

максимальное

развитие

личности

каждого

ребенка:

воспитание

сознательного,

здорового

члена

общества,

инициативного

и

думающего, формирование детского интеллекта, целенаправленное развитие

у ребенка познавательных психических процессов: внимания, воображения,

восприятия, памяти, мышления и раскрытие творческого потенциала каждого

ребенка.

Группа продленного дня - одна из форм общественного воспитания

детей,

которая

имеет

большие

возможности

для

комплексного

решения

учебно-воспитательных и оздоровительных задач.

Рабочая программа по воспитанию в ГПД разработана на основе

Программы воспитания Худенко Е. Д., Гаврилычева Г. Ф., Селиванова Е. Ю..

Организация

и

планирование

воспитательной

работы

в

специальной

(коррекционной) школе-интернате, детском доме. -М.: АРКТИ, 2006

Данная программа опирается на нормативно-правовые документы:

Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29

декабря 2012 г. N 273-ФЗ

Закон об основных гарантах прав ребенка» (от 27.07.1996 3124 – ФЗ)

Федеральный закон РФ «О социальной защите инвалидов в РФ2 (№

181-ФЗ)

Письмо

Минобразования

РФ

от

4.09.97

г.

48

специфике

деятельности

специальных

(коррекционных)

образовательных

учреждений I-VIII видов" (с изменениями от 26 декабря 2000 г.)

Устав школы - интерната

Цель: создание условий для формирования, становления и развития

личности

воспитанника

с

ограниченными

возможностями

здоровья,

умеющей

полноценно

жить

и

работать

в

современных

социально-

экономических условиях.

Задачи:

- укрепление физического и психического здоровья воспитанников;

-

формирование

социально-бытовых

знаний,

умений

и

навыков,

воспитание правовой культуры;

-

развитие

творческих

способностей,

художественно-эстетического

восприятия;

- воспитание патриотических чувств, любви к Родине, родному краю,

приобщение к народным традициям; формирование экологической культуры;

-

формирование

и

развитие

трудовых

умений

и

навыков;

профессиональных интересов и склонностей, способности к жизненному и

профессиональному самоопределению.

Создание условий самореализации, жизнедеятельности воспитанников

организуется на следующих принципах:

Личностный подход — признание личности развивающегося человека,

уважение

уникальности

и

своеобразия

каждого

ребенка,

отношение

к

воспитаннику, как к объекту собственного развития, опора в воспитании на

естественный процесс саморазвития личности.

Природособразность

-

воспитание

с

учетом

природы

ребенка,

его

индивидуальных,

биологических,

физиологических

и

психических

особенностей.

Педагогическая

целесообразность

-

мера

педагогиче ского

вмешательства, разумной достаточности. Предоставление самостоятельности

и возможности самовыражения личности ребенка.

Культуросообразность

-

формирование

личности

ребенка

в

рамках

национальной культуры, культуры отношений с природой, взаимодействия с

семьей, восприятие достоинства культуры народа через историю и культуры

семьи.

Гуманистические принципы образования в школе предполагают реали-

зацию воспитательных задач на каждом учебном занятии, создание воспита-

тельной среды во внеурочное время, построение системы внеклассной рабо-

ты, нацеленной на укрепление здоровья учащихся и духовно - нравственное

развитие личности каждого ребенка.

Данная программа составлена с учетом особенностей воспитанников

их

возможностями.

Учащиеся

имеют

умственную

отсталость,

нарушения

ЦНС,

опорно-двигательного

аппарата

в

сочетании

с

сенсорными,

эмоционально-волевыми

нарушениями,

слуха,

зрения,

поэтому

при

составлении

программы

особое

внимание

отводится

коррекционно-

развивающим

составляющим,

способствующим

компенсации

данных

нарушений в развитии.

Программа разработана с учетом специфики работы с детьми,

имеющими умственную отсталость. У данных детей отмечается снижение

познавательной

активности,

недостаточность

внимания,

памяти,

пространственной

ориентировки

и

другие

особенности,

отрицательно

влияющие

на

успешность

их

воспитания.

Программа

для

детей

с

нарушениями

опорно-двигательного

аппарата

и

умственной

отсталостью

сформирована

с

учетом

особых

образовательных

потребностей

данной

категории воспитанников.

При планировании и проведении клубных часов особое внимание

уделяется предметно-практической деятельности. Содержание мероприятия

максимально направлено

на развитие ученика. Используются различные

виды

практической

деятельности,

действия

с

реальными

предметами,

использованием

наглядно-графических

таблиц,

предметных

и

сюжетных

картин. Создается возможность для широкой подготовки воспитанников к

выполнению

различных

заданий:

формирования

пространственных

представлений, умения сравнивать, обобщать предметы и явления. Часть

занятий проводится в игровой форме. Этим поддерживается постоянный

интерес к занятиям.

При проведении игр и упражнений исключается ситуация неудач.

Реакция на ошибки проявляется в форме помощи.

Коррекционно-развивающие упражнения должны обеспечить не только

усвоение определенных знаний, умений и навыков, но также формирование

приемов умственной деятельности.

Данная

программа

включает

в

себя

такие виды

и

направления

внеурочной

деятельности,

как:

игровая,

досугово-развлекательная,

познавательная,

трудовая,

спортивно-оздоровительная,

художественное

творчество, основы социализации, гражданско-патриотическое и личностное

воспитание.

Она предусматривает физическое, умственное, нравственное, трудовое

и эстетическое воспитание.

Коррекционно

-

развивающее

сопровождение

воспитательного

процесса - это организация и проведение всех воспитательных мероприятий,

общение взрослого и воспитанника, в ходе которых происходит коррекция

каких – либо отклонений, недостатков личности ребенка на основе развития

его

потенциальных

возможностей.

Коррекционная

работа

это

процесс

развития механизмов компенсации дефекта.

Коррекционно-воспитательная работа строится с учетом особенностей

психического развития детей с ЗПР, органически связана с воспитанием

произвольного внимания и памяти.

Цель

коррекционной

воспитательной

работы

-

активизация

познавательной

деятельности,

эмоционально-волевой

сферы,

коррекция

внимания, памяти, мышления, воображения.

Задачами коррекционного обучения в группе для детей с задержкой

психического развития являются:

Создание ребенку с ЗПР условий для осуществления содержательной

деятельности

в

условиях,

оптимальных

для

его

всестороннего

и

своевременного психического развития;

обеспечение охраны и укрепления здоровья ребенка;

коррекция

(исправление

или

ослабление)

негативных

тенденций

развития;

стимулирование и обогащение развития во всех видах деятельности

(познавательной, игровой, продуктивной, трудовой);

профилактика

вторичных

отклонений

в

развитии

и

трудностей

в

обучении на начальном этапе.

Коррекционная

направленно сть

ре а лизации

п р о г р а м м ы

обеспечивается

через

использование

в

воспитательном

процессе

специальных методов и приёмов:

-

методы

стимулирования

(убеждение,

соревнование,

поощрение,

наказание);

- метод организации деятельности и формирования опыта поведения

(упражнение, поручение, воспитывающие ситуации);

- методы формирования сознания (рассказ, объяснение, разъяснение,

лекция, внушение, инструктаж);

- проблемно-ситуативные методы;

- метод руководства.

Программа

предусматривает

разнообразные формы

проведения

воспитательных занятий: беседа, диспут, лекция, викторина, конкурс, игра

(деловая, интеллектуальная, ролевая), заочное путешествие, брейн – ринг,

акции, диалог, наблюдения, клубные часы, занятия – практикумы, экскурсии,

тематические праздники и вечера, устные журналы, дискуссии, конкурсы,

киносеансы,

соревнования,

тренинги,

встречи

с

интересными

людьми,

использование компьютерных технологий, оформление выставок.

Используются следующие средства воспитания – это различные виды

деятельности

(труд,

игра),

предметы,

вещи,

игрушки,

произведения

материальной и духовной культуры, дидактический материал, природа, ИКТ.

Критерии сформированности навыков поведения у воспитанников

младшего школьного возраста.

Вот

перечень

тех

критериев,

по

которым

можно

определить

результативность работы воспитателя. Это перечень довольно условный, т.к.

каждый ребенок — это индивидуальность. Однако каждая индивидуальность

должна иметь определенный арсенал навыков и приемов поведения, которые

позволят ей чувствовать себя комфортно в любой ситуации.

В

результате

проделанной

работы

у

воспитанников

должны

быть

сформированы следующие умения и навыки адаптивного поведения:

1. Сформирована личностная идентификация: «Кто я?» — имя, пол,

внешность. Знает свои желания, потребности, сильные и слабые стороны;

имеет

представление

о

чертах

своего

характера;

знает

о

способах

реагирования

(рефлексии);

имеет

начальные

представления

и

навыки

коммуникативного поведения: человек — существо социальное; есть разные

способы

общения;

владеет

навыками

речевого

обращения

в

различных

ситуациях;

умеет

использовать

жесты,

интонацию,

мимику

лица

для

выражения своих потребностей, желаний, просьб; умеет вести диалог, беседу;

знает, что такое конфликт и как его можно избежать; знает и умеет следовать

правилам поведения в различных ситуациях: в школе, на улице, в магазине, в

транспорте, в больнице и т.п.; умеет и знает, как быть полезным другу,

взрослому, пожилому человеку;

2. Повышен уровень развития высших психических функций: памяти,

внимания,

мышления

(эти

навыки

и

умения

проверяются

специальными

тестами, и результаты сравнивают с начальными показателями);

3.

Сформирована

убежденность

в

полной

ответственности

за

свое

состояние здоровья;

4.

Владеет

навыками

личной

гигиены,

самообслуживающего

труда:

чистить зубы, причесываться, умываться, пользоваться туалетом, принимать

душ; ухаживать за одеждой, подбирать туалет в соответствии с погодой

(красивый

и

комфортный);

содержать

свое

рабочее

место,

в

аккуратном

состоянии, владеть навыками уборки помещений, участка;

5.

Владеет

отдельными

навыками

тренировки

своего

организма

и

закаливания.

6. Развиты начальные механизмы творческого воображения: описать

ощущения

при

прослушивании

музыки;

придумать

начало

или

конец

сюжетного рассказа; нарисовать настроение; придумать и сделать подарок;

составить

приглашение

на

праздник,

в

гости

так,

чтобы

никто

не

мог

отказать, и т.п.;

7. Сформирована система элементарных трудовых навыков и умений:

умеет играть в настольную игру, работать с любой книгой; любит читать (или

хотя

бы,

чтобы

ему

читали);

знает

технологию

поведения

на

уроке,

самоподготовке; может выполнять элементарные работы по дому: убирать,

мыть

посуду,

гладить

белье,

зашивать,

пришивать;

убирать

территорию,

копать, сажать, ухаживать за растениями, домашними животными

Критерии сформированности навыков поведения у воспитанников

среднего школьного возраста

Имеет

начальные

представления

и

навыки

коммуникативного

поведения:

человек

существо

социальное;

есть

разные

способы

общения; владеет навыками речевого общения в различных ситуациях;

умеет использовать жесты, интонацию, мимику для выражения своих

желаний

и

просьб;

умеет

вести

диалог,

беседу;

знает,

что

такое

конфликт

и

как

его

избежать.

Знает

и

умеет

следовать

правилам

поведения в различных ситуациях: в школе, на улице, в магазине, в

транспорте, в больнице. Знает, как быть полезным другу, взрослому,

пожилому человеку.

Повышен уровень развития высших психических функций: памяти,

внимания,

мышления

(эти

навыки

и

умения

проверяются

специальными

тестами,

и

результаты

сравнивают

с

начальными

показателями).

Сформирована убежденность в ответственности за свое здоровье.

Владеет

навыками

личной

гигиены,

самообслуживающего

труда:

чистить

зубы,

причесываться,

умываться,

пользоваться

туалетом,

принимать

душ,

ухаживать

за

одеждой,

подбирать

туалет

в

соответствии с погодой, содержать сое рабочее место, шкаф, спальню в

аккуратном

состоянии.

Владеет

навыками

уборки

класса,

спальни,

игровой комнаты, столовой.

Развиты

начальные

механизмы

творческого

воображения:

может

описать

ощущения

при

прослушивании

музыки,

нарисовать

настроение, придумать и сделать подарок.

Сформирована система учебных и элементарных трудовых навыков и

умений: умеет играть с игрушками, в настольную игру, знает технологию

поведения на уроке, при самоподготовке, умеет выполнять элементарные

работы по дому: убирать, гладить, ухаживать за растениями

Критерии сформированности навыков поведения у воспитанников

старшего школьного возраста.

- Знать «Какой я?», «Что я могу?», быть уверенным в самом себе;

- иметь адекватное понимание своих возможностей, способностей,

характера; знать свои «сильные» и «слабые» стороны;

- уметь общаться в разных социальных группах;

- иметь навыки речевого, жестового общения;

- владеть своим настроением; мимикой лица;

- знать правила взаимоотношений между людьми;

- уметь слушать и быть интересным другом;

- уметь расположить к себе человек;

- уметь улыбаться, спорить, избегать драки, конфликта;

- уметь

работать

сообща,

сотрудничать;

учитывать

интересы

и

желания других;

- знать, что здоровье - это бесценный дар, который постоянно надо

беречь и приумножать;

- понимать значение спорта, физкультуры для организма.

- владеть элементами какого-либо вида спорта;

- иметь скоординированную походку, навыки посадки при учебе, еде;

позы при сне, беге, ходьбе;

- иметь

развитое

воображение,

элементы

творческого

мышления;

знать о широком аспекте творческих профессий и понимает их значение для

жизни человека; осознает прекрасное и сам стремится быть красивым и

приумножать красоту;

- уметь самостоятельно заниматься каким-либо видом творчества.

- владеть навыками самообслуживающего труда и быть способным

выполнять работы по дому, участку: убирать, мыть, стирать, гладить, чистить.

Иметь представления о видах профессий, труде и зарплате; осознают связь

между благополучием человека и его трудом; знать и уметь обращаться с

деньгами.

- четко ориентироваться в гражданском законодательстве о правах и

обязанностях детей в нашей стране;

- иметь представление о правонарушениях и ответственности за это;

- знать, что они граждане России; быть знакомы с символикой, обычаями и

обрядами.

Основные направления воспитательной деятельности.

Воспитательная

работа

в

школе-интернате

осуществляется

по

следующим направлениям:

I.

Основы гражданского и патриотического воспитания.

Задачи:

1.

Научить разбираться в политической жизни России, её традициях и

современных реалиях;

2.

Научить школьников понимать соотношение внутренней и внешней

политики государства;

3.

Воспитывать интерес к политике в сфере международных отношений;

4.

Формировать активную жизненную позицию школьников, воспитывать

сознательное отношение к общечеловеческому долгу;

5.

Утверждение

единства

слова

и

дела

как

повседневной

нормы

поведения;

6.

Воспитание самоуважения и уверенности в себе, чести, достоинства,

прямоты и личной морали, инициативы, энергичности и настойчивости

в выполнении любого дела.

Дети должны знать и уметь:

Знать значение и смысл слов:

право, закон, права и обязанности,

правонарушение,

преступление,

ответственность,

долг,

честь,

достоинство, личность, правовые нормы, совесть, справедливость.

Иметь

первоначальное

представление

о

базовых

ценностях

отечественной культуры, традиционных моральных нормах российских

народов.

Знать название страны, города, улицы и т. п.

Знать традиционные праздники и обычаи русского народа, символику

родной страны.

Знать основные исторические даты и события России.

Знать

имена

людей,

прославивших

Россию,

родной

край.

Основные права ребёнка. Основные правила безопасности своей жизни.

Уметь анализировать нарушения прав ребёнка и человека на примере

персонажей

сказок.

Объяснить

какие

правила

безопасности

жизни

нарушены на примере персонажей сказок.

У м е т ь

р а с с к а з ы в а т ь

о

с е б е ,

о

с в о е й

с е м ь е .

Знать свой домашний адрес.

II.

Охрана здоровья. Физическое развитие.

Задачи:

1.

Укрепление здоровья;

2.

Повышение

уровня

физиче ского

развития

и

ф и з и ч е с ко й

подготовленности учащихся;

3.

Формирование и развитие физических качеств, умений и навыков;

4.

Совершенствование в выбранных видах спорта;

5.

Морально-волевая подготовка учащихся.

Дети должны знать и уметь:

Знать важность физической культуры и спорта для здоровья человека;

Знать и выполнять санитарно-гигиенические правила, соблюдать

здоровьесберегающий режим дня.

Знать правила и уметь играть в подвижные игры.

Уметь поддерживать чистоту и порядок в классе.

Уметь следить за чистотой и опрятностью своей одежды.

Знать меры предосторожности при общении с животными.

Иметь представления о вреде алкоголя, табакокурения и наркомании.

III.

Трудовое воспитание.

Задачи:

1.

Формировать потребность трудиться;

2.

Содействовать профессиональной ориентации учащихся;

3.

Воспитывать уважение к труду и людям труда;

4.

Формировать навыки обслуживающего труда.

Дети должны знать и уметь:

Уметь самостоятельно выполнять практическую работу.

Уметь трудиться на клумбе, участке школьного двора в сквере.

Иметь

навыки

самообслуживания

(подготовка

одежды

и

обуви

к

завтрашнему дню).

Уметь соблюдать порядок на рабочем месте (парте).

Бережно относится к результатам своего труда, труда других людей, к

школьному имуществу, учебникам, личным вещам.

Уметь

выражать

себя

в

различных

доступных

видах

творческой

деятельности.

IV.

Основы социализации и общения. Личностное развитие.

Задачи:

1.

Прививать школьникам навыки планирования и управления временем

для достижения поставленной цели;

2.

Воспитывать умение устанавливать приоритеты в учебе и работе;

3.

Воспитывать чувство ответственности за совершенные действия;

4.

Формировать умение общаться со сверстниками и взрослыми.

Дети должны знать и уметь:

Уметь устанавливать коммуникативные связи;

Уметь соблюдать этически дисциплины и дисциплинарные дистанции в

общении со взрослыми;

Уметь вливаться в специфические виды деятельности школы;

Уметь принимать системы школьных и правовых требований;

Уметь решать проблемные ситуации, возникшие в процессе общения;

Иметь различение хороших и плохих поступков;

Иметь

представления

о

правилах

поведения

в

детском

коллективе,

школе, на улице, в населенном пункте, в общественных местах;

Иметь уважительное отношение к семье, к старшим, доброжелательное

отношение к сверстникам и младшим.

Уметь

устанавливать

дружеские

взаимоотношения

в

коллективе,

основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке;

Уметь правильно вести себя в общественных местах;

Уметь

употреблять

речевые

этикетные

стереотипы

в

различных

ситуациях;

Владеть своим эмоциональным настроением;

Уметь

воспитывать в себе уверенность, уметь слушать и слышать

других, уметь вежливо общаться, оказывать помощь.

Знать народный фольклор, сказки, рассказы о природе;

Уметь

интересоваться

народными

традициями

и

обычаями

своего

народа;

Знать

основные

понятия

(семья,

уклад

жизни

и

традиции

семей,

родительский

дом,

родословная,

семейные

корни,

авторитет

отца

и

матери, духовное общение в семье, братья и сестры в семье и их

взаимоотношения, младшие и старшие дети, традиции отношения к

старшим в семье, положение ребенка в семье) ;

Уметь правильно и осознанно вести себя в экстренных ситуациях.

V.

Творческое воображение.

Задачи:

1.

Воспитывать стремление быть красивым;

2.

Формировать умение видеть, осознавать и беречь все прекрасное;

3.

Формировать художественный и эстетический вкус учащихся;

4.

Знакомить с основами народного творчества.

Дети должны знать и уметь:

Дети должны иметь представления о душевной и физической красоте

человека.

Уметь переносить свои впечатления и представления в разные виды

художественной

деятельности:

лепку,

рисование,

аппликацию,

конструирование.

Уметь

видеть

и

понимать

прекрасное,

не

быть

равнодушными

к

жизненным

проблемам

других

людей,

сочувствовать

человеку,

находящемуся в трудной ситуации.

Уметь

эмоционально

реагировать

на

негативные

поступки,

анализировать

нравственную

сторону

своих

поступков

и

поступков

других людей.

Уважительно относиться к родителям, к старшим.

Должны быть знакомы с устным народным творчеством (пословицы и

поговорки, русские народные сказки).

Иметь бережное, гуманное отношение ко всему живому

Цели и задачи

режимных моментов в группе продленного дня

Режимные

моменты

Основные воспитательные задачи и

направления деятельности

Прием детей в

группу

Корректировка внешнего вида, поведения, настроения

учащихся. Обеспечение психологического комфорта.

Воспитание

культуры

поведения

и

привитие

санитарно-гигиенических навыков.

Обед, полдник

Воспитание

культуры

поведения,

уважительного

и

бережного отношения к пище, формирование умения

входить в общественные помещения и выходить из

них, общаться во время еды.

Прогулка

Восстановление

сил,

работоспособности.

Развитие

наблюдательности,

любознательности,

воспитание

любви

к

природе,

родному

краю,

формирование

умения

вести

себя

в

свободном

общении,

играх,

соревнованиях.

Переключение на

умственную

деятельность

Развитие

познавательных

потребностей,

интереса

к

политическим

знаниям,

событиям

культурной

и

экономической жизни страны.

Самоподготовка

Формирование

умения

определять

цель

задания,

навыков самостоятельной учебной работы, развитие

работоспособности,

познавательных

потребностей,

умения рационально использовать свободное время,

осуществлять

самопроверку

и

взаимопроверку,

формирование

нравственных

взаимоотношений

в

процессе совместной работы и взаимопомощи.

Клубно-кружковая

работа

Р а з в и т и е

и н д и в и д у а л ь н ы х

с к л о н н о с т е й ,

способностей, интересов. Воспитание нравственных

черт современного человека, положительных качеств

личности.

Развитие

творческих

возможностей,

ответственности и самостоятельности.

Завершение

работы ГПД

Упражнения

в

умении

аналитически

мыслить,

доброжелательно высказываться.

Ожидаемые результаты:

- Повышение качества обучения учащихся;

- Развитие индивидуальности учащихся;

- Развитие интереса к изучаемым предметам

- Развитие самостоятельности

- Формирование полезных привычек

Примерный тематический план

Направления работы, темы клубных часов

Периоды

Iч.

IIч.

IIIч.

IVч.

I. Нравственное

Мы снова вместе - это здорово!

Что такое личностное развитие?

Правила поведения, по которым мы живем.

Человек, личность, гражданин.

1октября — День добра и уважения.

Ульяновск – город мой родной».

Улицы родного города: прошлое и настоящее».

День народного единства.

Твори добро, не видя в том заслуги.

Что такое счастье?

Что означают наши имена.

Моя семья.

Роль средств массовой информации в годы войны.

Беседа: «Этих дней не смолкнет слава!».

Рождественские традиции.

Москва – столица нашей Родины».

Имею право жить!

Добру откроются сердца.

Мы - дети разных национальностей.

Что такое толерантность?

Символика родного края.

Памятные места Ульяновска

Ваши права и обязанности, дети.

Уроки доброты в истории России

С чего начинается Родина.

Жизнь дана на добрые дела.

Загадочный космос.

А что такое гражданин – Отечества достойный сын?

Край Симбирский.

Ульяновцы на полях сражений.

Быть достойным!

Ульяновск в годы Великой Отечественной.

Я – гражданин России.

Час поэзии: «Россия — Родина моя!».

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

Всего занятий

8

7

10

9

II. Общекультурное

«Краски лета» рисование

Изготовление поделок по теме «ПДД»

Сбор природного материала, осенних листьев

«Фантазия из осенних листьев» аппликация

«Золотая осень» рисуем осенний пейзаж

«Поделки из природного материала» практическое занятие

«Звуки в лесу» занятие с ИКТ

1

1

1

1

1

1

1

«Березка» искусствоведческий час, практическая работа.

Просмотр видеоролика «Березы»

«Азбука вежливости»

«Что в имени твоем» занятие с ИКТ

Изготовление сувениров ко дню матери

Украшение класса к Новому году

«Зима- владыка трех месяцев» викторина

«Зимний пейзаж» час искусства

«Фабрика Деда Мороза»

Наблюдение за зимним пейзажем. Отгадывание загадок о

зиме.

«Зимний пейзаж» рисование по памяти

«Зимующие птицы» рисование

Литературный час «Мои любимые стихи»

«Семь чудес света» познавательное занятие с ИКТ

Час творчества «Открытка ко Дню Защитника Отечества»

Библиотечный час ко дню рождения Агнии Барто

«Путешествие в детство»

Изготовление поздравительной открытки и сувениров к

8 марта

Поделки из бумаги в технике «Оригами»

27 марта – День театра. Час театрального мастерства

Изготовление пасхального яйца из разных материалов и в

разной технике

«Хобби» беседа

Участие в конкурсе «Салют победе!»

Народные промыслы: дымковская игрушка беседа

Изготовление поделок из соленного теста

Викторина «Мой любимый мультгерой»

Чему учит экология

Час творчества «Встречаем лето»

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

Всего занятий

8

8

10

8

III. Спортивно-оздоровительное

Беседа. Режим дня школьника

Просмотр видеоролика «Опасности по дороге в школу»

Конкурс «Знатоки ПДД»

Беседа «Твой внешний вид»

Викторина «Сам себе я помогу и здоровье сберегу»

Беседа «Безопасное поведение в школе во время перемен»

Игра-викторина «Говорим мы вам без смеха - чистота залог

успеха!»

Беседа «Мой внешний вид – залог здоровья»

Беседа «Разговор о правильном питании»

Урок безопасности с ИКТ «Правила личной безопасности

при пожаре»

«Здоровье юного спортсмена» клубный час с ИКТ

Конкурс-викторина «Вредные привычки»

Беседа «Лесная аптека на службе человека»

«Как сохранить и укрепить зрение» клубный час с ИКТ

Викторина «Спорт - залог здоровья»

Беседа «Правильное питание»

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

Викторина «Польза овощей и фруктов»

Беседа «Хорошо быть здоровым»

Игра-викторина «Уход за зубами»

«Загадки о здоровье»

«Микробы в жизни человека» клубный час с ИКТ

Беседа «Профилактика простудных заболеваний»

«В стране полезных привычек» КВН

Презентация «Память – кладовая знаний»

Беседа «Здоровый сон»

«Что такое ОРВИ» познавательное занятие с ИКТ

Презентация «Растения, которые лечат»

Игра-викторина «Сам себе помогу и здоровье сберегу»

Участие в конкурсе рисунков «Здоровый образ жизни»

Беседа «Наше здоровье - в наших руках»

Викторина «Солнце, воздух и вода-наши лучшие друзья»

Беседа «Безопасность при общении с животными»

«Лесная аптека на службе человека» клубный час с ИКТ

Инструктаж по правилам безопасного поведения и охраны

здоровья во время каникул. Презентация «Правила

поведения летом»

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

Всего занятий

8

8

10

9

IV.Социальное

Беседа «Правила поведения в школе, дома и на улице»

Беседа о культуре поведения за столом, в общественных

местах питания

«Поговорим о дружбе» занятие с ИКТ

«Правда и ложь» занятие с ИКТ

4 октября - Всемирный день животных, «В мире животных»

занятие с ИКТ

«Слова и смысл» занятие с ИКТ

«Обида» занятие с ИКТ

Клубный час с ИКТ «Книга – наш лучший друг»

Беседа «Учимся дружно жить»

Беседа-рассуждение «Что такое сила воли?»

Беседа-практикум «Я учусь управлять своими эмоциями»

Беседа «Человек без друзей, что дерево без корней»

Беседа-игра «Доброта. Вежливость. Дружба»

Занятие с ИКТ «Добро и зло»

Беседа с ИКТ «Учимся спорить»

Викторина «Что такое «хорошо», что такое «плохо»

Беседа «В дружбе сила»

Занятие с ИКТ «Традиции гостеприимства»

Беседа «Добру откроются сердца»

Беседа-викторина «Уважай старших»

«Всякая душа-празднику рада» обзорная викторина на тему

русских праздников

«23 февраля- День защитника Отечества» - история

праздника

«Мой знак зодиака» занятие с ИКТ

Беседа «Подвиг матери»

Этикет: как подарить подарок. Игра «Этикет»

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

Беседа-практикум «Вежливость»

«Беседа о храбрости и трусости»

«Характер и способности» - презентация. Беседа «Какой у

меня характер

Игра «Мир эмоций»

Правила поведения в экстремальных ситуациях

Экологический марафон «Будем беречь природу»

Презентация «Мужество и трусость человека. Каковы их

последствия»

Урок-путешествие «Крупнейшие российские музеи»

занятие с ИТК

Турнир знатоков природы

Игра-путешествие «В лесу». «Как вести себя в лесу» беседа

о правилах поведения в лесу

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

8

8

10

9

V. Коррекционно-развивающее

Составление графика дежурств, распределение

обязанностей в группе

Беседа «Руки человека»

Сбор семян цветов. Подготовка семян для хранения

Осенние работы в цветнике

5 октября- День учителя. Беседа «Профессия учитель».

Мастер класс «Поздравительная открытка своими руками»

Презентация «Все работы хороши, выбирай на вкус»

Практическое занятие «Поделки из природного материала»

Уборка на пришкольном участке.

Практическое занятие «Комнатные растения. Правила ухода

за ними»

Беседа «Что такое профессия». Презентация «Профессия

разные нужны»

Изготовление сувениров ко дню матери

Беседа «Твой внешний вид»

Игра-викторина «Хлеб всему голова»

Беседа «Терпение и труд все перетрут»

Беседа «Зимующие птицы». Практическое занятие

«Кормушка для птиц»

«Мастерская Деда Мороза». Изготовление ёлочной

игрушки.

Беседа «Труд человека кормит, а лень- портит»

Беседа-практикум «Покормите птиц зимой»

9 января-День стоматолога. Профессия стоматолог.

Изготовление открытки ко дню Святого Валентина

Беседа-практикум «Есть такая профессия Родину

защищать», изготовление открыток к 23 февраля

Посев семян цветов для рассады

Изготовление поздравительных открыток к 8 марта

Загадки о профессиях

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

Беседа «Интересы и склонности». Профориентация

«Что я знаю о труде пожарных», просмотр видеоролика

«Пожарные»

Беседа «Труд красит человека»

«Новое время-новые профессии» занятие с ИКТ

Работа на пришкольном участке, подготовка клумб

Оформление клумб. Посадка цветов

Уход за клумбой: полив, рыхление

1

1

1

1

1

1

1

Всего занятий

8

8

9

8

Всего занятий за год

40

39

49

42

Итого

170

Учебно-методический комплекс:

1.

Брыкина

Н.Т.,

Жиренко

О.Е.,

Барылкина

Л.П.

Нестандартные

и

интегрированные

уроки

по

курсу

«Окружающий

мир»

1-4

кл.

М.:

ВАКО, 2004. - 320с.

2.

Гайдина Л.И., Кочергина А. В. Группа продлённого дня: конспекты

занятий,

сценарии

мероприятий.

1-2

классы/

Л.И.

Гайдина,

А.

В.

Кочергина. М.: ВАКО, 2010. - 272 с.

3.

Гайдина

Л.И.,

Кочергина

А.

В.Группа

продлённого

дня:

конспекты

занятий,

сценарии

мероприятий.3-4

классы/

Л.И.

Гайдина,

А.

В.

Кочергина. - М.: ВАКО, 2009. - 368 с.

4.

Ковалько

В.И.

Школа

физкультминуток:

Практические

разработки

физкультминуток, гимнастических комплексов, подвижных игр./ В.И.

Ковалько. – М.: ВАКО, 2005. - 208 с.

5.

Мячина

Л.К.

и

др.

Маленьким

детям

-

большие

права.

-

СПб.:

ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007. - 144с.

6.

Обухова Л. А., Лемяскина Н. А. Школа докторов природы или 135

уроков здоровья./ Л. А. Обухова, Н. А. Лемяскина. – М.: ВАКО, 2005. -

208 с.

7.

Яровая

Л.Н.,

Жиренко

О.Е.,

Барылкина

Л.П.,

Обухова

Л.А.

Внеклассные мероприятия. - М.: ВАКО, 2004. - 160с.

8.

Интернет-ресурсы.



В раздел образования