Автор: Боброс Матрена Кирилловна
Должность: воспитатель детского сада
Учебное заведение: МБДОУ "ЦРР – Детский сад №3 " Катюша"
Населённый пункт: город Якутск РС(Я)
Наименование материала: татья "Кризисы развития"
Тема: " Кризис трех лет"
Раздел: дошкольное образование
Боброс Матрена Кирилловна.
МБДОУ «Центр развития - Детский сад №3»Катюша»
г. Якутск Республика Саха (Якутия)
Кризисы развития.
Процесс развития ребенка не протекает плавно и гладко: «взросление»
происходит рывками или скачками. В эти периоды меняется его поведение,
отношение к окружающим его взрослым и наступают так называемые
кризисы развития. Возможности и способности и умения детей непрерывно
увеличиваются и совершенствуются. А родители и другие члены семьи
смотрят на детей как на маленьких, с не изменившимися умениями,
навыками и желаниями.
Пока ребенок мал, он целиком зависит от взрослых, через них он
взаимодействует с миром, познает его, удовлетворяет свои потребности. По
мере взросления ребенок может сам самостоятельно выполнять больше
действий без помощи взрослого. Однако самым близким ему людям
кажется, что их ребенок останется все тем же и все так же нуждается в опеке
и помощи. А детский протест против навязываемой опеки вызывает у них
чувство обиды и непонимания.
Разрешение возникающих противоречий происходит в форме кризисов
развития. Их еще называют возрастными особенностями, потому что
избежать их невозможно. В моменты кризисов поведение детей резко
меняется, в нем появляются ранее несвойственные черты, например
повышенная капризность, своеволие, упрямство, строптивость иногда
деспотизм и ревность, демонстративное неподчинение требованиям
взрослых. В результате возникают трудности в общении и взаимодействии с
ребенком, в уходе за ним, его воспитании.
Но это носит временный характер. Как только взрослые меняют свое
отношение к ребенку, начинают воспринимать его, учитывая его выросшие
возможности, предоставляют ему большую самостоятельность, предъявляют
новые требования, негативные формы поведения исчезают.
К основным возрастным кризисам относятся:
- кризис первого года жизни,
- кризис трех лет,
- кризис шести-семи лет,
- подростковый возраст,
- так называемое «затянувшееся детство».
Кризис трех лет
«Кризис трех лет» может наступить и 2,5 и в 3,5, и даже в 4 года. Все это
зависит от индивидуального развития ребенка. В этом возрасте дети
начинают разваливать построенные из кубиков, строительных конструкторов
постройки, вжикать машинками, трепать и раздевать куклы, мягкие игрушки,
но при этом дети беспрекословно выполняют требования взрослых. Только
все это должно быть сказано мягко, без криков. При этом надо хвалить
малейшие самостоятельные действия детей и направлять в правильное
русло. Дети протестуют против тотального диктата. С этого момента в их
поведении появляются упрямство, непокорность, резкий негативизм.
Положительный момент кризиса трех лет – это появление
самосознания детей. В этом возрасте дети стараются делать все
самостоятельно, хотя это получается не всегда, и в некоторых моментах
только раздражает взрослых. Чтобы избавиться от нежелательных
проявлений кризиса, нужно изменить свою позицию. Предложить детям
поиграть, побольше общаться с детьми во время одевания, приема пищи, сна
и т.д. В игре и через нее дети избавляются от упрямства.