Автор: Максимова Марина Владимировна Должность: учитель физики Учебное заведение: МОБУ СОШ №3 Населённый пункт: город Якутск Наименование материала: статья Тема: как стимулировать учиться Раздел: среднее образование
Как стимулировать желание учиться
Для учителей давно азбучная истина: если школьники хотят овладеть знаниями, то
эффективность познавательного процесса существенно возрастает. Однако педагоги часто
жалуются: дети не хотят учиться. Почему же не хотят? Это вопрос вопросов.
В чем причина? Их немало. И хотя в каждом конкретном случае своя причина, но есть и
довольно распространенные, более или менее типичные, на которые надо обратить особое
внимание. Перечислим их.
Неумение учиться и преодолевать трудности познавательной деятельности
Громадность школьного материала, который нужно усвоить и запомнить
Отвлекающие факторы полнокровной детской жизни
Однообразие жизни и учебного процесса
Бедность
и
непродуманность
методики
и
организации
учебного
процесса
и
школьной жизни вообще
Упорно-однообразная авторитарная позиция учителей и родителей.
Мы видим, что причины нежелания учиться бывает самые разные. Можно ли в этих
условиях
«обеспечить»
не
только
желание
школьников
учиться,
но
и
их
упорную,
постоянную и активную познавательную деятельность?
Трудности овладения современной культурой требуют использовать в учебном процессе
специальные средства и меры, и прежде всего – стимулирование.
Необходимость в стимулировании связана с тем, что человек включается в любую
деятельность только тогда, когда это нужно ему, когда у него есть определенные мотивы для
ее выполнения. Стимулирование познавательной деятельности, да и всякой другой, основано
на том, чтобы вызвать, «подогреть» и усилить мотив, актуализировать связанную с ним
потребность.
Если педагог не знает, что нужно детям, какие у них нужды, потребности, желания,
интересы,
ему
не
удается
стимулировать
их
деятельность.
Сложно,
конечно,
знать
все
потребности
конкретного
ребенка.
Но
изучать
типичные
потребности
школьников
–
общечеловеческие,
возрастные,
половые
и
другие,
чтобы
обратить
их
на
пользу
стимулирования учения и познания, совершенно необходимо. Именно опираясь на такие
потребности, можно найти эффективные стимулы. В этом случае преподавателю удается
вызвать у школьников соответствующие желания и мотивы.
Способы
стимулирования
можно
разделить
на
3
группы.
Первая
группа
связана
с
оптимальным удовлетворением врожденной потребности в познании, которая есть у каждого
ребенка, через разумную организацию обучения. Вторая группа – это специальные стимулы.
Каждый из которых ориентирован на другие, вполне определенные потребности школьников.
Третья группа связана с созданием общих благоприятных условий для учебного процесса,
также стимулирующих познавательную деятельность.
Стимулирующая роль организации учебного процесса
Опять-таки азбучная истина: эффективность знаний зависит от того, как эти знания
подаются. Умелая организация обучения усиливает желание школьников слушать учителя,
читать учебник, решать задачи и запоминать изученный материал.
Составляющие организации учебного процесса как стимул:
- четкое структурирование учебного материала;
- логическое, яркое, увлекательное изложение;
- своевременное чередование различных умственных знаний
Анализ уроков, а также результаты ученических анкет показывают, что, к сожалению,
большинство педагогов еще недостаточно использует возможности ритмичной организации
обучения.
Использование специальных стимулов
Выделим
четыре
подгруппы
стимулов
в
зависимости
от
того,
на
какую
категорию
потребностей они опираются:
А) общечеловеческие потребности;
Б) возрастные потребности;
В) специфические потребности мальчиков и девочек;
Г) индивидуальные потребности.
Рассмотрим подробнее.
А) Опора на общечеловеческие потребности
Используются стимулы:
- новизна учебного материала и характера познавательной деятельности;
- практическое значение и польза предлагаемых учителем знаний для самих школьников;
- противоречивость материала;
- оценка;
- ситуация успеха.
Б) Опора на возрастные потребности
Для
младших
школьников
используются
стимулы
–
игра,
разгадывание
загадок,
раскрытие
тайн,
любые
рассказы,
знакомство
с
фотографиями
или
фильмами.
Для
стимулирования познавательной деятельности младших школьников можно использовать
интерес к нормам взаимоотношений между людьми.
В подростковом возрасте для учащихся является стимулом – тактическое отношение со
стороны
учителя
к
каждому
школьнику,
независимо
от
того,
слабый
он
или
сильный
учащихся, прав он в какой-то ситуации или не прав. Этот стимул используется у нас в школе
редко, т.к. учителя предпочитают авторитарные отношения. Стимулами в этом возрасте
также
являются
–
конкурсы,
викторины,
школьные
соревнования
и
чемпионаты.,
коллективная деятельность.
В) Опора на специфические потребности мальчиков и девочек
Учитель может стимулировать учение, затрагивая те или иные проблемы, связанные с
интересами мальчиков и девочек. Мальчики, как правило, проявляют интерес к спорту,
автомобилям, к технике и военной тематике. Девочек интересуют взаимоотношения людей,
мода, проблемы искусства и эстетики.
Г) Опора на индивидуальные потребности
Сюда можно отнести такие стимулы:
- учет интересов каждого школьника;
- привлекательность школьных помещений;
- кратковременный отдых от умственных занятий посредине урока (шутка, анекдот,
розыгрыш
–
все
это
снимает
напряжение,
дает
разрядку
и
стимулирует
дальнейшее
напряженное учение);
- гуманное отношение к школьникам.
Особое
внимание
необходимо
обращать
на
внутреннюю
мотивацию
учащихся.
К
факторам, оказывающим обычно положительное воздействие на внутреннюю мотивацию
учащихся, следует отнести ситуацию свободного выбора. Психологические исследования
показывают, что предоставление учащимся возможности свободного выбора в процессе
обучения не только стимулирует их внутреннюю мотивацию, но и существенно сказывается
на улучшении качества обучения.
Чего хочет ученик, как правильно его стимулировать — главный вопрос для учителя.
Проведенное нами анкетирование среди учителей и учащихся показал:
1. Стимулы, повышающие мотивацию учащихся, с точки зрения самих учеников:
- яркая, образная, эмоциональная речь учителя;
- обещание отпустить до звонка;
- практическое использование знаний в дальнейшем;
- юмористическая минутка.
2. Стимулы, наиболее часто используемые учителями:
- словесная похвала;
- взаимоконтроль;
- опора на анализ жизненных ситуаций;
- оценка достижений учащихся на родительском собрании;
- использование элементов соревнования.
3. Стимулы, часто встречающиеся как среди учащихся, так и учителей:
- сравнение успехов ученика с его прежними результатами;
- дозированное домашнее задание;
- задание практического характера;
- концентрация внимания на промежуточных результатах деятельности ученика.
Таким
образом,
если
правильно подобрать конкретные и определенные стимулы для
мобилизации усилий ученика, то можно его смутные стремления оформить в прагматические
потребности. Когда мы намерены поймать мышь, мы кладем в мышеловку не спелую вишню,
а кусочек сыра, учитывая не наши собственные вкусы, а вкусы грызуна. И так достигаем
своих целей. Давайте постараемся найти кусочки сыра для ребенка.
Максимова М.В. – учитель физики
первой категории
МОБУ СОШ №3 г Якутск