Автор: Суховий Наталья Алексеевна
Должность: учитель–дефектолог
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №45 г. Ставрополя
Населённый пункт: город Ставрополь
Наименование материала: статья
Тема: "Развитие речи детей с использованием устного народного творчества"
Раздел: дошкольное образование
Доклад для воспитателей на педсовете
по теме: «Развитие речи детей с использованием
устного народного творчества»
Суховий Н.А., учитель-дефектолог МБОУ д/с №45
Основная цель работы по развитию речи - формирование устной речи
и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения языком
своего народа.
На
занятиях
по
развитию
речи
детей
дошкольного
возраста
я
использую работу с разными жанрами литературы . Но особый интерес у
меня вызывает работа с использованием малых форм фольклора( пословицы,
поговорки, загадки, потешки, скороговорки, сказки).
Работая с детьми, приходится сталкиваться с рядом проблем развития речи
дошкольников:
односложная, состоящая лишь из простых предложений речь;
неспособность грамматически правильно построить распространённое
предложение;
бедность речи, недостаточный словарный запас;
бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно
сформулировать вопрос, построить краткий или развёрнутый ответ, если это
необходимо и уместно;
неспособность построить монолог: например, сюжетный или
описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими
словами;
отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации,
регулировать громкость голоса и темп речи;
плохая дикция.
Мне кажется, фольклор - это не только кладезь народной мудрости, но и
неисчерпаемый источник развития речи, эмоциональной сферы и творческого
потенциала каждого ребёнка. Очень важно серьёзно и творчески подходить к
каждому занятию, заранее подбирая наглядный, дидактический и прочий
необходимый материал. На своих занятиях я стараюсь включать игры по
развитию речи, занимательные упражнения, фонетические, лексические,
грамматические, графические, а так же подвижные игры. Ввожу игровые
ситуации, сказочных персонажей, сюрпризные моменты.
Для совершенствования речевого аппарата включаю артикуляционные
упражнения, проговаривание скороговорок, разучивание потешек, прибауток,
закличек.
Работа над пословицами и поговорками
В доступной для детей форме рассказываю о том, что в пословицах и
поговорках собрана вся мудрость, живущая в народе, что старинные
пословицы употребляются в нашем языке и сегодня, как они украшают нашу
речь, в каких случаях их употребляют. Многие русские народные сказки
заканчиваются пословицей или поговоркой. Например, после прочтения
сказки "Лиса и журавль" прошу объяснить ,что означает пословица "Как
аукнется, так и откликнется". При знакомстве с русской народной сказкой
««У страха глаза велики» прошу объяснить, как они поняли название сказки.
Так же дети знакомятся с новыми пословицами и поговорками,
рассматривают иллюстрации к ним, узнают, каким образом можно по ним
составлять рассказы. Мы завели с детьми альбом, в который записываем
новые пословицы и поговорки. Дети с помощью родителей выполняют к ним
иллюстрации, поясняют, что они означают и в каких случаях их употребляют.
Такая работа заинтересовала не только детей, но и родителей. Данные
приёмы способствуют более глубокому пониманию значения пословиц, и
формирует у детей умение соотносить название текста с содержанием,
подбирать языковые средства в соответствии с жанром. Когда у детей уже
накапливается некоторый запас пословиц и поговорок, предлагаю подобрать
соответствующую содержанию и идее определенной сказки.
Например, после чтения нанайской сказки "Айога" предлагаю детям коротко
рассказать, о чём сказка и вспомнить пословицы, которые бы к ней подошли.
Дети называют: "Как аукнется, так и откликнется" , "Сам себя губит, кто
других не любит" , "Что посеешь, то и пожнёшь". Кроме того, провожу еще и
работу по обогащению речи детей фразеологизмами, где в качестве средств
выступают пословицы и поговорки. В своей работе стараюсь помочь детям
осознать переносное значение слов и словосочетаний. Детей дошкольного
возраста, особенно старшего следует приучать воспринимать, то есть
слышать, понимать и отчасти запоминать и использовать, отдельные, простые
по содержанию, доступные им выражения из народно – разговорной
фразеологии (пословицы и поговорки).
Детям трудно усвоить общее значение словосочетания, не зависящее от
конкретного смысла слов, его составляющих ("на седьмом небе" и т.п.).
Поэтому надо включать в свою речь выражения, смысл которых будет ясен
детям при определенной ситуации или при соответствующем объяснении,
например: "вот тебе и раз", "капля в море", "мастер на все руки", "водой не
разольешь", "держать себя в руках" и т.п. В своей работе учу детей
рассматривать прямой и переносный смысл высказываний, подбирая к
каждой пословице ситуации из жизни ребенка (простые и доступные),
используя наглядность прямого и переносного значения фразеологического
оборота, художественную литературу. Объясняю детям, что в нашем языке
есть много слов, которыми обозначают предметы (стол, нос), совершаемые
действия (клади, руби, заруби). Но, если объединить такие слова в одном
выражении ("Заруби на носу"), то они будут иметь совсем другой смысл.
"Зарубить на носу" – значит запомнить. Или такое выражение – "Повесить
голову". Как вы его понимаете? Как можно сказать по-другому?
Анализируя с детьми несколько выражений типа "Водить за нос", "Дать волю
рукам", "Нос повесить", делали обобщение: чтобы верно понять пословицу,
не нужно определять значение каждого слова. Главное, надо подумать, о чем
здесь идет речь. Есть такая пословица "Сказать – узлом завязать". Объясняем
детям ее смысл: раз пообещал, то нужно выполнить, крепко держать свое
слово. А говорят так с тех давних пор, когда многие люди писать и читать не
умели, и чтоб не забыть о чем-то, узелок на память на платочке завязывали
(демонстрируя платок с узелком). Теперь так уже не делают, а пословица
осталась. Таким образом, у детей формируются лексические умения. Они
учатся понимать этимологию слов, выражений, подбирать пословицы и
поговорки близкие и противоположные по смыслу. Главное, чтобы дети
поняли, что фразеологические обороты (пословицы и поговорки) – это
неделимая единица, которая дает определенный смысл. Если что-то убрать
или поменять местами, то он теряется и получается совсем другое
словосочетание.
Постепенно задания должны усложняться. Детям раздаются картинки, а они
называют подходящую пословицу. Затем предложить детям подбирать
пословицы по смыслу: о честности, храбрости, матери, дружбе и т.д.
Используя в своей работе данные методы и приемы, мы заметили, что
постепенно дети сами начали употреблять выражения народной мудрости в
нужной ситуации.
Работа над скороговорками
Для совершенствования дикции на занятиях по развитию речи часто
использую заучивание скороговорок. Прежде всего подбираю скороговорки,
разделив их по трудности. Новую скороговорку произношу в замедленном
темпе, отчётливо, выделяя часто встречающиеся звуки. Произношу её
несколько раз, негромко, ритмично, прежде поставив перед детьми задачу:
послушать внимательно, как произносится скороговорка, постараться
запомнить, поучиться говорить её очень отчётливо. Для повторения
скороговорки вызываю сначала детей с хорошей памятью и дикцией. Затем
скороговорка произносится хором, всеми или небольшими группами. На
следующих занятиях предлагаю произнести её тише или громче, не меняя
темпа, а когда она уже правильно заучена всеми детьми - менять и темп. Если
скороговорка состоит из нескольких фраз, её интересно повторять по ролям –
группами. Например: первая группа: "Расскажите про покупки". Вторая
группа: "Про какие про покупки?". Все вместе: "Про покупки,про покупки,
про покупочки мои!"Общая длительность таких упражнений – 3- 10 минут.
Знакомство с потешками, прибаутками
Детям дошкольного возраста очень нравится разучивать потешки. Они
помогают не только развивать память, речь, но и выражать настроение
(огорчение, радость, тревогу, удивление). Например содержание такого
текста, как "Дон – дон – дон – дон, загорелся кошкин дом" - обязывает
передать тревогу, волнение по случаю происшедшего события. Многие
потешки сопровождаются показом действия, используются для проведения
физминуток.Вот некоторые из них:
Пальчик, пальчик,где ты был?
С этим братцем в лес ходил.
С этим братцем щи варил.
С этим братцем кашу ел.
С этим братцем песни пел.
(На каждую строчку дети загибают очередной пальчик.)
Мыши водят хоровод,у печурки дремлет кот.
Тише, мыши, не шумите, кота Ваську не будите,
Как проснётся Васька – кот, разобьёт ваш хоровод.
Вот проснулся Васька – кот –разбежался хоровод.
Знакомство с потешками происходит не только на занятиях по развитию
речи.Часто использую их на занятиях по рисованию, лепке.
Например, при знакомстве с дымковской игрушкой разучиваем потешки:
Едет Ваня в новой шапке
Да на дымковской лошадке,
Рога золотые, бока крутые,
Копыто с оборками,
На спине – Егорка.
Барашек – свисток, левый бок – завиток,
Правый бок – завиток, на груди – цветок.
Разучивание потешек сопровождается показом красочных иллюстраций,
делает занятие более интересным. Многие из них используются как
пальчиковые игры, помогают развивать речь и мелкую моторику:
Сидит белка на тележке, хлопают в ладоши и ударяют кулачок
Продаёт она орешки. о кулачок попеременно
Лисичке – сестричке, загибают по одному пальчику, начиная
Воробью, синичке, с большого, на обеих руках одновременно.
Мишке толстопятому,
Заиньке усатому.