Напоминание

"Развитие речи детей с использованием устного народного творчества"


Автор: Суховий Наталья Алексеевна
Должность: учитель–дефектолог
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №45 г. Ставрополя
Населённый пункт: город Ставрополь
Наименование материала: статья
Тема: "Развитие речи детей с использованием устного народного творчества"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Доклад для воспитателей на педсовете

по теме: «Развитие речи детей с использованием

устного народного творчества»

Суховий Н.А., учитель-дефектолог МБОУ д/с №45

Основная цель работы по развитию речи - формирование устной речи

и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения языком

своего народа.

На

занятиях

по

развитию

речи

детей

дошкольного

возраста

я

использую работу с разными жанрами литературы . Но особый интерес у

меня вызывает работа с использованием малых форм фольклора( пословицы,

поговорки, загадки, потешки, скороговорки, сказки).

Работая с детьми, приходится сталкиваться с рядом проблем развития речи

дошкольников:

односложная, состоящая лишь из простых предложений речь;

неспособность грамматически правильно построить распространённое

предложение;

бедность речи, недостаточный словарный запас;

бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно

сформулировать вопрос, построить краткий или развёрнутый ответ, если это

необходимо и уместно;

неспособность построить монолог: например, сюжетный или

описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими

словами;

отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации,

регулировать громкость голоса и темп речи;

плохая дикция.

Мне кажется, фольклор - это не только кладезь народной мудрости, но и

неисчерпаемый источник развития речи, эмоциональной сферы и творческого

потенциала каждого ребёнка. Очень важно серьёзно и творчески подходить к

каждому занятию, заранее подбирая наглядный, дидактический и прочий

необходимый материал. На своих занятиях я стараюсь включать игры по

развитию речи, занимательные упражнения, фонетические, лексические,

грамматические, графические, а так же подвижные игры. Ввожу игровые

ситуации, сказочных персонажей, сюрпризные моменты.

Для совершенствования речевого аппарата включаю артикуляционные

упражнения, проговаривание скороговорок, разучивание потешек, прибауток,

закличек.

Работа над пословицами и поговорками

В доступной для детей форме рассказываю о том, что в пословицах и

поговорках собрана вся мудрость, живущая в народе, что старинные

пословицы употребляются в нашем языке и сегодня, как они украшают нашу

речь, в каких случаях их употребляют. Многие русские народные сказки

заканчиваются пословицей или поговоркой. Например, после прочтения

сказки "Лиса и журавль" прошу объяснить ,что означает пословица "Как

аукнется, так и откликнется". При знакомстве с русской народной сказкой

««У страха глаза велики» прошу объяснить, как они поняли название сказки.

Так же дети знакомятся с новыми пословицами и поговорками,

рассматривают иллюстрации к ним, узнают, каким образом можно по ним

составлять рассказы. Мы завели с детьми альбом, в который записываем

новые пословицы и поговорки. Дети с помощью родителей выполняют к ним

иллюстрации, поясняют, что они означают и в каких случаях их употребляют.

Такая работа заинтересовала не только детей, но и родителей. Данные

приёмы способствуют более глубокому пониманию значения пословиц, и

формирует у детей умение соотносить название текста с содержанием,

подбирать языковые средства в соответствии с жанром. Когда у детей уже

накапливается некоторый запас пословиц и поговорок, предлагаю подобрать

соответствующую содержанию и идее определенной сказки.

Например, после чтения нанайской сказки "Айога" предлагаю детям коротко

рассказать, о чём сказка и вспомнить пословицы, которые бы к ней подошли.

Дети называют: "Как аукнется, так и откликнется" , "Сам себя губит, кто

других не любит" , "Что посеешь, то и пожнёшь". Кроме того, провожу еще и

работу по обогащению речи детей фразеологизмами, где в качестве средств

выступают пословицы и поговорки. В своей работе стараюсь помочь детям

осознать переносное значение слов и словосочетаний. Детей дошкольного

возраста, особенно старшего следует приучать воспринимать, то есть

слышать, понимать и отчасти запоминать и использовать, отдельные, простые

по содержанию, доступные им выражения из народно – разговорной

фразеологии (пословицы и поговорки).

Детям трудно усвоить общее значение словосочетания, не зависящее от

конкретного смысла слов, его составляющих ("на седьмом небе" и т.п.).

Поэтому надо включать в свою речь выражения, смысл которых будет ясен

детям при определенной ситуации или при соответствующем объяснении,

например: "вот тебе и раз", "капля в море", "мастер на все руки", "водой не

разольешь", "держать себя в руках" и т.п. В своей работе учу детей

рассматривать прямой и переносный смысл высказываний, подбирая к

каждой пословице ситуации из жизни ребенка (простые и доступные),

используя наглядность прямого и переносного значения фразеологического

оборота, художественную литературу. Объясняю детям, что в нашем языке

есть много слов, которыми обозначают предметы (стол, нос), совершаемые

действия (клади, руби, заруби). Но, если объединить такие слова в одном

выражении ("Заруби на носу"), то они будут иметь совсем другой смысл.

"Зарубить на носу" – значит запомнить. Или такое выражение – "Повесить

голову". Как вы его понимаете? Как можно сказать по-другому?

Анализируя с детьми несколько выражений типа "Водить за нос", "Дать волю

рукам", "Нос повесить", делали обобщение: чтобы верно понять пословицу,

не нужно определять значение каждого слова. Главное, надо подумать, о чем

здесь идет речь. Есть такая пословица "Сказать – узлом завязать". Объясняем

детям ее смысл: раз пообещал, то нужно выполнить, крепко держать свое

слово. А говорят так с тех давних пор, когда многие люди писать и читать не

умели, и чтоб не забыть о чем-то, узелок на память на платочке завязывали

(демонстрируя платок с узелком). Теперь так уже не делают, а пословица

осталась. Таким образом, у детей формируются лексические умения. Они

учатся понимать этимологию слов, выражений, подбирать пословицы и

поговорки близкие и противоположные по смыслу. Главное, чтобы дети

поняли, что фразеологические обороты (пословицы и поговорки) – это

неделимая единица, которая дает определенный смысл. Если что-то убрать

или поменять местами, то он теряется и получается совсем другое

словосочетание.

Постепенно задания должны усложняться. Детям раздаются картинки, а они

называют подходящую пословицу. Затем предложить детям подбирать

пословицы по смыслу: о честности, храбрости, матери, дружбе и т.д.

Используя в своей работе данные методы и приемы, мы заметили, что

постепенно дети сами начали употреблять выражения народной мудрости в

нужной ситуации.

Работа над скороговорками

Для совершенствования дикции на занятиях по развитию речи часто

использую заучивание скороговорок. Прежде всего подбираю скороговорки,

разделив их по трудности. Новую скороговорку произношу в замедленном

темпе, отчётливо, выделяя часто встречающиеся звуки. Произношу её

несколько раз, негромко, ритмично, прежде поставив перед детьми задачу:

послушать внимательно, как произносится скороговорка, постараться

запомнить, поучиться говорить её очень отчётливо. Для повторения

скороговорки вызываю сначала детей с хорошей памятью и дикцией. Затем

скороговорка произносится хором, всеми или небольшими группами. На

следующих занятиях предлагаю произнести её тише или громче, не меняя

темпа, а когда она уже правильно заучена всеми детьми - менять и темп. Если

скороговорка состоит из нескольких фраз, её интересно повторять по ролям –

группами. Например: первая группа: "Расскажите про покупки". Вторая

группа: "Про какие про покупки?". Все вместе: "Про покупки,про покупки,

про покупочки мои!"Общая длительность таких упражнений – 3- 10 минут.

Знакомство с потешками, прибаутками

Детям дошкольного возраста очень нравится разучивать потешки. Они

помогают не только развивать память, речь, но и выражать настроение

(огорчение, радость, тревогу, удивление). Например содержание такого

текста, как "Дон – дон – дон – дон, загорелся кошкин дом" - обязывает

передать тревогу, волнение по случаю происшедшего события. Многие

потешки сопровождаются показом действия, используются для проведения

физминуток.Вот некоторые из них:

Пальчик, пальчик,где ты был?

С этим братцем в лес ходил.

С этим братцем щи варил.

С этим братцем кашу ел.

С этим братцем песни пел.

(На каждую строчку дети загибают очередной пальчик.)

Мыши водят хоровод,у печурки дремлет кот.

Тише, мыши, не шумите, кота Ваську не будите,

Как проснётся Васька – кот, разобьёт ваш хоровод.

Вот проснулся Васька – кот –разбежался хоровод.

Знакомство с потешками происходит не только на занятиях по развитию

речи.Часто использую их на занятиях по рисованию, лепке.

Например, при знакомстве с дымковской игрушкой разучиваем потешки:

Едет Ваня в новой шапке

Да на дымковской лошадке,

Рога золотые, бока крутые,

Копыто с оборками,

На спине – Егорка.

Барашек – свисток, левый бок – завиток,

Правый бок – завиток, на груди – цветок.

Разучивание потешек сопровождается показом красочных иллюстраций,

делает занятие более интересным. Многие из них используются как

пальчиковые игры, помогают развивать речь и мелкую моторику:

Сидит белка на тележке, хлопают в ладоши и ударяют кулачок

Продаёт она орешки. о кулачок попеременно

Лисичке – сестричке, загибают по одному пальчику, начиная

Воробью, синичке, с большого, на обеих руках одновременно.

Мишке толстопятому,

Заиньке усатому.



В раздел образования