Напоминание

"Роль заведующего в системе непрерывного образования"


Автор: Бетуганова Аза Заудиновна
Должность: заведующий
Учебное заведение: МКДОУ "Детский сад №10 "Орленок"
Населённый пункт: КЧР, г. Черкесск
Наименование материала: статья
Тема: "Роль заведующего в системе непрерывного образования"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Роль заведующего в системе непрерывного образования педагогов

Бетуганова Аза Заудиновна, заведующий

МКДОУ «Детский сад № 10 «Орленок» г. Черкесска

Одной из важных задач в моей деятельности, как руководителя ДОУ по организации методической работы является мобилизация всех членов

педагогического коллектива на активное участие в повышении квалификации и формирование у педагогического коллектива технологии

профессиональной деятельности. Для этого я внимательно изучаю личность педагогов, их отношение к методическим проблемам, определяю

совместно с заместителем заведующего по воспитательной и методической работе, кто из педагогов окажется в авангарде, в инициативной

группе, а кто может войти в “группу сопротивления” - новым идеям.

Основной моей задачей является активно управлять системой непрерывного образования через систему стимулирования и поощрения.

Процесс управления ДОУ представляет собой замкнутую цепочку управленческих шагов, где в обязательном порядке присутствуют шесть

составляющих: анализ состояния, прогноз, проектирование, моделирование, реализация, контроль, анализ результатов.

Если соединить процесс управления ДОУ и систему непрерывного образования педагогов, то в нашем детском саду это выглядит следующим

образом:

Где: (ОП – образовательная программа), (ПР – программа развития), (ГП - годовой план), (НО –непрерывное образование), (СНО – система

непрерывного образования)

Направления деятельности заведующей ДОУ.

Анализирует,

диагностирует

Прогнозирует

Планирует, организует

Руководит

Контролирует

Проблемы

жизнедеятельности

ДОУ

Потребности

Последствия

планируемых

процессов

функционирования

Воспитательно-

образовательную

работу, сетку

занятий, учебный

план, разработку и

Работой Совета

педагогов

Системой

стимулирования

Выполнение

планов работы.

Реализацию

стратегии

функционирования

и развития

Ход и развитие

воспитательно-

образовательного

процесса

Стратегические

документы

(Образовательная

программа,

программа

развития, планы)

и развития

Тенденции

изменений

ситуаций в

обществе и

социуме

реализацию

образовательной

программы,

программы

развития, и других

планов.

Разработку общих

требований к

процессам и

результатам

деятельности ДОУ,

критериев их

оценки.

Изучение,

обобщение

передового опыта

педагогов.

Является

председателем

Совета педагогов.

Аттестацию

работников ДОУ.

Работу с

родителями.

Медицинское

сотрудников

Обеспечивает

условия для

эффективного

функционирования

и развития ДОУ

развития

учреждения.

Соответствие

хода

инновационных

процессов и их

результатов.

Ресурсное

обеспечение.

Выполнение

принятых

решений.

Соблюдение

прав и

социальных

гарантий.

Соответствие

учебной

нагрузки

воспитанников

требованиям

СанПиНа.

обслуживание

детей, ОЖЗД,

психо-физическое

благополучие.

Систему контроля.

Слаженную работу

всех сотрудников

Вывод: в каждом направлении есть моменты, где затрагивается СНО (система непрерывного образования). Управление системой непрерывного

образования - одна из ведущих задач в деятельности руководителя образовательного учреждения

Всем известно, что управление, как любой процесс, выполняет следующие основные функции:

Информационно-аналитическую

Мотивационно-целевую

Планово-прогностическую

Организационно-исполнительскую

Контрольно-диагностическую

Регулятивно-коррекционную

Рассмотрим содержание работы заместителя заведующего по воспитательно-методической работе в СНО при исполнении этих функций и

определим формы и виды контроля руководителя за деятельностью заместителя заведующего по ВМР при выполнении этих видов работ:

Заместитель заведующего по

ВМР(содержание работы)

Заведующий (формы, виды контроля)

Место применения

Информационно-

Формирует банк данных по СНО

Оперативный контроль за ведением

В аналитической

аналитическая

делопроизводства заместителя

заведующего по ВМР:

собеседование

отчеты о проделанной работе

производственное совещание со

службами

деятельности руководителя

Мотивационно-

целевая

Определяет пути развития СНО (цели,

задачи, формы, методы).

аттестация педагогов

анализ документации

собеседование

анализ диагностических карт

профмастерства

анализ планов работы

заместителя заведующего по

ВМР (месячный, годовой)

Концептуальная идея

СНО

Образовательная

программа ДОУ

СНО

Программа развития

ДОУ

Планово-

прогностическая

Выявление профессиональных

особенностей членов коллектива,

потребности в организации методической

помощи.

Прогнозирует развитие

профессионального мастерства

анализ готовности педагогов к

аттестации

результат педагогической

Годовой план

Образовательная

программа ДОУ

аттестации

оперативный контроль за

своевременным прохождение

педагогами курсов

переподготовки

утверждение проектов,

концепции, планов

образовательных программ

СНО

Программа развития

ДОУ

Образовательная

программа СНО

Внешний контроль

аттестация ДОУ

Организационно-

исполнительская

Организует:

1.

исполнение планов повышения

профмастерства

2.

организацию образовательной

программы СНО

Обобщение опыта работы

Исполнение планов курсов

переподготовки

Оперативный контроль

Тематический контроль

Фронтальный контроль

Совещание с руководителями

служб

Собеседование

Анализ годового

плана

Аттестация ДОУ

Аттестация педагогов

Анализ реализации

задач программы

развития

Анализ

образовательной

программы СНО

Контрольно-

диагностическая

Осуществление контроля за

самообразованием педагогов

ОМП в самообразовании педагогов

Отчет заместителя

заведующего по ВМР

Собеседование

Регулятивно-

коррекционная

Обеспечение своевременного устранения

нежелательных отклонений в работе по

СНО

Оперативный контроль

Собеседование с заместителем

заведующего по ВМР

Совещание с руководителями

служб

Творческий отчет заместителя

заведующего по ВМР

Таким образом, контроль за качеством непрерывного образования педагогов в ДОУ занимает большое место в моей работе. При этом я

использую практически все виды и все формы контроля и огромное разнообразие методов проведения контроля. Но для проведения контроля

необходима программа его реализации.

Программа изучения (анализа) СНО внутри ДОУ

Мы заложили сюда следующие параметры:

Уровень адаптации нового работника к условиям работы ДОУ

Уровень профессиональной компетентности (молодых педагогов и стажеров)

Рост профессионального мастерства педагогов (который можно проверить по сравнительной характеристике диагностических карт

профессионального мастерства и циклограмм развития опыта)

Владение педагогами новыми теоретическими знаниями, профессиональными умениями, педагогическими технологиями (общего

характера и специфичными для нашего образовательного учреждения)

Качество методического сопровождения процесса обучения педагогов

Передовой педагогический опыт, его количественные и самое главное качественный показатель - это востребованность этого опыта на

уровне ДС, города, области, края

Влияние передового педагогического опыта на рост профессионального мастерства

Уровень и качество самообразования педагогов, влияние работы по самообразованию на рост профмастерства

Дифференциация форм и методов работы с педагогами: (Вновь прибывшие; перемещенные на новые должности; участниками

инновационных процессов; имеющими замечания по результатам контроля)

Степень активности (пассивности) педагогов на занятиях

Полнота информации преподносимая педагогам в СНО

Соблюдение требований к организации работы по обучению педагогов в рамках СНО

Активность применения педагогами знаний полученных на занятиях СНО

Результативность СНО за контрольный период

Однако для того, чтобы качественно провести анализ работы СНО необходимо знать параметры оценки качества управления.

Параметры оценки качества управления СНО педагогов ДОУ.

1 блок. Ресурсное обеспечение деятельности

1.

Наличие нормативно-правовой базы по вопросу непрерывного образования педагогов

Приказы, положения, методические рекомендации федерального, регионального и муниципального уровня

Заявки на ОМП, диагностические карты профмастерства, перспективные планы курсовой переподготовки и аттестации педагогов и

другие локальные документы

Методические письма, рекомендации по организации непрерывного образования педагогов

Концепция НО, образовательные программы непрерывного образования

2.

Кадровое обеспечение

Количественный и качественный анализ кадров ДОУ

План повышения компетентности педагогов внутри ДОУ

Принятие управленческих решений по обеспечению роста профессионального мастерства педагогов

3.

Материально-технические условия

Достаточность методического оснащения

Наличие условий саморазвития и самореализации педагогов

2 блок. Отражение вопросов управления СНО в нормативно-правовых актах ДОУ

1.

Образовательная программа

2.

Программа развития

3.

Годовой план разделы: (методическая работа, контроль, работа с кадрами, административная деятельность)

3 блок. Содержание непрерывного образования

1.

Соответствие содержания СНО приоритетным направлениям работы ДОУ (потребности ДОУ в дополнительных образовательных

услугах; потребности педагогов; профессиональному уровню педагогов)

2.

Наличие работы по самообразованию педагогов

3.

Организация медико-психологического сопровождения обучения педагогов на рабочих местах

4 блок. Управление и контроль

1.

Соблюдение санитарных норм, правил ОТ и ТБ при организации обучения педагогов ДОУ

2.

Учет индивидуальных возрастных и психофизических возможностей педагогов

3.

Рациональность временных затрат

4.

Учет принципов НОТ при организации обучения взрослых

5.

Соблюдение сбалансированности форм и методов работы в СНО

6.

Наличие обратной связи

Перспективы в развитии системы непрерывного образования

Когда я проанализировала, все что происходит с системой непрерывного образования на сегодняшний день, и о чем нам говорят последние

научные публикации, концепции непрерывного образования, установки различных органов управления образования, то поняла, что

перспективы прячутся в следующем:

это в работе с будущим. (я постоянно изучаю социальный запрос наших родителей, школы, то каким они хотят видеть наших детей)

в программирование системы непрерывного образования. (Формы методической работы по способу организации с учетом уровня

профессионального мастерства: “школа исследователя”; “годичные команды педагогов”; “школа профессионального мастерства”; “школа

высшего педагогического мастерства”; “школа передового опыта”; “педагогическая мастерская”; “мастер — класс”; “творческие

микрогруппы”; “кружки качества”; “временные творческие коллективы”; “временные научно исследовательские коллективы”;

“творческие лаборатории”.

в совершенствовании профессиональной компетентности, т. е. в использовании компетентного подхода; (необходимо формировать не

только профессиональную компетентность, но и рассматривать вопросы, которые относятся к блоку личностной компетентности, т.е.

формировать коммуникативную компетентность, социальную)

в вариативности и дифференцированности содержания форм, методов непрерывного образования. (На сегодняшний день мы

используем дифференцированные формы работы по повышению профессионального мастерства педагогов. И начата работа по

персонификации)

в диагностичности;

в усилении методического сопровождения. (Переходя на персонификацию разработать индивидуальные программы непрерывного

образования)

в проектировочных формах и методах работы. (Их надо более активно использовать, потому что в системе непрерывного образования,

они на сегодняшний день и мной используются недостаточно активно)

в здоровьесбережении. (Очень серьезно надо подумать, над здоровьесбережением самих педагогов, потому что думая о

здоровьесбережении детей, мы забываем о том, что называется на сегодняшний день педагогическим выгоранием, педагогическим

стрессом, затяжным стрессовым состоянием)



В раздел образования