Напоминание

"Работа над гаммами в средних классах ДМШ"


Автор: Старостенокова Людмила Петровна
Должность: преподаватель спец. ф–но
Учебное заведение: МБУДО "ДМШ №5 им. В.П. Дубровского г. Смоленска"
Населённый пункт: Смоленск
Наименование материала: Методическое сообщение
Тема: "Работа над гаммами в средних классах ДМШ"
Раздел: дополнительное образование





Назад




МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ДЕТСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА № 5 им. В.П. ДУБРОВСКОГО»

города СМОЛЕНСКА

(МБУДО ДМШ № 5 им. В.П. Дубровского г. Смоленска)

Методическое сообщение:

«Работа над гаммами в средних

классах ДМШ»

Отделение: специального фортепиано

Преподаватель: Старостенкова Л.П.

Смоленск 2018г.

Работа над гаммами в средних классах ДМШ

Качество

исполнения

гамм

зависит

от

четкости

и

силы

пальца,

предшествующего в гамме большому пальцу и следующего за ним.

Над гаммами и арпеджио необходимо работать упорно. Эти виды техники

помогут

достигнуть

уверенного

владения

инструментом.

Гаммы

следует

прорабатывать медленно, каждой рукой отдельно, обращая исключительное

внимание на пальцы и не напрягая руки.

Овладев гаммами нужно попытаться играть их, касаясь клавиш кончиками

пальцев так, чтобы гаммы текли легко и красиво. « К гаммам в терцию,

дециму, сексту можно приступать лишь после отличного овладения гаммами

в октаву». (Маргарита Лонг)

Особую трудность при игре гамм представляет то, что удары пальцев должны

следовать

друг

за

другом

гладко,

по

возможности

одинаково

сильно.

Гладкости игры может помешать в первую очередь большой палец, так как он

менее поворотлив, чем остальные, и в отличии от них доходит до клавиши не

вертикальным, а косым движением. Неправильное движение кисти или руки

может препятствовать гладкой игре.

Работа руки в игре гамм

Наряду

с

весовым

дополнением

и

объединением,

задача

руки

в

гаммах

является смена позиций.

Диатоническая гамма, с точки зрения аппликатуры состоит из повторного

чередования групп по три и четыре звука. Здесь происходит смена позиций

по этим группам. Наиболее простым решением является деление гаммы на

два движения в октаве. У большинства пианистов нет и следа деления гам по

октавам или позициям. В быстрой гамме они проводят одним взмахом руки

над всей клавиатурой, а движение рук плавно, как глиссандо.

Приспособление

руки

дополняется

боковым

движением

ее,

а

также

подниманием и опускание кисти. Значение этих упражнений возрастает по

мере замедления темпа, потому, что они способствуют гладкости, чистоте

звучания. Но с ускорением темпа эти движения становятся все меньше и в

быстром темпе уже не заметны.

Изменение положения кисти в игре гамм

Поскольку рука объединяет в одно движение быструю гамму, то и у=кисть не

дробит ее по позициям. Пока гамма идет в одном направлении, кисть не

может менять свое положение.

При игре гамм кисть может находиться в трех позициях:

1.

Как прямое продолжение руки

2.

Поворачиваясь к большому пальцу (радиальное)

3.

Поворачиваясь к мизинцу (ульнарная абдукция)

При быстрых гаммах кисть наклоняется всегда по направлению игры. По

мере замедления это становится невозможным. В более медленном темпе на

первый план выдвигаются приспособления.

Направление удара большого пальца

В игре гамм большой палец не может подобно остальным пальца одарить

вертикальным движением. Для этого приходилось бы переносить в новую

позицию не плавным движением, а толчком. Большой палец должен ударить

клавишу

не

вертикальным,

а

косым,

диагонально-боковым

движением.

Плавное

передвижение

руки

заставляет

все

пальцы

ударять

в

некоторой

степени диагонально-боковым движением.

Если

направление

диагонально-бокового

движения

большого

пальца

совпадает с направлением движения гаммы, то это задерживает дальнейшее

передвижение

руки.

Отдача

клавиши

действует

в

противоположном

движению

руки

направлении,

вследствие

чего

большой

палец,

словно

зацепляется за клавишу. Единственно возможным решением задачи плавной

игры

является

то,

чтобы

большой

палец

ударял

всегда

в

сторону

противоположную руке (его работа будет похожа на толкание багром лодки).

Подготовление удара большого пальца

Если большой палец ударяет в направлении, противоположном основному

направлению

гаммы,

то

в

расходящихся

гаммах

для

этого

требуется

подготовка. Необходимо подобрать большой палец под ладонь, уже до начала

его удара. При сходящихся гаммах такой подготовки не требуется. Но нужно

позаботиться

о

том,

чтобы

большой

палец

имел

возможность

широко

размахнуться.

Так как большой палец двигается чрезвычайно медленно и неповоротливо,

его удар требует тщательной подготовки. В медленном темпе большой палец,

совершив свой удар должен сразу отойти под ладонь, и когда второй палец

ударяет, он должен быть уже на месте. Рассчитывать на то, что большой

палец успеет вовремя занять свое место в быстром темпе, мы моем в том

случае,

если

он

начинает

готовиться

к

этому

с

одновременным

ударом

второго пальца.

Медленная отработка быстрой гаммы

Игра гамм является сложным движением, значит, медленная отработка будет

правильной лишь в том случае, если разобрать игру гамм по отдельным

движениям.

Главным

фактом

в

игре

гамм

является

пальцевая

работа,

взмахивание пальцев необходимо выполнять в медленных упражнениях, при

помощи

движений,

точно

соответствующих

быстрому

темпу.

Широта

взмахивания

увеличивается

пропорционально

замедлению

темпа.

При

расходящихся гаммах взмахивание большого пальца приходится расчленить

на подготовку и удар, при сходящихся гамма большой палец совершает

удобное взмахивание, подобно всем остальным пальцам. Он подготавливает

это взмахивание значительным вытягиванием, благодаря которому ударяет

клавишу сбоку.

Передвижение

руки

при

медленной

отработки

гаммы

не

может

быть

равномерным, ибо сдержанное медленное движение привело бы к жесткости,

судорожности руки.

Передвижение руки происходит одновременно с ударом большого пальца,

поэтому в медленном разучивании каждая октава делится на два движения

руки. При сменах позиций противоположно направленные движения руки и

большого

пальца

должны

выполнятся

совершенно

одновременно.

Плохо,

если рука приходит в новую позицию уже после удара большого пальца, в

результате

рука

легко

может

опереться

на

большой

палец

и

тем

самым

заставить

его

давить

на

клавишу.

Точное

совпадение

противоположных

движений

является

залогом

не

только

единства

охвата

гаммы,

но

и

активности большого пальца.

Весовое

дополнение

руки

в

медленной

отработке

гамм,

должно

быть

минимальным.

Оно

только

поглощает

отдачу

клавиши,

чтобы

к

сопротивлению суставов пальцев прибавить сопротивление руки и плеча

( динамических задач в медленном упражнении рука не имеет).

Сопротивление руки позволяет извлекать звуки энергично, что совершенно

необходимо в обработке гамм. Отрабатывать гаммы следует прежде всего

отдельно каждой рукой, чередую медленную и быструю игру. Так приходит

легче

всего

ощущение

объединения

в

одном

движении

и

чистые

удары

пальцев внутри единого движения руки. На первых порах гаммы следует

играть только в одном направлении и быстро, и медленно, и повторять по

нескольку раз, либо вверх, либо только вниз.

Используемая литература:

1.

Й. Гатт «Техника фортепианной игры», Москва «Музыка»,1980

2.

Е.

Маккуренкова

«О

педагогике

В.В.

Листовой»,

Москва

«Музыка»,1991

3.

Г. Нейгауз «Об искусстве фортепианной игры», Москва «Музыка»,

1997

4.

А.Д.

Алексеев

«Методика

обучения

игре

на

фортепиано»,

Москва

«Музыка», 1978



В раздел образования