Напоминание

"Дошкольная педагогика – самостоятельная наука."


Автор: Симонова Марина Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №6 г.Тосно "Детский сад комбинированного вида"
Населённый пункт: город Тосно, Ленинградская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Дошкольная педагогика – самостоятельная наука."
Раздел: дошкольное образование





Назад




Наука (в общефилософском понимании) – форма общественного

сознания, включающая деятельность по получению знаний и ее результат –

систему знаний, лежащих в основе общенаучной картины мира. Это особый

вид человеческой деятельности, направленный на раскрытие сущностных

свойств и закономерностей окружающего мира.

Любую науку характеризуют 3 основных элемента:

1.Предмет науки – это множество процессов и явлений, которые изучает

данная наука

2.Понятийно-категориальный аппарат- Становление любой области

научного знания, обусловлено развитием понятий, которые устанавливают

связи данной области знаний с другими и определяют ее специфику.

3. Методы исследования - это методы, с помощью которых осуществляется

изучение и обобщение практики, ведется самостоятельное научное

исследование.

Дошкольная

педагогика

э т о наука

о

законах

воспитания

и

образования

ребенка

до

начала

обучения

в

школе,

она

изучает

закономерности

успешной

передачи

социального

опыта

старшего

поколения младшему.

Чтобы

доказать,

что

дошкольная

педагогика,

это

самостоятельная

наука, нам необходимо:

1. Выделить 3 основных элемента, которые характеризуют любую

науки:

1.1Предмет

науки

предмет изучения дошкольной педагогики

являются

сущностные

свойства

и

закономерности

воспитания,

обучения и образования детей дошкольного возраста. Дошкольная

педагогика

изучает

сущностные

(главные,

определяющие)

свойства

и

объективные

связи

внутри

и

между

процессами

воспитания, обучения и образования дошкольников.

1.2Понятийно-категориа льный

аппарат

- понятийно-

категориальный

аппарат

дошкольной

педагогики,

это

воспитание, обучение, образование.

1.3 Методы исследования – к методам исследования дошкольной

педагогики

относятся:

изучение

и

анализ

литературы,

эксперимент,

беседа,

анкетирование,

интервью,

наблюдение,

со ст авление

не зависимых

характеристик,

и з у ч е н и е

педагогической документации, продуктов деятельности детей.

2.

Еще

одним

доказательством,

того,

что

дошкольная

педагогика

является самостоятельной наукой, может служить и то, что есть предмет

изучения данной науки- вопросы развития и воспитания детей дошкольного

возраста. Специфика данного предмета заключается в изучении периода

дошкольного детства (с 3 лет до 7 лет)..

3. Задачи, которые ставит данная наука:

а.

способствовать

воспитанию

и

обучению

детей

в

соответствии

с

требованиями современного общества.

б. Изучать тенденции и перспективы образовательного процесса ДОУ как

основной формы воспитания и обучения детей.

в. Разрабатывать новые концепции и технологии воспитания и обучения

детей дошкольного возраста.

4.Функции дошкольной педагогики:

1.

Описательная –

соответствует

эмпирическому

(опытному,

первичному) уровню исследования. Включает накопление педагогических

фактов и явлений, их классификацию.

2.

Объяснительная – (основная) направлена на раскрытие сущности

педагогических

явлений,

т.е.

их

происхождения,

ст руктуры,

закономерностей

развития

данного

явления. Функция

соответствует

теоретическому уровню исследования.

3.

Проективно-конструктивная –

выражается

в

р а з р а б от ке

конкретных технологий педагогической деятельности, проектов, программ,

форм,

методов

педагогического

взаимодействия

в

образовательном

процессе.

4.

Прогностическая –

на

основе

познания

закономерностей

воспитания

и

обучения

осуществляется

прогнозирование

развития

педагогических систем на перспективу.

5.

Мировоззренческая –

направлена

на

активное

формирование

педагогического сознания в общественной среде.

Дошкольная педагогика как научная дисциплина носит прикладной и

теоретический характер. Теоретическая составляющая заключается в

специальных исследованиях теории воспитания и обучения дошкольников.

Практическая составляющая включает в себя обобщение закономерностей,

формирование выводов и их апробацию на практике. Педагогика

дошкольного возраста обладает своим понятийным аппаратом, которым она

оперирует. Сюда относятся факты, обучение, игра воспитание и другие

понятия.

На основании всего выше перечисленного, можно сделать вывод, что

дошкольная педагогика является самостоятельной наукой!



В раздел образования