Автор: Симонова Марина Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №6 г.Тосно "Детский сад комбинированного вида"
Населённый пункт: город Тосно, Ленинградская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Дошкольная педагогика – самостоятельная наука."
Раздел: дошкольное образование
Наука (в общефилософском понимании) – форма общественного
сознания, включающая деятельность по получению знаний и ее результат –
систему знаний, лежащих в основе общенаучной картины мира. Это особый
вид человеческой деятельности, направленный на раскрытие сущностных
свойств и закономерностей окружающего мира.
Любую науку характеризуют 3 основных элемента:
1.Предмет науки – это множество процессов и явлений, которые изучает
данная наука
2.Понятийно-категориальный аппарат- Становление любой области
научного знания, обусловлено развитием понятий, которые устанавливают
связи данной области знаний с другими и определяют ее специфику.
3. Методы исследования - это методы, с помощью которых осуществляется
изучение и обобщение практики, ведется самостоятельное научное
исследование.
Дошкольная
педагогика
–
э т о наука
о
законах
воспитания
и
образования
ребенка
до
начала
обучения
в
школе,
она
изучает
закономерности
успешной
передачи
социального
опыта
старшего
поколения младшему.
Чтобы
доказать,
что
дошкольная
педагогика,
это
самостоятельная
наука, нам необходимо:
1. Выделить 3 основных элемента, которые характеризуют любую
науки:
1.1Предмет
науки
– предмет изучения дошкольной педагогики
являются
сущностные
свойства
и
закономерности
воспитания,
обучения и образования детей дошкольного возраста. Дошкольная
педагогика
изучает
сущностные
(главные,
определяющие)
свойства
и
объективные
связи
внутри
и
между
процессами
воспитания, обучения и образования дошкольников.
1.2Понятийно-категориа льный
аппарат
- понятийно-
категориальный
аппарат
дошкольной
педагогики,
это
воспитание, обучение, образование.
1.3 Методы исследования – к методам исследования дошкольной
педагогики
относятся:
изучение
и
анализ
литературы,
эксперимент,
беседа,
анкетирование,
интервью,
наблюдение,
со ст авление
не зависимых
характеристик,
и з у ч е н и е
педагогической документации, продуктов деятельности детей.
2.
Еще
одним
доказательством,
того,
что
дошкольная
педагогика
является самостоятельной наукой, может служить и то, что есть предмет
изучения данной науки- вопросы развития и воспитания детей дошкольного
возраста. Специфика данного предмета заключается в изучении периода
дошкольного детства (с 3 лет до 7 лет)..
3. Задачи, которые ставит данная наука:
а.
способствовать
воспитанию
и
обучению
детей
в
соответствии
с
требованиями современного общества.
б. Изучать тенденции и перспективы образовательного процесса ДОУ как
основной формы воспитания и обучения детей.
в. Разрабатывать новые концепции и технологии воспитания и обучения
детей дошкольного возраста.
4.Функции дошкольной педагогики:
1.
Описательная –
соответствует
эмпирическому
(опытному,
первичному) уровню исследования. Включает накопление педагогических
фактов и явлений, их классификацию.
2.
Объяснительная – (основная) направлена на раскрытие сущности
педагогических
явлений,
т.е.
их
происхождения,
ст руктуры,
закономерностей
развития
данного
явления. Функция
соответствует
теоретическому уровню исследования.
3.
Проективно-конструктивная –
выражается
в
р а з р а б от ке
конкретных технологий педагогической деятельности, проектов, программ,
форм,
методов
педагогического
взаимодействия
в
образовательном
процессе.
4.
Прогностическая –
на
основе
познания
закономерностей
воспитания
и
обучения
осуществляется
прогнозирование
развития
педагогических систем на перспективу.
5.
Мировоззренческая –
направлена
на
активное
формирование
педагогического сознания в общественной среде.
Дошкольная педагогика как научная дисциплина носит прикладной и
теоретический характер. Теоретическая составляющая заключается в
специальных исследованиях теории воспитания и обучения дошкольников.
Практическая составляющая включает в себя обобщение закономерностей,
формирование выводов и их апробацию на практике. Педагогика
дошкольного возраста обладает своим понятийным аппаратом, которым она
оперирует. Сюда относятся факты, обучение, игра воспитание и другие
понятия.
На основании всего выше перечисленного, можно сделать вывод, что
дошкольная педагогика является самостоятельной наукой!