Напоминание

"В гости к слову"


Автор: Царева Марина Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГБОУ школа "Гамма" 1404
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: Программа по внеурочной деятельности
Тема: "В гости к слову"
Раздел: начальное образование





Назад




Кружок «В гости к Слову (занимательный русский)»

Пояснительная записка

Речь - это канал развития интеллекта...

Чем раньше будет усвоен язык,

тем легче и полнее будут усваиваться знания.

Н.И. Жинкин

Программа

курса

разработана

в

соответствии

с

требованиями

Федерального

государственного

образовательного

стандарта

начального

общего

образования,

основной образовательной программой начального общего образования на основе

программы курса «Речь» Т.Н. Соколовой «Учимся грамотно писать сочинение и

изложение», программы Л.И. Тикуновой, М.Н. Корепановой «Пишем сочинение

по

картинам

русских

художников»,

С.В.

Загребельная

«Обучение

написанию

сочинений в начальной школе».

Программа

учитывает

возрастные

и

психологические

особенности

младшего

школьника.

Язык – это средство общения людей, орудие формирования и выражения мыслей и

чувств, средство усвоения новой информации, новых знаний. Но для того чтобы

эффективно воздействовать на разум и чувства, носитель данного языка должен

хорошо владеть им, то есть обладать речевой культурой. Владение словом –

инструментом

общения,

мышления

это

первооснова

интеллекта

ребенка.

Мышление не может развиваться без языкового материала. Начальный школьный

период – одна из наиболее важных ступеней в овладении речью.

Дети овладевают родным языком через речевую деятельность. Через восприятие

речи

и

говорение.

Вот

почему

так

важно

создавать

условия

для

речевой

деятельности детей.

Программа данного курса позволяет показать учащимся, как увлекателен,

разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое

значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы

учебной

деятельности.

В

процессе

изучения

грамматики

школьники

могут

увидеть

“волшебство

знакомых

слов”,

понять,

что

обычные

слова

достойны

изучения и внимания. Воспитание интереса к занятиям должно пробуждать у

учащихся

стремление

расширять

свои

знания

по

русскому

языку,

совершенствовать свою речь.

Знание русского языка создает условия для успешного усвоения всех учебных

предметов. Без хорошего владения, словом невозможна никакая познавательная

деятельность. Поэтому особое внимание на занятиях курса следует обращать на

задания, направленные на развитие устной и письменной речи учащихся, на

2

воспитание у них чувства языка. Воспитательные возможности русского языка как

учебного предмета будут реализованы в большей мере, если усилить работу по

воспитанию у младших школьников этических норм речевого поведения.

Цель:

Создание

условий

для

формирования

языковой

компетенции

младших

школьников, совершенствования у детей основных видов речевой деятельности:

говорения,

слушания,

письма

и

чтения;

формирования

умений

правильно,

содержательно и убедительно высказывать собственные мысли и на этой основе

создание предпосылок для общего и речевого развития, реализации творческих

способностей.

Задачи:

1.

Вооружить

учащихся

умением

содержательно,

грамматически

и

стилистически правильно выражать в устной и письменной форме

свои и чужие мысли.

2.

Развивать

умения

владением

устной

и

письменной

речью

как

средством отражения действительности и выражения отношения к

ней.

3.

Активизировать и закреплять программный материал, создавая для

этого новые ситуации общения.

4.

Обогащать словарный запас учащихся.

5.

Постоянно поддерживать интерес к речи, используя для этого яркий,

эмоциональный материал, разнообразные формы и приемы работы.

Успешность развития речи младших школьников зависит от комплексного

использования разнообразных методов и приемов обучения.

Организация деятельности младших школьников на занятиях курса

основывается на следующих принципах:

занимательность;

научность;

сознательность и активность;

наглядность;

доступность;

связь теории с практикой;

индивидуальный подход к учащимся;

принцип сотрудничества, творческого партнерства учителя и учащихся;

принцип поощряемости творческих успехов каждого ученика.

Работа над изложением и сочинением учит школьников излагать свои мысли в

соответствии с нормами русского литературного языка, обогащает словарный

запас, содействует развитию логического мышления, расширяет кругозор. Задания

программы

направлены

на

развитие

самоконтроля:

чтение

по

слогам,

определение

орфограмм,

подчёркивание

орфограмм,

умение

пользоваться

словами для справок, составление плана текста и текста по плану, запись текста и

его проверка.

3

Особое внимание уделяется:

- понятию текста, основной мысли текста, заголовку текста;

- делению текста на логически законченные части, их озаглавливанию, умению

составлять план текста сюжетного характера под руководством учителя;

- видам текстов: повествованию, описанию, рассуждению;

- построению текста (начало, основная часть, заключение);

- пониманию учеником, о чём он пишет.

Содержание программы

Развитие речевых компетенций (устная форма)

Обогащение и активизация словаря. Работа со словом и словарями. Составление

тематических

и

орфографических

словарей.

Составление

словосочетаний,

предложений, текстов. Наблюдение над особенностями устной народной речи,

формирование умений правильно интонировать предложения в устной речи.

Развитие речевых компетенций (письменная форма)

Написание предложений и небольших текстов, сочинений-миниатюр. Сочинения

по пословице, сочинение считалок, загадок, скороговорки, сказки по опорным

словам и по серии картинок. Обучение грамотному оформлению письменной

речи.

Развитие

умения

отражать

свое

настроение

в

письменных

работах,

чувствовать образность поэтического слова.

Универсальные учебные действия

интеллектуальные (обобщать, классифицировать, сравнивать и др.);

познавательные (учебно-познавательных мотивов, умений принимать,

сохранять, ставить новые цели в учебной деятельности и работать над их

достижением);

организационные (организовывать сотрудничество и планировать свою

деятельность).

умения, связанные с информационной культурой: читать, писать,

эффективно работать с печатными пособиями, пользоваться лингвистическими

словарями и справочниками.

Ожидаемые результаты

повышение уровня развития устной и письменной речи учащихся, основных

ее параметров;

словотворчество учащихся.

4

Система творческих работ направлена на то, чтобы ученики овладели

следующими предметными умениями:

овладевать

навыками смыслового чтения текстов различных стилей и

жанров;

строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации;

составлять тексты в устной и письменной формах;

понять тему сочинения, раскрыть её;

передать в своём сочинении определённую идею;

собирать и отбирать материал для сочинения;

составлять план своего рассказа;

правильно, логически последовательно выражать свои мысли.

активизировать словарный запас.

Курс

является

межпредметным,

поскольку

наряду

с

формированием

положительного отношения к изучению русского языка у детей развивается

стремление к получению знаний по природоведению, изобразительному

искусству, литературе, театру и т.д.

Требования Стандарта

задают ориентиры оценки не только предметных

умений,

но

и

личностных

и

метапредметных

результатов

освоения

программы.

К личностным

результатам

обучающихся,

освоивших

данную

программу,

относятся умения:

гордиться своей Родиной, краем, городом, любить свой народ, культуру,

язык;

сотрудничать со взрослыми, сверстниками в учебном диалоге;

понимать, сопереживать чувствам других людей; быть доброжелательными,

отзывчивыми;

уважать чужое мнение; обосновывать

свою позицию, высказывать свое

мнение;

уметь

слушать

и

слышать

собеседника

и

вести

диалог;

готовность

признавать возможность существования различных точек зрения и права

каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку

зрения и оценку событий;

уметь

договариваться о распределении функций и ролей в совместной

деятельности;

5

осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно

оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

К метапредметным результатам относятся универсальные учебные действия

(познавательные,

коммуникативные,

регулятивные),

обеспечивающие

овладение

ключевыми

компетенциями,

составляющими

основу

умения

учиться:

находить способы решения проблем поискового и творческого характера;

уметь организовать собственную деятельность;

планировать,

контролировать

и

оценивать

свои

учебные

действия

в

соответствии

с

поставленной

задачей

и

условиями

ее

реализации,

определять наиболее эффективные способы достижения результата;

коммуникативно-речевые

действия,

направленные

на

сотрудничество

со

сверстниками и с учителем;

осведомленность

в

понятиях,

исключение

лишнего,

установление

логических связей, способность к обобщению, нумерическое мышление.

Предметными

результатами

изучения

курса

являются:

овладение

начальными

представлениями

о

нормах

русского

литературного

языка

(орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета;

умение применять орфографические правила и правила постановки знаков

препинания (в объеме изученного) при записи собственных и предложенных

текстов;

умение

проверять

написанное;

умение

объеме

изученного)

находить,

сравнивать,

классифицировать,

характеризовать

такие

языковые

единицы, как звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое

предложение;

способность

контролировать

свои

действия,

проверять

написанное.

Программа обеспечена следующим учебно – методическим комплектом:

1.

Т.Н. Соколова. Школа развития речи: Курс «Речь»: Методическое пособие.-

М.: РОСТ, 2013

2. Л.И. Тикунова, М.Н. Корепанова. Пишем сочинения по картинам русских

художников. РОСТкнига, 2007

6

3. С.В. Загребельная. Обучение написанию сочинений в начальной школе.

Практическое пособие.- М.: АРКТИ, 2006

Материально – техническое обеспечение программы

1.

Технические средства обучения

- Классная доска

- Экран

- Компьютер

- Мультимедийный проектор

2. Учебно – практическое оборудование

- простейшие школьные инструменты: ручки цветные и простые, карандаши

цветные и простой, линейка, ластик,

-материалы: тетради, бумага писчая

Календарно – тематическое планирование (1 класс)

Тема занятия

Количество

часов

1

Секреты волшебной речи. Какую речь приятно

слушать. Скороговорки.

1

2

Предложение. Конструирование предложений.

1

7

Связь слов в предложении.

3

Лексическое значение слова. Многозначные

слова.

1

4

Интонация. Знаки в конце предложения.

1

5

Составление предложений, объединенных

общей темой.

1

6

Текст. Структура текста.

1

7

Восстановление деформированного текста по

серии сюжетных картинок.

1

8

Составление текста по сюжетным картинкам.

Сочинение в виде рисунка «Загадка»

1

9

Составление устных рассказов по аналогии с

прочитанным.

1

10

Сочинение. Описание предмета.

1

11

Сочинение-воспоминание «Вчерашний вечер»

1

12

С другом не бывает скучно.

1

13

По дороге в школу (рассказ-наблюдение)

1

14

Если бы я был волшебником (рассказ-фантазия)

1

15

Сочинение по картинам-пейзажам.

1

16

Моя семья.

1

17

Снег идет.

1

18

На катке (по серии картинок)

1

19

Снежинка.

1

20

Снег…

1

21

Зимние забавы.

1

22

Домашнее животное.

1

23

Песенка весны.

1

24

Что я знаю о белке?

1

25

Что я видел в библиотеке?

1

26

Моя любимая игрушка .

1

27

Наша улица (наблюдение)

1

28

Березка.

1

8

29

Одуванчик.

1

30

Зацвела ива.

1

31

Школьный двор.

1

32

Мой класс.

1

33

Ура, каникулы!

1

34

Итоговое занятие

1

Итого 34 часа

Календарно – тематическое планирование (2 класс)

Тема занятия

Количество

часов

1

Меня зовут Фонема. Фонемы повелевают

буквами.

1

2

«Ошибкоопасные» места.

1

3

Опасные согласные.

1

4

На сцене гласные

!

1

9

5

Когда ь пишется, а когда не пишется?

1

6

Правила о непроизносимых согласных.

1

7

Слова-родственники.

1

8

Многозначные слова.

1

9

Фразеологизмы.

1

10

Сравнения.

1

11

Олицетворение.

1

12

Изобразительно-выразительные средства языка.

Эпитеты.

1

13

Слова нейтральные и эмоционально

окрашенные.

1

14

Откуда приходят слова.

1

15

Как тебя зовут? Значение имен.

1

16

Наши фамилии.

1

17

Устаревшие слова.

1

18

Связь предложений в тексте.

1

19

Поговорим о всех приставках сразу.

1

20

Типы текстов.

1

21

Стили текстов (речи).

1

22

Художественный стиль.

1

23

Научный стиль.

1

24

Публицистический стиль.

1

25

Деловой стиль.

1

26

Разговорный стиль.

1

27

Культура речи.

1

28

«Не лезьте за словом в карман!»

1

29

Сочинение-наблюдение «Весна в парке»

1

10

30

«Мой самый лучший друг» (устный рассказ)

1

31

Коллективное сочинение «Книга – лучший друг»

1

32

Сочинение-воспоминание «Хорошая новость»

1

33

Сочинение-сравнение «Лето и зима»

1

34

Итоговое занятие

1

Итого 34 часа

Календарно – тематическое планирование ( 3 класс)

Тема занятия

Количество

часов

1

Текст. Тема. Основная мысль. Заголовок

1

2

Построение текста: начало, основная часть,

концовка.

1

3

Синонимы.

1

4-5

Какие бывают тексты?

2

6

План

1

11

7

Опорные слова.

1

8-9

Редактирование текста.

2

10

Работа со словом и словарем.

1

11-12

Изложение по вопросам и опорным словам.

2

13

Творческое изложение.

1

14-15

Изложение с элементами сочинения.

2

16-17

Сочинение по серии картинок «Каникулы»

2

18-19

Сочинение по серии картинок «Моя бабушка»

2

20

Где живут картины?

1

21-22

Сочинение по картине

И.И. Шишкина «Рожь»

2

23-24

Сочинение по картине

И.И. Шишкина «Сосновый бор»

2

25

Сочинение по картине И.И. Левитана «Март»

1

26-28

Сочинения по картинам

В. М. Васнецова «Алёнушка», «Иван – царевич

на сером волке»

3

29

Сочинение по картине А.К. Саврасова «Грачи

прилетели»

1

30-31

Сочинения по картинам В.Г. Перова

«Автопортрет», «Тройка»

2

32-33

Сочинение по картине К.Е. Маковского «Дети,

бегущие от грозы»

2

34

Итоговое занятие

1

Итого 34 часа

Календарно – тематическое планирование (4 класс)

Тема занятия

Количество

часов

1

Как я отдыхал летом

1

2

Сочинение по картине И. Левитана «Рожь»

1

3

Сочинение по картине И. Левитана «Золотая

1

12

осень»

4

Что меня радует и что огорчает

1

5

Сочинение-сказка «Если бы я был

Волшебником…»

1

6

Мои любимые игры и развлечения

1

7

Сочинение по серии картинок «На горке»

1

8

Моя любимая книга

1

9

Сочинение по картине А. Пластова «Первый

снег»

1

10

Сочинение по вопросам «Моя биография»

1

11

Сочинение по картине В. Васнецова «Богатыри»

1

12

Художник-зима

1

13

Сказка о елочке

1

14

Один день моей жизни

1

15

Все работы хороши – выбирай на вкус

1

16

Сочинение по картине Э. Грабаря «Февральская

лазурь»

1

17

Разговор солнышка с сосулькой

1

18

Что такое доброта?

1

19

Мое любимое время года

1

20

Мои успехи и неудачи

1

21

Если бы я был президентом

1

22

Веточка березы в вазе

1

23

Сочинение по картине И. Левитана «Весна.

Большая вода»

1

24

Мое любимое животное

1

25

Сочинение-фантазия «Кулинарная сказка»

1

26

Моя семья

1

27

Сочинение-описание «Весенняя бабочка»

1

28

Моя любимая игрушка

1

29

Что я знаю о победе в Великой отечественной

войне

1

13

30

Моя школа

1

31

Проверочная работа над предложением и

текстом

1

32

Май в нашем городе

1

33

Прощай, начальная школа!

1

34

Итоговое занятие

1

Итого 34 часа

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1.

Баранников И.В., Варковицкая Л.А. Русский язык в картинках. Ч. 1, Ч. 2. – 9-е изд.,

перераб. – М.: Просвещение, 1981.

2.

Волина В.В. Занимательное азбуковедение. - М.: Просвещение, 1991.

3.

Волина В.В. Учимся играя. - М.: Новая школа, 1994.

4.

Голуб И.Б. Моя самая первая книжка о словах. Путешествия в Страну Слов. – М.: Дрофа,

1995.

5.

Загребельная С.В. Обучение написанию сочинений в начальной школе. Практическое

пособие. – М.: АРКТИ, 2006

6.

Львов М.Р. Речь младших школьников и пути ее развития. Пособие для учителей. – М.:

Просвещение, 1975.

14

7.

Матвеева Е.И. Учим младшего школьника понимать текст: Практикум для учащихся 1-4

классы. – М.: ВАКО, 2007.

8.

Речь. Речь. Речь. Книга для учителя начальных классов по развитию речи учащихся /

Под. ред. Т.А. Ладыженской. – М.: Педагогика, 1983.

9.

Родари Дж. Грамматика фантазии. Введение в искусство придумывания историй. М.,

1990.

10. Страхова Л.Л. Сочинение по картине для младших школьников. – СПб.: Издательский

Дом «Литера», 2007.

11. Сухин И.Г. Занимательные материалы: Начальная школа. – М.: ВАКО, 2005.

12. Фелицына В.П. , Прохоров Ю.Е. Русские пословицы, поговорки и крылатые выражения:

Лингвострановедческий словарь / Ин-т рус. яз.

им. А.С. Пушкина; Под. ред. Е.М.

Верещагина, В.Г. Костомарова. – М.: рус. яз., 1979.

13. Ходова Т.В. Подготовка к олимпиадам по русскому языку, Начальная школа. 2-4 классы /

Т.В. Ходова. – М.: Айрис-пресс, 2007.

15



В раздел образования