Напоминание

"Технологическая карта организации совместной деятельности с детьми"


Автор: Семёнова Ольга Ивановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №1
Населённый пункт: город Лукоянов, Нижегородская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Технологическая карта организации совместной деятельности с детьми"
Дата публикации: 07.10.2018
Раздел: дошкольное образование





Назад




Технологическая карта организации совместной деятельности с детьми

МБДОУ детский сад №1

Тема: «Что мы знаем о воде».

Воспитатель: Семенова Ольга Ивановна

Возрастная группа: подготовительная группа (6-7 лет)

Форма совместной деятельности: ООД (познавательно-исследовательская)

Форма организации: подгрупповая.

Цель: Создать условия для знакомства со свойствами и значением воды в процессе экспериментирования.

Задачи:

Обучающие:

-

дать представление о трех состояниях воды и причинах перехода одного в другое;

-

актуализировать и систематизировать знания детей о распространении воды, ее свойствах и значении для человека;

-

формировать представления детей о свойствах воды и методах ее исследования;

-

установить взаимосвязь воды и объектов живой природы.

Воспитательные:

-

воспитывать интерес к природе родного края;

-

воспитывать бережное отношение к воде как к природному ресурсу;

-

воспитывать желание прийти на помощь, любознательность, аккуратность при выполнении работы.

Развивающие:

-

формировать умение делать умозаключения, устанавливать причинно-следственные связи;

-

развивать память, мышление, речь, умение обобщать результаты.

-

развивать способность решать адекватные возрасту задачи.

Средства:

наглядные: сюжетные картинки с изображением времени года

мультимедийные: презентация «Круговорот воды в природе».

Материалы и оборудование: Кукла Незнайка, глобус, лоток с лабораторной посудой на каждый стол, термос с горячей водой, кусочки

льда, полоски цветной бумаги, ноутбук, телевизор, вырезанные из бумаги капельки.

Этапы совместной

деятельности

Содержание деятельности

Деятельность педагога

Деятельность детей,

выполнение которой

приведет к достижению

запланированных

результатов

Планируемый

результат

Мотивация деятельности

Цель: организовать детей,

создать положительный

эмоциональный настрой,

мотивировать детей на

включение в деятельность.

Здравствуйте дети!

Наше солнышко проснулось и

ребяткам улыбнулось,

Мы все за руки возьмемся, и

друг другу улыбнемся. Чтобы

много узнать нужно слушать,

не кричать, руку поднимать.

-Ребята, по дороге к вам я

встретила Незнайку. Незнайка

очень мало знает, но он очень

любознательный и любит

узнавать что-новое и

интересное. Незнайка хочет с

вами познакомиться, давайте

назовём свои имена. (Каждый

ребёнок берёт в руки куклу и

называет своё имя)

Незнайка:

- По дороге к вам я шёл,

Мячик странный я нашёл.

Создает приветливую,

доброжелательную ситуацию для

дальнейшей деятельности детей.

Дети

выражают различные

эмоции,

выстраивают

полный ответ,

предложение.

Дети стоят на ковре

кругом.

Проявляет

эмоциональную

отзывчивость,

любознательнос

ть.

В разноцветных ярких пятнах,

Что за мячик непонятный?

Воспитатель:

- Ребята, а вы знаете, что это

за мячик?

Дети:

-Это глобус, а не мячик.

Актуализация опорных

знаний, выявление

проблемы

Цель: актуализация знаний

детей о воде создание

проблемной ситуации.

Воспитатель:

- А что такое «глобус»,

объясните Незнайке.

Дети:

-Глобус – это модель нашей

планеты Земля в

уменьшенном виде.

Воспитатель:

- А что мы можем узнать о

нашей планете Земля,

посмотрев на её модель, т.е. на

Задает вопросы.

Выслушивает ответы детей.

Стимулирует детей к речевой

активности.

Обсуждает с детьми поставленные

вопросы, обеспечивает соучастие

детей в определении в решение

поставленных вопросов.

Отвечают на вопросы,

опираясь на свой опыт.

Сосредотачивают

внимание.

Вступают в диалог.

Предлагают варианты

решения проблемы.

Выражают собственные

суждения.

Вступают в речевое

взаимодействие.

Эмоционально

откликается на

объекты

природы.

Способен делать

умозаключения

и выводы.

Умеет делиться

своими

впечатлениями

со взрослым

глобус.

Дети:

- Можно увидеть моря,

океаны, реки, горы, страны.

Незнайка:

-Кто мне даст друзья ответ

Почему тут синий цвет

Почему его так много,

Это небо иль дорога?

Дети:

-Это вода: моря, океаны,

озёра.

Воспитатель:

Вода занимает ¾ нашей

планеты, лишь ¼ -суша.

Посмотрим, что это значит на

примере яблока: разрезать

яблоко на 4 части, показать

детям 3 части – это вода, 1

часть - суша.

Решение проблемы

Цель: формирование

представлений

распространенности воды и

ее значении.

Незнайка:

- А кому нужна вода,

Мне ответьте без труда?

Дети:

-Вода нужна человеку,

растениям, животным,

птицам, рыбам.

Воспитатель:

- Кругом вода, а пить нельзя.

Кто из вас, ребята, знает

Где это бывает?

Дети:

- В морях, океанах вода

солёная, жить в такой воде

могут только морские

обитатели.

Воспитатель:

-А людям можно употреблять

Помогает включиться детям в

обучающие ситуации, создает

ситуацию для самостоятельной

деятельности.

Выслушивает мнения детей.

Комментирует высказывания.

Дети отвечают на

вопросы, вспомнают

где встречается вода в

природе,зачем нужна

вода.

Вывести

детей

на

то,

что

воду

нужно

беречь,

п о т о м у

ч т о

пресной воды на

Земле мало.

такую воду?

Дети:

Нет. Мы пьём пресную воду.

Воспитатель:

-А какая это пресная вода?

Дети:

-Пресная вода – это вода без

солей.

Воспитатель:

-А где можно брать такую

воду?

Дети:

- В посёлках, деревнях – из

подземных скважин, колодцев.

Воспитатель:

- А в городах, где живёт много

людей и нужно много воды,

вода поступает в краны из рек

очищенная на

водоочистительных

предприятиях, где лаборанты

следят за тем, чтобы вода

была чистая.

Незнайка:

- Пресная, солёная, чистая,

зелёная,

Я так и не узнаю никогда,

какая бывает эта вода?

Я о ней немного знаю, что

лицо ей умываю.

Воспитатель:

- Чтобы узнать, Незнайка,

какая она эта вода, нужно

пройти в лабораторию по

изучению воды.

Настраивает детей на

исследовательскую деятельность

Работа в лаборатории

Цель: познакомить со

свойствами воды через

опытно -

экспериментальную

деятельность.

Правила поведения в

лаборатории.

Предлагает

детям

п о вто р и т ь

правила поведения в лаборатории:

не шуметь и не мешать друг другу,

слушать

воспитателя,

выполнять

все задания.

Сосредоточение

внимания.

Повторение правил

поведения в

лаборатории.

Гот о в н о с т ь

к

эксперименталь

ной

деятельности.

Практический

Опыт № 1 «Какой формы

вода»

(На столе лежат: кубик,

шарик, конус)

Воспитатель:

- Какой формы эти предметы?

-А имеет ли форму вода?

-Для этого возьмём узкую

баночку и наполним её водой,

перельём эту воду в широкую

баночку. Вода принимает

форму того сосуда, в который

мы её наливаем. Что мы

можем сказать о воде? Имеет

она форму?

Вывод:

Вода не имеет формы. Она

принимает форму того сосуда,

в котором находится.

Вспомните лужи после дождя.

На асфальте они растекаются,

в ямках собираются, их не

видим, только земля влажная.

Опыт № 2 «Какого цвета вода»

Нацеливает на размышление,

высказывание своей мысли.

Стимулирование детей к

умозаключениям.

Ставит цели группе детей, которые

отвечают их интересу и

потребностям.

Наблюдает за детьми во время

выполнения задания; предоставляет

достаточно времени для изучения с

ними объектов, явлении,

наблюдений, экспериментов.

Проявляют

заинтересованность,

вступают в проблемный

диалог.

Принимают активное

участие в деятельности.

Предлагают варианты

решения проблемы

Осуществляют условные

действия в ситуации

эксперимента.

Уверен в своих

силах; активно

взаимодействует

со сверстниками

и взрослыми.

Доводит начатое

дело до конца,

работает в

общем ритме.

Умеет

наблюдать,

экспериментиро

вать.

Умеет делать

логические

выводы и

сравнения.

Проявляет

речевую

активность.

Воспитатель:

-Возьмём два стакана - один с

водой, другой с молоком.

Ребята, на ваших столах —

полоски цветные. Выберите

полоску, которая по цвету

совпадает с цветом молока

(дети выбирают белую

полоску). Теперь подберите

полоску, которая совпадает с

цветом воды. Есть ли такая

полоска? (нет). Есть ли у воды

цвет? (нет). Значит вода какая?

(бесцветная).

Вывод: у молока цвет белый,

а у воды цвета нет, она —

бесцветная.

Подумайте, как можно

проверить прозрачность воды?

(что-нибудь опустить в

стаканчик). Опустите

трубочку в стакан с водой и

скажите, вы ее видите? (да)

Вывод: вода прозрачная.

Опыт № 3 «Вода не имеет

запаха» Воспитатель. Когда

Дает возможность самостоятельно

решать возникшие проблемы.

Способствует групповой работе

детей; предоставляет возможность

детям обсудить, найти

конструктивное решение.

Эмоционально вовлекает в

слушание и в эксперимент.

Наблюдает за детьми во время

проведения опытов.

Стимулирует любознательность,

интерес. Инициирует к общему

обсуждению.

Проявляют

изобретательность при

решении проблемы.

Проявляют способность

к критическому

мышлению; делают

самостоятельный выбор.

Учатся через познание

окружающего мира,

делают открытия.

Наблюдают, отмечают

результаты наблюдений,

высказывают

собственное мнение.

Проводят опыты.

Выстраивают порядок и

Проявляет

интерес к

различным

видам детской

деятельности

(экспериментиро

вание).

Может

планировать свои

действия в

мама печет пирожки, чем

пахнет? Повар жарит котлеты

в детском саду, чем пахнет?

Как определить, есть ли запах

у воды? (ответы детей)

А теперь определите, есть ли

запах у воды?

Вывод:

Вода не имеет запаха.

Опыт № 4 «Вода не имеет

вкуса»

Воспитатель:

- Ребята, вам хорошо знаком

вкус яблок, картошки, торта,

сока. Попробуйте воду на

вкус. Можно ли сказать, что

вода солёная, сладкая, кислая?

Вывод:

Вода не имеет вкуса.

Опыт № 5

«Состояния воды»

последовательность

действий. Выполняют

задания в соответствии с

установленными

требованиями.

исследовательско

й деятельности

для достижения

цели.

Делает

элементарные

умозаключения

и выводы.

Знания о

свойствах воды,

которые

получили в

результате

экспериментов:

вода не имеет

формы, вода —

прозрачная

жидкость, вода

не имеет вкуса и

запаха.

Знания о

круговороте

Воспитатель:

- А этот опыт поможет узнать

поможет: вода, лёд, пар - одно

и тоже?

У меня на столе — термос с

горячей водой. Как вы

думаете. Что мы увидим, когда

я открою крышку термоса?

(пар). Давайте проверим

(подношу к термосу зеркало и

говорю: «когда вода

нагревается, маленькие

капельки воды становятся

легкими и поднимаются вверх,

образуется пар. Капелькам

некуда деваться и они оседают

на зеркальце. Маленькие

капельки притягиваются друг

к другу и соединяются в

большие капли. Значит, пар -

это вода, да? Пар - это что?

(ответ детей). Таким образом,

при нагревании вода

превращается в пар, а потом

опять в воду, в капельки воды.

-Если сильный- сильный жар

из водички будет ….(пар)

- Если пар вдруг охладится,

превратиться пар в….(водицу)

-Если холод вдруг придёт из

водички будет….(лёд)

(воспитатель вносит кусочки

льда, кладёт детям на тарелки.

Предлагает рассмотреть)

-Если вдруг тепло настанет,

жарко будет лёд….(растает)

-Лёд растает и тогда будет из

него….(вода) . Проводится

опыт со льдом. (В стакан с

тёплой водой опускаю

льдинку. Льдинка плавает в

воде, тает, становится все

меньше и меньше, потом

полностью тает).

Какой вывод можно сделать по

этому опыту? (Льдинка в воде

таит и превращается в воду).

- Так происходит в природе:

солнце нагревает поверхность

водоёма или суши, вода

испаряется, превращается в

пар. Пар поднимается наверх

получаются облака и тучи

которые с помощью ветра

Наблюдает за детьми во время

проведения опытов.

Стимулирует любознательность,

интерес.

передвигаются в воздухе и

выпадают на землю в виде

осадков: летом – дождь зимой

– снега. Это круговорот воды в

природе.

(смотрим презентация-

круговорот воды)

- Делать научные открытия -

дело не из лёгких, поэтому в

лабораториях бывают

перерывы для отдыха.

Неплохо бы немного

отдохнуть и нам. Как считают

наши учёные? Давайте

выйдем из-за своих

лабораторных столов и

пройдём на ковёр.

Закрепление

(самоопределение) Цель:

проанализировать уровень

усвоения материала по

теме; «Свойства воды».

Игра «Вода, лёд, пар».

Пришло время поиграть. Игра

«Вокруг себя все повернитесь

и в капельки скорее

превратитесь». Если я буду

говорить про дождь - вы все

будете прыгать, когда про пар

— покачивать руками над

головой. А про лед —

присесть. Начинаем игру:

Мимо тучка пролетала. На

Создает ситуацию выбора,

нацеливает детей на аналитическую

деятельность, стимулирует к

познавательной деятельности

Активно играют,

выполняют движения,

делают выбор.

Открыт

внешнему миру.

Подчиняется

правилам.

Проявляет

любознательнос

ть.

Выполняет

задание в

соответствии с

приобретенным

опытом.

землю дождиком упала. Тут

солнце вышло из-за туч. В пар

превратило много луж. Вновь

ветер тучи нам принес и на

землю пролился дождь. Вдруг

появляется мороз, он льдинки

целый воз привез. Солнца луч

задел все льдинки -

превратились все в дождинки.

Вокруг себя повернитесь и в

детей скорее превратитесь!

Воспитатель:

-А теперь вы все смелее

Посмотрите галерею.

Незнайка:

-Посмотрите, как красиво

Нарисованы картины

Воспитатель: Что же

изображено на картинах

Дети: времена года.

Воспитатель:

В нашей галерее есть

волшебное ведерко, а в нём

капельки с загадками. Отгадав

загадки, вы вспомните, где

можно встретиться с

капелькой воды в разное

время года.

Загадки:

Стало в комнате темно,

Стук послышался в окно.

Ты на улицу идёшь?

Зонт возьми – там льётся ...

(дождь).

Пляшет дождик по дороге,

Чтоб мочили люди ноги.

Оставляет он следы –

Мелководные пруды (лужи).

Что за звездочки сквозные на

платке и рукаве

Все сквозные, вырезные, а

возьмёшь – вода в руке

(снежинка)

Он холодный и блестит,

Стукнешь – сразу захрустит.

Из воды свой род берет,

Ну конечно, это … (лед)

Не снег и не лед,

А серебром деревья уберет.

(Иней)

С крыш свисает очень ловко

Эта снежная морковка.

Не снежинка, не свистулька,

Это крупная...(сосулька)

Капли влаги на листочках-

На траве и на цветочках-

Это что за чудеса?

По утрам блестит…(роса)

Молоко над речкой плыло-

Ничего не видно

Растворилось молоко

Стало видно далеко (туман)

На дворе переполох

С неба сыплется горох.

Съела шесть горошин Нина,

У неё теперь ангина (град).

Вы отгадали все загадки и

выяснили, что капелька воды

в течение года выглядит по-

разному. Она превращается то

в капельку тумана или росы,

то в большую градину или в

тонкую иголочку инея, то в

морозный узор на окне или в

холодную сосульку.

Я предлагаю вам пополнить

нашу галерею картинками

капельки воды в разное

время года.

На столах лежат картинки

капельки разместите их так,

чтобы они соответствовали

времени года.

Рефлексия

Цель: выявить умение

оценивать результаты своей

деятельности; выражать

Воспитатель:

свои чувства.

-В природе путешествует вода,

Она не исчезает никогда.

То в снег превратится, то в

лёд,

Растает и снова в поход.

По горным вершинам,

Широким долинам,

Вдруг в небо взовьётся,

Дождём обернётся.

Вокруг оглянитесь,

В природу вглядитесь,

Вас окружает везде и всегда

Эта волшебница – вода!

-Ребята, если представить, что

на земле вдруг не стало воды,

что тогда будет?

Дети:

Погибнут люди, животные,

растения, птицы, рыбы,

Задает вопросы, стимулирующие

процессы мышления.

Выражают собственные

суждения; делятся

впечатлениями.

Рассказывают о своих

чувствах;

Испытывает

положительные

эмоции от

правильно

решенных

познавательных

задач.

насекомые, потому что мы все

не можем жить без воды.

Воспитатель:

22 марта на всей планете

отмечают Всемирный день

воды, он напоминает всем

жителям планеты о значении и

важности воды для начала и

продолжения жизни на Земле.

-Без воды не будет жизни на

нашей планете, поэтому мы с

вами, как хозяева природы

должны беречь и охранять

воду. Это должен понять и

запомнить каждый!

Незнайка:

-Вот спасибо вам, друзья!

Сегодня много узнал я.

Вы, ребята, не скучали,

О воде всё рассказали.

За это вас благодарю

Капельки вам дарю!

Обсуждение с детьми

Выражают эмоции.

Воспитатель:

-Пусть эти капельки

напоминают каждому из вас о

том, что вода это символ

жизни на земле, экономь её и

береги, ведь мы на планете не

одни.

У наших капелек есть

капельки сестрички, которые

живут в нашей группе,

давайте попрощаемся с

нашими гостями и посмотрим,

что делают капельки

сестрички в нашей группе и

какую пользу приносят.

Планируемый результат

дать детям представление о трех состояниях воды и причинах перехода одного в другое;

дети самостоятельно анализируют деятельность, выражают собственные суждения, делают выводы;

дети проявляют познавательный интерес и бережное отношение к окружающей среде;

дети имеют представления о воде, как важном факторе для жизни и здоровья человека



В раздел образования