Напоминание

всестороннее музыкальное воспитание


Автор: Воробьева Вера Владимировна
Должность: преподаватель фортепиано
Учебное заведение: МБОУ ДО "Иловлинская Детская школа искусств"
Населённый пункт: Волгоградская область, р.п. Иловля
Наименование материала: методическая работа
Тема: всестороннее музыкальное воспитание
Дата публикации: 04.10.2018
Раздел: дополнительное образование





Назад




МБОУ ДО «Иловлинская Детская школа искусств»

Методическая работа

Всестороннее музыкальное воспитание

Преподаватель: Воробьева Вера Владимировна

р.п. Иловля 2018

Нельзя вырастить полноценного человека без

воспитания в нем чувства прекрасного.

(Р. Тагор)

Воспитать

всесторонне

развитого

любителя

музыки

и

тем

более

всесторонне

развитого музыканта, задача нелегкая. Само понятие «всесторонне» очень объемно. Оно

включает в себя формирование музыкального слуха и памяти, воспитание чувства ритма,

работу

над

звуком,

техникой,

воспитание

самостоятельных

навыков,

работу

над

ансамблем,

воспитание

артистизма,

и

наконец,

расширение

общего

музыкального

кругозора.

Но главное – это привить любовь и интерес к занятиям музыкой, создать в классе

атмосферу искренней влюбленности в искусство, увлечь заманить ребенка в волшебные

сети искусства, сделать для этого все возможное и невозможное – вот самая трудная наша

задача.

Уже первая встреча с учеником является, чуть ли не решающим моментом в

дальнейшем ходе событий. Ученик входит в класс с широко открытыми на мир глазами.

Он все хочет знать как важно именно на первом уроке не погасить эту искорку живого

естественного интереса малыша по всему новому и необычному. Главное - расположить к

себе ученика, завоевать его доверие, дать ему себя свободно почувствовать в новой

обстановке, вызвать на откровенный разговор. Многих волнует вопрос: «с чего начать

первый урок музыки?». Конечно же, с музыки. Основным, на первых уроках является

слушание музыки. Нужно насытить ребенка самой разнохарактерной музыкой, научить его

понимать содержание прослушанных пьес и выразительно о них рассказывать. Дети

младшего

возраста

усваивают

произведения

с

доступной

их

возрасту

программой.

Поэтому

для

иллюстрации

необходимо

или

лучше

использовать

пьесы

из

детского

альбома Чайковского, пьесы Майкопара, Кабалевского. Дети очень любят фантазировать, и

многим

из

них

доставляет

огромное

удовольствие

рассказывать

на

уроке

о

героях

прослушанных

пьес

и

их

приключениях.

Прочувствованные

таким

образом

пьесы

в

будущем прослушиваются самим учеником с особой любовью и старанием (иллюстрация

№1 Чайковский «Болезнь куклы»).

Говоря о характере пьесы, дети употребляют обычно лишь два термина: «веселое»

или «грустное». Нужно как можно раньше научит ученика точнее определять характер

музыкального

произведения,

ввод

ва

него

детский

лексикон

такие

эпитеты,

как

«торжественная», «печальная», «решительная», «нежная», «волшебная» и многие другие.

Дети очень любят рисовать. Поэтому нужно им давать задания нарисовать то, что они

представляют, прослушав ту или иную пьесу. Ведь рисунок очень развивает воображение

ребенка. Дети с удовольствием слушают интересные рассказы о жизни композиторов,

читают стихи о музыке и музыкальных инструментах.

Музыка-лукавая работа:

Чтобы людям сердце взволновать,

Мало пьесу выучить по нотам,

Нужно научиться колдовать

Нужно понимать язык снежинок

Записать о чем поет капель,

Или вдруг на крыльях журавлиных

Полететь за тридевять земель.

Нужно превращаться в медвежонка

На сосну карабкаться урча

Или трепетать травинкой тонкой,

2

У лесного чистого ручья.

Таким образом, все это: слушание музыки, рассказы о ней, рисование, чтение

стихов-помогает

развивать

образное

мышление

ученика

и

уже

с

первых

уроков

заинтересовать ученика, а в будущем поможет творчески подходить к исполняемому

произведению.

Много зависит от пособия, которым пользуется преподаватель. В последнее время

из моды выходит «Школа игры на фортепиано Николаева». Ребенок с большим интересом

занимается по ярким, красочно оформленным пособиям. Это «Музыкальный букварь

Энвитлугиной», «Музыкальные картинки Хереско». Непростое дело для малыша изучение

нотной грамоты. Самое страшное - сухой педантичностью оттолкнуть ученика от занятий,

внушить ему отвращение к музыке, страшно, когда ученику на уроке скучно. Важно,

чтобы урок с начинающим превратился в увлекательную игру.

Необходимым

элементом

урока

специальности

является

пение.

Часто

к

нам

приходят дети с плохой интонацией или вообще «гудошники», но это не говорит о том, что

у

этих

детей

отсутствует

слух.

Поэтому

первые

уроки-это

настойчивая

работа

над

чистотой интонации, начиная с самых простейших сочетаний двух, трех и т.д. звуков,

пение знакомых песенок и подбирание их по слуху от другого звука. Полезно от своих

учеников требовать умения выразительно спеть мелодию разучиваемого произведения

сначала голосом, а потом на инструменте. Мы знаем, что формирование слуха является

основой

первоначального

этапа

обучения.

Учить

детей

подбирать

по

слуху

нужно

начинать с первого класса, после того, как ученик уже приобрел некоторый «запас»

усвоенных мелодий, научился распознавать направление мелодий, слышать различные

длительности,

познакомился

с

клавиатурой.

Польза

от

подбора

на

слух

неоценима.

Каждый

из

нас

наблюдал,

с

каким

восторгом

дети

подбирают

свои

любимые

произведения, песни из мультфильмов. Настоящее удовольствие от своей игры ученик

получает лишь в том случае, если чувствует себя за инструментом смело, удобно и

непринужденно. Нужно внушить ученику, что именно он является хозяином клавиатуры

(сравнить рояль с оркестром, а ученика с дирижером). Ведь часто ученик при одном

только виде такого большого количества белых и черных клавишь сразу зажимается и

теряет веру в себя. Школьному педагогу приходится заниматься с детьми в период, когда

формируются их способности, складывается характер. Дети от 8 до 12 лет наиболее

восприимчивы и делают наибольшие успехи. Это относится и к формированию техники.

Учащиеся с хорошими музыкальными данными, не успевшие в этот период приобрести

нужный технический арсенал, уже никогда не догоняют своих сверстников. В классе

работа

над

техникой,

упражнениями,

гаммами

и

этюдами

должна

идти

непрерывно.

Важно, чтобы ученик с первого класса понял цель и задачи каждого упражнения и этюда и

пользу, какую они принесут ему в будущем. Осознав все это, ученик играет упражнение с

большим настроением. Нужно требовать, чтобы дети играли упражнение увлеченно, с

подъемом, активными пальцами, уделяя особое внимание 4 и 5 пальцам. Постепенно эта

тренировка

гамм,

этюдов,

упражнений

входят

в

привычку.

С

первых

шагов

полезно

требовать от учащихся умения свободно ориентироваться в тональностях. Еще не зная нот,

ученик

знакомится

с

мажорным

звукорядом,

связывая

его

звучание

со

знакомыми

песенками (например «Охотник и заяц»). Подбирая эти песенки от всех клавиш, ученик

уже зрительно запоминает каждый звукоряд, как линию с определенным количеством

черных клавиш.

Интерес и любовь к музыке вызываются и удачно подобранным репертуаром.

Репертуар учебного года должен быть обширным. В него должны входить гаммы, этюды,

чтение

с

листа,

аккомпанемент.

Большой

репертуар

расширяет

кругозор

учащихся,

развивает

художественный

вкус,

способствует

хорошей

читке

с

листа.

Совсем

не

обязательно все намеченные произведения учить наизусть и тщательно отшлифовывать

каждую ноту. До концертного уровня необходимо доводить лишь вещи, намеченные для

показа на зачете, экзамене. Приготовленные таким образом произведения полезно всегда

3

иметь в своем репертуаре и возвращаться к работе над ними на более высоком уровне.

Ученик должен понимать, что в исполнении музыкального произведения «лучшему –

предела нет» и что его можно совершенствовать бесконечно.

А

какое

удовольствие

получают

дети,

работая

над

ансамблем.

Работа

над

ансамблем

должна

занимать

большое

место.

Умение

играть

с

партнером,

слушать

партнера, подчиняя свое «я» общему замыслу - очень важная сторона профессионального

мастерства музыканта-исполнителя. Очень важно выработать у ученика привычку все

знать

о

произведении,

которое

он

проходит,

читать

книги

о

жизни

композиторов.

Реагировать на все текущие события музыкальной и общественной жизни, посещать

концерты, уметь высказать свои суждения о прослушанной музыке.

Дети должны любить исполнительство. Выходя на сцену ученик должен, прежде

всего думать о музыке, об образе, а не о себе. Ученик, увлеченный настроением, образом,

обычно

забывает

о

волнении.

Очень

полезно

перед

ответственным

выступлением

репетировать концертное состояние, выход на сцену, поклон, обыгрывая программу перед

товарищами,

родителями,

создавая

себе

соответствующий

настрой.

Даже

объявление

произведения

педагогом

перед

игрой

просто

на

уроке

вызывает

у

ученика

нужное

состояние.

Дети должны чаще выступать в концертах - это дает уверенность в своих силах,

заинтересованность занятиями, стимул к дальнейшему совершенствованию. В заключении

мне хочется напомнить слова замечательного детского писателя Льва Кассиля

«Давайте друзья, соединим дружно все наши стремления к прекрасному, чтобы те,

кого мы растим, с малых лет ощутили бы, как тускло беззвучен был бы мир, если бы не

было на свете музыки!» Мы должны помочь детям приобщиться ко всем благородным

звучаниям ее, начиная с хрупкой колыбельной песенки, кончая монументальной широтой

симфонии. Пусть они сами почувствуют жажду участвовать в дивном озвучивании мира,

подвластном лишь одной музыке, которой люди беззаветно доверяют свои чувства, думы,

радость, горе и надежды.

4



В раздел образования