Напоминание

"Методическое пособие для детей и родителей о приёмах и формах работы над усвоением правописания слов, не проверяемых правилами (словарные слова)"


Автор: Окунева Оксана Ивановна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ СФМЛ
Населённый пункт: Томская область, г.Северск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Методическое пособие для детей и родителей о приёмах и формах работы над усвоением правописания слов, не проверяемых правилами (словарные слова)"
Раздел: начальное образование





Назад




Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Северский физико-

математический лицей»

Методическое пособие для детей и родителей о приёмах и формах работы

над усвоением правописания слов, не проверяемых правилами

(словарные слова)

Учитель начальных классов:

Окунева Оксана Ивановна

г.Северск

2018год

Аннотация

Со словами с непроверяемыми написаниями младшие школьники встречаются на

каждом уроке. К концу курса начальной школы число таких слов достигает 500.

К сожалению, наблюдение показывает, что учащиеся, оканчивающие начальную школу,

допускают ошибки в написании большого количества весьма употребительных слов с

непроверяемыми орфограммами.

Словарное слово до сих пор – одна из проблем начальной школы. Если её вовремя не

разрешить, она перейдёт в тяжёлый груз среднего звена и далее…

Почему именно словарные слова – проблема?

Беспроверочный раздел написания – самый трудный раздел методики обучения

орфографии. В начальных классах непроверяемые слова обычно заучиваются без какого-

либо объяснения (механически).

Чтобы рационализировать опыт работы над словарными словами, необходимо

максимально:

1.

активизировать мыслительную деятельность учащихся;

2.

активизировать память.

У каждого учителя своя система по усвоению правописания словарных слов. В данной

методичке и родители и дети смогут найти технологии, которые сделают интересным

познавательный процесс изучения словарных слов, а также снизят тревожность перед

написанием словарного диктанта. Тем самым методики данного пособия не только

обеспечат высокий уровень знаний, но и создадут условия для психологической

комфортности.

Оглавление

Введение

Основная часть

Заключение

Список литературы

Введение

Проблема

формирования

орфографической

зоркости

в

современной

школе

приобретает

всё

большую

актуальность.

Грамотность

выпускников

школ

снижается,

несмотря на то, что учащиеся заучивают правила, а учителя используют разнообразные

методы

и

приёмы.

Слова

с

непроверяемым

написанием

(словарные

слова)

самый

трудный раздел методики обучения орфографии. Правил для проверки и написания нет. Со

словарными словами младшие школьники встречаются на каждом уроке, поэтому научить

ребёнка писать их без ошибок – одна из сложнейших задач педагогической деятельности.

Целью нашей работы является оптимизация процесса обучения для безошибочного

написания словарных слов. Достижение цели требовало решения следующих задач:

активизация мыслительной деятельности учащихся и их памяти;

увеличение

объёма

культурной

памяти

(опосредованной,

долговременной)

посредством

привлечения

различных

анализаторов

(звуковых,

зрительных,

словесных, образных);

замена механического запоминания более эффективными приёмами;

повышение мотивации учащихся;

снижение учебной и психологической нагрузки;

классификация приёмов запоминания, опирающаяся на характер заучиваемого

материала и особенности памяти каждого ученика.

Механическое

заучивание

словарных

слов

в

начальных

классах

является

непродуктивным.

Чтобы

рационализировать

опыт

работы

над

словарными

словами,

необходимо максимально активизировать мыслительную деятельность учащихся и их

память;

придать

учебной

деятельности

обучающий

характер;

внести

регулярность

в

работу над словами с указанными орфограммами; «усилить» орфограмму – значит сделать

более ярким то место в слове, которое трудно запоминается и легко забывается.

Сфера

применения

данного

методического

пособия

в

процессе

учебной

деятельности;

при

написании

диктантов,

сочинений

и

изложений;

при

выполнении

домашних

заданий;

в

процессе

индивидуальной

(самостоятельной)

деятельности

учащегося.

Материалы, изложенные в данном пособии, будут полезны учащимся начальных

классов (6-11 лет) и их родителям.

Основная часть

Предлагается несколько этапов работы по освоению таких слов (каждый этап

решает конкретную задачу):

1. Предъявление слова.

Чтение

загадки,

отгадывание

её

учащимися;

прослушивание

грамзаписи

и

определение

предмета,

о

котором

идёт

речь;

рассматривание

предметной

картинки;

описание признаков предмета или предъявление синонима. («Грамоты не знаю, а весь век

пишу». - Карандаш).

2. Работа над слуховым образом.

Проговаривание

орфографически

хором

и

по

одному,

без

выделения

и

с

выделением трудного места.

3. Запись слов с «окошком» (с «дыркой»).

Определение ударного и безударного слога, запись «словарного» слова в тетрадь,

показ «трудного» места пропуском буквы – так называемым «окном» или «дыркой».

(К • р • ндаш).

4. Работа над «зрительным» образом слова.

Ученики получают ответ на поставленный вопрос (о нужной букве), обратившись к

орфографическому словарю (или к словарю учебника). Заполняют «окошечко».

Первые

два

этапа

выполняются

совместно

с

учителем,

два

последних

самостоятельно.

Для лучшего усвоения орфографического облика слова на этой стадии работы

полезно использовать элементы этимологического анализа (если он помогает объяснить

написание слова). (Карандаш – грАфит, ископаемое, состоящее из угля и железа. Это же

вещество, вставленное пруточками в деревянную трубочку для черчения и рисования.

Предлагаем

вашему

вниманию

приёмы

работы

над

словарным

словом,

способствующие более успешному и долговременному запоминанию.

Этапы работы по «усилению»:

выделение трудной орфограммы;

самостоятельный поиск способов «усиления»;

коллективный выбор лучшего из предложенных вариантов;

выбор каждым учащимся индивидуального приёма запоминания.

Существует немало способов, чтобы «уярчить» орфограмму, привлечь к ней особое

внимание.

«Усиление»

идёт

за

счёт

образного

представления

материала,

сочинения

своеобразных рассказов, сказок, стихов, шуток ит.п.

Орфограмму

можно

нарисовать,

«одушевить»,

на

неё

можно

обидеться,

рассердиться или гордиться ею, её можно считать «другом» (если написание орфограммы

совпадает с произношением) и, наоборот, «неприятелем» (если она пишется не так, как

слышится), ей можно задавать вопросы и заставить её отвечать и т.д.

Выбор способа «усиления» зависит от характера орфограммы: чем труднее буква

запоминается, тем большего внимания она к себе требует, тем большим количеством

ассоциативных связей она должна « обрасти» и тем больше видов памяти на неё должно

«поработать».

Приёмы

обучения

словарным

словам

должны

различаться

в

зависимости

от

возраста ученика и уровня развития его памяти. Далее в таблице представлены результаты

тестирования

уровня

развития

памяти

учащихся

Северского

физико-математического

лицея в начале и конце обучения в начальной школе.

Таблица 1 – Особенности развития памяти младших школьников

уровень развития памяти

1 класс

4 класс

высокий

0 %

20 %

средний

29,4 %

73,3 %

низкий

47,05 %

6 %

очень низкий

23,5 %

0 %

О приемах и формах работы над усвоением правописания слов, не проверяемых

правилами в первом классе:

1.

Запись слов в алфавитном порядке (уже в конце первого года обучения).

2.

Выборочный диктант (слуховой или зрительный): сорока, ворона, воробей – птицы.

Рабочие идут на завод. Под осиной сидел заяц…

3.

Усложнение

1-ая ступень 2-я ступень

слова с безударной гласной,

слова с непроверяемой

проверяемой ударением

безударной гласной

поля (поле)

морковь

зелёный (зелень) заяц

(Закрепляется правописание и тех, и других).

4.

Элементы

программированного

обучения,

выборочный

ответ.

Учитель

сопровождает

задание

несколькими

ответами,

один

из

которых

правильный

(полный), а остальные неправильные (или неполные). Ученики должны выбрать

правильный (полный) ответ.

Ответь на вопрос одним словом или целым предложением.

Кто живёт в лесу? (медведь, лиса, заяц…)

Кто верный друг человека? (собака)

(Ответ записывается одним словом, целым предложением).

5.

Закончи предложение: Весело чирикает… (воробей). Дети катаются на… (коньки).

Мы изучаем… (русский язык, математика) Столица нашей Родины… (Москва).

6.

Доскажи словечко.

Солнце выглянуло вдруг –

Стало ярким всё … (вокруг).

Он и тёплый, он и ясный,

Денёк солнечный … (прекрасный).

7.

Выборочный ответ (перфокарты либо применение ИКТ)

слова

ответы

слова

ответы

1

2

3

4

1

2

3

4

б . тон

а

о

а

о

ко .. ектив

л

лл

л

лл

г . зета

о

а

а

о

а .. ея

лл

л

л

лл

г . рох

о

а

о

о

ко .. идор

рр

р

рр

р

8.

Проверка по словарю, самопроверка и взаимопроверка.

О приемах и формах работы над усвоением правописания слов, не проверяемых

правилами во втором классе:

1.

Составление предложений, мини сочинений по заданным опорным словам:

«Вокзал»: багаж, вагон, перрон, пассажир, сигнал.

«Зима»: коньки, мороз, каток, ребята.

2.

Группировка и запись слов по орфографическим признакам.

по алфавиту;

по группам в соответствии с орфографическими особенностями.

Карандаш, диван, газета, комар, сирень, командир, тетрадь, театр, лимон, победа,

лопата, ребята, мороз, учитель, Россия, Москва.

А О И Е

комар

диван

командир

лимон

победа сирень

3.

Подбор однокоренных слов – других частей речи.

Москва – московский, театр – театральный, театрализация.

4.

Сопоставление и запись слов с «противоположными» формами.

рр

р

сс

с

перрон

коридор

Россия

Москва

терраса

директор

класс

космос

территория

капрон

шоссе

термос

5.

Особое

место

в

методике

правильного

написания

словарных

слов

отводится

мнемоническим приёмам – стихи, рассказы, сказки, ребусы, рисунки, которые

вызывают у детей яркие ассоциации, помогают запомнить трудные слова.

Таким

образом,

у

словарного

слова

появляется

«приёмный

родственник»,

его

нельзя, конечно, путать с настоящим, но он помогает усвоить «неправильные правила».

Этапы работы:

Запись словарного слова и постановка ударения (например: ребята);

Выделение слога и буквы, которая вызывает сомнение (ре – бя – та);

Выписать отдельно сомнительный слог, выделив его размером и цветом (РЕ);

Найти ассоциативный образ и записать его напротив словарного слова.

Например: ребята – дети, которые любят смех и веселье.

Результат: рЕбята – дЕтство – смЕх (Е).

Изобразить словарное слово с помощью рисунка и ассоциативного образа:

с

м

р Е б я т а

х

Прочитать

словарное

слово

и

чётко

воспроизвести

вслух

найденный

ассоциативный

образ.

Ученик

выбирает

исключительно

самостоятельно

свой

ассоциативный образ!

мЕдведь – мЕх, лЕс, Ест, мЁд;

пОртфель – шкОла, нОша, кОжа, замОк;

МОсква – плОщадь, нарОд, ВОлга.

Ассоциативный образ обязательно должен быть связан со словарным словом по

какому-либо

признаку:

цвет;

форма;

размер;

материал;

вкус;

з ву ч а н и е ;

месторасположение; назначение и т.д., а также должен иметь в своём написании не

вызывающую сомнений букву, которая является сомнительной в словарном слове.

О приемах и формах работы над усвоением правописания слов не проверяемых

правилами в третьем и четвертом классе:

1.

Продолжается работа по подбору однокоренных слов при изучении (и повторении)

частей

речи:

(Москва

-

московский,

москвичи;

театр

-

театрализировать,

театрализованный, театралы).

2.

Продолжается работа над записью слов с «противоположными» орфограммами по

наличию двух или одной согласных.

3.

Подбор и запись слов с иноязычными элементами.

- авто -

- колл -

- грамм -

автомобиль

коллектив

грамматика

автодорога

редколлегия

орфограмма

4.

Замена описательных оборотов словами – синонимами.

Дети

выбирают

из

списка

соответствующие

слова

и

записывают

их

рядом

с

описательными оборотами: (собрание засушенных растений – гербарий).

Дома дети работают с толковыми словарями и записывают значения слов, а в классе

загадывают свои слова по их значению (вечер -

пора между концом дня и началом ночи).

5.

Подбор и запись синонимов и антонимов.

ребята - дети

синонимы

мороз - холод, стужа

работать - отдыхать, праздновать

антонимы

мешать - помогать, пособлять

Используются стихотворные рифмы:

Я антоним к слову «зной»,

Я в реке, в тени густой.

Я в бутылках лимонада,

А зовут меня … (Прохлада).

Составление акротекстов и акростихов:

Мы ждали приход зимы! Морозные чудесные стоят вокруг деньки.

Окутала зима снегом поля и леса, Одевшись потеплее и взяв с собой коньки,

Реки и озёра сковала льдом. Ребята побежали гурьбою на каток.

Очень красиво стало кругом! Остановились, глядя на грудки снегирей,

Зимушка довольна своей работой. Заливисто поющих средь инея ветвей.

6.

Составление предложений с данными словами.

7.

Работа

с

фразеологизмами.

(Развитие

внимания,

памяти,

мышления

и

речи

учащихся)

Заполнение пропусков в пословицах с пропущенными словами:

Не велик …, да краснеет нос. (мороз).

… - всем … мать. (Москва, городам).

Сам погибай, а … выручай. (товарища).

Игра «Фотоглаз»

Показ карточки с написанным фразеологизмом. Чтение и запись детьми только

выделенного словарного слова.

При проверке следует прочитать это слово, вспомнить

фразеологизм, объяснить, когда так говорят.

ВОРОНА в павлиньих перьях.

Так говорят о человеке, который присваивает себе чужие достоинства, безуспешно

пытается играть высокую, не свойственную ему роль и поэтому попадает в комическое

положение.

Прикусить ЯЗЫК. Значение «промолчать».

8.

Этимология слова.

Этимологический анализ слова основан на знаниях фонетики русского языка и

исторических

источников,

дающих

возможность

более

полного

понимания

детьми

сущности современных слов.

Его цели: знакомство с этимологией слов; расширение кругозора; любовь к слову,

родному языку; развитие творческого воображения; приобщение к историческим фактам

родного языка; умение работать со словарями.

Этапы этимологического анализа:

орфографическое проговаривание: ко-ро-ва (лексическое значение).

знакомство с этимологической справкой(работа со словарём).

От слова «кор» (древне-русский язык) - «рог». Корова – рог – рогатое.

проверка написания.

контроль и самоконтроль.

БАгряный – бАгр (красный цвет); бАгрец, бАгровый

СЕнтябрь – от латинского слова «сэптэмбэр» - седьмой русский «летопродавец»

(«От осени к лету поворота нету»).

По проверочному слову или по рассказанной учителем ситуации, связанной с его

происхождением, вспомнить соответствующее слово в современном русском языке и

записать его.

НадрЕз или насЕчка – насЕкомое.

9.

Обобщённый способ запоминания.

Составление

предложений

по

заданным

словарным

словам

с

привлечением

пантомимы.

Словарные слова: однажды, погода, мороз, одежда, коньки, отец, товарищ, быстро,

весело.

«Однажды в морозную погоду мы с отцом и товарищем оделись потеплее и пошли

кататься на коньках. Катались мы быстро и весело».

К словам быстро и весело необходимо привлечь особое внимание учащихся, чтобы

слова не « выпали» из придуманного сюжета по причине их расхожего употребления.

Можно изобразить пантомимой: быстро – демонстрация темпа катания; весело – показ

всевозможных забавные движения и трюки.

10. ИГРА

незаменимый

активизатор

внимания,

памяти,

логики

всего

мыслительного процесса.

ИГРА

«Допиши

слово» с

буквы Д,

Н, М.

«Допиши

первый

слог»

…рова

…рона

«Цепочка»

слов 6-8

слов

берёза

альбом

метро …

Чтение слов

по звукам с

конца

Краб-(парк),

Лён-(нол' )

«Угадай» какое

слово записано,

если в нём 3

согласных и 2

гласных?

(вагон, мороз

…)

Кроссворды,

чайворды,

сканворды,

филворды,

акротексты,

акростихи.

Ребусы,

шарады

Коварные

викторины

«Про слова»

Анаграм-

мы

Метаграм-мы

Загадки про

многознач-ные

слова и

омонимы.

Изографы

Кроссворды, чайнворды, сканворды, филворды.

Составление кроссворда по исходному слову.

Прочтение ключевого слова, составленного из исходных словарных слов.

Тематические «Родина», «Растения», «Транспорт».

Ребусы.

Своеобразие ребусного письма состоит в том, что запоминаемая буква должна

находиться на пересечении двух слов: словарного слова и слова,

имеющего с ним

ассоциативную связь. Допустимо рисунки перемешивать с хитроумными комбинациями из

букв и чисел, геометрическими фигурами, условными обозначениями

Шарады

Мой первый слог – число с нулями,

У всех людей – последних два.

А вместе – догадайтесь сами:

Всем городам она глава.

(Столица).

Лоб – есть синоним первого слова,

Только не слышим мы нынче такого.

Ну, а второе – длиною в 100 лет,

Тут уж вы быстро найдёте ответ.

Вместе же всё – это каждый их нас.

Ж д у

я

о т в е т а

б ы с т р е е

о т

в а с !

(Человек).

Загадки про многозначные слова и омонимы

Наше первое бывает деловое,

Заключают договор тогда с тобою.

А второе пишется в тетради,

Третье – сделал Юра нашей Наде. (Предложение).

Коварные викторины «Про слова».

1. В какое произведение изобразительного искусства могут заходить корабли? (Портрет).

2. В каком слове целый метр букв «О»?

(Метро)

Анаграммы

ЯЛЕЛА (АЛЛЕЯ)

СРЕДА (АДРЕС)

ДЕСЕБАЛ (БЕСЕДА)

ВОДАЗ (ЗАВОД)

Метаграммы

С «Т» - на полке нахожусь,

С «Д» - я для жилья гожусь.

С «Ю» - по воде скольжу,

С «Я» - на голове сижу.

(Том – Дом).

(Шлюпка – Шляпка).

Для освоения самого трудного раздела методики обучения орфографии и получения

желаемых результатов следует:

подключать к запоминанию правописания слов различные чувства детей

создавать на уроке условия для творчества и фантазии

побуждать

к

выбору

индивидуального

способа

запоминания

того

наилучшего приёма, который компенсировал бы недостатки памяти каждого ученика.

Заключение

Данное методическое пособие будет способствовать повышению речевой культуры

аудитории, расширит активный словарь учащихся, конкретизирует умение выбирать из

своего словарного запаса выражения и мысли, соответствующие содержанию

высказывания и делающие его правильным, точным и выразительным. Материалы,

изложенные в пособии, помогут расширить, систематизировать и закрепить знания о

русском языке в целом и словарном слове в частности.

Список литературы

1.Агаркова Н.Г. Обучение письму, как основа для речевого развития младшего

школьника. – М., 1990.

2.Агеева И.Д. Новые загадки про слова. – М.,2003.

3.Аномович Е.А. Русский язык в начальных классах. – М., 1989.

4.Бакулина

Г.А.

Интеллектуальное

развитие

младших

школьников

на

уроках

русского языка. – М., 2004.

5.Бондаренко А.А., Гуркова И.В. Русский язык для весёлых девочек и мальчиков. –

Новос., 1995.

6. Власенков А.И. Развивающее обучение русскому языку. – М., 1993.

7. Жинкин Н.И. Психологические основы развития речи // В защиту живого слова.

– М., 1989.

8. Костомаров В.Г. Русский язык среди других языков мира. – М., 1985.

9.Лайло В.В. Повышение грамотности и развития памяти. – М.,2004.

10. Липкина А.И. Работа над устной речью учащихся. – М., 1993.

11.Милостивенко Л.Г. Методические рекомендации по предупреждению ошибок

чтения и письма у детей. – СПб., 1995.

12.Никольская И.Л., Тигранова Л.И. Гимнастика для ума. – М., 2007.

13. Панов Б.Г. Внеклассная работа по русскому языку. – М., 1990.

14. Политова Н.И. Развитие речи учащихся на уроках русского языка. – М., 1994.

15.Рассел К. 400 заданий на развитие интеллекта. – М., 2005.

16.Тихомирова Л.Ф. Развитие познавательных способностей детей. – Ярославль,

2006.

17. Фомичева Г.А. Работа над словосочетанием. – М., 1985.



В раздел образования