Напоминание

"А.К.Толстой – поэт, прозаик, драматург, историк"


Автор: Лямзина Ирина Павловна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ – Кокинская СОШ
Населённый пункт: д.Скрябино Выгоничского района Брянской области
Наименование материала: внеклассное мероприятие
Тема: "А.К.Толстой – поэт, прозаик, драматург, историк"
Раздел: среднее образование





Назад




МБОУ-Кокинская СОШ

Выгоничского района Брянской области

Внеклассное мероприятие

(для учащихся 8-11 классов)

«А.К.Толстой – поэт, прозаик,

драматург, историк»

Автор: учитель русского языка и литературы

Лямзина И.П.

2018 год

Цели и задачи:

Представить А. К. Толстого как личность талантливую, разностороннюю,

независимую, благородную, высоко нравственную.

Показать, как отразилось большое светлое чувство А. К. Толстого к С. А.

Миллер в его любовной лирике.

Воспитывать благородство отношений, интерес к классической поэзии, умение

чувствовать глубину и чистоту переживаний, эмоциональность и богатство

языка.

Оборудование: компьтер, проектор, презентация.

Ход проведения мероприятия:

Не было и нет бесталанных мест на Руси. Проедешь ли, пройдешь ли по ее

бескрайним просторам – в любом краю назовут тебе наперечет своих именитых

земляков, назовут литературные памятники и литераторов, прославивших

историю края. И если приведут гостя пути – дороги на Брянщину, в край

древних легенд и прекрасных былей сегодняшнего дня, нам будет о ком и о чем

ему порассказать…

Сегодня мы с вами собрались для того, чтобы больше узнать о творчестве

замечательного земляка – поэта, прозаика, драматурга, историка А.К.Толстого.

Любовная лирика занимает доминирующее место в творчестве поэта. Она

посвящена в основном Софье Андреевне Миллер( урожденной Бахметевой),

впоследствии ставшей его женой.

«Тебя так любят все!..»

Тебя так любят все! Один твой тихий вид

Всех делает добрей и с жизнью мирит.

Но ты грустна; в тебе есть скрытое мученье,

В душе твоей звучит какой-то приговор;

Зачем твой ласковый всегда так робок взор

И очи грустные так молят о прощенье,

Как будто солнца свет, и вешние цветы,

И тень в полдневный зной, и шепот по дубравам,

И даже воздух тот, которым дышишь ты,

Все кажется тебе стяжанием неправым?

Вспомним, как началась любовь поэта, которая отразилась в чудесных стихах,

перекликающихся с пушкинскими и лермонтовскими:

Средь шумного бала, случайно,

В тревоге мирской суеты,

Тебя я увидел, но тайна

Твои покрывала черты.

Лишь очи печально глядели,

И голос так дивно звучал,

Как звон отдаленной свирели,

Как моря играющий вал.

Мне стан твой понравился тонкий

И весь твой задумчивый вид,

А смех твой, и грустный, и звонкий,

С тех пор в моем сердце звучит.

В часы одинокие ночи

Люблю я, усталый, прилечь-

И вижу печальные очи,

И слышу веселую речь;

И грустно я так засыпаю,

И в грезах неведомых сплю…

Люблю ли тебя – я не знаю,

Но кажется мне, что люблю!

После встречи на балу с Софьей Андреевной Миллер – в жизнь Толстого вошла

огромная светлая и чистая любовь, захватившая все мысли и желания, все его

существо. Это была женщина редкой духовной красоты, блестяще образованная,

отличавшаяся тонким художественным вкусом.

Из записки Софье Андреевне Миллер: «Хотел напомнить Вам греческий стиль,

к которому вы питаете привязанность. Впрочем это я мог бы повторить и в прозе.

Это чистая правда». Это было первое признание Толстого:

Пусто в покое моем. Один я сижу у камина.

Свечи давно погасил, но не могу я заснуть.

Бледные тени дрожат на стене, на ковре, на картинах,

Книги лежат на полу, письма я вижу кругом.

Книги и письма! Давно ль вас касалася ручка младая?

Серые очи давно ли вас пробегали шутя.

Медленно катится ночь надо мной тяжелою тканью,

Грустно сидеть одному. Пусто в покое моем.

Думаю я про себя, на цветок взирая увядший,

Утро настанет и грусть с темной ночью пройдет.

Ночь прекратилась, и весело солнце на окнах играет,

Утро настало. Но грусть с тенью ночной не прошла.

Их сближению не могли помешать враждебные обстоятельства, даже

недовольство матери Толстого ( желавшей для сына более выгодной партии).

Двенадцать лет боролись Толстой и Миллер за свою любовь и победили все

трудности и препятствия. Любовь вдохновляет поэта на создание прекрасных

лирических произведений, которые образуют вместе особый цикл:

Слушая повесть твою, полюбил я тебя, моя радость,

Жизнью твоею я жил и слезами твоими я плакал;

Мысленно вместе с тобой пострадал я минувшие годы,

Все перечувствовал вместе с тобой, и печаль и надежды,

Многое больно мне было, во многом тебя упрекнул я;

Но позабыть не хочу ни ошибок твоих, ни страданий;

Дороги мне твои слезы и дорого каждое слово!..

Из письма А.К.Толстого: «Я все отношу к тебе: славу, счастье, существование.

Без тебя ничего не останется».

Ты не спрашивай, не распытывай,

Умом-разумом не раскидывай:

Как люблю тебя, почему люблю,

И за что люблю, и на долго ли?

Ты не спрашивай, не распытывай:

Что сестра ль ты мне, молода ль жена

Или детище ты мне малое?

И не знаю я , и не ведаю,

Как назвать тебя, как прикликати.

Много цветиков во чистом поле,

Много звезд горит по поднебесью,

А назвать-то их нет умения,

Распознать-то их нету силушки.

Полюбив тебя, я не спрашивал,

Не разгадывал, не распытывал;

Полюбив тебя, я махнул рукой,

Очертил свою буйну голову!

Однако в любовном цикле Толстого, кроме этого просветвленно лирического,

звучит и совсем иной мотив – любовной страсти как очищающей грозы:

Мне в душу, полную ничтожной суеты,

Как бурный вихорь, страсть ворвалася нежданно,

С налета смяла в ней нарядные цветы

И разметала сад, тщеславием убранный.

Условий мелких сор крутящимся столбом

Из мысли унесла живительная сила

И током теплых слез, как благостным дождем,

Опустошенную мне душу оросила.

И над обломками безмолвен я стою,

И трепетом еще неведомым объятый,

Воскреснувшего дня пью свежую струю

И грома дальнего внимаю перекаты…

Любовь вырывает его из плена низкой действительности, преображает все его

существо и возвращает к жизни «вещим», открывшим в себе самом и во всей

вселенной одно высшее начало – божественной Любви:

Меня во мраке и в пыли

Досель влачившего оковы,

Любови крылья вознесли

В отчизну пламени и слова.

И просветлел мой темный взор,

И стал мне виден мир незримый,

И слышит ухо с этих пор,

Что для других не уловимо…

Не ветер, вея с высоты,

Листов коснулся ночью лунной;

Моей души коснулась ты –

Она тревожна, как листы,

Она, как гусли, многострунна.

Житейский вихрь ее терзал

И сокрушительным набегом,

Свистя и воя, струны рвал

И заносил холодным снегом.

Твоя же речь ласкает слух,

Твое легко прикосновенье,

Как от цветов летящий пух,

Как майской ночи дуновенье…

Любовная лирика Толстого соседствует со стихотворениями реально-

биографического, психологического содержания, в которых запечатлена «жизнь

чувства»:

Минула страсть, и пыл ее тревожный

Уже не мучит сердца моего,

Но разлюбить тебя мне невозможно,

Все, что не ты, - так суетно и ложно,

Все, что не ты, - бесцветно и мертво…

Очевидно, в этой любви были драмы, утраты, печали; но свои житейские

коллизии Толстой пропускает сквозь призму философско-поэтического

осмысления – и только в таком преображенном виде они получают доступ в его

любовную лирику:

Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре,

О, не грусти, ты все мне дорога,

Но я любить могу лишь на просторе,

Мою любовь, широкую как море,

Вместить не могут жизни берега…

У Толстого особое чувство любви – это любовь-милосердие, любовь-

сострадание, любовь-сочувствие к печали и грусти в настроении любимой:

Запад гаснет в дали бледно-розовой,

Звезды небо усеяли чистое,

Соловей свищет в роще березовой,

И травою запахло душистою.

Знаю, что к тебе в думушку вкралося,

Знаю сердца немолчные жалобы,

Не хочу, чтобы ты притворялася

И к улыбке себя принуждала бы!

Твое сердце болит безотрадное,

В нем не светит звезда ни единая –

Плачь свободно, моя ненаглядная,

Пока песня звучит соловьиная,

Соловьиная песня унылая,

Что как жалоба катится слезная,

Плачь, душа моя, плачь, моя милая,

Тебя небо лишь слушает звездное!

Через двадцать лет (за пять лет до смерти) А.К.Толстой пишет С.А.Миллер: «Я

не могу жить без тебя. Ты мое единственное сокровище на Земле. Думая о тебе, я

в твоем образе не вижу ни единой тени; все – лишь свет и счастье».

Я в ней искал не узкое то чувство,

Которое два сердца съединив,

Стеною их от мира отделяет,

Она меня роднила со вселенной,

Всех истин я источник видел в ней.

«Для меня жизнь состоит только в том, чтобы быть с тобой, любить тебя.

Остальное для меня – только смерть, пустота»,- писал А.К.Толстой за три месяца

до смерти.

На нивы желтые нисходит тишина;

В остывшем воздухе от меркнущих селений,

Дрожа, несется звон. Душа моя полна

Разлукою с тобой и горьких сожалений.

И каждый мой упрек я вспоминаю вновь,

И каждое твержу приветливое слово,

Что мог бы я сказать тебе, моя любовь,

Но что внутри себя я схоронил сурово!

Чувство Толстого к Миллер было горячо и неизменно на протяжении всей

жизни. Глубина и искренность чувства Толстого, мелодичность и напевность его

стихов привлекла внимание многих композиторов.

«Широкой он души человек,- отметил однажды Сергей Есенин, говоря о

Толстом. – Какая-то богатырская удаль слышится во многих стихах его, кажется,

что сам народ русский подсказывает ему и слова, и ритмы, и глубину чувств».

Сегодня мы с вами собрались для того, чтобы больше узнать о любовной лирике

А.К.Толстого.

Край ты мой, родимый край,

Kонский бег на воле,

В небе крик орлиных стай,

Волчий голос в поле!

Гой ты, родина моя!

Гой ты, бор дремучий!

Свист полночный соловья,

Ветер, степь да тучи!

И.С.Тургенев писал: «Он оставил в наследство своим соотечественникам

прекрасные образцы драм, романов, лирических стихотворений, которые — в

течение долгих лет — стыдно будет не знать всякому образованному русскому; он

был создателем нового у нас литературного рода — исторической баллады,

легенды; на этом поприще он не имеет соперников…

Кто же не знает, что в его строго идеальной и стройной натуре била свежим

ключом струя неподдельного юмора — и что граф А. К. Толстой, автор «Смерти

Иоанна Грозного» и «Князя Серебряного», был в то же время одним из творцов

памятного всем «Кузьмы Пруткова»?

Козьма Петрович Прутков - одно из удивительных и ярких порождений русской

литературной и общественной жизни. Как известно, его самого, со всей

биографией и родословной, с баснями, стихотворениями, пьесами, афоризмами,

придумали поэт Алексей Константинович Толстой и его двоюродные братья -

Алексей и Владимир Жемчужниковы. Свою лепту внесли и другие

Жемчужниковы - Александр и Лев (он вместе с художниками Бейдеманом и

Лагорио изобразил Пруткова), а также поэт Петр Ершов, автор знаменитого

"Конька-горбунка". Так кто же такой Козьма Прутков?

Афоризмы Козьмы Пруткова

Никто не обнимет необъятного.

Лучше скажи мало, но хорошо.

Наука изощряет ум; ученье вострит память.

Что скажут о тебе другие, коли ты сам о себе ничего сказать не можешь?

Слабеющая память подобна потухающему светильнику.

Если у тебя есть фонтан, заткни его; дай отдохнуть и фонтану.

Стрельба в цель упражняет руку и причиняет верность глазу.

Пища столь же необходима для здоровья, сколь необходимо приличное

обращение человеку образованному.

Бди!

Никто не обнимет необъятного.

Копая другому яму, сам в нее попадешь.

Велико значение А.К.Толстого в русской литературе 2 половины 19 века. Это

не только тонкий лирик, остроумный сатирик, он еще и вдумчивый историк-

драматург. И в настоящее время не сходят со сцены театров России и мира

исторические трагедии Толстого, его трилогия:

«Царь Федор Иоаннович»

«Царь Борис»

«Смерть Иоанна Грозного».

Широко известен его остросюжетный роман из времен Ивана Грозного «Князь

Серебряный».

Мы горды тем, что живем на земле А.К.Толстого. Тем, что имеем возможность

побывать в его родовом имении Красный Рог, окунуться в ту среду, в которой жил

и творил великий поэт, прозаик, драматург.

Я цветы положу на могилу…

Слово тихо, как лист отлетит:

Колокольчик и скромный и милый

Пусть к поэту свой взор обратит.

Пусть прошепчет: «Окончилось лето.

Я последний из поздних, степных»…

Помня нежное слово поэта,

У его изголовья притих.

Красный Рог словно дремой овеян.

Древний парк в блики солнца одет…

А вначале старинной аллеи –

Богатырский его силуэт.

Он подходит все ближе и ближе…

Все понятнее, глубже, родней…

Я глаза его дивные вижу,

Отступая под тень тополей.

Только это пустая поспешность:

Приближаясь, шагая вперед.

Через день, через жизнь, через вечность,

Мимо он никогда не пройдет!

г.Брянск Людмила Ашеко (1987 год)



В раздел образования