Напоминание

"Татарские народные сказки"


Автор: Осинцева Вера Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад "Колосок"
Населённый пункт: г. Болгар Спасский район Татарстан
Наименование материала: Статья
Тема: "Татарские народные сказки"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Татарские народные сказки

в воспитании детей

В татарском детском фольклоре, лучших произведениях татарской детской

поэзии

заключены

большие

возможности

для

умственного,

нравственного

и

эстетического развития дошкольников. Они способствуют формированию у детей

таких

ценных

качеств

характера,

как

трудолюбие,

честность,

смелость,

скромность, ответственность, зачатки чувства патриотизма и интернационализма,

учат

детей

глубже

и

тоньше

разбираться

в

жизни,

в

окружающих

явлениях,

воспитывают восприимчивость прекрасному.

В развитии речи детей дошкольного возраста большое значение имеют

сказки.

Слушание

сказок

всегда

доставляет

детям

большую

радость.

Они

внимательно их слушают, активно переживают, быстро усваивают содержание, с

удовольствием пересказывают.

Сказки зародились в глубокой древности. На всех этапах своего развития

они содержали в себе народную мудрость, мечты о счастливой жизни.

Сказка как своеобразная художественная форма наиболее доступна детям,

знакомит

их

с

жизнью

татарского

народа

в

прошлом,

его

бытом,

обычаями,

красотой родной природы и с животным миром. Татарские народные сказки

глубоко оптимистичны, они воспевают победу добра над злом, мир и дружбу,

прославляют благородство простого народа. Например, такие сказки, как «Бай һәм

ярлы», «Саран һәм юмарт», «Гөлчәчәк» и т.д. В сказках дети лучше понимают,

какой это герой, как к нему относиться. Положительный герой требует теплого,

доброго

отношения,

а

отрицательный

герой

осуждения,

не

довольствия,

возмущения. Татарские народные сказки богаты юмором Дети любят и понимают

сказочный юмор. Он всегда радует детей, вызывает у них веселый смех. Так же

много татарских сказок с мудрой ненавязчивой поучительностью, с глубоким

нравственным содержанием, отражающим мораль народа: «Гөлнәзек», «Җилән»,

«Төгүче» и т.д.

Через них дети познают веками сложившиеся красивые традиции народа,

его

душу

глубокую

почтительность

и

уважение

к

родителям,

младших

к

старшим, доброту и отзывчивость, сострадание ближнему. Сказки помогают детям

понять;

что

такое

хорошо

и

что

такое

плохо,

учат

их

быть

справедливыми,

смелыми, трудолюбивыми.

Татарские сказки, как и сказки других народов, в основном подразделяются

на три группы: сказки о животных, бытовые и волшебные.

Перед

чтением

или

рассказыванием

нужно

пояснить

детям

незнакомые

слова, которые могут встретиться. Часто это исконно национальные изречения.

Например: «караван баши», «мулла», «визирь», «саран», «юмарт», и другие. Часто

встречаются такие слова, которые обозначают предметы быта и принадлежности

одежды татарского народа: «калфак», «читек», «чулпы» и т.д. Кроме словесного

объяснения

значения

этих

слов

полезно

показывать

детям

иллюстрации,

отображающие быт татарского народа в прошлом, его трудовую деятельность, а

также

отдельные

предметы

быта:

покрывала

или

полотенце,

украшенные

тамбурной

вышивкой,

посуду,

расписанную

национальным

орнаментом

и

т.д.

Такая

наглядность

помогает

конкретизировать

абстрактные

представления

о

жизни и быте народа в далёкие прошлые времена.

Следует обращать внимание детей на интересные и своеобразные концовки

народных

сказок.

Часто

они

носят

шутливый,

юмористический

характер,

со

смысловым

смещением

соотношений

действительности,

что

дети

старшего

дошкольного возраста очень хорошо подмечают. К примеру «И я на той свадьбе

был, мёд из пустого ковша пил», «Сегодня я к ним ходил, вчера назад пришёл», «Я

у них сегодня был, вчера вернулся. Поиграл, поплясал, поел-попил, усы намочил,

а в рот не попало».

В

процессе

ознакомления

детей

со

сказками

необходимо

как

можно

шире

и с п ол ь з о ват ь

возможности кукольного театра и фланелеграфа.

При чтении сказок нужно знакомить детей с

народными

пословицами

и

поговорками,

ярко

иллюстрирующими

на

конкретных

примерах

взаимоотношения

персонажей

сказок.

Слушая

их,

ребёнок

воспринимает

мелодию

и

гармонию

рифмующихся звуков, красоту и богатство родного

языка.

Мы,

взрослые,

можем

с

раннего

детства

формировать

у

ребенка

нравственное

отношение

к

окружающему

миру,

закладывая тем самым моральные основы его будущей человеческой личности. И

хочется верить, что после знакомства с татарскими народными сказками, дети их

очень полюбят, и станут добрее.



В раздел образования