Автор: Осинцева Вера Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад "Колосок"
Населённый пункт: г. Болгар Спасский район Татарстан
Наименование материала: Статья
Тема: "Татарские народные сказки"
Раздел: дошкольное образование
Татарские народные сказки
в воспитании детей
В татарском детском фольклоре, лучших произведениях татарской детской
поэзии
заключены
большие
возможности
для
умственного,
нравственного
и
эстетического развития дошкольников. Они способствуют формированию у детей
таких
ценных
качеств
характера,
как
трудолюбие,
честность,
смелость,
скромность, ответственность, зачатки чувства патриотизма и интернационализма,
учат
детей
глубже
и
тоньше
разбираться
в
жизни,
в
окружающих
явлениях,
воспитывают восприимчивость прекрасному.
В развитии речи детей дошкольного возраста большое значение имеют
сказки.
Слушание
сказок
всегда
доставляет
детям
большую
радость.
Они
внимательно их слушают, активно переживают, быстро усваивают содержание, с
удовольствием пересказывают.
Сказки зародились в глубокой древности. На всех этапах своего развития
они содержали в себе народную мудрость, мечты о счастливой жизни.
Сказка как своеобразная художественная форма наиболее доступна детям,
знакомит
их
с
жизнью
татарского
народа
в
прошлом,
его
бытом,
обычаями,
красотой родной природы и с животным миром. Татарские народные сказки
глубоко оптимистичны, они воспевают победу добра над злом, мир и дружбу,
прославляют благородство простого народа. Например, такие сказки, как «Бай һәм
ярлы», «Саран һәм юмарт», «Гөлчәчәк» и т.д. В сказках дети лучше понимают,
какой это герой, как к нему относиться. Положительный герой требует теплого,
доброго
отношения,
а
отрицательный
герой
–
осуждения,
не
довольствия,
возмущения. Татарские народные сказки богаты юмором Дети любят и понимают
сказочный юмор. Он всегда радует детей, вызывает у них веселый смех. Так же
много татарских сказок с мудрой ненавязчивой поучительностью, с глубоким
нравственным содержанием, отражающим мораль народа: «Гөлнәзек», «Җилән»,
«Төгүче» и т.д.
Через них дети познают веками сложившиеся красивые традиции народа,
его
душу
–
глубокую
почтительность
и
уважение
к
родителям,
младших
к
старшим, доброту и отзывчивость, сострадание ближнему. Сказки помогают детям
понять;
что
такое
хорошо
и
что
такое
плохо,
учат
их
быть
справедливыми,
смелыми, трудолюбивыми.
Татарские сказки, как и сказки других народов, в основном подразделяются
на три группы: сказки о животных, бытовые и волшебные.
Перед
чтением
или
рассказыванием
нужно
пояснить
детям
незнакомые
слова, которые могут встретиться. Часто это исконно национальные изречения.
Например: «караван баши», «мулла», «визирь», «саран», «юмарт», и другие. Часто
встречаются такие слова, которые обозначают предметы быта и принадлежности
одежды татарского народа: «калфак», «читек», «чулпы» и т.д. Кроме словесного
объяснения
значения
этих
слов
полезно
показывать
детям
иллюстрации,
отображающие быт татарского народа в прошлом, его трудовую деятельность, а
также
отдельные
предметы
быта:
покрывала
или
полотенце,
украшенные
тамбурной
вышивкой,
посуду,
расписанную
национальным
орнаментом
и
т.д.
Такая
наглядность
помогает
конкретизировать
абстрактные
представления
о
жизни и быте народа в далёкие прошлые времена.
Следует обращать внимание детей на интересные и своеобразные концовки
народных
сказок.
Часто
они
носят
шутливый,
юмористический
характер,
со
смысловым
смещением
соотношений
действительности,
что
дети
старшего
дошкольного возраста очень хорошо подмечают. К примеру «И я на той свадьбе
был, мёд из пустого ковша пил», «Сегодня я к ним ходил, вчера назад пришёл», «Я
у них сегодня был, вчера вернулся. Поиграл, поплясал, поел-попил, усы намочил,
а в рот не попало».
В
процессе
ознакомления
детей
со
сказками
необходимо
как
можно
шире
и с п ол ь з о ват ь
возможности кукольного театра и фланелеграфа.
При чтении сказок нужно знакомить детей с
народными
пословицами
и
поговорками,
ярко
иллюстрирующими
на
конкретных
примерах
взаимоотношения
персонажей
сказок.
Слушая
их,
ребёнок
воспринимает
мелодию
и
гармонию
рифмующихся звуков, красоту и богатство родного
языка.
Мы,
взрослые,
можем
с
раннего
детства
формировать
у
ребенка
нравственное
отношение
к
окружающему
миру,
закладывая тем самым моральные основы его будущей человеческой личности. И
хочется верить, что после знакомства с татарскими народными сказками, дети их
очень полюбят, и станут добрее.