Автор: Фетисов Дмитрий Агеевич
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: МАОУ "Лицей № 56"
Населённый пункт: г. Новоуральск Свердловской области
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Методический семинар «Формирование регулятивных универсальных учебных действий у обучающихся 5–6 классов в рамках освоения нормативов Всероссийского физкультурно–спортивного комплекса «Готов к труду и обороне»
Раздел: среднее образование
Методический семинар
«Формирование регулятивных универсальных учебных действий
у обучающихся 5-6 классов в рамках освоения нормативов Всероссийского физкультурно-
спортивного комплекса «Готов к труду и обороне»
Специалисты в области физического воспитания и спорта все настойчивее обращают
внимание
на
то,
что
задачи
модернизации
российского
образования
выдвигают
новые
требования
к
системе
физического
воспитания
учащихся.
Развивающая
роль
физической
культуры, особенно в отношении молодого поколения, неизмеримо велика.
24
марта
2014
г.
вышел
Указ
Президента
Российской
Федерации
о
Всероссийском
физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне» (далее – Комплекс ГТО). В нем
говорится о том, что для дальнейшего совершенствования государственной политики в области
физической культуры и спорта в Российской Федерации с 1 сентября 2014 г. этот комплекс
вводится
в
действие.
Цель
внедрения
Комплекса
ГТО
-
повышение
эффективности
использования
возможностей
физической
культуры
и
спорта
в
укреплении
здоровья,
гармоничном
и
всестороннем
развитии
личности,
воспитании
патриотизма
и
гражданственности, улучшении качества жизни граждан Российской Федерации.
Внедрение
Комплекса
ГТО
в
практику
образовательных
организаций
потребовал
совершенствования программ по дисциплине «Физическая культура», поиска новых форм и
методов практической работы. Наряду с внедрением Комплекса ГТО передо мной, как учителем
физической культуры, стоит и другая задача – формирование у обучающихся метапредметных
результатов
обучения,
развитие
у
подростков
умения
учиться,
выполнять
универсальные
учебные действия в соответствии с требованиями федеральных государственных стандартов
общего образования (далее - ФГОС ОО). Стремясь решить данную проблему, совместить эти
два
направления
своей
деятельности,
я
разработал
методику,
которая
с
одной
стороны,
позволяет
мотивировать
обучающихся
на
освоение
нормативов
ГТО,
с
другой
стороны,
направлена
на
развитие
у
детей
способности
целеполагания,
умения
анализировать
собственные
затруднения,
выстраивать
план
тренировок,
преодолевать
трудности,
т.е.
формировать у школьников регулятивные универсальные действия.
Цель семинара: представить опыт формирования регулятивных универсальных действий
у
обучающихся
5-6
классов
в
рамках
освоения
нормативов
Комплекса
ГТО
в
урочное
и
внеурочное время.
Ход семинара:
Теоретическая часть
Знакомство с особенностями нормативов комплекса ГТО;
Представление технологии проведения четырех оценочных сессий с обучающимися
при освоении нормативов Комплекса ГТО;
Практическая часть (работа в группах для участников семинара)
Определение промежуточные метапредметные результатов каждой сессии;
Рефлексия. (приложение 4).
Предполагаемая
аудитория:
учителя
физической
культуры,
классные
руководители,
методисты.
Особенности современного Комплекса ГТО.
Комплекс
ГТО
предусматривает
подготовку
к
выполнению
и
непосредственное
выполнение
различными
возрастными
группами
(от
6
до
70
лет
и
старше)
населения
Российской Федерации установленных нормативов по 3 уровням трудности, соответствующим
золотому, серебряному и бронзовому знакам отличия.
Комплекс ГТО состоит из следующих основных разделов:
виды
испытаний
(тесты),
позволяющие
определить
уровень
развития
физических
качеств
и
прикладных
двигательных
умений
и
навыков
(подразделяются
на
обязательные
испытания
(тесты)
и
испытания
по
выбору)
и
нормативы,
позволяющие
оценить
разносторонность
(гармоничность)
развития
основных
физических
качеств
и
прикладных
двигательных умений и навыков в соответствии с половыми и возрастными особенностями
развития человека;
требования к оценке уровня знаний и умений в области физической культуры и спорта;
рекомендации к недельному двигательному режиму (предусматривают минимальный
объем
различных
видов
двигательной
деятельности,
необходимый
для
самостоятельной
подготовки
к
выполнению
видов
испытаний
(тестов)
и
нормативов,
развития
физических
качеств, сохранения и укрепления здоровья).
В перечень Комплекса ГТО включена легкая атлетика, лыжные гонки, плавание, пулевая
стрельба и туризм. Учащиеся сами выбирают пять видов испытаний для сдачи. Нормативы, по
сравнению с советским ГТО, несколько снижены. Это особенно важно, т.к. на сегодняшний
день среди школьников России лишь 16% являются относительно здоровыми, Более 80%
школьников не занимаются спортом регулярно. Из собственных наблюдений могу сказать, что
именно подростки в возрасте 12-13 лет отказываются заниматься спортом системно, бросают
секции, физическим упражнениям предпочитают компьютерные игры и виртуальные сети.
Нормативы
ГТО
доступны,
развивают
все
группы
мышц,
увеличивают
выносливость,
координацию, умение рассчитывать свои силы и потенциал. Таким образом, Комплекс ГТО –
это реальная возможность для подростков достичь определенных результатов (получить знак
отличия), завоевав уважение среди сверстников.
Для успешного продвижения не только в спорте, но и в современном обществе, у
человека должны быть сформированы регулятивные
универсальные учебные действия. В
соответствии с ФГОС ООО к регулятивным УУД относятся:
•целеполагание- постановка цели;
•
планирование –
определение
последовательности
промежуточных
целей
с
учетом
конечного результата; составление плана и последовательности действий;
•
прогнозирование – предвосхищение результата и уровня его реализации;
•
контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с
целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
•
коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в
случае расхождения эталона, реального действия и результата;
•
оценка -
выделение
и
осознание
учащимся
того,
что
уже
достигнуто
и
что
еще
необходимо достичь, осознание качества и уровня своих результатов;
•
волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к
волевому
усилию
-
к
выбору
в
ситуации
мотивационного
конфликта
и
к
преодолению
препятствий.
Содержание оценочных сессий при подготовке к сдаче Комплекса ГТО.
Оценочная сессия – это деятельность обучающихся по самооценке, целеполаганию в
рамках освоения нормативов Комплекса ГТО в урочное и внеурочное время.
1 сессия (сентябрь).
Знакомство
с
требованиями
Комплекса
ГТО,
с
системой
нормативов.
Обучающимся
предлагается изучить нормативы 3 ступени соответствующие их возрасту. (Приложение 2)
Учитель
подчеркивает,
что
каждый
должен
выбрать
тот
уровень,
к
которому
он
готовстремиться - бронзовый значок, серебряный или золотой. Учитель обращает внимание, что
требование и количество испытаний увеличивается в зависимости от выбранного уровня. Затем
подросткам
предлагается
выбрать
тесты
из
второй
части
таблицы
–
тесты
по
выбору.
В
зависимости от значка от 1 до 3. Затем каждому выдается «Индивидуальная таблица ГТО»
(Приложение 3). Ученик заполняет название значка (результат к которому он стремится), тесты
по
выбору
и
нормы
в
соответствии
с
выбранным
уровнем.
Кроме
этого
пятикласснику
предлагается
предположить,
как
он
выполняет
эти
нормы
сейчас
и
проставить
свои
предполагаемые результаты в следующей колонке.
Планируемые результаты первой сессии:
формирование способности к самооценке;
формирование способности к прогнозированию результатов;
умение ставить цель и делать сознательный выбор.
2 сессия (сентябрь, октябрь)
Первое тестирование. В соревновательной форме школьники проходят тестирование в
соответствии с требованиями Комплекса ГТО. Им предлагается внести свои индивидуальные
результаты в индивидуальную таблицу втретью колонку. В низу страницы в свободной форме
ученик отвечает на вопросы, доволен ли он результатами и определяет свой индивидуальный
маршрут тренировок (например: чтобы получить золотой значок мне необходимо заниматься
бегом 2 раза в неделю). По каждому упражнению заполняют 4 колонку. Ученикам предлагаются
внеурочные занятия по подготовке к сдаче норм ГТО.
Планируемые результаты второй сессии:
Формирование способности к объективной оценке своих результатов;
Развитие способности корректировать свои цели;
Планирование обучающимся своей деятельности по достижению результатов;
3 сессия (январь февраль)
Повторное тестирование. Каждым обучающимся заполняется 5 колонка в индивидуальной
таблице. Кроме того, внизу в свободной форме пишется достиг ли он своей цели,если нет то,
что
ему
мешало.
Учитель
предлагает
написать
препятствия,
которые
мешали
достичь
предлагаемых
результатов
(внутренние
–
лень,
страх,
нежелание
соперничать;
внешние
–
болезни, отсутствие места для тренировок, другие обязательные занятия) и предлагает создать
новый план тренировок или оставить прежний.
Планируемые результаты третьей сессии:
Формирование способности к объективной оценке своих результатов;
Развитие способности корректировать свои цели;
Планирование обучающимся своей деятельности по достижению результатов;
Работа над способностью проявлять волевые усилия.
4 сессия (май)
Итоговое тестирование. Сдача норм ГТО.
В
индивидуальную
таблицу
вносятся
итоговые
результаты
года.
Обучающийся
прописывает, какие нормы он сдал, а над какими предстоит работать, формулирует цели на
следующий год. Очень важно прописывание своих результатов, т.к. это с одной стороны
стимуляция
волевых
усилий,
а
с
другой
стороны
принятие
объективной
оценки
своих
достижений.
Роль педагога между оценочными сессиями - помощь в подборе упражнений, мотивация
на продолжение тренировок, поддержка принятых решений или помощь в изменении выбора.
«Индивидуальная таблица ГТО» хранится в портфолио обучающегося, учитель берет их
для заполнения на урок или классный час.
Практическая ценность данного семинара в том, что представленную методику можно
использовать педагогами при организации деятельности обучающихся на классных часах, в
рамках предметных сессий, при работе с портфолио, оценке учебных достижений.
Приложение 1
Литература:
1.
Федеральный
закон
от
04.12.2007
№
329-ФЗ
(ред.
от
29.06.2015)
«О
физической
культуре и спорте в Российской Федерации». 2. О внесении изменений в Федеральный закон «О
физической культуре и спорте в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты
Российской Федерации от 5.10.2015 № 274-ФЗ.
2.
Указы
Президента
Российской
Федерации:
1.
О
Всероссийском
физкультурно-
спортивном
комплексе
«Готов
к
труду
и
обороне»
(ГТО)
от
24.03.2014
№
172.
2.
Об
использовании
Государственного
герба
Российской
Федерации
на
знаках
отличия
Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) от
28.07.2014 № 533.
3.
Федеральный
государственный
образовательный
стандарт
основного
общего
образования утверждён приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 №1897.
4.
Барышева
Н.В.,
Минияров
В.М.,
Неклюдова
М.Г.
Основы
физической
культуры
старшеклассников. Самара, 1995.
5.
Белоусов А., "Школьный психолог" № 5, еженедельник, М., Издательский дом "Первое
сентября", 2000.
6.
Ильин Е. П. Психология физического воспитания. — М.: Просвещение, 1987. — 287 с.
7.
Довгун А.И. О некоторых условиях успешного использования методов воспитания. //
Нравственное воспитание школьников. - 1976. - №12. - с.56.
8.
Матвеев Л.П. «Влияние спорта на формирование воли» М.,1987
Приложение 2
Приложение 3
Индивидуальная таблица ГТО
ФИО____________________________________________________класс____________________________________пол
мужской/женский
Я стремлюсь к _______________________значку
№ Виды испытаний (тесты)
Нормы
для
моего
пола и
уровня
Мои
предполагае
мые
результаты
Результаты
первого
тестировани
я
План тренировок
Количество ( мин.
часов) /раз в неделю
Результаты
второго
тестирования
Итоговые
результаты
Обязательные испытания (тесты)
1.
Бег на 60 м (сек)
2
Бег на 1,5 км (мин. сек) или
на 2 км (мин. сек)
3
Прыжок в длину с разбега
(см)
Или прыжок в длину с
места толчком двумя
ногами (см)
4
Подтягивание из виса на
высокой перекладине у
(кол-во раз)
Или подтягивание из виса
лежа на низкой
перекладине у (кол-во раз)
Или сгибание и разгибание
рук упоре лежа на полу
(кол-во раз)
Испытания (тесты) по выбору
Прошло первое испытание(тесты)ГТО.
1.
Мои результаты __________________________предполагаемых.
2.
Мне следует обратить внимание на
упражнения_______________________________________________________________
3.
Чтобы добиться цели мне следует тренироваться ________ раз в неделю, я буду делать это с тренером/
самостоятельно.
Прошло второе испытание (тесты)ГТО.
1.
Мои результаты __________________________предполагаемых.
2.
Я решил изменить
цель____________________________________________________________________________________
3.
Мне следует обратить внимание на
упражнения_______________________________________________________________
4.
Мне мешало/ помогло добиться цели
________________________________________________________________________________
5.
Чтобы добиться цели мне следует тренироваться ________ раз в неделю, я буду делать это с тренером/
самостоятельно.
Прошло итоговое испытание (тесты)ГТО.
1.
Мои результаты __________________________предполагаемых.
2.
Я решил изменить цель___________________________________________________________________
3.
Мне следует обратить внимание на
упражнения_______________________________________________________________
4.
Мне мешало/ помогло добиться цели
________________________________________________________________________________
5.
Чтобы добиться цели мне следует тренироваться ________ раз в неделю, я буду делать это с тренером/
самостоятельно.
Приложение 4
Анкет ИТОГ
И (интересное)_________________________________________________________________________________________________
Т (трудное)____________________________________________________________________________________________________
О( оценка)_____________________________________________________________________________________________________
Г (главное, что вынес)___________________________________________________________________________________________