Напоминание

Методический семинар «Формирование регулятивных универсальных учебных действий у обучающихся 5–6 классов в рамках освоения нормативов Всероссийского физкультурно–спортивного комплекса «Готов к труду и обороне»


Автор: Фетисов Дмитрий Агеевич
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: МАОУ "Лицей № 56"
Населённый пункт: г. Новоуральск Свердловской области
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Методический семинар «Формирование регулятивных универсальных учебных действий у обучающихся 5–6 классов в рамках освоения нормативов Всероссийского физкультурно–спортивного комплекса «Готов к труду и обороне»
Раздел: среднее образование





Назад




Методический семинар

«Формирование регулятивных универсальных учебных действий

у обучающихся 5-6 классов в рамках освоения нормативов Всероссийского физкультурно-

спортивного комплекса «Готов к труду и обороне»

Специалисты в области физического воспитания и спорта все настойчивее обращают

внимание

на

то,

что

задачи

модернизации

российского

образования

выдвигают

новые

требования

к

системе

физического

воспитания

учащихся.

Развивающая

роль

физической

культуры, особенно в отношении молодого поколения, неизмеримо велика.

24

марта

2014

г.

вышел

Указ

Президента

Российской

Федерации

о

Всероссийском

физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне» (далее – Комплекс ГТО). В нем

говорится о том, что для дальнейшего совершенствования государственной политики в области

физической культуры и спорта в Российской Федерации с 1 сентября 2014 г. этот комплекс

вводится

в

действие.

Цель

внедрения

Комплекса

ГТО

-

повышение

эффективности

использования

возможностей

физической

культуры

и

спорта

в

укреплении

здоровья,

гармоничном

и

всестороннем

развитии

личности,

воспитании

патриотизма

и

гражданственности, улучшении качества жизни граждан Российской Федерации.

Внедрение

Комплекса

ГТО

в

практику

образовательных

организаций

потребовал

совершенствования программ по дисциплине «Физическая культура», поиска новых форм и

методов практической работы. Наряду с внедрением Комплекса ГТО передо мной, как учителем

физической культуры, стоит и другая задача – формирование у обучающихся метапредметных

результатов

обучения,

развитие

у

подростков

умения

учиться,

выполнять

универсальные

учебные действия в соответствии с требованиями федеральных государственных стандартов

общего образования (далее - ФГОС ОО). Стремясь решить данную проблему, совместить эти

два

направления

своей

деятельности,

я

разработал

методику,

которая

с

одной

стороны,

позволяет

мотивировать

обучающихся

на

освоение

нормативов

ГТО,

с

другой

стороны,

направлена

на

развитие

у

детей

способности

целеполагания,

умения

анализировать

собственные

затруднения,

выстраивать

план

тренировок,

преодолевать

трудности,

т.е.

формировать у школьников регулятивные универсальные действия.

Цель семинара: представить опыт формирования регулятивных универсальных действий

у

обучающихся

5-6

классов

в

рамках

освоения

нормативов

Комплекса

ГТО

в

урочное

и

внеурочное время.

Ход семинара:

Теоретическая часть

Знакомство с особенностями нормативов комплекса ГТО;

Представление технологии проведения четырех оценочных сессий с обучающимися

при освоении нормативов Комплекса ГТО;

Практическая часть (работа в группах для участников семинара)

Определение промежуточные метапредметные результатов каждой сессии;

Рефлексия. (приложение 4).

Предполагаемая

аудитория:

учителя

физической

культуры,

классные

руководители,

методисты.

Особенности современного Комплекса ГТО.

Комплекс

ГТО

предусматривает

подготовку

к

выполнению

и

непосредственное

выполнение

различными

возрастными

группами

(от

6

до

70

лет

и

старше)

населения

Российской Федерации установленных нормативов по 3 уровням трудности, соответствующим

золотому, серебряному и бронзовому знакам отличия.

Комплекс ГТО состоит из следующих основных разделов:

виды

испытаний

(тесты),

позволяющие

определить

уровень

развития

физических

качеств

и

прикладных

двигательных

умений

и

навыков

(подразделяются

на

обязательные

испытания

(тесты)

и

испытания

по

выбору)

и

нормативы,

позволяющие

оценить

разносторонность

(гармоничность)

развития

основных

физических

качеств

и

прикладных

двигательных умений и навыков в соответствии с половыми и возрастными особенностями

развития человека;

требования к оценке уровня знаний и умений в области физической культуры и спорта;

рекомендации к недельному двигательному режиму (предусматривают минимальный

объем

различных

видов

двигательной

деятельности,

необходимый

для

самостоятельной

подготовки

к

выполнению

видов

испытаний

(тестов)

и

нормативов,

развития

физических

качеств, сохранения и укрепления здоровья).

В перечень Комплекса ГТО включена легкая атлетика, лыжные гонки, плавание, пулевая

стрельба и туризм. Учащиеся сами выбирают пять видов испытаний для сдачи. Нормативы, по

сравнению с советским ГТО, несколько снижены. Это особенно важно, т.к. на сегодняшний

день среди школьников России лишь 16% являются относительно здоровыми, Более 80%

школьников не занимаются спортом регулярно. Из собственных наблюдений могу сказать, что

именно подростки в возрасте 12-13 лет отказываются заниматься спортом системно, бросают

секции, физическим упражнениям предпочитают компьютерные игры и виртуальные сети.

Нормативы

ГТО

доступны,

развивают

все

группы

мышц,

увеличивают

выносливость,

координацию, умение рассчитывать свои силы и потенциал. Таким образом, Комплекс ГТО –

это реальная возможность для подростков достичь определенных результатов (получить знак

отличия), завоевав уважение среди сверстников.

Для успешного продвижения не только в спорте, но и в современном обществе, у

человека должны быть сформированы регулятивные

универсальные учебные действия. В

соответствии с ФГОС ООО к регулятивным УУД относятся:

•целеполагание- постановка цели;

планирование –

определение

последовательности

промежуточных

целей

с

учетом

конечного результата; составление плана и последовательности действий;

прогнозирование – предвосхищение результата и уровня его реализации;

контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с

целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в

случае расхождения эталона, реального действия и результата;

оценка -

выделение

и

осознание

учащимся

того,

что

уже

достигнуто

и

что

еще

необходимо достичь, осознание качества и уровня своих результатов;

волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к

волевому

усилию

-

к

выбору

в

ситуации

мотивационного

конфликта

и

к

преодолению

препятствий.

Содержание оценочных сессий при подготовке к сдаче Комплекса ГТО.

Оценочная сессия – это деятельность обучающихся по самооценке, целеполаганию в

рамках освоения нормативов Комплекса ГТО в урочное и внеурочное время.

1 сессия (сентябрь).

Знакомство

с

требованиями

Комплекса

ГТО,

с

системой

нормативов.

Обучающимся

предлагается изучить нормативы 3 ступени соответствующие их возрасту. (Приложение 2)

Учитель

подчеркивает,

что

каждый

должен

выбрать

тот

уровень,

к

которому

он

готовстремиться - бронзовый значок, серебряный или золотой. Учитель обращает внимание, что

требование и количество испытаний увеличивается в зависимости от выбранного уровня. Затем

подросткам

предлагается

выбрать

тесты

из

второй

части

таблицы

тесты

по

выбору.

В

зависимости от значка от 1 до 3. Затем каждому выдается «Индивидуальная таблица ГТО»

(Приложение 3). Ученик заполняет название значка (результат к которому он стремится), тесты

по

выбору

и

нормы

в

соответствии

с

выбранным

уровнем.

Кроме

этого

пятикласснику

предлагается

предположить,

как

он

выполняет

эти

нормы

сейчас

и

проставить

свои

предполагаемые результаты в следующей колонке.

Планируемые результаты первой сессии:

формирование способности к самооценке;

формирование способности к прогнозированию результатов;

умение ставить цель и делать сознательный выбор.

2 сессия (сентябрь, октябрь)

Первое тестирование. В соревновательной форме школьники проходят тестирование в

соответствии с требованиями Комплекса ГТО. Им предлагается внести свои индивидуальные

результаты в индивидуальную таблицу втретью колонку. В низу страницы в свободной форме

ученик отвечает на вопросы, доволен ли он результатами и определяет свой индивидуальный

маршрут тренировок (например: чтобы получить золотой значок мне необходимо заниматься

бегом 2 раза в неделю). По каждому упражнению заполняют 4 колонку. Ученикам предлагаются

внеурочные занятия по подготовке к сдаче норм ГТО.

Планируемые результаты второй сессии:

Формирование способности к объективной оценке своих результатов;

Развитие способности корректировать свои цели;

Планирование обучающимся своей деятельности по достижению результатов;

3 сессия (январь февраль)

Повторное тестирование. Каждым обучающимся заполняется 5 колонка в индивидуальной

таблице. Кроме того, внизу в свободной форме пишется достиг ли он своей цели,если нет то,

что

ему

мешало.

Учитель

предлагает

написать

препятствия,

которые

мешали

достичь

предлагаемых

результатов

(внутренние

лень,

страх,

нежелание

соперничать;

внешние

болезни, отсутствие места для тренировок, другие обязательные занятия) и предлагает создать

новый план тренировок или оставить прежний.

Планируемые результаты третьей сессии:

Формирование способности к объективной оценке своих результатов;

Развитие способности корректировать свои цели;

Планирование обучающимся своей деятельности по достижению результатов;

Работа над способностью проявлять волевые усилия.

4 сессия (май)

Итоговое тестирование. Сдача норм ГТО.

В

индивидуальную

таблицу

вносятся

итоговые

результаты

года.

Обучающийся

прописывает, какие нормы он сдал, а над какими предстоит работать, формулирует цели на

следующий год. Очень важно прописывание своих результатов, т.к. это с одной стороны

стимуляция

волевых

усилий,

а

с

другой

стороны

принятие

объективной

оценки

своих

достижений.

Роль педагога между оценочными сессиями - помощь в подборе упражнений, мотивация

на продолжение тренировок, поддержка принятых решений или помощь в изменении выбора.

«Индивидуальная таблица ГТО» хранится в портфолио обучающегося, учитель берет их

для заполнения на урок или классный час.

Практическая ценность данного семинара в том, что представленную методику можно

использовать педагогами при организации деятельности обучающихся на классных часах, в

рамках предметных сессий, при работе с портфолио, оценке учебных достижений.

Приложение 1

Литература:

1.

Федеральный

закон

от

04.12.2007

329-ФЗ

(ред.

от

29.06.2015)

«О

физической

культуре и спорте в Российской Федерации». 2. О внесении изменений в Федеральный закон «О

физической культуре и спорте в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты

Российской Федерации от 5.10.2015 № 274-ФЗ.

2.

Указы

Президента

Российской

Федерации:

1.

О

Всероссийском

физкультурно-

спортивном

комплексе

«Готов

к

труду

и

обороне»

(ГТО)

от

24.03.2014

172.

2.

Об

использовании

Государственного

герба

Российской

Федерации

на

знаках

отличия

Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) от

28.07.2014 № 533.

3.

Федеральный

государственный

образовательный

стандарт

основного

общего

образования утверждён приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 №1897.

4.

Барышева

Н.В.,

Минияров

В.М.,

Неклюдова

М.Г.

Основы

физической

культуры

старшеклассников. Самара, 1995.

5.

Белоусов А., "Школьный психолог" № 5, еженедельник, М., Издательский дом "Первое

сентября", 2000.

6.

Ильин Е. П. Психология физического воспитания. — М.: Просвещение, 1987. — 287 с.

7.

Довгун А.И. О некоторых условиях успешного использования методов воспитания. //

Нравственное воспитание школьников. - 1976. - №12. - с.56.

8.

Матвеев Л.П. «Влияние спорта на формирование воли» М.,1987

Приложение 2

Приложение 3

Индивидуальная таблица ГТО

ФИО____________________________________________________класс____________________________________пол

мужской/женский

Я стремлюсь к _______________________значку

№ Виды испытаний (тесты)

Нормы

для

моего

пола и

уровня

Мои

предполагае

мые

результаты

Результаты

первого

тестировани

я

План тренировок

Количество ( мин.

часов) /раз в неделю

Результаты

второго

тестирования

Итоговые

результаты

Обязательные испытания (тесты)

1.

Бег на 60 м (сек)

2

Бег на 1,5 км (мин. сек) или

на 2 км (мин. сек)

3

Прыжок в длину с разбега

(см)

Или прыжок в длину с

места толчком двумя

ногами (см)

4

Подтягивание из виса на

высокой перекладине у

(кол-во раз)

Или подтягивание из виса

лежа на низкой

перекладине у (кол-во раз)

Или сгибание и разгибание

рук упоре лежа на полу

(кол-во раз)

Испытания (тесты) по выбору

Прошло первое испытание(тесты)ГТО.

1.

Мои результаты __________________________предполагаемых.

2.

Мне следует обратить внимание на

упражнения_______________________________________________________________

3.

Чтобы добиться цели мне следует тренироваться ________ раз в неделю, я буду делать это с тренером/

самостоятельно.

Прошло второе испытание (тесты)ГТО.

1.

Мои результаты __________________________предполагаемых.

2.

Я решил изменить

цель____________________________________________________________________________________

3.

Мне следует обратить внимание на

упражнения_______________________________________________________________

4.

Мне мешало/ помогло добиться цели

________________________________________________________________________________

5.

Чтобы добиться цели мне следует тренироваться ________ раз в неделю, я буду делать это с тренером/

самостоятельно.

Прошло итоговое испытание (тесты)ГТО.

1.

Мои результаты __________________________предполагаемых.

2.

Я решил изменить цель___________________________________________________________________

3.

Мне следует обратить внимание на

упражнения_______________________________________________________________

4.

Мне мешало/ помогло добиться цели

________________________________________________________________________________

5.

Чтобы добиться цели мне следует тренироваться ________ раз в неделю, я буду делать это с тренером/

самостоятельно.

Приложение 4

Анкет ИТОГ

И (интересное)_________________________________________________________________________________________________

Т (трудное)____________________________________________________________________________________________________

О( оценка)_____________________________________________________________________________________________________

Г (главное, что вынес)___________________________________________________________________________________________



В раздел образования