Автор: Яковлева Ирина Ивановна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад №78"
Населённый пункт: г.Ярославль
Наименование материала: Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе.
Тема: «Мир народных промыслов».
Раздел: дошкольное образование
МКДОУ №1 «СКАЗКА»
Г.Нижнеудинск
Конспект
образовательной деятельности
в подготовительной группе:
«Мир народных промыслов».
Воспитатели:
Яковлева И.И.
2017-2018 у.г.
Конспект
Тема: «Мир народных промыслов».
Образовательная область: НОД познавательное развитие, художественно –
эстетическое развитие.
Виды деятельности: групповая, подгрупповая.
Цель: создать условия для развития речи и математических способностей
через закрепление знаний о народных промыслах.
Образовательные задачи:
• Закрепить знания детей о русском народном декоративно-прикладном
искусстве, уметь различать виды народных промыслов, называть знакомые
народные промыслы, их характерные особенности.
• Повторить прямой и обратный счет до 5, учить выкладывать сериационный
ряд из 5 матрешек по высоте, упражнять детей в определении числа по
отношению к названному ( числа-соседи).
• Познакомить с новым видом народного творчества – тульский пряник, его
Развивающие задачи:
• Вызвать интерес у детей к изучению истории России, русского народного
творчества. Развивать логическое мышление, воображение, фантазию
творческое восприятие через самостоятельную деятельность. Развивать
творческие способности.
Воспитательные задачи:
• Воспитывать любовь к прекрасному, к народному декоративно-прикладному
искусству.
Оборудование и материалы:
• Дымковские игрушки, гжельские сувениры , хохломская посуда, матрешки,
презентация музыкальная физминутка, интерактивная игра «Мир народного
творчества, тульский пряник, фонограмма песни «Матрешки».
Предварительная работа: Тематические беседы:
«Дымковская игрушка», «Гжель – сине-голубое чудо», «Матрешки», «Золотая
хохлома», «Жостовский поднос», «Палех».
Просмотр презентаций: «Сине-голубое чудо – гжель», «Хохлома»,
«Дымковские мастера».
Проведение экскурсий по выставкам и музеям, созданными в других
группах.
Рассматривание альбомов и наглядно – демонстрационного материала.
Лепка «Дымковские барышни», раскраска «Гжель»,
Рисование «Мы матрешки - вот какие!»
Аппликация «Дымковские узоры», выставка рисунков «Жостовские
подносы».
Создание лэпбуков совместно с родителями «Матрешки», «Городецкие
игрушки».
Создание в группе мини – музея «Народные промыслы».
Организационный момент:
• Ребята, сегодня у нас необычное мероприятие. Посмотрите, сколько гостей
в зале!
А тема нашей встречи «Мир народного творчества».
Основная часть:
В середине зала на столе стоят предметы народных промыслов.
• Показать на фигурки и сувениры народных промыслов.
Посмотрите! Это вещи нынче
В гости к нам пришли,
Чтоб поведать нам секреты
Древней, чудной красоты.
Чтоб ввести нас в мир России
Мир преданий и добра
Чтоб сказать, что есть в России
Чудо – люди – мастера!
• Ребята, а что это за чудо-люди-мастера?
• Как называют человека, который мастерит предметы народных промыслов?
(умелец, мастер, ремесленник)
• Какие виды промыслов вы знаете? (ответы детей)
У вас столе лежит лист , где нарисован народный промысел.
• Ваша задача выбрать только те фигурки с общего стола, промысел, который
нарисован в середине листа.
(Звучит музыка. Дети подбирают фигурки.)
Кто хочет рассказать про свой промысел?
Наводящие вопросы:
• Почему игрушки называются дымковскими?
• Из какого материала они сделаны?
• Что любили лепить дымковцы?
• Какое настроение создают эти игрушки?
• Как дымковские мастерицы передали нам радостное настроение?
• Какие элементы росписи использовали мастера?
• Какие использовали цвета?
• Что обозначают элементы в росписи?
Ребята, у кого изделия, где всего два цвета?
• Назовите, что это за промысел?
• Из какой глины они изготовлялись?
• Какой основной узор использовали гжельские мастера?
• Почему Гжель называют сине-голубой?
• Чем отличаются изделия гжельских мастеров от дымковской игрушки?
Дети, у кого на столе предметы народного промысла «Золотая хохлома»?
• Почему Хохлому называют золотой?
• Что расписывают этой росписью?
• Из какого материала делали в Хохломе посуду?
• Какие цвета использует художник в этой росписи?
• Какие элементы есть в этой росписи?
• Какое настроение создают эти изделия?
• Не правда ли еда в такой посуде кажется особенно вкусной?
• А сейчас я загадаю загадку:
« Алый, шелковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука в деревянные бока,
А внутри секреты есть:
Может 3, а может 6.
Разрумянились немножко
Развеселая …….
Матрешка.
• Правильно. Что вы знаете о ней?
Выслушать самостоятельные рассказы детей.
Выступление девочки со своей работой Лэпбук «Матрешка».
• Я предлагаю поиграть еще!
Математические игры с матрешками.
На столах у каждого лежат матрешки с цифрами на кармашках.
• Построите матрешек н по порядку. (от 1 до 5)
• Назовите соседок матрешки с числом 3, 4, 2 и т.д. (следить,чтобы называли
сначала меньшее, потом большее)
• Назовите матрешек в прямом порядке, в обратном порядке.
Музыкальная физминутка.
• Ребята, а вы любите сюрпризы?
Сегодня вы познакомитесь еще с одним народным промыслом.
Внимание, на экран!
Фрагмент игры «Мир народного творчества»
Тульский пряник.
Беседа по вопросам.
• Почему пряники называются тульскими?
• Из чего сделаны они?
• Чем отличается этот промысел от всех остальных?
Рефлексия.
• Понравилось вам наша встреча?
• Что вы узнали нового?
• Что вам запомнилось?
Наша мероприятие закончилось, большое спасибо вам за хорошую работу, вы
все молодцы!
И сейчас мы пойдем пить чай , потому, что у меня есть самый настоящий
Тульский пряник!
Есть в мини-музее и настоящие жостовские подносы.
Программное содержание:
1.
Воспитывать доброжелательность, заботу о товарищах.
2.
Развивать навыки связной речи, интерес к театральной деятельности.
3.
Формировать представление о добре и зле, показать красоту добрых
поступков.
4.
Развивать внимание, память, координацию речи с движением.
5.
Учить чувствовать и понимать эмоциональное состояние героя,
вступать в ролевое взаимодействие.
Материал:
свечи,
домовёнок,
шапочки героям сказки “ Под грибом”,
пирамидка,
книга сказок.
Предварительная работа:
Чтение сказок: “ Под грибом”, “Теремок”, “Рукавичка”; пересказ,
разыгрывание сказки по ролям.
Ход занятия
Дети входят в зал, их встречает сказочница.
Сказочница: Здравствуйте, ребята. Я, очень рада вас видеть. Сегодня я вас
пригласила на посиделки. Проходите, присаживайтесь.
Давайте зажжем свечу.
Как хорошо, уютно, тихо.
Посмотрите на огонёк свечи, протяните к нему ладошки.
Что вы чувствуете? ( Ответы детей).
Приятно смотреть на огонёк?
А какое у вас сейчас настроение? ( Ответы детей).
А раз у вас хорошее настроение, давайте скажем друг другу вежливые,
волшебные слова.
(Дети передают друг другу колокольчик).
Ап - чи!
Сказочница: Кто это, ребята?
(Появляется домовёнок).
Да это я, Кузя – домовёнок.
Ой, беда, беда огорчение!
Дом у вас есть, а домового нет, я теперь у вас жить буду.
(Звучит голос Бабы Яги).
Ха- ха-ха. Нежить тебе здесь, я заколдую его. Больше он никогда не сможет
ни говорить, ни двигаться. Только я знаю, как расколдовать его.
Сказочница: Что же делать?
Как помочь Кузе? ( Ответы детей).
Кузя любит делать добрые дела. А давайте мы построим пирамиду добрых
дел.
(Дети строят пирамиду, называя добрые дела).
Ребята, а вы не боитесь Бабу Ягу?
Правильно. В любой сказке добро побеждает зло.
Отправляемся на сказочную поляну, где посмотрим сказку о дружбе и добре.
Физкультурная минутка.
Мы к лесной лужайке вышли,
Поднимая ноги выше,
Через кустики и кочки,
Через ветки и пенёчки.
Кто высоко так шагал,
Не споткнулся, ни упал.
Сказочница: Вот мы и пришли на сказочную полянку.
Кто из вас хочет быть героями сказки?
Все хотят.
Как же нам быть?
( Чудо- дерево мигает и раздаётся голос).
Ребята! Подойдите скорее ко мне. За ваши добрые сердца я подарю вам свои
листочки. Но они не простые, а с секретом. Они подскажут вам.
(Листочки летят, около дерево дети их поднимают).
Ничего не пойму?
Где секрет?
А вот в чём секрет, у кого, что нарисовано, тот ту роль и выполняет.
А моя роль рассказчица.
Посмотрите внимательно на свои листочки.
Ну что ж, спор разрешили, пора приступить к делу.
Зрители занимайте удобные места и начинаем сказку.
Драматизация сказки “Под грибом”.
Как-то раз застал Муравья сильный дождь. Куда спрятаться? Увидел
маленький грибок, добежал до него и спрятался под его шляпкой.
А дождь всё сильнее и сильнее.
Ползёт к грибку мокрая бабочка: - Муравей, Муравей, пусти меня под
грибок! Промокла я – лететь не могу!
Как же я пущу тебя?
Я один тут кое-как уместился.
Ничего!
Пустил Муравей Бабочку под грибок.
А дождь сильнее идёт.
Бежит мимо Мышка:
Пустите меня под грибок! Вода с меня ручьём течёт.
Куда же мы тебя пустим!
Жалко мышку стало, они пустили.
А дождь всё льёт.
Мимо грибка Воробей скачет и плачет:
Намокли перышки, устали крылышки!
Пустите меня под грибок обсохнуть, отдохнуть.
Тут места нет.
Подвиньтесь, пожалуйста!
Ладно.
А тут заяц на полянку выскочил, увидел гриб.
Спрячьте, спасите.
За мной Лиса гонится!
Жалко зайца, давайте ещё потеснимся.
Лиса прибежала на полянку.
Зайца не видели.
Не видели.
Не тут ли он спрятался?
Где ему спрятаться!
Махнула лиса хвостом и ушла.
Прошел дождь, выглянуло солнышко.
Вылезли все из-под гриба - радуются.
Муравей задумался:
Как же так? Раньше мне одному место было мало, а теперь всем место
хватило.
Ква-ха-ха-ха!
Эх, вы! Гриб – то…
И убежала.
Сказочница: Дорогие зрители, а вы догадались, почему всем под грибом
хватило место?
(Ответы и рассуждения детей).
В небе ярко заблестело солнышко и началось на поляне веселье.
(Звучит русская народная мелодия).
А сейчас мы вернёмся к нашему волшебному огоньку.
Физкультурная минутка.
Мы с лесной лужайке вышли,
Поднимая ноги выше,
Через кустики и кочки,
Через ветки и пенёчки.
Кто высоко так шагал
Не споткнулся, ни упал.
Ребята, мы про Кузю совсем забыли.
Кузя: А я сижу и наблюдаю за вами, вы расколдовали меня.
Вы сегодня сделали доброе дело. Показали, какие вы дружные,
внимательные, заботливые. Это и спасло меня от Бабы Яги.
Ребята, а чему научила вас сказка?
(Ответы детей).
А кто из героев вам больше понравился?
(Ответы детей).
За ваши добрые сердца я дарю вам книгу сказок, чтобы вы читали её и
помогали тем, кто оказался в беде.
Добро творить – себя веселить.
Закрывает книгу и отдает детям.
А мы с Кузей будем ждать новых встреч с вами ребята.
Задувает свечу.