Напоминание

Развитие выносливости у юных баскетболистов 8–10 лет


Автор: Османов Сумбат Юсуфович
Должность: тренер–преподаватель
Учебное заведение: МАУДО ДЮСШ "Юность"
Населённый пункт: Новый Уренгой ЯНАО
Наименование материала: Учебно–методическая разработка
Тема: Развитие выносливости у юных баскетболистов 8–10 лет
Раздел: дополнительное образование





Назад




МАОУ ДО ДЮСШ «Юность»

Учебно-методическая разработка

тема:

Развитие выносливости у юных баскетболистов

8-10 лет

Исполнитель:

Тренер-преподаватель

МАУ ДО ДЮСШ «Юность»

Османов Сумбат Юсуфович

г. Новый Уренгой

2018 г.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение………………………………………………………………………………стр. 2

Развитие выносливости ……………………………. стр. 3

Упражнения для воспитания выносливости …………………………стр. 4

Игры для развития выносливости ……………………….стр. 5

Выводы …………………………………………………………………………… стр. 6

Список литературы …………………………………………….. стр.7

Введение

Баскетбол — игра, характеризующаяся высокой двигательной активностью,

напряжённостью игровых действий, предельной мобилизацией функциональных

возможностей организма. Поэтому общая физическая подготовка (ОФП)

баскетболиста относится к числу факторов, которые обусловливают рост

спортивных достижений и являются фундаментом будущих спортивных

успехов. Развитие выносливости у юных баскетболистов, является одной из основ-

ных частей в процессе их подготовки.

В баскетболе выносливость означает способ-

ность бежать быстро, прыгать высоко, работать в защите в процессе всей игры на

большой скорости, без ущерба выполнения технических приемов при игре в нападе-

нии.

Каждый игрок на площадке имеет свой предел выносливости.

Считаю, что в процессе тренировок необходимо выполнять упражнения приближен-

ные к игровой ситуации на площадке.

Такие упражнение, как челночный бег. Бег на переменной скорости на разные ди-

станции наиболее точно отвечает беговой траектории во время игры. Кроме того,

юным игрокам постоянно приходится прыгать, поэтому прыжковые упражнения яв-

ляются дополнением к челночному бегу. При этом их следует выполнять, чередуя с

бегом, подшагиванием и кратковременным отдыхом.

Особенности тренировочного процесса юных баскетболистов на начальном

этапе обучения заключаются в том, что в возрасте 8—10 лет у детей сохраня-

ется образность и непосредственность восприятия, они легко вовлекаются в иг-

ровую деятельность, плохо переносят монотонность и однообразие на заняти-

ях. Применение подвижных игр в учебно-тренировочном процессе позволяет

развивать физические качества и функциональные возможности организма

одновременно и комплексно, воздействуя на сердечнососудистую, дыхательную,

мышечную и нервную системы. Изучаемые элементы и игровые приёмы лучше

закрепляются в реальных условиях игры. Юные баскетболисты адаптируют при-

менение игровых навыков к влиянию эмоционального фона состязаний. Кроме

того, в процессе выполнения игровых заданий формируются волевые, нрав-

ственные качества юных спортсменов, улучшается их эмоциональное состоя-

ние, возрастает интерес и мотивация детей к занятиям.

Цель программы:

создание условий для удовлетворения потребности учащихся двигательной ак-

тивности через тренировочный процесс;

сформировать и систематизировать профессиональные, теоретические знания

и практические умения и навыки

.

Задачи программы

:

Отбор способных детей в сборную команду ДЮСШ и города.

Формирование стойкого интереса к занятиям.

Всестороннее гармоническое развитие физических способностей,

укрепления здоровья.

Воспитание специальных способностей (выносливости) для успешного овла-

дения навыками игры.

Развитие выносливости

Выносливость - это способность противостоять физическому утомлению в процес-

се мышечной деятельности, это важнейшее качество баскетболиста, которое прояв-

ляется в способности бороться с появляющимся утомлением от длительных нагру-

зок. Развитие выносливости - непременное условие высокой работоспособности иг-

рока. Выносливость определяется состоянием центральной нервной системы и под-

готовленностью сердечнососудистой и дыхательной систем. Выносливость игрока

зависит также от совершенства его техники, умения выполнять двигательные дей-

ствия экономно, без излишних энергетических затрат.

Средствами для развития выносливости в основном являются циклические упраж-

нения умеренной интенсивности. Например: кросс в чередовании с ходьбой, походы

в горы, легкоатлетический бег на средние и длинные дистанции, и т.д. в относитель-

но равномерном темпе. Кроме того, следует

использовать упражнения с большой ин-

тенсивностью. Например: повторное прохождение отрезков 5х100 или 3х200 м с за-

данной скоростью и с интервалами отдыха 4-6 минут.

Для развития выносливости необходимо планировать постепенное увеличение тре-

нировочных нагрузок, как по объему, так и по интенсивности.

Развивая выносливость, необходимо следить за тем, чтобы тренировочная работа

большой продолжительности не носила однообразного, монотонного характера.

Поэтому в конце занятий рекомендуется использовать игры «Два капитана», «Вы-

шибалы», «Пионербол» Мини-футбол и т.д.

Различают общую и специальную выносливость. Общая выносливость - это

способность длительно выполнять работу умеренной интенсивности при глобаль-

ном функционировании мышечной системы (аэробная выносливость). Специальная

выносливость - это выносливость по отношению к определенной двигательной дея-

тельности. Она классифицируется: по признакам двигательного действия, с помо-

щью которого решается двигательная задача (например: прыжковая выносливость);

по признакам двигательной деятельности, в условиях которой решается двигатель-

ная задача (например: игровая выносливость); по признакам взаимодействия с дру-

гими физическими качествами, необходимыми для успешного решения двигатель-

ной задачи (например; силовая выносливость, скоростная выносливость, координа-

ционная выносливость).

Баскетбол предъявляет большие требования к специальной выносливости игроков.

Главные задачи в разделе выносливость состоит в том, чтобы развить у игроков

способность переносить значительный объем повторно-переменных скоростных на-

грузок, действий, связанных с быстротой и точностью, а также в развитии способно-

сти эффективно участвовать в соревновании.

Средствами развития специальной выносливости являются многократно повторяе-

мые и правильно организованные упражнения в технике и тактике игры, особенно в

прессинге и быстром прорыве, двусторонние тренировочные игры. Занятия другими

спортивными играми.

Особое внимание необходимо уделять развитию у баскетболистов так называемой

прыжковой выносливости - способности многократно повторять прыжки на макси-

мально возможную высоту в условиях силовой борьбы с противником.

Для развития выносливости непосредственно в игре можно применять разнооб-

разные методические приемы, рациональность которых доказана практикой спор-

тивной тренировки. Например; продление времени учебной игры сверх обычного на

5- 7минут. Без предупреждения занимающихся; введение в игру новых или отдох-

нувших противников; однодневный турнир - гандикап нескольких команд с

засекреченной форой и т.д.

Исключительно высокий темп современного баскетбола, особенно в случаях при-

менения командами быстрого прорыва и прессинга, требует последовательного раз-

вития у баскетболистов способности неоднократно входить в игру, полностью вы-

кладываться в определенные промежутки времени, преодолевая значительное утом-

ление от повторяющихся нагрузок высокой интенсивности.

Подобный режим игровой деятельности представляет большие трудности для всех

систем организма баскетболиста, включая ЦНС. Для подготовки к определению этих

трудностей следует широко использовать интервальный метод тренировки в специа-

лизированной трактовке. Например, в учебных двусторонних играх высокой интен-

сивности вместе с увеличением игрового времени до 50-60 минут целесообразно ис-

пользовать дополнительные перерывы на 3-5 минут для отдыха или для выполнения

штрафных бросков. После каждого перерыва команда должна действовать с макси-

мальной активностью и интенсивностью.

Развитие выносливости происходит от дошкольного возраста до 30 лет. Наиболее

интенсивный прирост наблюдается с 14 до 20 лет.

Главная задача по развитию выносливости у детей школьного возраста состоит в

создании условий для неуклонного повышения общей аэробной выносливости на

основе различных видов двигательной деятельности,

Эффективным средством развития специальной выносливости, скоростной,

силовой, координационной и т.д., являются специальные упражнения. Упражнения,

приближенные к соревновательным по форме, структуре и особенностям воздей-

ствия на функциональные системы организма, специфические соревновательные

упражнения и общеподготовительные средства.

Для повышения анаэробных возможностей организма используем

следующие упражнения:

1. Упражнения, продолжительность которых 10-15 с, интенсивность максимальная.

Упражнения используются в режиме повторного выполнения, сериями.

2. Упражнения, продолжительность работы 15—30 с, интенсивность 90—100%

от максимально доступной.

3. Упражнения, продолжительность работы 30—60 с, интенсивность 85—90%

от максимально доступной

4. Упражнения, позволяющие параллельно совершенствовать анаэробные и

аэробные возможности. Продолжительность работы 1—5 мин, интенсивность

85—90%

от максимально доступной.

При выполнении большинства физических упражнений суммарная их нагрузка на

организм достаточно полно характеризуется следующими компонентами:

1) интенсивность упражнения;

2) продолжительность упражнения;

3) число повторений;

4) продолжительность интервалов отдыха;

5) характер отдыха.

Интенсивность упражнения характеризуется в циклических упражнениях скоростью

движения, а в ациклических — количеством двигательных действий в единицу

времени (темпом).

Современный баскетбол предъявляет высокие требования к уровню физической под-

готовки спортсменов. За время игры баскетболист пробегает около четырех

километров, делает свыше 150 ускорений на расстояние от 5 до 20 метров,

выполняет около 100 прыжков в условиях активного противодействия соперников и

все это при постоянной смене направления, частых остановок и поворотах.

Частота сердечнососудистых сокращений достигает 180-200 ударов в минуту, а поте-

ря веса 2-5 кг за игру.

Упражнения для воспитания выносливости:

1..Скоростное ведение 1-2 мячей в парах (челноком):

а) от лицевой линии до штрафной и обратно;

б) до центра и обратно;

в) до противоположной штрафной и обратно;

г) до противоположной лицевой и обратно.

2. Усложненный вариант - с попаданием каждый раз в кольцо.

3.,Занимающиеся, стоят в колонне по одному на пересечении боковой и лицевой ли-

ний. Первый посылает мяч вперед, выполняет ускорение и как только мяч один раз

ударится о площадку, ловит его двумя руками, переходит на ведение мяча, ведет мяч

на максимальной скорости, бросок в кольцо после двух шагов. После броска подби-

рают мяч и идут в противоположный "угол» площадки и начинает упражнение сна-

чала. Так игрок проходит 7-10 кругов.

4. Упор присев, мяч внизу. Продвижение вперед по прямой, перекатывая руками мяч

(два мяча).

Игры для развития выносливости.

С кочки на кочку

На площадке нужно начертить небольшие круги, диаметр которых 30-35 см. Рас-

стояние между кругами примерно 25-30см. Это “кочки “ на “болоте”, по которым ре-

бенок должен перебраться на другую сторону. Выигрывает тот, кто быстрее перебе-

рется.

Кто скорее снимет ленту

На площадке проводится черта, за которой учащиеся строятся в несколько колонн

по 4 – 5 человек в каждой. На расстоянии 10 – 15 шагов напротив колонн протягива-

ется веревка, высота которой на 10 – 15 см выше поднятых вверх рук детей. Против

каждой колонны на эту веревку накидывается лента. По сигналу : « Беги “ все стоя-

щие первыми в колоннах бегут к своей ленте, подпрыгивают и сдергивают ее с ве-

ревки. Игрок, снявший ленту первым, считается выигравшим. Тренер снова вешает

ленты на веревку; те, кто был в колонне первым, становятся в конец колонны, а

остальные подвигаются к черте. По новому сигналу бегут следующие дети. Игра

кончается, когда все дети снимут ленты. После этого подсчитываются выигрыши в

каждой команде.

Удочка

Учащиеся стоят по кругу. В центре круга – тренер. Он держит в руках скакалку,

вращает ее по кругу над самой землей, а учащиеся подпрыгивают вверх, стараясь,

незадеть скакалку.

Предварительно тренер показывает и объясняет учащимся, как надо подпрыгивать:

сильно оттолкнуться и поднять колени выше к груди.

Скакалки

Игроки прыгают через скакалку различным образом: на 2 ногах, на 1 ноге и т. д.

Выигрывает тот, кто продержится дольше других.

Волшебный канат

Игроки делятся на 2 команды. Команды занимают позиции по разные стороны от

средней линии. По команде ведущего игроки начинают тянуть канат, стараясь пере-

тянуть команду соперников на свою сторону. Побеждают те, кому это удается.

Паучки

Игроки делятся на 2 команды. Каждый игрок принимает следующее положение:

приседает на корточки, опираясь сзади на руки, а между ногами и туловищем кладет

мяч. И в таком положении по сигналу тренера бежит до определенной линии и

обратно. Побеждает команда, прошедшая дистанцию первой.

Тачка

Цель игры: развить физическую силу и выносливость.

Игроки делятся на 2 команды. В каждой команде должно быть четное число игроков.

Игроки встают парами: одни из участников — на руки, второй держит первого за

ноги. В таком положении игроки по свистку тренера передвигаются по игровой пло-

щадке. Побеждает та команда, участники которой первыми пройдут дистанцию.

Скачки на мячах

Игроки делятся на 2 команды, занимают место на старте. Первый участник каждой

команды садится на мяч и по сигналу ведущего прыгает до флажка и обратно. На

старте он передает мяч следующему участнику. Выигрывает команда, первая про-

шедшая дистанцию.

Эстафета с обручами

Игроки делятся па 2 команды. Первый игрок каждой команды получает обруч. По

сигналу ведущего участники, прыгая через обруч, начинают передвигаться к фини-

шу. Выигрывает та команда, все игроки которой первыми пройдут дистанцию.

Чехарда

Игроки делятся па 2 команды. Первый игрок наклоняется вперед. Следующий иг-

рок перепрыгивает через него и встает, наклонившись вперед. Затем следующий иг-

рок перепрыгивает через 2 стоящих и также встает, согнувшись. Как только вес

участники команды встанут на дистанции, первый игрок, который теперь оказался

последним, перепрыгивает через всех стоящих впереди и опять встает, согнувшись.

И так до тех пор, пока все игроки не пересекут линию финиша. Команда, которая

пройдет дистанцию первой, побеждает.

Выводы.

На этапе начального обучения наибольшее значение имеют игры на разви-

тие быстроты, скоростно-силовых качеств, аэробной и анаэробной выносливо-

сти, гибкости и координационных способностей.

В процессе работы над выносливостью с юными баскетболистами необходимо вы-

полнять упражнения максимально адаптированные к игровой ситуации.

Такими упражнениями являются челноки и разнообразные прыжки. Очень важно

отрабатывать упражнения с постоянной сменой ритма и вида активности. Это позво-

лит проводить уверенную концовку игры в каждом матче.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Баскетбол: Учебник для вузов физической культуры // Под. ред. Ю.М. Портнова. -

М.: Физкультура и Спорт, 2003.-480с.

2. Боген М.М. Обучение двигательным действиям. М: Физкультура и спорт, 2001.-

352с.

3. Бондарь А.И. Учись играть в баскетбол – Минск: Полынья , 2002. – 111с.

4. Данилов В.А. Повышения эффективности игровых действий в баскетболе: Ато-

реф. дис. доктора пед. наук-М.2002.-43с.

5. Зельдович Т.,Кершинас С. Подготовка юных баскетболистов. – М.: Физкультура и

спорт, 1964.-48с.

6. Коузи Б., Пауэр Ф. Анализ и концепции в современном баскетболе. – М.: Физ-

культура и спорт, 2005.-120с.

7. Дворкина Н. И. Методика сопряженного развития физических качеств и психиче-

ских процессов у детей 3 – 6 лет на основе подвижных игр: учебно-методическое по-

собие. – М. : Советский спорт, 2005. – 184с.

8. Детские народные подвижные игры: Кн. для воспитателей дет. сада и родителей /

Сост. А. В. Кенеман, Т. И. Осокина – 2-е изд., дораб. – М. : Просвещение; Владос,

2005. – 224с.

9. Детские подвижные игры. / Сост. В. И. Гришков – Новосибирск: Новосибирское

книжное издательство, 2002. – 96с.



В раздел образования