Автор: Османов Сумбат Юсуфович
Должность: тренер–преподаватель
Учебное заведение: МАУДО ДЮСШ "Юность"
Населённый пункт: Новый Уренгой ЯНАО
Наименование материала: Учебно–методическая разработка
Тема: Развитие выносливости у юных баскетболистов 8–10 лет
Раздел: дополнительное образование
МАОУ ДО ДЮСШ «Юность»
Учебно-методическая разработка
тема:
Развитие выносливости у юных баскетболистов
8-10 лет
Исполнитель:
Тренер-преподаватель
МАУ ДО ДЮСШ «Юность»
Османов Сумбат Юсуфович
г. Новый Уренгой
2018 г.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………………………………………стр. 2
Развитие выносливости ……………………………. стр. 3
Упражнения для воспитания выносливости …………………………стр. 4
Игры для развития выносливости ……………………….стр. 5
Выводы …………………………………………………………………………… стр. 6
Список литературы …………………………………………….. стр.7
Введение
Баскетбол — игра, характеризующаяся высокой двигательной активностью,
напряжённостью игровых действий, предельной мобилизацией функциональных
возможностей организма. Поэтому общая физическая подготовка (ОФП)
баскетболиста относится к числу факторов, которые обусловливают рост
спортивных достижений и являются фундаментом будущих спортивных
успехов. Развитие выносливости у юных баскетболистов, является одной из основ-
ных частей в процессе их подготовки.
В баскетболе выносливость означает способ-
ность бежать быстро, прыгать высоко, работать в защите в процессе всей игры на
большой скорости, без ущерба выполнения технических приемов при игре в нападе-
нии.
Каждый игрок на площадке имеет свой предел выносливости.
Считаю, что в процессе тренировок необходимо выполнять упражнения приближен-
ные к игровой ситуации на площадке.
Такие упражнение, как челночный бег. Бег на переменной скорости на разные ди-
станции наиболее точно отвечает беговой траектории во время игры. Кроме того,
юным игрокам постоянно приходится прыгать, поэтому прыжковые упражнения яв-
ляются дополнением к челночному бегу. При этом их следует выполнять, чередуя с
бегом, подшагиванием и кратковременным отдыхом.
Особенности тренировочного процесса юных баскетболистов на начальном
этапе обучения заключаются в том, что в возрасте 8—10 лет у детей сохраня-
ется образность и непосредственность восприятия, они легко вовлекаются в иг-
ровую деятельность, плохо переносят монотонность и однообразие на заняти-
ях. Применение подвижных игр в учебно-тренировочном процессе позволяет
развивать физические качества и функциональные возможности организма
одновременно и комплексно, воздействуя на сердечнососудистую, дыхательную,
мышечную и нервную системы. Изучаемые элементы и игровые приёмы лучше
закрепляются в реальных условиях игры. Юные баскетболисты адаптируют при-
менение игровых навыков к влиянию эмоционального фона состязаний. Кроме
того, в процессе выполнения игровых заданий формируются волевые, нрав-
ственные качества юных спортсменов, улучшается их эмоциональное состоя-
ние, возрастает интерес и мотивация детей к занятиям.
Цель программы:
создание условий для удовлетворения потребности учащихся двигательной ак-
тивности через тренировочный процесс;
сформировать и систематизировать профессиональные, теоретические знания
и практические умения и навыки
.
Задачи программы
:
Отбор способных детей в сборную команду ДЮСШ и города.
Формирование стойкого интереса к занятиям.
Всестороннее гармоническое развитие физических способностей,
укрепления здоровья.
Воспитание специальных способностей (выносливости) для успешного овла-
дения навыками игры.
Развитие выносливости
Выносливость - это способность противостоять физическому утомлению в процес-
се мышечной деятельности, это важнейшее качество баскетболиста, которое прояв-
ляется в способности бороться с появляющимся утомлением от длительных нагру-
зок. Развитие выносливости - непременное условие высокой работоспособности иг-
рока. Выносливость определяется состоянием центральной нервной системы и под-
готовленностью сердечнососудистой и дыхательной систем. Выносливость игрока
зависит также от совершенства его техники, умения выполнять двигательные дей-
ствия экономно, без излишних энергетических затрат.
Средствами для развития выносливости в основном являются циклические упраж-
нения умеренной интенсивности. Например: кросс в чередовании с ходьбой, походы
в горы, легкоатлетический бег на средние и длинные дистанции, и т.д. в относитель-
но равномерном темпе. Кроме того, следует
использовать упражнения с большой ин-
тенсивностью. Например: повторное прохождение отрезков 5х100 или 3х200 м с за-
данной скоростью и с интервалами отдыха 4-6 минут.
Для развития выносливости необходимо планировать постепенное увеличение тре-
нировочных нагрузок, как по объему, так и по интенсивности.
Развивая выносливость, необходимо следить за тем, чтобы тренировочная работа
большой продолжительности не носила однообразного, монотонного характера.
Поэтому в конце занятий рекомендуется использовать игры «Два капитана», «Вы-
шибалы», «Пионербол» Мини-футбол и т.д.
Различают общую и специальную выносливость. Общая выносливость - это
способность длительно выполнять работу умеренной интенсивности при глобаль-
ном функционировании мышечной системы (аэробная выносливость). Специальная
выносливость - это выносливость по отношению к определенной двигательной дея-
тельности. Она классифицируется: по признакам двигательного действия, с помо-
щью которого решается двигательная задача (например: прыжковая выносливость);
по признакам двигательной деятельности, в условиях которой решается двигатель-
ная задача (например: игровая выносливость); по признакам взаимодействия с дру-
гими физическими качествами, необходимыми для успешного решения двигатель-
ной задачи (например; силовая выносливость, скоростная выносливость, координа-
ционная выносливость).
Баскетбол предъявляет большие требования к специальной выносливости игроков.
Главные задачи в разделе выносливость состоит в том, чтобы развить у игроков
способность переносить значительный объем повторно-переменных скоростных на-
грузок, действий, связанных с быстротой и точностью, а также в развитии способно-
сти эффективно участвовать в соревновании.
Средствами развития специальной выносливости являются многократно повторяе-
мые и правильно организованные упражнения в технике и тактике игры, особенно в
прессинге и быстром прорыве, двусторонние тренировочные игры. Занятия другими
спортивными играми.
Особое внимание необходимо уделять развитию у баскетболистов так называемой
прыжковой выносливости - способности многократно повторять прыжки на макси-
мально возможную высоту в условиях силовой борьбы с противником.
Для развития выносливости непосредственно в игре можно применять разнооб-
разные методические приемы, рациональность которых доказана практикой спор-
тивной тренировки. Например; продление времени учебной игры сверх обычного на
5- 7минут. Без предупреждения занимающихся; введение в игру новых или отдох-
нувших противников; однодневный турнир - гандикап нескольких команд с
засекреченной форой и т.д.
Исключительно высокий темп современного баскетбола, особенно в случаях при-
менения командами быстрого прорыва и прессинга, требует последовательного раз-
вития у баскетболистов способности неоднократно входить в игру, полностью вы-
кладываться в определенные промежутки времени, преодолевая значительное утом-
ление от повторяющихся нагрузок высокой интенсивности.
Подобный режим игровой деятельности представляет большие трудности для всех
систем организма баскетболиста, включая ЦНС. Для подготовки к определению этих
трудностей следует широко использовать интервальный метод тренировки в специа-
лизированной трактовке. Например, в учебных двусторонних играх высокой интен-
сивности вместе с увеличением игрового времени до 50-60 минут целесообразно ис-
пользовать дополнительные перерывы на 3-5 минут для отдыха или для выполнения
штрафных бросков. После каждого перерыва команда должна действовать с макси-
мальной активностью и интенсивностью.
Развитие выносливости происходит от дошкольного возраста до 30 лет. Наиболее
интенсивный прирост наблюдается с 14 до 20 лет.
Главная задача по развитию выносливости у детей школьного возраста состоит в
создании условий для неуклонного повышения общей аэробной выносливости на
основе различных видов двигательной деятельности,
Эффективным средством развития специальной выносливости, скоростной,
силовой, координационной и т.д., являются специальные упражнения. Упражнения,
приближенные к соревновательным по форме, структуре и особенностям воздей-
ствия на функциональные системы организма, специфические соревновательные
упражнения и общеподготовительные средства.
Для повышения анаэробных возможностей организма используем
следующие упражнения:
1. Упражнения, продолжительность которых 10-15 с, интенсивность максимальная.
Упражнения используются в режиме повторного выполнения, сериями.
2. Упражнения, продолжительность работы 15—30 с, интенсивность 90—100%
от максимально доступной.
3. Упражнения, продолжительность работы 30—60 с, интенсивность 85—90%
от максимально доступной
4. Упражнения, позволяющие параллельно совершенствовать анаэробные и
аэробные возможности. Продолжительность работы 1—5 мин, интенсивность
85—90%
от максимально доступной.
При выполнении большинства физических упражнений суммарная их нагрузка на
организм достаточно полно характеризуется следующими компонентами:
1) интенсивность упражнения;
2) продолжительность упражнения;
3) число повторений;
4) продолжительность интервалов отдыха;
5) характер отдыха.
Интенсивность упражнения характеризуется в циклических упражнениях скоростью
движения, а в ациклических — количеством двигательных действий в единицу
времени (темпом).
Современный баскетбол предъявляет высокие требования к уровню физической под-
готовки спортсменов. За время игры баскетболист пробегает около четырех
километров, делает свыше 150 ускорений на расстояние от 5 до 20 метров,
выполняет около 100 прыжков в условиях активного противодействия соперников и
все это при постоянной смене направления, частых остановок и поворотах.
Частота сердечнососудистых сокращений достигает 180-200 ударов в минуту, а поте-
ря веса 2-5 кг за игру.
Упражнения для воспитания выносливости:
1..Скоростное ведение 1-2 мячей в парах (челноком):
а) от лицевой линии до штрафной и обратно;
б) до центра и обратно;
в) до противоположной штрафной и обратно;
г) до противоположной лицевой и обратно.
2. Усложненный вариант - с попаданием каждый раз в кольцо.
3.,Занимающиеся, стоят в колонне по одному на пересечении боковой и лицевой ли-
ний. Первый посылает мяч вперед, выполняет ускорение и как только мяч один раз
ударится о площадку, ловит его двумя руками, переходит на ведение мяча, ведет мяч
на максимальной скорости, бросок в кольцо после двух шагов. После броска подби-
рают мяч и идут в противоположный "угол» площадки и начинает упражнение сна-
чала. Так игрок проходит 7-10 кругов.
4. Упор присев, мяч внизу. Продвижение вперед по прямой, перекатывая руками мяч
(два мяча).
Игры для развития выносливости.
С кочки на кочку
На площадке нужно начертить небольшие круги, диаметр которых 30-35 см. Рас-
стояние между кругами примерно 25-30см. Это “кочки “ на “болоте”, по которым ре-
бенок должен перебраться на другую сторону. Выигрывает тот, кто быстрее перебе-
рется.
Кто скорее снимет ленту
На площадке проводится черта, за которой учащиеся строятся в несколько колонн
по 4 – 5 человек в каждой. На расстоянии 10 – 15 шагов напротив колонн протягива-
ется веревка, высота которой на 10 – 15 см выше поднятых вверх рук детей. Против
каждой колонны на эту веревку накидывается лента. По сигналу : « Беги “ все стоя-
щие первыми в колоннах бегут к своей ленте, подпрыгивают и сдергивают ее с ве-
ревки. Игрок, снявший ленту первым, считается выигравшим. Тренер снова вешает
ленты на веревку; те, кто был в колонне первым, становятся в конец колонны, а
остальные подвигаются к черте. По новому сигналу бегут следующие дети. Игра
кончается, когда все дети снимут ленты. После этого подсчитываются выигрыши в
каждой команде.
Удочка
Учащиеся стоят по кругу. В центре круга – тренер. Он держит в руках скакалку,
вращает ее по кругу над самой землей, а учащиеся подпрыгивают вверх, стараясь,
незадеть скакалку.
Предварительно тренер показывает и объясняет учащимся, как надо подпрыгивать:
сильно оттолкнуться и поднять колени выше к груди.
Скакалки
Игроки прыгают через скакалку различным образом: на 2 ногах, на 1 ноге и т. д.
Выигрывает тот, кто продержится дольше других.
Волшебный канат
Игроки делятся на 2 команды. Команды занимают позиции по разные стороны от
средней линии. По команде ведущего игроки начинают тянуть канат, стараясь пере-
тянуть команду соперников на свою сторону. Побеждают те, кому это удается.
Паучки
Игроки делятся на 2 команды. Каждый игрок принимает следующее положение:
приседает на корточки, опираясь сзади на руки, а между ногами и туловищем кладет
мяч. И в таком положении по сигналу тренера бежит до определенной линии и
обратно. Побеждает команда, прошедшая дистанцию первой.
Тачка
Цель игры: развить физическую силу и выносливость.
Игроки делятся на 2 команды. В каждой команде должно быть четное число игроков.
Игроки встают парами: одни из участников — на руки, второй держит первого за
ноги. В таком положении игроки по свистку тренера передвигаются по игровой пло-
щадке. Побеждает та команда, участники которой первыми пройдут дистанцию.
Скачки на мячах
Игроки делятся на 2 команды, занимают место на старте. Первый участник каждой
команды садится на мяч и по сигналу ведущего прыгает до флажка и обратно. На
старте он передает мяч следующему участнику. Выигрывает команда, первая про-
шедшая дистанцию.
Эстафета с обручами
Игроки делятся па 2 команды. Первый игрок каждой команды получает обруч. По
сигналу ведущего участники, прыгая через обруч, начинают передвигаться к фини-
шу. Выигрывает та команда, все игроки которой первыми пройдут дистанцию.
Чехарда
Игроки делятся па 2 команды. Первый игрок наклоняется вперед. Следующий иг-
рок перепрыгивает через него и встает, наклонившись вперед. Затем следующий иг-
рок перепрыгивает через 2 стоящих и также встает, согнувшись. Как только вес
участники команды встанут на дистанции, первый игрок, который теперь оказался
последним, перепрыгивает через всех стоящих впереди и опять встает, согнувшись.
И так до тех пор, пока все игроки не пересекут линию финиша. Команда, которая
пройдет дистанцию первой, побеждает.
Выводы.
На этапе начального обучения наибольшее значение имеют игры на разви-
тие быстроты, скоростно-силовых качеств, аэробной и анаэробной выносливо-
сти, гибкости и координационных способностей.
В процессе работы над выносливостью с юными баскетболистами необходимо вы-
полнять упражнения максимально адаптированные к игровой ситуации.
Такими упражнениями являются челноки и разнообразные прыжки. Очень важно
отрабатывать упражнения с постоянной сменой ритма и вида активности. Это позво-
лит проводить уверенную концовку игры в каждом матче.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Баскетбол: Учебник для вузов физической культуры // Под. ред. Ю.М. Портнова. -
М.: Физкультура и Спорт, 2003.-480с.
2. Боген М.М. Обучение двигательным действиям. М: Физкультура и спорт, 2001.-
352с.
3. Бондарь А.И. Учись играть в баскетбол – Минск: Полынья , 2002. – 111с.
4. Данилов В.А. Повышения эффективности игровых действий в баскетболе: Ато-
реф. дис. доктора пед. наук-М.2002.-43с.
5. Зельдович Т.,Кершинас С. Подготовка юных баскетболистов. – М.: Физкультура и
спорт, 1964.-48с.
6. Коузи Б., Пауэр Ф. Анализ и концепции в современном баскетболе. – М.: Физ-
культура и спорт, 2005.-120с.
7. Дворкина Н. И. Методика сопряженного развития физических качеств и психиче-
ских процессов у детей 3 – 6 лет на основе подвижных игр: учебно-методическое по-
собие. – М. : Советский спорт, 2005. – 184с.
8. Детские народные подвижные игры: Кн. для воспитателей дет. сада и родителей /
Сост. А. В. Кенеман, Т. И. Осокина – 2-е изд., дораб. – М. : Просвещение; Владос,
2005. – 224с.
9. Детские подвижные игры. / Сост. В. И. Гришков – Новосибирск: Новосибирское
книжное издательство, 2002. – 96с.