Напоминание

"Экологическое воспитание дошкольников"


Автор: Вержболович Анна Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №301
Населённый пункт: Екатеринбург
Наименование материала: статья
Тема: "Экологическое воспитание дошкольников"
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Экологическое воспитание дошкольников»

различных сферах, но особый интерес дети проявляют к природе. Все мы

являемся

частью природы. С малых лет человек должен познавать её и непременно учиться

любить, оберегать, разумно пользоваться её богатствами. Именно в это время в

ребёнке закладываются позитивные чувства по отношению к природе и

природным

явлениям, открывается удивительное многообразие растительного и животного мира.

Ребёнок впервые осознаёт роль природы в жизни человека, переживет нравственно-

эстетические чувства, которые побуждают его проявлять заботу. Поэтому

экологическое воспитание в детском саду занимает важное место в развитии познания

окружающего мира, в выработке гуманного отношения ко всему живому и в

формировании осознанного поведения в природе.

Задача воспитателей и родителей подвести его к пониманию того, что все мы вместе, и

каждый из нас в отдельности в ответе за Землю, и каждый может сохранить и

приумножить её красоту.

Муниципальное

бюджетное

дошкольное

образовательное

учреждение

детский сад

общеразвивающе

го вида

«Яблонька» р.п.

Мулловка

Мелекесского

района

Ульяновской

области

Основы экологического образования входят в программы для

детских дошкольных

учреждений, начиная с 60-х годов прошлого века. Но если тогда основной упор делался

на привитие детям элементарных основ экологической грамотности, то сейчас — на

формирование экологической культуры с самого раннего детства.

Это положение отражено в «Программе воспитания и обучения в детском саду»,

формулирующей две главные задачи: воспитание любви к природе родного края, умения

понимать и чувствовать её красоту, бережно относиться к растениям и животным;

создание условий для получения воспитанниками элементарных знаний о природе и

формирование у них ряда представлений о явлениях живой и неживой природы.

Дошкольники в силу особенностей своего возраста очень органично воспринимают все

знания, которые связаны с природой. Ведь маленькие дети ощущают себя частью

природы, у них ещё не развилось потребительское отношение к ней. Поэтому главная

задача — сделать так, чтобы ощущение неразрывной связи с окружающим миром,

возникшее в раннем детстве, осталось на всю жизнь. Основные направления

деятельности:

Это могут быть: экскурсии, беседы с воспитателем о природе, животных, растениях,

чтение художественной литературы, рассказы об особенностях ухода за животными.

Совместная деятельность дошкольников и воспитателя. Дети принимают активное

участие во всём происходящем на занятиях. Сюда относятся: различные тематические

игры, викторины, рисование и конструирование, наблюдение, ответы на вопросы детей,

обсуждение прочитанных книг, просмотренных диафильмов и мультфильмов, работа в

живом уголке, подготовка экологических праздников и т. д. Самостоятельная работа

детей. Применение полученных дошкольниками экологических знаний на практике.

Например, они могут самостоятельно (но под присмотром воспитателя) поливать цветы,

кормить животных в живом уголке, собирать гербарии или коллекции.

Экологическое воспитание начинается с заботы детей о растениях и животных

Дидактические и наглядные материалы для занятий по экологии Подготовка к занятиям

по экологии в детском саду предусматривает широкое применение разнообразных

дидактических и наглядных материалов. Причём часть из них можно готовить

совместно с детьми. Так, в подготовительной и старшей группах можно приготовить

наглядные пособия для малышей. Например, на занятиях по конструированию в

средней группе ребята могут сделать наглядный материал по теме «Огород». Только в

начале занятия обязательно надо предупредить, что их поделки будут использоваться

как наглядный материал для малышей. Это очень важно! Дети (да и вообще люди)

любят, когда их труд нужен кому-то, а не пропадает даром. Наглядное пособие по теме

«Огород», изготовленное дошкольниками средней группы, порадует самых маленьких

воспитанников ДОУ В начале занятий можно просматривать диафильмы и

мультфильмы («Рыжая кошка», «Паровозик из Ромашкова», «Клад», «Бабочка», «Сказка

о белой льдинке», «На лесной тропе», «Шапокляк»), а затем обсуждать просмотренное.

Экологический уголок в ДОУ должен быть красочно оформлен и привлекать

внимание детей Видео: потешка «У оленя дом большой» Программы по экологическому

воспитанию Существует 2 типа программ для дошкольных учреждений: комплексные и

парциональные. Комплексные программы предписывают действия, направленные на

развитие дошкольников во всех сферах, а парциональные углублённо рассматривают

какое-то одно или несколько тематически близких направлений. Комплексные

программы наиболее полно экологические аспекты предусмотрены в программах

«Детство», «Радуга» и «Кроха». В них есть специальные разделы, посвящённые не

просто получению элементарных знаний о природе, а о взаимосвязи окружающего мира

и человека. «Кроха» посвящена развитию детей самого младшего возраста, поэтому

задачи тут простые: созерцать, наблюдать, познавать. Согласно данной программе, в

дошкольных учреждениях рекомендуется обустроить живой уголок. Посещение его

особенно полезно тем детям, родители которых не разрешают заводить животных дома.

В часть программы «Детство» «Ребёнок открывает для себя мир природы» входят 4

блока, которые учитывают возрастные особенности детей: сведения о растениях,

животных как представителях живого в мире природы (особенности внешнего строения

и жизненных функций, связь живых существ со средой обитания, их неповторимость);

механизмы приспособительной взаимосвязи живых организмов со средой обитания

(свойства различных сред, представления о группах животных, проживающих в

однородной среде); знания о росте, развитии и размножении знакомых детям растений и

животных (представления о последовательных изменениях организмов, цикличности

процесса); знания экосистемного характера (дети знакомятся с растениями и

животными, проживающими в одном сообществе, их взаимосвязанностью). Раздел

программы «Радуга» «Мир природы» предусматривает изучение экосистемы разных

регионов мира, географических понятий, исторических и археологических фактов.

Недостаток её — дети получают множество интересных фактов о мире, но не учатся их

осмысливать. В программе «Истоки» есть раздел по изучению окружающего мира, но

он не соответствует современным требованиям, а программа «Развитие» вообще не

ставит цели экологического воспитания воспитанников ДОУ. Живой уголок в ДОУ

позволяет детям приобщиться к миру живой природы и ухаживать за питомцами

Парциальные программы К одобренным Министерством образования России относятся

парциональные программы по экологическому воспитанию дошкольников: «Наш дом —

природа», «Юный эколог», «Жизнь вокруг нас», «Природа и художник», «Семицветик»,

«Паутинка», «Мы — земляне», «Открой себя», «Надежда». Любая из этих программ по-

своему интересна, поэтому каждый педагогический коллектив имеет возможность

выбора, в зависимости от собственных условий. К первым программам по

экологическому воспитанию в детских садах, которые начали разрабатываться ещё в 90-

х годах прошлого века, относится «Юный эколог». Её автор — С. Николаева. Стоит

уточнить, что в состав «Юного эколога» входят 2 программы: экологическое воспитания

детей и повышение квалификации воспитателей.

Таким образом решается комплексная задача воспитания начал экологической

грамотности у детей и повышения экологической культуры взрослых, которые призваны

этих детей воспитывать. Так как экологическому воспитанию придаётся большое

значение, педагоги дошкольного образования по всей стране разрабатывают

собственные программы, исходя из своих возможностей, географического положения и

социальных условий. Заслуживают внимания следующие программы: «Непреходящие

ценности малой родины», разработанная педагогом из Иванова Е.В. Пчелинцевой; «Я в

большом мире», созданная педагогическим коллективом из города Северска; «Азбука

экологии» Л.И. Грековой (раздел программы «Планета детства», применяемой на

территории Ставропольского края). Как провести занятие по экологии в детском саду

Программы по экологическому воспитанию предусматривают большое разнообразие

форм занятий с детьми, начиная с игр и заканчивая серьёзными проектами.

Экологическая тропа одной из самых занимательных форм экологических занятий на

открытом воздухе является экологическая тропа. В каждом детском саду желательно

иметь 3 вида тропинок и использовать их сообразно возрастным группам.

Первая тропинка находится в помещении ДОУ, она может включать в себя

специально оформленные стенды, комнату природы, живой уголок. Вторая проходит по

территории дошкольного учреждения и используется во время ежедневных прогулок. А

третья тропинка — для путешествий. Она ведёт детей на прилегающую к саду

территорию. Это может быть сквер, парк, лесопарковая зона, луг или даже настоящий

лес. Экологическая тропа — это специально оборудованный маршрут, проходя по

которому дошкольники приобретают знания о природной среде. Конечно, для каждой

возрастной группы необходимо составлять свой маршрут. Желательно оформить план

экологической тропы и разместить его в начале маршрута. Во время путешествий по

экологической тропе дети слушают рассказы воспитателя, наблюдают, задают вопросы,

учатся делать выводы, собирают гербарии, коллекции и т. д. Проектная деятельность по

экологии в детском саду в процессе экологического образования в детском саду следует

особое внимание уделять исследовательской деятельности детей. В этом может помочь

разработка различных проектов, которые могут быть как краткосрочными, так и

долгосрочными. Краткосрочные проекты более распространены в дошкольных

учреждениях. Темы у них могут быть различными, например, «Общаемся с

животными», «В чём сила воды», «От колоска до буханки», «Кто как зимует в лесу» и т.

д. Поощрение исследовательского интереса детей развивает их мыслительные

способности и стимулирует дальнейшую познавательную активность Тем не менее и

долгосрочные проекты вполне по силам детям дошкольного возраста. Следует обратить

внимание на такие темы: «Покормите птиц», «Посадили мы репку», «Огород на

подоконнике», «Аквариум — рыбье царство», «Вырастим лимон» и т. д. Разработка как

краткосрочных, так и долгосрочных проектов требует немало усилий, предварительной

подготовки, изучения материалов и литературы по теме, наблюдений, исследований и

умения делать выводы. Также важно красиво оформить и увлекательно представить

свой проект. Всему этому детям и придётся научиться. Аппликация «Грибок»

выполняется детьми в рамках проекта «Здравствуй, осень!» Пример проекта для второй

младшей группы Название «Здравствуй, осень!» Мероприятия в ходе реализации

проекта Подвижные игры; дидактические игры; чтение стихов, рассказов и сказок об

осени; разучивание песенок об осени; создание аппликации «Грибок»; рисуем осень;

беседы на тему погоды; рассказ об осенних дарах: овощах, фруктах, грибах, орехах;

составление букетов из осенних листьев и цветов; просмотр мультфильмов. Итог

проекта Устройство выставки рисунков, осенних букетов и аппликаций.

Проведение праздничного утренника «Здравствуй, осень!». Праздничный стол с

осенними дарами. Примерный план занятия на тему «Как делается хлеб» в средней

группе Цель занятия: продемонстрировать детям, как делается хлеб. Оборудование и

материалы: картинки, проросшая пшеница, зелёные ростки пшеницы, пшеничные зёрна

и колоски, кусочки хлеба, мука, яйца, соль, дрожжи, вода, растительное масло. Ход

занятия: Дети смотрят мультфильм «Колосок». Воспитатель предлагает детям узнать,

где живут пшеничные зёрнышки, как растёт пшеница, как получается мука, как

выпекается хлеб. Дети рассматривают проросшую пшеницу и пшеничные ростки.

Воспитатель предлагает детям взять колоски и найти в них зёрнышки. Воспитатель

предлагает ребятам узнать, что вкуснее — зёрна, мука или хлеб. Дети пробуют

зёрнышки, муку и кусочки хлеба. Ребятам задаётся вопрос, знают ли они, как

получается вкусный хлеб. Затем воспитатель замешивает тесто из приготовленных

продуктов, объясняя процесс ребятам. Дети следят, как подходит тесто. Воспитатель с

детьми лепят булки и относят их на кухню. Пока булки пекутся, воспитатель

рассказывает, как хлеборобы выращивают пшеницу, собирают урожай, дети

рассматривают картинки. Повар приносит испёкшиеся булки, и все их пробуют. Видео:

мультфильм «Колосок» Занятие во второй младшей группе на тему: «Делаем ёжика»

Берутся игрушки «Травянчик» в форме ёжика. Сначала дети поливают игрушки,

выращивают травку, а заодно узнают как, почему и при каких условиях растёт трава.

Также воспитатель рассказывает им о ежах — где они живут, чем питаются, как зимуют.

Когда трава вырастет достаточно большой, проводится урок по конструированию

«Подстрижём ёжика». Перед началом урока можно посмотреть мультфильм о ежах,

например, «Ёжик должен быть колючим?» При изготовлении ёжика из «Травянчика» у

детей получаются милые поделки, а остатками травы они угощают питомцев живого

уголка Затем дети при помощи ножниц подстригают своих травянчиков. Состриженную

травку относят в живой уголок и угощают живущих там питомцев. Проведение

открытых мероприятий на экологическую тему Занятия по экологии дают широкую

возможность проведения разнообразных открытых мероприятий. Участие родителей тут

только приветствуется. Причём они могут не только присутствовать на утренниках и

смотреть, как выступают их дети, но и сами принимать активное участие.

Родители могут помогать строить и развешивать домики и кормушки для птиц,

участвовать в совместных экскурсиях по экологической тропе, вместе с воспитателями

устраивать пикники для детей, принимать участие во Всемирном дне без автомобиля и

т. д. Обобщить и закрепить знания детей о живой и неживой природе можно в форме

экологической викторины, КВНа, брейн-ринга и т.д., проведённых совместно с

родителями. Примеры конспектов для проведения открытых занятий по экологии в

разных группах Белякина Е. «Сказка про водичку» (вторая младшая группа). Савина А.

«Путешествие в весенний лес» (средняя группа). Наширванова Р. «Наши друзья —

деревья» (старшая группа). Поливахина Г. «Будь природе другом» (подготовительная

группа). Видео: открытое занятие «В гости к гномику» во второй младшей группе

Видео: открытое занятие «Посев семян» в подготовительной группе .

Если выбирать самые увлекательные занятия для дошкольников в ДОУ, то

экологическое направление вне конкуренции, учитывая, что данную составляющую

можно привнести в любую образовательно-воспитательную деятельность. Дети

любознательны, они любят всё, что связано с исследованиями, а окружающий мир

выступает как увлекательнейший предмет для изучения. Остаётся только сформировать

правильное к нему отношение. Это является главной задачей педагогов детского сада

при реализации экологического воспитания.

Статья для воспитателей

«Экологическое воспитание дошкольников»



В раздел образования