Напоминание

Образовательная программа дополнительного образования по образовательной области "Художественно-эстетическое развитие"


Автор: Маркова Наталья Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУЦРР-детский сад "Полянка"
Населённый пункт: Забайкальский край, Борзинский район, пгт. Шерловая Гора -1
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Образовательная программа дополнительного образования по образовательной области "Художественно-эстетическое развитие"
Раздел: дополнительное образование





Назад





мМуниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребёнка – детский сад «Полянка»
Утверждено Заведующая детским садом Макарова Р.В. Принято: на педагогическом совете от___________
Образовательная программа

дополнительного образования

по образовательной области

«Художественно-эстетическое развитие»

Подготовительная к школе группа «Подснежник»

2015 – 2016 учебный год



Воспитатели:

Маркова Наталья Николаевна


Гончарова Евгения Владимировна

Пояснительная записка.
Японская мудрость издревле гласит: «Великий квадрат не имеет пределов. Попробуй простую фигурку сложить, И вмиг увлечет интересное дело». А. Е. Гайдаенко Многое должен знать и уметь ребенок, вступая в незнакомую, но такую притягательную школьную жизнь. Подготовить ребенка к этому важному мо- менту в жизни поможет оригами - искусство, близкое ему и доступное. Дети овладевают различными приемами и способами действий с бумагой, такими как сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание.
Оригами
— это японское искусство создания разнообразных моделей, фигурок сгибая листы бумаги, при котором «голова работает руками».
Модульное

оригами
— современная разновидность древнего Ки- тайского искусства. Изделие создается не из одного листа бумаги, а из двух, трех, четырех и т. д. одинаковых частей — модулей. Отдельные модули ста- н о в я т с я л и ш ь д е т а л ь ю ко н с т р у к т о р а , эл е м е н т ом м о з а и к и . Модули могут складываться как из квадратных листов бумаги, так и из листов другой формы. Оригами развивает у детей способность работать руками под контро- лем сознания, у них совершенствуется мелкая моторика рук, точные движе- ния пальцев, происходит развитие глазомера, развитие речи пространствен- ных отношений, улучшается произношение и обогащается лексика. Оригами способствует концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат; является мощ- ным средством повышения работоспособности коры головного мозга, у детей улучшаются память, внимание, слух,зрение; совершенствует трудовые уме- ния ребенка. Систематические занятия с ребенком оригами – гарантирует его всестороннее развитие и успешную подготовку к обучению. Модульное оригами прекрасно подходит для учебного процесса, так как крупные поделки гораздо чаще выполнять в коллективе, поскольку каждому позволено вести свой вклад в создание прекрасного. В программе представлены методические рекомендации по ознакомле- нию и обучению детей с оригами, учетом их возрастных особенностей. Заня- тия по оригами развивают активный творческий поиск, прежде всего, для самого педагога, именно развивая и совершенствуя свои умения в складыва- нии и конструировании, педагог сможет привить интерес к оригами у детей и родителей. В реализации программы кружка участвуют дети подготовительной к школе группы. Программа предполагает проведение одного занятия в неделю во второй половине дня. Продолжительность занятий – 30 минут. Общее ко- личество занятий в год 25 (с октября 2015 года по май 2016 года). Педагоги-
ческий анализ знаний и умений проводится 2 раза в год: вводный (в сентябре) и итоговый (в мае). Формы проведения итогов реализации дополнительной образовательной программы: выставка детских работ.
Цель:
развитие творческих способностей детей в процессе конструирования из бумаги.
Задачи:

Образовательные:
 Познакомить детей с искусством модульного оригами.  Знакомить детей с искусством изготовления бумажных фигурок путём складывания квадратного листа бумаги без применения ножниц и клея.  Учить детей делить лист на части, складывать модули и собирать нужную конструкцию.  Обогащать словарь ребенка специальными терминами.  Формировать умения следовать устным инструкциям.
Развивающие:
 Развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движе- ниям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук, глазомер.  Развивать умение включаться в творческий процесс через наглядные (об- разцы) и словесные действия.  Развивать пространственное воображение. прививать настойчивость в до- стижении цели.
Воспитательные:
 Воспитывать интерес к искусству оригами.  Воспитывать у детей партнерские отношения, желание работать сообща.  Способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей.  Совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содер- жать в порядке рабочее место.  Воспитывать любовь к искусству складывания квадратного листа, воспи- тание интереса к удивительным фокусам, художественному труду.
Виды и формы занятий:
1. Контрольно - диагностический (беседы, рассматривание иллюстраций) 2. Познавательно – досуговые (дидактические игры, словесные игры, пальчи- ковая гимнастика).
Методы и приемы обучения:

1. Наглядный
– наглядно-зрительные, предметная наглядность, наглядно- слуховые, тактильно-мышечные.
2. Информационно-репродуктивный
– совместная деятельность педагога и ребёнка.

3. Репродуктивный
– уточнение и воспроизведение известных действий по образцу.
4. Практический
– придумывание вариантов упражнений, имитационных движений.
5. Словесный
– краткое одновременное описание и объяснение работы.
6. Проблемного обучения
– творческое использование готовых знаний.
7. Игровой
– использование сюжета игр для организации детской деятельно- сти, персонажей.
Средства реализации:
1. Образцы; 2. Дидактический материал; 3. Художественная литература; 4. Иллюстративный материал; 5. Технические средства.

Учебно-тематический план кружка

«Волшебное оригами»



Раздел программы

Тема

Число занятий

Теория

Практика
1. Введение. Из истории оригами. Выставка моделей. 1 2. Вспомним о лете. Нарциссы. Тюльпаны. Клубника 1 1 1 3. Фрукты. Апельсин. Яблоко. Ананас. 1 1 1 4. Здравствуй, зимушка-зима Снежинки. Ёлочка. Дед Мороз. 1 2 2 5. Наши друзья. Птенчик. Совенок. Бабочки. Зайки. 1 1 1 2 6. Подарки маме. Корзина с цветами. Кактус. 2 2 7. Пруд. Водяные лилии, камыш. Лебеди. 1 2

Содержание курса «Волшебное оригами»

Тема

Цель
Из истории оригами. Вы- ставка моделей. Познакомить детей с искусством модульного ори- гами; заинтересовать детей; вызвать желание са- мим изготовить фигурки; научить делить лист на части и складывать модули. Нарциссы. Научить детей складывать модули и собирать цве- ток; развивать мелкую моторику рук; учить детей видеть красоту цветов. Тюльпаны. Закреплять умение складывать модули; научить со- бирать из модулей тюльпаны; воспитывать терпе- ние усидчивость. Клубника. Закреплять знание о ягодах; упражнять в склады- вании модулей и сборке изделия; развивать эмоци- ональную сферу; воспитывать аккуратность. Апельсин. Закреплять знания о фруктах; упражнять в опреде- лении фрукта на вкус и подборе слов к прилага- тельному «круглый»; закреплять умение склады- вать модули и собирать шарообразное изделие; воспитывать интерес к работе в коллективе. Яблоко Упражнять детей в составлении описательного рассказа (об яблоке); закреплять умение склады- вать модули и собирать изделие; воспитывать тер- пение и старание. Ананас. Закреплять знания о пользе фруктов; упражнять в определении фруктов на ощупь; развивать мелкую моторику; упражнять в складывании модулей и сборке модели. Снежинки. Закреплять знания о зиме, как времени года; упражнять в подборе однокоренных слов; показать новый способ соединения модулей; упражнять в складывании модулей; воспитывать усидчивость, доброту. Ёлочка (1). Закреплять новый способ сборки частей для ёлоч- ки; упражнять в заучивании стихов; воспитывать интерес к коллективной работе. Ёлочка (2) Упражнять в составлении описательного рассказа; упражнять в складывании модулей и сборке изде- лия; побеседовать о праздновании Нового года; воспитывать доброту, аккуратность. Дед Мороз (1) Развивать речь детей; упражнять в определении предметов на ощупь; закреплять навыки складыва-
ния модулей; воспитывать терпение, целеустрем- ленность Дед Мороз (2) Вспомнить стихи и песни, разученные к Новому году; упражнять в складывании модулей и сборке Деда Мороза; воспитывать сотруднические отно- шения между взрослым и сверстниками. Птенчик. Рассказать детям о жизни птиц зимой; дать задание приготовить дома кормушки; продолжать упраж- нять в изготовлении модулей и сборке изделия; воспитывать любовь к природе. Совенок. Закреплять знание названий птиц и их птенцов; упражнять в заучивании стихов; продолжать учить собирать совенка из модулей; воспитывать стара- ние и усидчивость. Бабочки. Показать детям разнообразие бабочек, обратить внимание на симметричность рисунка; упражнять в складывании модулей; учить собирать бабочек, выполняя симметричный узор; воспитывать вни- мательность, терпение. Зайки (1). Упражнять детей в складывании модулей; разви- вать мелкую моторику; воспитывать желание стре- миться к определенному результату. Зайки (2). Продолжать упражнять в складывании модулей и сборке изделий; развивать мелкую моторику, речь; воспитывать дружеские отношения в группе. Корзинка с цветами (1). Закреплять знания о весенних изменениях в приро- де, о празднике 8 Марта; упражнять в складывании модулей и сборке корзины; воспитывать интерес к работе в коллективе. Корзинка с цветами (2). Упражнять детей в составлении рассказа о своей маме и подборе «ласковых » слов; научить склады- вать модули для цветов и собирать их; воспитывать старание, любовь к маме. Кактус (1). Закреплять знание детьми комнатных растений; упражнять в изготовлении модулей и сборке какту- са; воспитывать любовь к природе. Кактус (2). Повторить название комнатных растений, их строения, правила ухода за ними; упражнять в изготовлении модулей и сборке изделия; воспиты- вать терпение, аккуратность Пруд. Побеседовать о необходимости водоемов для окру- жающей среды; упражнять в изготовлении моду- лей и сборке камышей и лилий; воспитывать бе- режное отношение к природе.
Лебеди (1). Побеседовать с детьми о перелетных птицах, по- знакомить со сказкой Г.Х.Андерсона «Гадкий уте- нок»; упражнять в складывании модулей; воспиты- вать желание работать сообща, дружеские отноше- ния. Лебеди (2). Вспомнить сказку Г.Х.Андерсона «Гадкий уте- нок»; развивать эмоции детей; упражнять в изго- товлении модулей и сборке лебедей; воспитывать бережное отношение к природе.

Перспективное планирование.

Тема

Теоретическая

часть

Практическая

часть

Развивающая

среда

Итог
Из истории оригами. Вы- ставка моде- лей. 1. Рассказ об орига- ми, как искусстве. 2. Рассматривание моделей. 3. Беседа «Как мож- но сделать фигур- ки». Складывание листа А4 и деление его на 4 части. 1. Образцы моделей. 2. Листы А4. Нарциссы. 1. Беседа о лете. 2. Рассматривание альбома «Цветы». 3. Художественное слово. 1. Складывание мо- дулей. 2. Изготовление се- рединки стебелька. 1. Альбом «Цветы». 2. Бумага. 3. Трубочки для коктейля. Выставка в уголке приро- ды. Тюльпаны. 1. Беседа о цветах. 2. Дид. игры «Назо- ви цветок», «Краси- вые цветы». 1. Складывание мо- дулей. 2. Изготовление тюльпанов. 3. Пальчиковая гимнастика «Кра- сивые цветы». 1. Альбом «Цветы». 2. Бумага. Выставка в уголке приро- ды. Клубника. 1. Беседа о ягодах. 2. Рассматривание иллюстраций. 1. Складывание мо- дулей. 2. Изготовление фигурки. 3. Этюд «Вкусное варенье». 1. Иллюстрации с изображением ягод. 2. Муляж клубники. 3. Бумага. 4. Ленточка. Выставка работ для родителей. Апельсин. 1. Беседа о фруктах. 2. Дид. игры «Узнай на вкус», «Что ещё бывает круглым». 1. Складывание мо- дулей. 2. Изготовление мо- дели. 1. Муляжи фруктов. 2. Кусочки разных фруктов. 3. Бумага. Выставка в уголке ИЗО. Яблоко. 1. Загадка о яблоке. 2. Дид. игра «Опиши фрукт». 3. Слов. игра «Какой бывает сок?». 1. Складывание мо- дулей. 2. Изготовление мо- дели. 1. Муляжи фруктов 2. Бумага. Выставка в уголке ИЗО. Ананас. 1. Беседа о пользе фруктов. 2. Дид. игра «Чудес- ный мешочек». 1. Складывание мо- дулей. 2. Изготовление фигурки. 3. Пальчиковая гимнастика. 1. Набор фруктов и мешочек. 2. Бумага. Выставка в уголке ИЗО. Снежинки. 1. Беседа о зиме. 2. Загадка о снежин- ке. 3. Слов. игра «Под- бери слова похожие на слово СНЕГ». 1. Складывание мо- дулей. 2. Изготовление снежинок. 1. Картинка о зиме. 2. Бумага. Выставка в уголке ИЗО.
Ёлочка (1). 1. Загадка о ёлочке. 2. Заучивание стихо- творения о ёлочке. 1. Изготовление мо- дулей. 1. Иллюстрация о ёлочке. 2. Бумага. Ёлочка (2). 1. Беседа о прибли- жающемся праздни- ке – Новом годе. 2. Дид. игра «Укра- сим ёлочку» (описа- ние игрушки). 1. Изготовление мо- дулей. 2. Сборка ёлочки 1. Ёлочные игрушки. 2. Бумага. Выставка в уголке ИЗО. Дед Мороз (2) 1. Беседа о Новом годе. 2. Новогодние стихи и песни. 1. Изготовление мо- дулей. 2. Сборка Деда Мо- роза. 1. Дед Мороз - иг- рушка. 2. Бумага. Выставка работ для родителей. Птенчик. 1. Беседа о птицах зимой. 2. Чтение стихотво- рения. «Покормите птиц зи- мой». 1. Складывание мо- дулей. 2. Сборка фигурки. 1. Картинка с изоб- ражением зимующих птиц. 2. Бумага. Выставка в те- атральном уголке. Совенок. 1. Загадка о сове. 2. Заучивание стихо- творения С. Марша- ка «Совята». 3. Дид. игра «Птицы и их птенцы». 1. Складывание мо- дулей. 2. Сборка фигурки. 1. Совушка - игруш- ка. 2. Бумага. 3. Проволока. Выставка в те- атральном уголке. Бабочки. 1. Загадка о бабочке. 2. Рассматривание бабочек. 1. Складывание мо- дулей. 2. Сборка бабочек. 1. Альбом «Бабоч- ки». 2. Бумага. Выставка в те- атральном уголке. Зайки (1). 1. Загадка о зайце. 2. Пальчиковая гим- настика «Зайка». 1. Изготовление мо- дулей. 1. Игрушка – зайчик. 2. Бумага. Зайки (2). 1. П/и «Зайка бе- ленький сидит». 2. Дид. игра «Сотавь зайку из геометриче- ских фигур». 1. Изготовление мо- дулей. 2. Сборка моделей. 1. Набор геометриче- ских фигур. 2. Бумага. Выставка в те- атральном уголке. Корзинка с цветами (1). 1. Беседа о весне и празднике 8 Марта. 2. Исполнение песен о маме. 1. Изготовление мо- дулей корзины. 2. Сборка корзины. 1. Иллюстрации с изображением вес- ны. 2. Бумага. Корзина с цветами (2). 1. Беседа «Моя мама». 2. Слов. игра «Назо- ви свою маму». 1. Изготовление мо- дулей. 2. Сборка изделия. Выставка работ для родителей. Кактус (1). 1. Загадка о кактусе. 2. Беседа о пользе комнатных растений. 1. Изготовление мо- дулей. 2. Сборка кактуса. 1. Кактус. 2. Растения из уголка природы. 3. Бумага. Кактус (2). 1. Дид. игра «Угадай растенте». 2. Повторение пра- 1. Изготовление мо- дулей. 2. Сборка изделия. 1. Растения из уголка природы. 2. Бумага. Выставка в те- атральном уголке.
вил ухода за расте- ниями в группе. Пруд. 1. Беседа о во- доёмах. 2. Заучивание скоро- говорки со звуком «ш». 1. Изготовление модулей. 2. Сборка лилий и камышей. 1. Иллюстрация с изображением пруда. 2. Бумага. Выставка в те- атральном уголке. Лебеди (1). 1. Беседа о перелёт- ных птицах. 2. Чтение сказка Г.Х.Андерсона «Гад- кий утёнок». 1. Изготовление мо- дулей. 1. Иллюстрации с изображением перелётных птиц. 2. Сказка «Гадкий утёнок». 3. Бумага. Лебеди (2). 1. Беседа о лебедях. 2. Этюд «Гадкий утёнок». 1. Изготовление мо- дулей. 2. Сборка изделия. 1. Бумага. Выставка работ для родителей
Ожидаемый результат:
К концу учебного года дети должны научиться:  познакомятся с искусством модульного оригами;  научатся следовать устным инструкциям, создавать бумажные фигурки путём складывания квадратного листа бумаги без применения ножниц и клея  научатся самостоятельно делить лист бумаги на части и складывать моду- ли, выполнять соединение модулей;  Разовьют мелкую моторику рук, глазомер, способность работать руками, приучатся к точным движениям пальцами.  Разовьют умение включаться в творческий процесс через наглядные (об- разцы) и словесные действия.  Совершенствуются трудовые навыки, сформируется культуру труда, научатся аккуратности, умению бережно и экономно использовать мате- риал, содержать в порядке рабочее место.  положительно относиться к сотрудничеству со взрослыми и сверстника- ми.
Обучение детей модульного оригами:
 активизируется познавательный интерес;  расширяет словарный запас;  способствует развитию мелкой моторики;  формирует положительное отношение к процессу изготовления изделия;  способствует развитию воображения, восприятия, творческих способно- стей.

Литература:
1. Проснякова Т.Н. «Забавные фигурки. Модульное оригами». – М.: АСТ – ПРЕСС КНИГА, 2010. – 104 с.: ил. – (Золотая библиотека увлечений).


В раздел образования