Образовательная программа дополнительного образования по образовательной области "Художественно-эстетическое развитие"
Автор: Маркова Наталья Николаевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МДОУЦРР-детский сад "Полянка" Населённый пункт: Забайкальский край, Борзинский район, пгт. Шерловая Гора -1 Наименование материала: Методическая разработка Тема: Образовательная программа дополнительного образования по образовательной области "Художественно-эстетическое развитие" Раздел: дополнительное образование
«Центр развития ребёнка – детский сад «Полянка»
Утверждено
Заведующая детским садом
Макарова Р.В.
Принято:
на педагогическом совете
от___________
Образовательная программа
дополнительного образования
по образовательной области
«Художественно-эстетическое развитие»
Подготовительная к школе группа «Подснежник»
2015 – 2016 учебный год
Воспитатели:
Маркова Наталья Николаевна
Гончарова Евгения Владимировна
Пояснительная записка.
Японская мудрость издревле гласит:
«Великий квадрат не имеет пределов.
Попробуй простую фигурку сложить,
И вмиг увлечет интересное дело».
А. Е. Гайдаенко
Многое должен знать и уметь ребенок, вступая в незнакомую, но такую
притягательную школьную жизнь. Подготовить ребенка к этому важному мо-
менту в жизни поможет оригами - искусство, близкое ему и доступное. Дети
овладевают различными приемами и способами действий с бумагой, такими
как сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание.
Оригами — это японское искусство создания разнообразных моделей,
фигурок сгибая листы бумаги, при котором «голова работает руками».
Модульное
оригами —
современная
разновидность
древнего
Ки-
тайского искусства. Изделие создается не из одного листа бумаги, а из двух,
трех, четырех и т. д. одинаковых частей — модулей. Отдельные модули ста-
н о в я т с я
л и ш ь
д е т а л ь ю
ко н с т р у к т о р а ,
эл е м е н т ом
м о з а и к и .
Модули могут складываться как из квадратных листов бумаги, так и из листов
другой формы.
Оригами развивает у детей способность работать руками под контро-
лем сознания, у них совершенствуется мелкая моторика рук, точные движе-
ния пальцев, происходит развитие глазомера, развитие речи пространствен-
ных отношений, улучшается произношение и обогащается лексика. Оригами
способствует концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на
процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат; является мощ-
ным средством повышения работоспособности коры головного мозга, у детей
улучшаются память, внимание, слух,зрение; совершенствует трудовые уме-
ния ребенка. Систематические занятия с ребенком оригами – гарантирует его
всестороннее развитие и успешную подготовку к обучению.
Модульное оригами прекрасно подходит для учебного процесса, так как
крупные поделки гораздо чаще выполнять в коллективе, поскольку каждому
позволено вести свой вклад в создание прекрасного.
В программе представлены методические рекомендации по ознакомле-
нию и обучению детей с оригами, учетом их возрастных особенностей. Заня-
тия по оригами развивают активный творческий поиск, прежде всего, для
самого педагога, именно развивая и совершенствуя свои умения в складыва-
нии и конструировании, педагог сможет привить интерес к оригами у детей и
родителей.
В реализации программы кружка участвуют дети подготовительной к
школе группы. Программа предполагает проведение одного занятия в неделю
во второй половине дня. Продолжительность занятий – 30 минут. Общее ко-
личество занятий в год 25 (с октября 2015 года по май 2016 года). Педагоги-
ческий анализ знаний и умений проводится 2 раза в год: вводный (в сентябре)
и итоговый (в мае).
Формы проведения итогов реализации дополнительной образовательной
программы: выставка детских работ.
Цель: развитие творческих способностей детей в процессе конструирования
из бумаги.
Задачи:
Образовательные:
Познакомить детей с искусством модульного оригами.
Знакомить детей с искусством изготовления бумажных фигурок путём
складывания квадратного листа бумаги без применения ножниц и клея.
Учить детей делить лист на части, складывать модули и собирать нужную
конструкцию.
Обогащать словарь ребенка специальными терминами.
Формировать умения следовать устным инструкциям.
Развивающие:
Развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движе-
ниям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук, глазомер.
Развивать умение включаться в творческий процесс через наглядные (об-
разцы) и словесные действия.
Развивать пространственное воображение. прививать настойчивость в до-
стижении цели.
Воспитательные:
Воспитывать интерес к искусству оригами.
Воспитывать у детей партнерские отношения, желание работать сообща.
Способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные
способности детей.
Совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить
аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содер-
жать в порядке рабочее место.
Воспитывать любовь к искусству складывания квадратного листа, воспи-
тание интереса к удивительным фокусам, художественному труду.
Виды и формы занятий:
1. Контрольно - диагностический (беседы, рассматривание иллюстраций)
2. Познавательно – досуговые (дидактические игры, словесные игры, пальчи-
ковая гимнастика).
Методы и приемы обучения:
1. Наглядный – наглядно-зрительные, предметная наглядность, наглядно-
слуховые, тактильно-мышечные.
2. Информационно-репродуктивный – совместная деятельность педагога и
ребёнка.
3. Репродуктивный – уточнение и воспроизведение известных действий по
образцу.
4. Практический – придумывание вариантов упражнений, имитационных
движений.
5. Словесный – краткое одновременное описание и объяснение работы.
6. Проблемного обучения – творческое использование готовых знаний.
7. Игровой – использование сюжета игр для организации детской деятельно-
сти, персонажей.
Средства реализации:
1. Образцы;
2. Дидактический материал;
3. Художественная литература;
4. Иллюстративный материал;
5. Технические средства.
Цель
Из истории оригами. Вы-
ставка моделей.
Познакомить детей с искусством модульного ори-
гами; заинтересовать детей; вызвать желание са-
мим изготовить фигурки; научить делить лист на
части и складывать модули.
Нарциссы.
Научить детей складывать модули и собирать цве-
ток; развивать мелкую моторику рук; учить детей
видеть красоту цветов.
Тюльпаны.
Закреплять умение складывать модули; научить со-
бирать из модулей тюльпаны; воспитывать терпе-
ние усидчивость.
Клубника.
Закреплять знание о ягодах; упражнять в склады-
вании модулей и сборке изделия; развивать эмоци-
ональную сферу; воспитывать аккуратность.
Апельсин.
Закреплять знания о фруктах; упражнять в опреде-
лении фрукта на вкус и подборе слов к прилага-
тельному «круглый»; закреплять умение склады-
вать модули и собирать шарообразное изделие;
воспитывать интерес к работе в коллективе.
Яблоко
Упражнять детей в составлении описательного
рассказа (об яблоке); закреплять умение склады-
вать модули и собирать изделие; воспитывать тер-
пение и старание.
Ананас.
Закреплять знания о пользе фруктов; упражнять в
определении фруктов на ощупь; развивать мелкую
моторику; упражнять в складывании модулей и
сборке модели.
Снежинки.
Закреплять знания о зиме, как времени года;
упражнять в подборе однокоренных слов; показать
новый способ соединения модулей; упражнять в
складывании модулей; воспитывать усидчивость,
доброту.
Ёлочка (1).
Закреплять новый способ сборки частей для ёлоч-
ки; упражнять в заучивании стихов; воспитывать
интерес к коллективной работе.
Ёлочка (2)
Упражнять в составлении описательного рассказа;
упражнять в складывании модулей и сборке изде-
лия; побеседовать о праздновании Нового года;
воспитывать доброту, аккуратность.
Дед Мороз (1)
Развивать речь детей; упражнять в определении
предметов на ощупь; закреплять навыки складыва-
ния модулей; воспитывать терпение, целеустрем-
ленность
Дед Мороз (2)
Вспомнить стихи и песни, разученные к Новому
году; упражнять в складывании модулей и сборке
Деда Мороза; воспитывать сотруднические отно-
шения между взрослым и сверстниками.
Птенчик.
Рассказать детям о жизни птиц зимой; дать задание
приготовить дома кормушки; продолжать упраж-
нять в изготовлении модулей и сборке изделия;
воспитывать любовь к природе.
Совенок.
Закреплять знание названий птиц и их птенцов;
упражнять в заучивании стихов; продолжать учить
собирать совенка из модулей; воспитывать стара-
ние и усидчивость.
Бабочки.
Показать детям разнообразие бабочек, обратить
внимание на симметричность рисунка; упражнять
в складывании модулей; учить собирать бабочек,
выполняя симметричный узор; воспитывать вни-
мательность, терпение.
Зайки (1).
Упражнять детей в складывании модулей; разви-
вать мелкую моторику; воспитывать желание стре-
миться к определенному результату.
Зайки (2).
Продолжать упражнять в складывании модулей и
сборке изделий; развивать мелкую моторику, речь;
воспитывать дружеские отношения в группе.
Корзинка с цветами (1).
Закреплять знания о весенних изменениях в приро-
де, о празднике 8 Марта; упражнять в складывании
модулей и сборке корзины; воспитывать интерес к
работе в коллективе.
Корзинка с цветами (2).
Упражнять детей в составлении рассказа о своей
маме и подборе «ласковых » слов; научить склады-
вать модули для цветов и собирать их; воспитывать
старание, любовь к маме.
Кактус (1).
Закреплять знание детьми комнатных растений;
упражнять в изготовлении модулей и сборке какту-
са; воспитывать любовь к природе.
Кактус (2).
Повторить название комнатных растений, их
строения, правила ухода за ними; упражнять в
изготовлении модулей и сборке изделия; воспиты-
вать терпение, аккуратность
Пруд.
Побеседовать о необходимости водоемов для окру-
жающей среды; упражнять в изготовлении моду-
лей и сборке камышей и лилий; воспитывать бе-
режное отношение к природе.
Лебеди (1).
Побеседовать с детьми о перелетных птицах, по-
знакомить со сказкой Г.Х.Андерсона «Гадкий уте-
нок»; упражнять в складывании модулей; воспиты-
вать желание работать сообща, дружеские отноше-
ния.
Лебеди (2).
Вспомнить сказку Г.Х.Андерсона «Гадкий уте-
нок»; развивать эмоции детей; упражнять в изго-
товлении модулей и сборке лебедей; воспитывать
бережное отношение к природе.
Перспективное планирование.
Тема
Теоретическая
часть
Практическая
часть
Развивающая
среда
Итог
Из истории
оригами. Вы-
ставка моде-
лей.
1. Рассказ об орига-
ми, как искусстве.
2. Рассматривание
моделей.
3. Беседа «Как мож-
но сделать фигур-
ки».
Складывание листа
А4 и деление его на
4 части.
1. Образцы моделей.
2. Листы А4.
Нарциссы.
1. Беседа о лете.
2. Рассматривание
альбома «Цветы».
3. Художественное
слово.
1. Складывание мо-
дулей.
2. Изготовление се-
рединки стебелька.
1. Альбом «Цветы».
2. Бумага.
3. Трубочки для
коктейля.
Выставка в
уголке приро-
ды.
Тюльпаны.
1. Беседа о цветах.
2. Дид. игры «Назо-
ви цветок», «Краси-
вые цветы».
1. Складывание мо-
дулей.
2. Изготовление
тюльпанов.
3. Пальчиковая
гимнастика «Кра-
сивые цветы».
1. Альбом «Цветы».
2. Бумага.
Выставка в
уголке приро-
ды.
Клубника.
1. Беседа о ягодах.
2. Рассматривание
иллюстраций.
1. Складывание мо-
дулей.
2. Изготовление
фигурки.
3. Этюд «Вкусное
варенье».
1. Иллюстрации с
изображением ягод.
2. Муляж клубники.
3. Бумага.
4. Ленточка.
Выставка работ
для родителей.
Апельсин.
1. Беседа о фруктах.
2. Дид. игры «Узнай
на вкус», «Что ещё
бывает круглым».
1. Складывание мо-
дулей.
2. Изготовление мо-
дели.
1. Муляжи фруктов.
2. Кусочки разных
фруктов.
3. Бумага.
Выставка в
уголке ИЗО.
Яблоко.
1. Загадка о яблоке.
2. Дид. игра «Опиши
фрукт».
3. Слов. игра «Какой
бывает сок?».
1. Складывание мо-
дулей.
2. Изготовление мо-
дели.
1. Муляжи фруктов
2. Бумага.
Выставка в
уголке ИЗО.
Ананас.
1. Беседа о пользе
фруктов.
2. Дид. игра «Чудес-
ный мешочек».
1. Складывание мо-
дулей.
2. Изготовление
фигурки.
3. Пальчиковая
гимнастика.
1. Набор фруктов и
мешочек.
2. Бумага.
Выставка в
уголке ИЗО.
Снежинки.
1. Беседа о зиме.
2. Загадка о снежин-
ке.
3. Слов. игра «Под-
бери слова похожие
на слово СНЕГ».
1. Складывание мо-
дулей.
2. Изготовление
снежинок.
1. Картинка о зиме.
2. Бумага.
Выставка в
уголке ИЗО.
Ёлочка (1).
1. Загадка о ёлочке.
2. Заучивание стихо-
творения о ёлочке.
1. Изготовление мо-
дулей.
1. Иллюстрация о
ёлочке.
2. Бумага.
Ёлочка (2).
1. Беседа о прибли-
жающемся праздни-
ке – Новом годе.
2. Дид. игра «Укра-
сим ёлочку» (описа-
ние игрушки).
1. Изготовление мо-
дулей.
2. Сборка ёлочки
1. Ёлочные игрушки.
2. Бумага.
Выставка в
уголке ИЗО.
Дед Мороз (2)
1. Беседа о Новом
годе.
2. Новогодние стихи
и песни.
1. Изготовление мо-
дулей.
2. Сборка Деда Мо-
роза.
1. Дед Мороз - иг-
рушка.
2. Бумага.
Выставка работ
для родителей.
Птенчик.
1. Беседа о птицах
зимой.
2. Чтение стихотво-
рения.
«Покормите птиц зи-
мой».
1. Складывание мо-
дулей.
2. Сборка фигурки.
1. Картинка с изоб-
ражением зимующих
птиц.
2. Бумага.
Выставка в те-
атральном
уголке.
Совенок.
1. Загадка о сове.
2. Заучивание стихо-
творения С. Марша-
ка «Совята».
3. Дид. игра «Птицы
и их птенцы».
1. Складывание мо-
дулей.
2. Сборка фигурки.
1. Совушка - игруш-
ка.
2. Бумага.
3. Проволока.
Выставка в те-
атральном
уголке.
Бабочки.
1. Загадка о бабочке.
2. Рассматривание
бабочек.
1. Складывание мо-
дулей.
2. Сборка бабочек.
1. Альбом «Бабоч-
ки».
2. Бумага.
Выставка в те-
атральном
уголке.
Зайки (1).
1. Загадка о зайце.
2. Пальчиковая гим-
настика «Зайка».
1. Изготовление мо-
дулей.
1. Игрушка – зайчик.
2. Бумага.
Зайки (2).
1. П/и «Зайка бе-
ленький сидит».
2. Дид. игра «Сотавь
зайку из геометриче-
ских фигур».
1. Изготовление мо-
дулей.
2. Сборка моделей.
1. Набор геометриче-
ских фигур.
2. Бумага.
Выставка в те-
атральном
уголке.
Корзинка с
цветами (1).
1. Беседа о весне и
празднике 8 Марта.
2. Исполнение песен
о маме.
1. Изготовление мо-
дулей корзины.
2. Сборка корзины.
1. Иллюстрации с
изображением вес-
ны.
2. Бумага.
Корзина с
цветами (2).
1. Беседа «Моя
мама».
2. Слов. игра «Назо-
ви свою маму».
1. Изготовление мо-
дулей.
2. Сборка изделия.
Выставка работ
для родителей.
Кактус (1).
1. Загадка о кактусе.
2. Беседа о пользе
комнатных растений.
1. Изготовление мо-
дулей.
2. Сборка кактуса.
1. Кактус.
2. Растения из уголка
природы.
3. Бумага.
Кактус (2).
1. Дид. игра «Угадай
растенте».
2. Повторение пра-
1. Изготовление мо-
дулей.
2. Сборка изделия.
1. Растения из уголка
природы.
2. Бумага.
Выставка в те-
атральном
уголке.
вил ухода за расте-
ниями в группе.
Пруд.
1. Беседа о во-
доёмах.
2. Заучивание скоро-
говорки со звуком
«ш».
1. Изготовление
модулей.
2. Сборка лилий и
камышей.
1. Иллюстрация с
изображением пруда.
2. Бумага.
Выставка в те-
атральном
уголке.
Лебеди (1).
1. Беседа о перелёт-
ных птицах.
2. Чтение сказка
Г.Х.Андерсона «Гад-
кий утёнок».
1. Изготовление мо-
дулей.
1. Иллюстрации с
изображением
перелётных птиц.
2. Сказка «Гадкий
утёнок».
3. Бумага.
Лебеди (2).
1. Беседа о лебедях.
2. Этюд «Гадкий
утёнок».
1. Изготовление мо-
дулей.
2. Сборка изделия.
1. Бумага.
Выставка работ
для родителей
Ожидаемый результат:
К концу учебного года дети должны научиться:
познакомятся с искусством модульного оригами;
научатся следовать устным инструкциям, создавать бумажные фигурки
путём складывания квадратного листа бумаги без применения ножниц и
клея
научатся самостоятельно делить лист бумаги на части и складывать моду-
ли, выполнять соединение модулей;
Разовьют мелкую моторику рук, глазомер, способность работать руками,
приучатся к точным движениям пальцами.
Разовьют умение включаться в творческий процесс через наглядные (об-
разцы) и словесные действия.
Совершенствуются трудовые навыки, сформируется культуру труда,
научатся аккуратности, умению бережно и экономно использовать мате-
риал, содержать в порядке рабочее место.
положительно относиться к сотрудничеству со взрослыми и сверстника-
ми.
Обучение детей модульного оригами:
активизируется познавательный интерес;
расширяет словарный запас;
способствует развитию мелкой моторики;
формирует положительное отношение к процессу изготовления изделия;
способствует развитию воображения, восприятия, творческих способно-
стей.
Литература:
1. Проснякова Т.Н. «Забавные фигурки. Модульное оригами». – М.: АСТ –
ПРЕСС КНИГА, 2010. – 104 с.: ил. – (Золотая библиотека увлечений).