Автор: Моисеева Наталья Владимировна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МАОУ Константиновская средняя общеобразовательная школа
Населённый пункт: город Домодедово, Московская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "В дела ты добрые вложи все лучшее своей души"
Раздел: среднее образование
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Константиновская средняя общеобразовательная школа
г. Домодедово
.
Классный час на тему:
«В дела ты добрые вложи все лучшее своей души»
Составитель: Моисеева Наталья Владимировна,
учитель русского языка и литературы
2018г
Классный час на тему: «В дела ты добрые вложи все
лучшее своей души».
«Доброта – это единственное одеяние,
которое никогда не ветшает».
Генрих Торо
«Маленькие добрые дела, маленькие слова
любви помогают осчастливить землю и
подобны небесам над землей»
Джулия Карни
Цель: 1. продолжить формирование у учащихся понимание важности
вежливого отношения к окружающим людям, развивать стремление творить
добро, способствовать формированию таких качеств, как сочувствие,
сопереживание, сострадание;
2. развивать речь, логическое мышление, умение слушать и анализировать;
3. совершенствовать умение выразительно читать прозаические тексты
и лирические произведения.
Оборудование: мультимедийное, диски с записями духовных
притч в исполнении Светланы Копыловой, цитаты великих людей, плакат,
фломастеры, фишки «добра и зла», плакат с изображением солнца и маркеры.
Ход классного часа:
Учитель: (цитаты лежат у каждого ученика на столе) Говорят, что если есть
в человеке доброта, значит, он как человек состоялся. В.А. Сухомлинский
писал: « Если добрые чувства не воспитаны в детстве, их никогда не
воспитаешь, потому что подлинно человеческое утверждается в душе
одновременно с познанием первых и важнейших истин, одновременно
с переживанием и чувствованием тончайших оттенков слова. В детстве
человек должен пройти эмоциональную школу- школу воспитания добрых
чувств».
Человеческая доброта, милосердие, умение радоваться и переживать за
других людей создают основу человеческого счастья.
Учитель читает цитаты, которые лежат у каждого ученика на парте.
Бетховен полагал, « что нет ничего выше и прекраснее, чем давать
счастье многим людям…»
А.М. Горький оставил после себя такие проникновенные слова:
«Лучшее наслаждение, самая высокая радость жизни - почувствовать себя
нужным близким людям. Знай, что всегда приятнее отдавать, чем взять…»
Отрадно, что на Руси всегда были актуальны такие понятия, как
«доброта», «доброжелательность», «милосердие», «внимание друг к
другу».
Вопросы к классу:
-Что значит «сеять добро повсюду»?
-Как вы думаете, к каком возрасте можно начать совершать добрые
поступки?
-В каком возрасте люди больше всего нуждаются в доброте?
-Зависит ли доброта от благосостояния человека?
-Может ли больной, немощный, бедный человек быть добрым?
Мы можем сделать вывод, что доброта не зависит ни от благосостояния,
ни от вероисповедания, ни от возраста. Доброта зависит только от порывов
человеческого сердца и состояния души.
Учитель: Сегодня мы услышим рассказы о простых людях, которые стали
символами добра и милосердия.(рассказ сопровождается показом слайдов)
1 ученик: Мой рассказ о подвиге жительницы села Семилуки Воронежской
области, простой русской женщине - Прасковьи Ивановны Щеголевой. За
спасение в годы войны советского летчика она заплатила не только
собственной жизнью…
Это случилось 15 сентября 1942 года. Прасковья Ивановна с матерью и
шестью детьми (18 лет,6 лет, 4 лет, 2 лет и 12 лет) копали картошку на
своем огороде. Вдруг началась стрельба, и Щеголевы увидели падающий
самолет с красными звездами. Прасковья Ивановна побежала к самолету.
В кабине сидел летчик, у него было окровавлено лицо. Он был без сознания.
Через некоторое время летчик пришел в себя. Женщины помогли ему
добраться до хаты.
И тут …. показались немцы. Летчик вышел из хаты и
начал ползком пробираться к оврагу. Разъяренные фашисты ворвались в
дом, ища летчика. Они били Прасковью Ивановну, ее мать, детей. Овчарки
стали рвать детей. Поднялся крик и стон. Но Прасковья Ивановна стояла на
своем: « Не видела». Это был поединок материнского сердца, мужества и
благородства с фашистской дикостью. Ничего не добившись, фашисты всех
загнали в погреб и забросали гранатами. Прасковья Ивановна пожертвовала
всем ради спасения летчика. Ее сила непостижима. Ее милосердие -
неизмеримо. Ее подвиг – бессмертен.
Прасковья Ивановна награждена орденом Отечественной войны 1 степени
посмертно. В 1967 году на месте захоронения в честь подвига Прасковьи
Ивановны был открыт памятник. На открытии присутствовал летчик
Мальцев, которого спасла эта удивительная женщина, пожертвовавшая всем
ради него.
2 ученик. Первых детей сестра милосердия Александра Абрамовна
Деревская взяла на воспитание, когда ей минуло едва 18 лет. В Гражданскую
войну тысячи сирот бродили по дорогам, и она приютила Митю и Тимошу.
Прошло много лет. Грянула Велика Отечественная война. Александра
Абрамовна выходила к эшелонам, в которых привозили эвакуированных
ребят, приносила самых слабых домой. Потом пошло «ленинградское
пополнение»-девять истощенных голодом и бедой детей. В город Ромны
Деревская вернулась с 30 детьми. Но ежегодно семья прибавлялась и
прибавлялась. Дети Александры Абрамовны каждый год собираются в
украинском городе Ромны на Интернациональной улице 14, идут в школу-
интернат имени их матери. Здесь рядом поставлен памятник их маме,
женщине, матери, награжденной орденом Трудового Красного Знамени за
воспитание детей. Ее посмертно присвоено звание «Мать-героиня».
Вопросы к классу:
-Как называется качество, когда человек жертвует жизнью ради счастья
других людей?
Знаете ли вы таких людей? Нужны ли такие жертвы миру?
3 ученик. «Януш Корчак, старый человек с добрым и проницательными
глазами, прожил красивую жизнь, был известным в Польше врачом, лечил
раненых в русско-японскую войну, а в 29 лет сделал окончательный выбор-
отказался от семьи, личной жизни, чтобы всего себя посвятить чужим детям,
детству. В большом доме, отданном детям, он поселился в маленькой
комнатке под крышей, здесь он ночами писал сказки для детей и книги для
взрослых, а дни отдавал детям.
Хенрих Гольдшмит, такова настоящая фамилия педагога, отдал России
часть своей жизни, знаний, добра. Именно русских солдат он учил в Харбине.
Вся жизнь Корчака была посвящена детям. Он стал воспитателям Дома
сирот в Варшаве. «Те, у кого не было безмятежного детства, страдают
от этого всю жизнь, » - считал он. В основе педагогики Корчака лежит
доверие к ребенку, уважение к его личности. Он был требовательным и все
прощал.
Говорил:«Бог
в
ребенке».
Он
не
учил
детей
религии,
а
своим
примером показывал, что такое любовь.
Корчак жил в квартале еврейской бедноты, в небольшой квартире.
Увлекался Сократом, Чеховым. Любимой книгой его была Библия, обряды он
не соблюдал, но верил в заповеди.
4 августа 1942 года он сделал последние записи в дневнике, а через два дня
вместе с воспитанниками отправился в товарных выгонах в лагерь смерти
в Треблинку, а через несколько дней он вошел с ними на эшафот бессмертия
в газовую камеру. Дело Корчака не кануло в беззвестность. В небольшом
немецком городке Дис первый день учебного года объявлен Днем Корчака.
Дети в этот день становятся хозяевами городка. По радио и телевидению
идут приготовленные ими программы. Всюду в городе - дети. Взрослые лишь
гости. Корчак писал: « Дети-князья чувств, поэты и мыслители. Уважайте
чистое, ясное, непорочное, святое детство».
4 ученик читает стихотворение Л.К. Татьяничевой « Что ты сделал
хорошего?»
Достается недешево
Счастье трудных дорог.
Что ты сделал хорошего?
Чем ты людям помог?
Этой мерой измерятся
Все земные труды.
Может, вырастил дерево
На земле Кулунды?
Может, строишь ракету?
Гидростанцию? Дом?
Согреваешь планету
Плавок мирным теплом?
Иль под снежной порошей
Жизнь спасаешь кому?
Делать людям хорошее-
Хорошеть самому!
Вопрос к классу:
-А как можно творить добро в современном мире?
5 ученик. Многие организации, отдельные граждане нашей страны
проводят акции милосердия в детских домах, школах-интернатах,
домах-престарелых. Некоторые родители, имея своих детей, берут на
воспитание детей-сирот из детских домов. Наши выдающиеся артисты,
музыканты проводят концерты, средства от которых перечисляются на
благотворительные цели. А когда случилась авария в Чернобыле,
землетрясение в Армении, вся страна помогала пострадавшим.
Всем нам нужно постичь простую,но важную истину: отдав себя, человек не
растрачивает свое духовное богатство, а преумножает его. Помните
библейскую истину: «воздастся вам по деяниям вашим». «Что припрячешь-
то погубишь, что раздашь - вернется снова, »- писал Шота Руставели. Только
человеку дано оставить след в жизни, в памяти современников и потомков».
Вопрос к классу:
-Может ли человек, ограниченный в материальных средствах, помогать
другим людям? (ответы учеников)
Слово учителя: Ребята, давайте послушаем духовную притчу Светланы
Копыловой и ответим на вопрос: «Может ли маленький поступок спасти
человека?» (прослушивание притчи и ответы учеников).
Лежали в больнице в палате одной
Два тяжко больных человека.
Один у окошка лежал, а другой-
У двери, где не было света.
Один постоянно в окошко глядел,
Другой-лишь на краску дверную,
И тот, что у двери, узнать захотел,
Про жизнь за окошком другую.
С готовностью первый больной рассказал,
Что видно ему из окошка:
-Там тихая речка, дощатый причал,
И ходит по берегу кошка.
По синему небу плывут облака,
Причудливые, как зверушки,
Сидят на причале там два рыбака,
И с внуком гуляет старушка.
И так каждый день - то про сказочный лес
Рассказывал, то про влюбленных…..
Другой же сосед перестал даже есть,
Считая себя обделенным.
Он мучился злобой, и зависть росла,
Его постепенно съедая,
Не мог он понять, почему же была
Тут несправедливость такая.
Однажды сосед у окна занемог,
Что не было сил разогнуться,
Он стал задыхаться и даже не мог
До кнопки своей дотянуться.
У двери сосед мог на кнопку нажать
И вызвать сестру милосердья,
Но он не нажал, а остался лежать,
Глаза закрывая усердно.
Наутро сестра милосердья пришла
Постель поменять за покойным,
Сосед попросил, и она помогла
Занять эту самую койку.
Когда ж он в окно, наконец, посмотрел,-
На шее задергалась вена:
Увидел он вместо того, что хотел,
Глухую высокую стену.
Он был потрясен и сестре рассказал,
Про тихую чистую речку,
Про сказочный лес, про дощатый причал
И небо в кудрявых овечках…..
-Ах, если б он видел,-сказала сестра,-
Всю жизнь он слепым оставался.
-Зачем же тогда?-тут больной прошептал.
-Да он вас утешить старался.
Слово учителя:
Что вас больше всего поразило в поступке слепого человека?
-Как он, будучи слепым, смог совершить доброе дело?
Говорят, что любить человечество проще, чем любить родного человека.
«Любить человечество легче, чем сделать добро родной матери,» - гласит
старинное украинское изречение. Невозможно воспитать человечность,
если нет доброты к самому близкому и дорогому человеку- матери, отцу,
дедушке, бабушке.
Слово учителя: Сегодня я вам расскажу притчу о двух матерях. Вы ее
послушайте внимательно и постарайтесь ответить на мои вопросы.
«Не выдерживает материнское сердце, сгорает от горя и обиды, если
вырастают недобрые, неблагодарные дети.
В маленькой больнице на окраине большого города лежали две матери-
Чернокосая и Белокосая. Они родили сыновей. Сыновья родились в один
день: у Чернокосой матери утром, у Белокосой - вечером. Обе матери были
счастливы. Они мечтали о будущем своих сыновей.
-Я хочу, чтобы мой сын стал выдающимся человеком,- говорила Белокосая
мать. - Музыкантом или писателем, известным всему миру. Или
скульптором, создавшим произведения искусства, которые будут жить века.
Или инженером, построившим космический корабль, который полетит к
далекой звезде. Вот для чего хочется жить…
-А я хочу, чтобы мой сын стал добрым человеком, - сказала Чернокосая
мать. - Чтобы никогда не забывал матери и родного дома. Чтобы любил
родину и ненавидел врагов.
Каждый день к молодым матерям приходили в гости отцы. Они долго
смотрели на маленькие личики своих сыновей, в глазах у них сияло
счастье, изумление и умилении. Потом они сидели у кровати своих жен и
о чем-то шепотом говорили с ними долго - долго. У колыбели
новорожденного мечтают о будущем – конечно, только о счастливом. Через
неделю счастливые мужья, ставшие теперь отцами, увезли домой жен и
сыновей.
Прошло 30 лет. В ту же маленькую больницу на окраине большого города
пришли две женщины – Чернокосая и Белокосая. В их косах уже
серебрилась седина, лица были такими же красивыми, как и 30 лет назад.
Они узнали друг друга. Их обеих положили лечиться в ту же палату,
где 30 лет назад они родили сыновей. Они рассказывали о своей жизни.
Наконец Чернокосая спросила:
-Кем же стал твой сын?
-Выдающимся музыкантом,- с гордостью ответила мать. - Он сейчас
дирижирует оркестром, который выступает в самом большом театре
нашего города. Сын пользуется огромным успехом. Неужели ты не знаешь
моего сына? И Белокосая мать назвала имя музыканта. Да, конечно,
Чернокосая мать хорошо знала это имя, оно было известно многим.
Недавно она читала о большом успехе этого музыканта за рубежом.
-А твой сын кем стал?- спросила Белокосая.
-Хлеборобом. Ну, чтобы тебе понятнее было - механизатором в колхозе,
то есть и трактористом, и комбайнером, и на животноводческой ферме
приходится работать. С ранней весны до поздней осени, пока снег укроет
землю, сын мой пашет землю и сеет хлеб, убирает урожай и снова пашет
землю, сеет и снова убирает…. Живем мы в селе – километров 100 отсюда.
У сына двое детей - мальчик трех лет и девочка недавно родилась…
-Все-таки счастье тебя обошло,- сказала Белокосая.- Твой сын стал простым,
никому не известным человеком. Чернокосая мать ничего не ответила.
И дня не прошло, как к Чернокосой матери приехал из села сын. В
белом халате, он сел на скамейку, долго-долго о чем-то шептался с
матерью. В глазах Чернокосой матери светилась радость. Она, казалось, в
эти мгновения забыла обо всем на свете. Мать держала в своих руках
сильную, загоревшую на солнце руку сына и улыбалась. Расставаясь с
матерью, сын, как бы извиняясь, выложил из сумки на маленький столик
виноградные гроздья, мед, масло. « Поправляйся, мама, »- сказал он на
прощанье и поцеловал ее.
А к Белокосой матери никто не пришел. Вечером, когда в комнате
воцарилась тишина и Чернокосая мать, лежа в постели, тихо улыбалась
своим мыслям, Белокосая сказала:
-У сына сейчас концерт...Если бы не концерт, он, конечно, пришел бы…
На второй день, перед вечером, к Чернокосой матери снова приехал
сын-хлебороб из далекого села. Опять он долго сидел на скамейке,
и Белокосая мать услышала, что в поле сейчас горячая пора, работают они
день и ночь… Расставаясь с матерью, сын выложил на маленький столик
пчелиные соты, белую паляницу и яблоки. От счастья лицо у Чернокосой
женщины светилось, и морщины расправились. К Белокосой матери никто не
приходил.
Вечером женщины лежали молча. Чернокосая улыбалась, тихо вздыхала,
боясь, чтобы ее вздохи не услышала соседка.
В третий день, перед вечером, к Чернокосой матери снова приехал сын-
хлебороб из далекого села, он привез два больших арбуза, виноград, яблоки.
Вместе с сыном приехал трехлетний черноглазый внук. Сын и внук долго
сидели у постели Чернокосой матери; в ее глазах сияло счастье, она
помолодела. Белокосая мать с болью в сердце услышала, как внук
рассказывал бабушке, что вчера он вместе с папой полдня ездил на
« капитанском мостике » комбайна. « Я тоже буду комбайнером, »- сказал
мальчик, и бабушка поцеловала его…Белокосая мать в эти мгновения
припомнила, что ее сын, выдающийся музыкант, отправляясь в длительные
поездки, сдавал, как говорили в семье, маленького сына в какой-то интернат.
Месяц лежали в больнице две матери, ежедневно приезжал к Чернокосой
матери сын-хлебороб из далекого села, привозил улыбку сыновнюю, и,
казалось, мать только от той улыбки выздоравливает. Казалось Белокосой
матери, что, когда к ее соседке приезжал сын, даже больничным стенам
хотелось, чтобы мать сына-хлебороба скорее выздоровела. К Белокосой
матери так никто и не пришел. Прошел месяц. Врачи сказали Чернокосой
матери: «Теперь вы совершенно здоровы. В сердце нет никаких шумов и
перебоев». А Белокосой матери он сказал: « Вам еще надо
полежать. Конечно, вы тоже скоро поправитесь». Говоря это, врач смотрел
почему-то в сторону.
За Чернокосой матерью приехал сын. Он привез несколько больших букетов
красных роз.Цветы подарил врачам и сестрам. Все в больнице улыбались.
Прощаясь с Чернокосой матерью, Белокосая попросила ее остаться с ней
на несколько минут наедине. Когда из палаты все вышли, Белокосая мать со
слезами на глазах спросила:
-Скажи, дорогая, как ты воспитала такого сына? Ведь мы родили их в один
День. Ты счастливая, а я…. И она заплакала.
-Мы расстаемся и больше никогда не увидимся,- сказала Чернокосая,-
потому что не может быть в третий раз такого чудесного совпадения.
Поэтому я скажу тебе всю правду. Сын, которого я родила в тот счастливый
момент, умер…Умер, когда ему и не было и года. А это … не кровный сын
мой, но родной! Я усыновила его трехлетним мальчиком. Он, конечно,
смутно помнит это…Но я для него - родная мать. Ты это видела своими
глазами. Я счастлива. А ты несчастный человек, и я глубоко сочувствую
тебе. Если бы ты знала, как я страдала в эти дни за тебя. Уже хотела было
уйти из больницы, ведь каждый приезд моего сына приносил тебе тяжелые
переживания. Выйдешь из больницы, пойди к сыну и скажи: его бездушие
повернется против него . Как он относится к матери, так и его дети будут
относиться к нему. Равнодушие к отцу- матери не прощается.
Патриотизм начинается с колыбели. Не может быть настоящим сыном
своего отечества тот, кто не стал истинным сыном матери и отца.
Вопросы к классу:
-Что важнее для матери, чтобы ребенок вырос добрым или известным?
-Зависит ли микроклимат в обществе от каждого из нас?
-Что для этого нужно сделать?
Творческие задания.
1.На одну чашу весов мы будем класть « зло» (темные фишки,
означающие людские пороки: зависть, жадность, грубость, ложь,
предательство и другие). Чтобы победить зло, надо постараться, чтобы
перевесила чаша весов с «добром». Давайте вспомним, какие добрые дела
вы совершили, совершают люди вокруг вас, и положим фишки с
«добром» на весы. ( Дети выходят по одному к весам и кладут на чашу свои
фишки. Вскоре чаша весов с « добром» перевешивает «зло»).
Слово учителя:
-Вот видите, ребята, как можно победить зло. Так и в жизни:
капельки добра, сливаясь, превращаются в ручеек, ручейки - в реку, реки-
в море добра. Хорошо, когда человек оставляет после себя добрый след.
2.На доске висит плакат с изображением солнца. Каждый ученик класса,
выходя к доске, рисует на нем свой луч и подписывает имя
одноклассника, который в трудную минуту ему помог. Затем диск
солнца снимается, под ним ученики видят изображение нашего класса.
Слово учителя:
- Если хотите, ребята, чтобы в нашем классе всем было тепло, уютно и
комфортно, спешите дарить друг другу добро. И тогда наш класс станет
таким же светлым и лучистым, как солнце.
Вывод учителя:
-Всем нам надо постичь простую, но важную истину: отдавая себя,
человек не растрачивает свое духовное богатство, а преумножает его.
Помните библейскую истину: «воздастся вам по деяниям вашим».
Только так человеку суждено оставит след в жизни, в памяти современников
и потомков.