Автор: Канева Екатерина Брониславовна
Должность: педагог–психолог
Учебное заведение: ГБОУ НАО "НСШ им. А.П. Пырерки"
Населённый пункт: г. Нарьян–Мар
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Подросток группы риска. Особенности личности. Пути эффективного взаимодействия"
Раздел: среднее образование
«Подросток «группы
риска». Особенности
личности. Пути
эффективного
взаимодействия.»
С
к а ж д ы м
г о д о м
увеличивается
количество
детей
и
подростков,
для
которых характерны те или
иные проявления школьной
и
социальной
дезадап-
тации,
проявляющиес я
стойкие нарушения поведе-
ния.
Поэтому
проблема
организации
работы
с
подростками
«группы
рис-
ка» – одна из актуальных
проблем
с о в р е м е н н о го
образования.
Рост
неполных
и
дезадаптированных
семей,,
политическая,
социально-экономическая,
экологичес-
кая
нестабильность
общества,
усиление
влияния
псевдокультуры,
пропагандируемой
средствами
массовой
информации,
изменение
в
содержании
ценностных
ориентаций
молодежи,
неблагоприятных
семейно-бытовых отношений, отсутствия контроля за
поведением детей - все это приводит к тому, что в
стране
растет
число
подростков,
проявляющих
различные нарушения в поведении, так называемая
«группа риска».
Кто относится к «Группе риска»?
нетерпимость
к
замечаниям,
в с п ы л ьч и в о с т ь ,
н е ж е л а н и е
у ч и т ь с я ,
п р о г у л ы ,
н и з к а я
успеваемость
и
еще
целый
ряд
близких к ним характеристик. Эти
трудные
черты
порой
абсолютно
неуправляемы
и
приводят
к
постоянным
конфликтам,
к ак
м еж д у
у ч а щ и м и с я ,
та к
и
с
педагогами,
они
же
мешают
учебному
процессу
и
нару-шают
дисциплину на уроках. Это взгляд
со стороны педагога.
В
с о в р е м е н н о й
л и т е р а - т у р е
«группой риска» обычно называют
тех
детей
и
подростков,
чье
поведение
резко
отклоняется
от
общепринятых норм и пре-пятствует
полноценному
вос-питанию.
Им
свойственны:
агрессивность,
грубость, конфликтность,
А что же происходит внутри подростка,
почему именно в этом возрасте практически
каждый из них проявляет эти черты?
Проблема
трудностей
в
поведении
и
общении
ребенка
обостряется
в
переходные
периоды,
когда
меняется
и
сам
человек, и система его взаимоотношений с окружающими.
Самым
непростым
этапом
взросления
человека
является
его
переход от детства к взрослости – подростковый возраст. Этот
период приходится на возраст с 10 до 15 лет. Трудным возрастом,
переходным периодом, переломным возрастом называют данный
промежуток
времени
педагоги,
психологи,
родители.
И
это
не
случайно: именно в эти годы перестраивается психика ребенка,
изменяется характер учебной деятельности и отношение к ней,
бурно развивается самосознание и личность подростка в целом.
Подростковый
возраст
– это один из кризисов в жизни
любого человека. А, как известно,
именно
в
кризисных
ситуациях
оч е н ь
ч а с то
п р о я в - л я ю т с я
негативные
качества
человека,
иногда тщательно скрываемые им
в
стабильных
благоприятных
условиях. Во взрослом мире даже
принято проверять человека, как
в профессиональной, так и в обы-
денной жизни, путем испытаний и
трудностей,
т.е.
искусственным
созданием
кризисных
ситуаций.
Тогда
чем
подростки
х у ж е
взрослых, почему они не могут в
состоянии кризиса проявить свою
негативную сторону?
Подросток
еще
не
умеет
справляться
с
жизненными
трудностями
и
не
имеет
в
своем
арсенале
способов
адекватного и приемлемого поведения в таких ситуациях. И
в этом случае задача любого взрослого, а в особенности
педагога, показать «взрослому ребенку» как правильно и
адекватно
функционировать
в
кризисных
для
человека
условиях и поддержать его в любых, пусть даже неумелых
попытках справиться с ситуацией.
Все мы способны ошибаться и исправлять ошибки,
нужен только еще один шанс и, конечно, поддержка и
помощь со стороны умных, знающих и добрых людей
– ПЕДАГОГОВ.
Тем
более,
что
это
кризис
естественный
и
действительно
является
для
любого
ребенка
серьезным жизненным испытанием.
Как взаимодействовать с подростками «группы
риска», чтобы избегать конфликтов и
асоциального поведения?
1.
Спокойное отношение в случае незначи-тельной
агрессии.
В случаях, когда агрессия детей и подростков не опасна и
объяснима, можно использовать следующие позитивные
стратегии:
•
полное игнорирование реакций ребенка/подростка;
•
выражение понимания чувства ребенка
(« Конечно, тебе
обидно…»
)
•
переключение внимания, предложение какого-либо
задания;
•
позитивное обозначение поведения
(«Ты злишься,
потому что ты устал…»
)
Так
как
агрессия
естественна
для
людей,
то
адекватная
и
неопасная
агрессия
не
требует
вмешательства
со
стороны.
Подростки
нередко
используют
подобную
модель
поведения
для
привлечения внимания к себе. Если ребенок/подросток
проявляет
гнев
в
допустимых
пределах,
нужно
позволить ему обозначить свои чувства, выразить их,
отреагировать и переключить его внимание на что-то
другое.
2.
Акцентирование
внимания
на
поступках, а не на личности.
П о с л е
т о г о
к а к
п о д р о с т о к
у с п о к о и т с я ,
ц е л е с о о б р а з н о
обсудить
с
ним
его
поведение.
Следует описать,
как он себя во
время
проявления
агрессии
вел,
какие
слова
говорил,
к а к и е
действия совершал, не давая при
этом никакой оценки.
Анализируя
проблему,
не
стоит
припоминать
прошлых поступков ребенка. Иначе
у ребенка возникнет чувство обиды,
и он будет не в состоянии критично
оценить свое поведение.
Констатация факта («Ты ведешь себя
агрессивно»)
Констатирующий вопрос («Ты злишься?»)
Раскрытие мотивов поведения («Ты
хочешь обидеть ме-ня?» «Ты хочешь
показать силу?»)
Обнаружение собственных чувств по
отношению к нежелательному поведению
(«Мне не нравится…», «Я сержусь…»)
Апелляция к правилам
.
Важно установить с подростком обратную связь.
Приемы:
3.
3. Контроль над собственными негативными
эмоциями
Педагогам
необхо-
димо
тщательно
контро-
лировать
свои
эмоции.
Возникающие раздражение,
гнев,
возмущение,
страх,
беспомощность — это нор-
мальные
отрицательные
эмоции на подобную ситу-
а ц и ю .
Н о
у в е р е н н о е
поведение
взрослого
—
образец для подростка.
4. Снижение напряжения ситуации
Основная
задача
взрослого
—
уменьшить
напряжение
ситуации.
Типичными
действиями
вз р о с л о го ,
усиливающими
напряжение и агрессию,
являются:
повышение голоса, изменение тона на угрожающий;
демонстрация власти;
крик, негодование;
агрессивные
позы
и
жесты:
сжатые
челюсти,
разговор
«сквозь зубы»;
сарказм, насмешки, высмеивание;
негативная оценка личности ребенка, его окружения, близких
друзей, семьи;
втягивание в конфликт посторонних людей;
непреклонное настаивание на своей правоте;
нотации, проповеди;
сравнение ребенка с другими детьми — не в его
пользу;
команды, жесткие требования.
5. Обсуждение проступка
Анализировать
поведение
необходимо
после
того,
как
ситуация
успокоится,
в
то
же
время
обсуждение
инцидента необходимо провести как можно скорее. Лучше
это
делать
наедине
без
свидетелей,
и
только
потом
обсуждать это в группе или семье. Во время разговора
важно сохранять спокойствие и объективность.
6. Сохранение положительной репутации
подростка.
Ребенку, особенно подростку,
очень трудно признать свое
поражение. Самое страшное
для
него
—
п у бл и ч н о е
осуждение
и
негативная
оценка.
Дети
и
подростки
стараются избегать подобных
ситуаций любой ценой.
Плохая
репутация,
закре-
пившаяся
за
ребенком,
становится
самостоятель-
ной
побудительной
силой
его
агрессивного
поведе-
ния.
Для
сохранения
положи-
тельной репутации ребен-
ка необходимо:
публично
минимизировать
вину
подростка
(«Ты
неважно себя чувствуешь», «Ты не хотел его
обидеть»); но в беседе с глазу на глаз показать
истину;
не требовать полного подчинения, позволить ребенку
выполнить ваше требование по-своему;
предложить
подростку
компромисс,
договор
с
взаимными уступками.
Общие рекомендации по работе с подростками
«группы риска»:
Относитесь
ко
всем
трудностям
и
неожиданностям
при
общении с подростком с позитивным настроем и используйте
его для сглаживания острых углов и конфликтов
Не требуйте от ребенка того, что не в состоянии выполнить
даже
вы
сами:
быть
всегда
сдержанным,
говорить
только
правду, никогда не делать ошибок и т.д. Каждый раз, выдвигая
требование к ребенку, задумывайтесь о том, выполнимо ли оно.
Личный пример или иллюстрация из личного жизненного опыта
всегда действует лучше, чем любое нравоучение.
Будьте самими собой при общении с подростком, говорите то,
что
вы
действительно
думаете
и
чувствуете
(в
разумных
пределах), искренность и естественность - лучшие помощники в
налаживании хороших взаимоотношений с любым, даже очень
сложным человеком.
Упражнение «Модальность»
Попробуйте на минуту почувствовать себя подростком. Какие слова
он
чаще
всего
слышит
в
школе
и
дома?
«Ты
должен
хорошо
учиться!», «Ты должен думать о будущем!», «Ты должен слушаться
взрослых!». А теперь проанализируйте, что говорят педагоги о себе,
обращаясь к подростку. «Я могу принять меры…», «У меня есть
полное право…», «Я знаю, что делать…». Что же получается в
результате? Те слова, которые направлены на подростка, носят
модальность долженствования, а то, что касается самих взрослых,
– модальность возможного.
Эта очевидная несправедливость в ряде случаев выступает
п р и ч и н о й
к о н ф л и к т о в .
Д а в а й т е
п о т р е н и ру е м с я
в
бесконфликтном взаимодействии!
Типичная фраза
Как необходимо говорить
«Ты должен хорошо учиться!»
«Я уверен, что ты можешь
хорошо учиться!»
«Ты должен думать о будущем!»
«Интересно, каким человеком
ты хотел бы стать? Какую
профессию планируешь
выбрать?»
«Ты должен уважать старших!»
«Ты знаешь: уважение к
старшим – это элемент общей
культуры человека!»
«Ты должен слушаться учителей
и воспитателей!»
«Конечно, ты можешь иметь
собственное мнение, но к
мнению старших полезно
прислушиваться»
Типичная фраза
Как необходимо говорить
«Ты опять занимаешься
посторонними делами!»
«Мы в твои годы жили гораздо
хуже…»
«Ты должен ценить заботу
старших!»
«Сколько можно бездельничать! Ты
должен, наконец, заняться учебой!»
«Ты постоянно срываешь мой урок!
Ты должен сидеть спокойно и
внимательно слушать!»
«Кто из вас разбил стекло в классе?
Ты должен говорить правду!»
Слева
даны
типичные
фразы,
которые
часто
говорят
подросткам,
а
справа
составьте другие фразы, в которых модальность долженствования переведите в
модальность возможного при сохранении общего смысла высказывания.
Н а м
н а д о
б ы т ь
т в о р ц а м и
нравственных
достоинств
ребёнка.
Как
садовник
заботливо
лелеет
веточку культурного сорта плодового
дерева, привитого к дичку, так мы,
педагоги, должны беречь и охранять в
ребёнке всё хорошее. Никогда нельзя
с п е ш и т ь
с
р а з о б л а ч е н и е м
отрицательных,
предосудительных
поступков
ребёнка,
выставлять
его
перед
коллективом
со
всеми
его
недостатками.
Пусть
р еб ё н о к
проявит
внутренние
духовные
силы
для преодоления своих недостатков,
пусть коллектив видит в нём прежде
всего ЛИЧНОСТЬ.
А.
Сухомлинский