Напоминание

"Подросток группы риска. Особенности личности. Пути эффективного взаимодействия"


Автор: Канева Екатерина Брониславовна
Должность: педагог–психолог
Учебное заведение: ГБОУ НАО "НСШ им. А.П. Пырерки"
Населённый пункт: г. Нарьян–Мар
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Подросток группы риска. Особенности личности. Пути эффективного взаимодействия"
Раздел: среднее образование





Назад




«Подросток «группы

риска». Особенности

личности. Пути

эффективного

взаимодействия.»

С

к а ж д ы м

г о д о м

увеличивается

количество

детей

и

подростков,

для

которых характерны те или

иные проявления школьной

и

социальной

дезадап-

тации,

проявляющиес я

стойкие нарушения поведе-

ния.

Поэтому

проблема

организации

работы

с

подростками

«группы

рис-

ка» – одна из актуальных

проблем

с о в р е м е н н о го

образования.

Рост

неполных

и

дезадаптированных

семей,,

политическая,

социально-экономическая,

экологичес-

кая

нестабильность

общества,

усиление

влияния

псевдокультуры,

пропагандируемой

средствами

массовой

информации,

изменение

в

содержании

ценностных

ориентаций

молодежи,

неблагоприятных

семейно-бытовых отношений, отсутствия контроля за

поведением детей - все это приводит к тому, что в

стране

растет

число

подростков,

проявляющих

различные нарушения в поведении, так называемая

«группа риска».

Кто относится к «Группе риска»?

нетерпимость

к

замечаниям,

в с п ы л ьч и в о с т ь ,

н е ж е л а н и е

у ч и т ь с я ,

п р о г у л ы ,

н и з к а я

успеваемость

и

еще

целый

ряд

близких к ним характеристик. Эти

трудные

черты

порой

абсолютно

неуправляемы

и

приводят

к

постоянным

конфликтам,

к ак

м еж д у

у ч а щ и м и с я ,

та к

и

с

педагогами,

они

же

мешают

учебному

процессу

и

нару-шают

дисциплину на уроках. Это взгляд

со стороны педагога.

В

с о в р е м е н н о й

л и т е р а - т у р е

«группой риска» обычно называют

тех

детей

и

подростков,

чье

поведение

резко

отклоняется

от

общепринятых норм и пре-пятствует

полноценному

вос-питанию.

Им

свойственны:

агрессивность,

грубость, конфликтность,

А что же происходит внутри подростка,

почему именно в этом возрасте практически

каждый из них проявляет эти черты?

Проблема

трудностей

в

поведении

и

общении

ребенка

обостряется

в

переходные

периоды,

когда

меняется

и

сам

человек, и система его взаимоотношений с окружающими.

Самым

непростым

этапом

взросления

человека

является

его

переход от детства к взрослости – подростковый возраст. Этот

период приходится на возраст с 10 до 15 лет. Трудным возрастом,

переходным периодом, переломным возрастом называют данный

промежуток

времени

педагоги,

психологи,

родители.

И

это

не

случайно: именно в эти годы перестраивается психика ребенка,

изменяется характер учебной деятельности и отношение к ней,

бурно развивается самосознание и личность подростка в целом.

Подростковый

возраст

– это один из кризисов в жизни

любого человека. А, как известно,

именно

в

кризисных

ситуациях

оч е н ь

ч а с то

п р о я в - л я ю т с я

негативные

качества

человека,

иногда тщательно скрываемые им

в

стабильных

благоприятных

условиях. Во взрослом мире даже

принято проверять человека, как

в профессиональной, так и в обы-

денной жизни, путем испытаний и

трудностей,

т.е.

искусственным

созданием

кризисных

ситуаций.

Тогда

чем

подростки

х у ж е

взрослых, почему они не могут в

состоянии кризиса проявить свою

негативную сторону?

Подросток

еще

не

умеет

справляться

с

жизненными

трудностями

и

не

имеет

в

своем

арсенале

способов

адекватного и приемлемого поведения в таких ситуациях. И

в этом случае задача любого взрослого, а в особенности

педагога, показать «взрослому ребенку» как правильно и

адекватно

функционировать

в

кризисных

для

человека

условиях и поддержать его в любых, пусть даже неумелых

попытках справиться с ситуацией.

Все мы способны ошибаться и исправлять ошибки,

нужен только еще один шанс и, конечно, поддержка и

помощь со стороны умных, знающих и добрых людей

– ПЕДАГОГОВ.

Тем

более,

что

это

кризис

естественный

и

действительно

является

для

любого

ребенка

серьезным жизненным испытанием.

Как взаимодействовать с подростками «группы

риска», чтобы избегать конфликтов и

асоциального поведения?

1.

Спокойное отношение в случае незначи-тельной

агрессии.

В случаях, когда агрессия детей и подростков не опасна и

объяснима, можно использовать следующие позитивные

стратегии:

полное игнорирование реакций ребенка/подростка;

выражение понимания чувства ребенка

(« Конечно, тебе

обидно…»

)

переключение внимания, предложение какого-либо

задания;

позитивное обозначение поведения

(«Ты злишься,

потому что ты устал…»

)

Так

как

агрессия

естественна

для

людей,

то

адекватная

и

неопасная

агрессия

не

требует

вмешательства

со

стороны.

Подростки

нередко

используют

подобную

модель

поведения

для

привлечения внимания к себе. Если ребенок/подросток

проявляет

гнев

в

допустимых

пределах,

нужно

позволить ему обозначить свои чувства, выразить их,

отреагировать и переключить его внимание на что-то

другое.

2.

Акцентирование

внимания

на

поступках, а не на личности.

П о с л е

т о г о

к а к

п о д р о с т о к

у с п о к о и т с я ,

ц е л е с о о б р а з н о

обсудить

с

ним

его

поведение.

Следует описать,

как он себя во

время

проявления

агрессии

вел,

какие

слова

говорил,

к а к и е

действия совершал, не давая при

этом никакой оценки.

Анализируя

проблему,

не

стоит

припоминать

прошлых поступков ребенка. Иначе

у ребенка возникнет чувство обиды,

и он будет не в состоянии критично

оценить свое поведение.

Констатация факта («Ты ведешь себя

агрессивно»)

Констатирующий вопрос («Ты злишься?»)

Раскрытие мотивов поведения («Ты

хочешь обидеть ме-ня?» «Ты хочешь

показать силу?»)

Обнаружение собственных чувств по

отношению к нежелательному поведению

(«Мне не нравится…», «Я сержусь…»)

Апелляция к правилам

.

Важно установить с подростком обратную связь.

Приемы:

3.

3. Контроль над собственными негативными

эмоциями

Педагогам

необхо-

димо

тщательно

контро-

лировать

свои

эмоции.

Возникающие раздражение,

гнев,

возмущение,

страх,

беспомощность — это нор-

мальные

отрицательные

эмоции на подобную ситу-

а ц и ю .

Н о

у в е р е н н о е

поведение

взрослого

образец для подростка.

4. Снижение напряжения ситуации

Основная

задача

взрослого

уменьшить

напряжение

ситуации.

Типичными

действиями

вз р о с л о го ,

усиливающими

напряжение и агрессию,

являются:

повышение голоса, изменение тона на угрожающий;

демонстрация власти;

крик, негодование;

агрессивные

позы

и

жесты:

сжатые

челюсти,

разговор

«сквозь зубы»;

сарказм, насмешки, высмеивание;

негативная оценка личности ребенка, его окружения, близких

друзей, семьи;

втягивание в конфликт посторонних людей;

непреклонное настаивание на своей правоте;

нотации, проповеди;

сравнение ребенка с другими детьми — не в его

пользу;

команды, жесткие требования.

5. Обсуждение проступка

Анализировать

поведение

необходимо

после

того,

как

ситуация

успокоится,

в

то

же

время

обсуждение

инцидента необходимо провести как можно скорее. Лучше

это

делать

наедине

без

свидетелей,

и

только

потом

обсуждать это в группе или семье. Во время разговора

важно сохранять спокойствие и объективность.

6. Сохранение положительной репутации

подростка.

Ребенку, особенно подростку,

очень трудно признать свое

поражение. Самое страшное

для

него

п у бл и ч н о е

осуждение

и

негативная

оценка.

Дети

и

подростки

стараются избегать подобных

ситуаций любой ценой.

Плохая

репутация,

закре-

пившаяся

за

ребенком,

становится

самостоятель-

ной

побудительной

силой

его

агрессивного

поведе-

ния.

Для

сохранения

положи-

тельной репутации ребен-

ка необходимо:

публично

минимизировать

вину

подростка

(«Ты

неважно себя чувствуешь», «Ты не хотел его

обидеть»); но в беседе с глазу на глаз показать

истину;

не требовать полного подчинения, позволить ребенку

выполнить ваше требование по-своему;

предложить

подростку

компромисс,

договор

с

взаимными уступками.

Общие рекомендации по работе с подростками

«группы риска»:

Относитесь

ко

всем

трудностям

и

неожиданностям

при

общении с подростком с позитивным настроем и используйте

его для сглаживания острых углов и конфликтов

Не требуйте от ребенка того, что не в состоянии выполнить

даже

вы

сами:

быть

всегда

сдержанным,

говорить

только

правду, никогда не делать ошибок и т.д. Каждый раз, выдвигая

требование к ребенку, задумывайтесь о том, выполнимо ли оно.

Личный пример или иллюстрация из личного жизненного опыта

всегда действует лучше, чем любое нравоучение.

Будьте самими собой при общении с подростком, говорите то,

что

вы

действительно

думаете

и

чувствуете

разумных

пределах), искренность и естественность - лучшие помощники в

налаживании хороших взаимоотношений с любым, даже очень

сложным человеком.

Упражнение «Модальность»

Попробуйте на минуту почувствовать себя подростком. Какие слова

он

чаще

всего

слышит

в

школе

и

дома?

«Ты

должен

хорошо

учиться!», «Ты должен думать о будущем!», «Ты должен слушаться

взрослых!». А теперь проанализируйте, что говорят педагоги о себе,

обращаясь к подростку. «Я могу принять меры…», «У меня есть

полное право…», «Я знаю, что делать…». Что же получается в

результате? Те слова, которые направлены на подростка, носят

модальность долженствования, а то, что касается самих взрослых,

– модальность возможного.

Эта очевидная несправедливость в ряде случаев выступает

п р и ч и н о й

к о н ф л и к т о в .

Д а в а й т е

п о т р е н и ру е м с я

в

бесконфликтном взаимодействии!

Типичная фраза

Как необходимо говорить

«Ты должен хорошо учиться!»

«Я уверен, что ты можешь

хорошо учиться!»

«Ты должен думать о будущем!»

«Интересно, каким человеком

ты хотел бы стать? Какую

профессию планируешь

выбрать?»

«Ты должен уважать старших!»

«Ты знаешь: уважение к

старшим – это элемент общей

культуры человека!»

«Ты должен слушаться учителей

и воспитателей!»

«Конечно, ты можешь иметь

собственное мнение, но к

мнению старших полезно

прислушиваться»

Типичная фраза

Как необходимо говорить

«Ты опять занимаешься

посторонними делами!»

«Мы в твои годы жили гораздо

хуже…»

«Ты должен ценить заботу

старших!»

«Сколько можно бездельничать! Ты

должен, наконец, заняться учебой!»

«Ты постоянно срываешь мой урок!

Ты должен сидеть спокойно и

внимательно слушать!»

«Кто из вас разбил стекло в классе?

Ты должен говорить правду!»

Слева

даны

типичные

фразы,

которые

часто

говорят

подросткам,

а

справа

составьте другие фразы, в которых модальность долженствования переведите в

модальность возможного при сохранении общего смысла высказывания.

Н а м

н а д о

б ы т ь

т в о р ц а м и

нравственных

достоинств

ребёнка.

Как

садовник

заботливо

лелеет

веточку культурного сорта плодового

дерева, привитого к дичку, так мы,

педагоги, должны беречь и охранять в

ребёнке всё хорошее. Никогда нельзя

с п е ш и т ь

с

р а з о б л а ч е н и е м

отрицательных,

предосудительных

поступков

ребёнка,

выставлять

его

перед

коллективом

со

всеми

его

недостатками.

Пусть

р еб ё н о к

проявит

внутренние

духовные

силы

для преодоления своих недостатков,

пусть коллектив видит в нём прежде

всего ЛИЧНОСТЬ.

А.

Сухомлинский



В раздел образования