Автор: Кузьмина Марина Алексеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №62 "Берёзка"
Населённый пункт: город Белово Кемеровская область
Наименование материала: Статья
Тема: Как правильно организовать экскурсию
Раздел: дошкольное образование
Как правильно организовать экскурсию
Имея за плечами достаточно большой педагогический опыт, я, наблюдая за
работой своих коллег-воспитателей, заметила, что они с некоторой опаской
относятся
к
организации
и
проведению
экскурсий
для
детей.
Если
воспитатель не настроен на такой вид деятельности, то и результат будет
соответствующий.
Хотя, по моему мнению, экскурсия - одна
из самых
познавательных и интересных форм работы с детьми. Поэтому, я решила
узнать
причины
этой
проблемы;
как
родители
относятся
к
проведению
экскурсий, и что сделать, чтобы экскурсия была радостным и увлекательным
событием
не только детей, но и взрослых. В этой статье, я постараюсь
ответить на эти вопросы и расскажу, как правильно организовать экскурсию с
детьми.
Побеседовав с коллегами и проанализировав свой педагогический опыт, я
нашла
основные
проблемы,
с
которыми
сталкивается
воспитатель
при
подготовке и проведении экскурсии:
-
организационные
моменты
(по
сути,
воспитатель
берет
на
себя
роль
экскурсовода)
-боязнь травматизма детей (зачастую количество детей в группе около 30-40,
а из сопровождающих - только помощник воспитателя. Еще одна из причин -
очень активные и подвижные дети с неустойчивым вниманием).
Опросив родителей, я пришла к выводу, что к экскурсиям они относятся
положительно, но опасаются за безопасность детей.
Итак, экскурсия - одна из главных форм организации воспитательной работы
с детьми по ознакомлению с природой и трудом людей. Экскурсии бывают
сельскохозяйственными,
которые
знакомят
детей
с
трудом
взрослых
и
природоведческими, знакомящие детей с природой. Во время экскурсии дети
могут в естественных условиях познакомиться с живой и неживой природой,
а также с трудом взрослых. Занятия по ознакомлению с окружающим в
группе
никогда не заменят
живой контакт с природой и тружениками. Так как
экскурсии
в
младших
группах
организовать
и
провести
еще
сложнее,
я
расскажу, как это сделать в средней, старшей и подготовительной группах
детского сада.
Это нужно знать:
-средняя
группа-количество
экскурсий
в
месяц
1-2;
продолжительность
экскурсии 30 минут в одну сторону; наблюдение за 1-2 объектами.
-старшая
группа-количество
экскурсий
в
месяц
–
2;
продолжительность
экскурсии – 40 минут в одну сторону; наблюдение за 4-5 объектами.
-подготовительная группа экскурсии - количество экскурсий в месяц – 3;
продолжительность экскурсии – 40-50 минут в одну сторону; наблюдение за
4-5 объектами.
Этапы организации и проведения экскурсии
1.
Подготовительный этап:
-определение цели, программного содержания, темы, методов и приемов;
-подготовка детей (за 2- 3 дня до экскурсии воспитатель проводит вводную
беседу с детьми, заинтересовывает детей);
-определение сроков проведения экскурсии;
-построение безопасного
маршрута,
предварительный
осмотр
места
проведения экскурсии, объектов наблюдения; места отдыха детей;
-работа с родителями (как правильно одеть ребенка, правила безопасного
движения и т.д.);
-подготовить
оборудование
(вазы
для
цветов,
садки
и
банки
для
насекомых и т.д.).
2.Ход экскурсии:
-беседа;
-коллективное наблюдение за объектами;
-индивидуальное самостоятельное детское наблюдение и сбор природных
материалов (если это природоведческая экскурсия);
-игры с природным материалом;
-заключительная беседа (воспитатель подводит итоги, задает обобщающие
вопросы, обращает внимание на общую картину).
3.Послеэкскурсионная работа:
- пополнение природного уголка шишками, листьями, палочками и т.д.;
-оформление альбомов, коллажей, гербариев из собранного природного
материала, фотографий о людях труда;
- проведение сюжетно-ролевых и дидактических игр, игр-путешествий и
игр-драматизаций;
-обращение детей к разным видам искусства (пению, лепке, рисованию,
декоративно-прикладному
искусству,
литературным
произведениям,
живописи и т.д.) Дети учатся сравнивать, то, что видели с произведениями
искусства;
-обобщающая беседа по теме;
- проведение занятия через 2-3 дня после экскурсии с использованием
разных видов деятельности, где дети рассказывают о том, где были, что
видели, что было интересно, что запомнилось и т.д.
Полезные советы для воспитателей:
Постройте
безопасный
маршрут
пути
детей,
повесьте
его
в
приемной для родителей.
Попросите
помощи
у
родителей
при
сопровождении
детей
и
переноске оборудования.
К
оформлению
собранного
материала
привлекайте
родителей,
родители почувствуют свою значимость, и чаще будут предлагать
свою помощь.
Итоговое занятие проведите с родителями, покажите, что нового они
узнали в ходе экскурсии. Родители вам будут только благодарны.
Итак, я постаралась кратко и доходчиво рассказать, как правильно
организовать и провести экскурсию. Огромную помощь здесь могут
оказать родители. Безопасный маршрут, правильно и профессионально
подготовленный
материал,
компетентный
педагог,
заинтересованные
дети - залог интересной, занимательной экскурсии.