Напоминание

Как правильно организовать экскурсию


Автор: Кузьмина Марина Алексеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №62 "Берёзка"
Населённый пункт: город Белово Кемеровская область
Наименование материала: Статья
Тема: Как правильно организовать экскурсию
Раздел: дошкольное образование





Назад




Как правильно организовать экскурсию

Имея за плечами достаточно большой педагогический опыт, я, наблюдая за

работой своих коллег-воспитателей, заметила, что они с некоторой опаской

относятся

к

организации

и

проведению

экскурсий

для

детей.

Если

воспитатель не настроен на такой вид деятельности, то и результат будет

соответствующий.

Хотя, по моему мнению, экскурсия - одна

из самых

познавательных и интересных форм работы с детьми. Поэтому, я решила

узнать

причины

этой

проблемы;

как

родители

относятся

к

проведению

экскурсий, и что сделать, чтобы экскурсия была радостным и увлекательным

событием

не только детей, но и взрослых. В этой статье, я постараюсь

ответить на эти вопросы и расскажу, как правильно организовать экскурсию с

детьми.

Побеседовав с коллегами и проанализировав свой педагогический опыт, я

нашла

основные

проблемы,

с

которыми

сталкивается

воспитатель

при

подготовке и проведении экскурсии:

-

организационные

моменты

(по

сути,

воспитатель

берет

на

себя

роль

экскурсовода)

-боязнь травматизма детей (зачастую количество детей в группе около 30-40,

а из сопровождающих - только помощник воспитателя. Еще одна из причин -

очень активные и подвижные дети с неустойчивым вниманием).

Опросив родителей, я пришла к выводу, что к экскурсиям они относятся

положительно, но опасаются за безопасность детей.

Итак, экскурсия - одна из главных форм организации воспитательной работы

с детьми по ознакомлению с природой и трудом людей. Экскурсии бывают

сельскохозяйственными,

которые

знакомят

детей

с

трудом

взрослых

и

природоведческими, знакомящие детей с природой. Во время экскурсии дети

могут в естественных условиях познакомиться с живой и неживой природой,

а также с трудом взрослых. Занятия по ознакомлению с окружающим в

группе

никогда не заменят

живой контакт с природой и тружениками. Так как

экскурсии

в

младших

группах

организовать

и

провести

еще

сложнее,

я

расскажу, как это сделать в средней, старшей и подготовительной группах

детского сада.

Это нужно знать:

-средняя

группа-количество

экскурсий

в

месяц

1-2;

продолжительность

экскурсии 30 минут в одну сторону; наблюдение за 1-2 объектами.

-старшая

группа-количество

экскурсий

в

месяц

2;

продолжительность

экскурсии – 40 минут в одну сторону; наблюдение за 4-5 объектами.

-подготовительная группа экскурсии - количество экскурсий в месяц – 3;

продолжительность экскурсии – 40-50 минут в одну сторону; наблюдение за

4-5 объектами.

Этапы организации и проведения экскурсии

1.

Подготовительный этап:

-определение цели, программного содержания, темы, методов и приемов;

-подготовка детей (за 2- 3 дня до экскурсии воспитатель проводит вводную

беседу с детьми, заинтересовывает детей);

-определение сроков проведения экскурсии;

-построение безопасного

маршрута,

предварительный

осмотр

места

проведения экскурсии, объектов наблюдения; места отдыха детей;

-работа с родителями (как правильно одеть ребенка, правила безопасного

движения и т.д.);

-подготовить

оборудование

(вазы

для

цветов,

садки

и

банки

для

насекомых и т.д.).

2.Ход экскурсии:

-беседа;

-коллективное наблюдение за объектами;

-индивидуальное самостоятельное детское наблюдение и сбор природных

материалов (если это природоведческая экскурсия);

-игры с природным материалом;

-заключительная беседа (воспитатель подводит итоги, задает обобщающие

вопросы, обращает внимание на общую картину).

3.Послеэкскурсионная работа:

- пополнение природного уголка шишками, листьями, палочками и т.д.;

-оформление альбомов, коллажей, гербариев из собранного природного

материала, фотографий о людях труда;

- проведение сюжетно-ролевых и дидактических игр, игр-путешествий и

игр-драматизаций;

-обращение детей к разным видам искусства (пению, лепке, рисованию,

декоративно-прикладному

искусству,

литературным

произведениям,

живописи и т.д.) Дети учатся сравнивать, то, что видели с произведениями

искусства;

-обобщающая беседа по теме;

- проведение занятия через 2-3 дня после экскурсии с использованием

разных видов деятельности, где дети рассказывают о том, где были, что

видели, что было интересно, что запомнилось и т.д.

Полезные советы для воспитателей:

Постройте

безопасный

маршрут

пути

детей,

повесьте

его

в

приемной для родителей.

Попросите

помощи

у

родителей

при

сопровождении

детей

и

переноске оборудования.

К

оформлению

собранного

материала

привлекайте

родителей,

родители почувствуют свою значимость, и чаще будут предлагать

свою помощь.

Итоговое занятие проведите с родителями, покажите, что нового они

узнали в ходе экскурсии. Родители вам будут только благодарны.

Итак, я постаралась кратко и доходчиво рассказать, как правильно

организовать и провести экскурсию. Огромную помощь здесь могут

оказать родители. Безопасный маршрут, правильно и профессионально

подготовленный

материал,

компетентный

педагог,

заинтересованные

дети - залог интересной, занимательной экскурсии.



В раздел образования