Автор: Сысоева Марина Александровна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: МБОУ "Средняя общеобразовательная школа № 14" имени А.М. Мамонова
Населённый пункт: г. Старый Оскол, Белгородская область
Наименование материала: статья
Тема: "Метапредметный подход в обучении английскому языку."
Раздел: полное образование
На сегодняшний день знаний ,которые получают дети в школе ,не хватает
в
р е а л ь н о й
жизни. Человек нуждается в понимании механизмов постижения из абсол
ютно разных источников, которые могут находиться на стыке двух, трёх, ч
етырёх или более областей знаний. Поэтому задача современной школы за
ключается в том, чтобы поменять тип сознания и учеников, и учителей, пе
реходя о б р а щ а я
в н и м а н и е
н а
взаимосвязь разных предметов на практическом уровне их применения в ж
изни. Понятие «метапредметные результаты» обучения включено в реглам
ентирующий процесс образования ФГОС.
Чтобы понять, о каких результатах идёт речь, следует знать
определениеметапредмет. Метапредмет – это новая образовательная форма
, которая выстраивается поверх традиционных учебных предметов. Учащи
йся осваевает не только предметную область ,но и деятельность ,причем н
е одну.
Таким образом, получается, что метапредметные результаты — это реальн
ая возможность для каждого учащегося усвоить несколько способов деяте
льности в рамках работы над одним или несколькими учебными предмета
ми ,то есть выработать универсальные учебные действия (УУД).
Эти важнейшие моменты я пытаюсь применять в своей работе. Опираясь н
а эти теоретические положения, я включаю формирование метапредметны
х связей в цели своей работы на уроках английского языка. В результате св
оего работы я пришла к такому выводу, что обучение английскому языку п
редоставляет хорошие возможности для применения подхода метапредмет
ности .
Именно на уроках английского языка учащиеся осваивают лексику,изучаю
т грамматику английского языка, используя определения и знания из уроко
в русского языка, выполняют математические действия на другом языке, з
накомятся с культурой ,обычаями и традициями стран изучаемого языка, ч
то связано с уроками истории, географии, читают художественные тексты н
а английском языке, что помогает
учащимся расширить свои знания по литературе. Таким образом, специфи
ка английского языка создаёт учащимся идеальные условия для овладения
метапредметными умениями, которые учащиеся могут применить на други
х уроках.
Приведу несколько примеров межпредметных связей английского языка и т
ем интегрированных уроков:
русский язык «Слова иноязычного происхождения в русском языке»;
литература «Д.Дефо-известный английский писатель»;
математика «В мире цифр»;
окружающий мир «Времена года. Погода»;
история «Война за независимость. Образование США»;
география «Страноведение: англоязычные страны»;
музыка «Великие композиторы»;
обществознание «Политическая система США, Великобритании и России»
.
Метапредметные результаты обучения на уроках английского языка достиг
аются через:
– сохранение целей и задач учебной деятельности;
– содержание обучения (межпредметные связи, умение учиться, контроль
и самоконтроль);
– использование мультимедийных приложений;
– наличие текстов разных жанров и заданий на разные типы чтения (поиск
овое, изучающее, ознакомительное);
– сопоставление явлений родного и изучаемого языков с помощью грамма
тических справочников и упражнений;
– анализ, сравнение, классификация, обобщение, установления аналогий, с
интез;
– знакомство с явлениями окружающего мира, фактами истории, географи
и ,литературными произведениями на английском языке;
– обобщении полученных на уроках по другим предметам знаний в ходе д
искуссий, проектных и исследовательских работ на английском языке;
– работу в группах, самооценку, взаимооценку, самокоррекцию.
В своей работе я стараюсь максимально соблюдать требования к учителю,
реализующему метапредметный подход:
• Не говорить лишнего: не повторять задание, не озвучивать информацию,
которая есть в учебнике, не повторять без необходимости ответ ученика!
• Добиваться от учеников аргументированных ответов.
• Не исправлять-учащиеся сами заметят ошибку, исправят и дадут
оценку ответу одноклассника.
• Чётко формулировать задание.
• Импровизировать
• Помнить, что основная деятельность учителя не на уроке, а в процессе п
одготовки к нему, в подборе материала и построении урока. Учитель не ак
тёр, а режиссёр!
Метапредметные технологии
1.
Проектная деятельность
2.
Интерактивная методика
3.
Личностно–ориентированные технологии обучения
4.
Интегративная технология
Проектная
технология
формирует:
умения
анализировать;
выдвигать
гипотезы; строить модели; экспериментировать и делать выводы; принимать
решения в сложных ситуациях. Происходит развитие личности учащихся,
подготовка
учащихся
к
свободной
и
комфортной
жизни
в
условиях
информационного общества.
Интерактивное
обучение
–
это
обучение
через
опыт.
Переживание
участниками
конкретного
опыта
(через
игру,
упражнение,
изучение
определенной
ситуации).Осмысление
полученного
опыта.Обобщение
(рефлексия).
Личностно-ориентированное обучение
Цель данного обучения – создание необходимых условий для выявления
возможностей и способностей учащихся, для раскрытия и развития личности
каждого ребенка, его индивидуальных особенностей.
Интегративная технология
На интегрированных уроках, анализируя факты и явления, учащиеся активно
познают
действительность,
находят
причинно-следственные
связи,
происходит формирование умений сопоставлять явления и факты, выделять
главное,
формулировать
общую
проблему,
умения
делать
философские,
экономические, политические, нравственные выводы
.
Приемы и задания метапредметного характера, используемые мною на пра
ктике:
1.Одним из приемов, которым я пользуюсь, это составление алгоритмов. Н
апример, я предлагаю учащимся текст, содержащий глаголы в
л ю б о м
времении . Разделив класс на три группы, предлагаю первой группе подче
ркнуть утвердительные предложения, второй группе – отрицательные пред
ложения, а третьей группы – вопросительные. Учащиеся наблюдают за пов
едением глаголов в «своих» предложениях, находят сходства и различия в ф
ормах глаголов, замечают присутствие вспомогательных глаголов и их фор
му в зависимости от подлежащего. После обсуждения в группах учащиеся ф
ормулируют свои правила. Остальные группы слушают и проверяют прави
льность выведенного правила на тексте.Также при изучении многих грамм
атических тем я вместе с учащимися составляю алгоритм, где мы вместе о
твечаем на вопросы: что будет, если соблюдено или не соблюдено какое-
либо условие. Таким образом, большинство правил мы записываем в виде с
хемы-алгоритма. Несомненно, подобный опыт исследований языка и
радость от достигнутого результата закрепляют положительное отношение
к предмету.
2.Следующий способ ,который вызывает интерес у учащихся -это
задания на соотнесение английского слова с его русским эквивалентом . Эт
и
з а д а н и я
способствуют не только более успешному овладению словарным составом а
нглийского и русского языков, но и повышению интереса учащихся к изуч
аемому языку.
3. Еще один способ: я начинаю изучение раздела с конца. Учащимся предл
агается взглянуть на самый последний урок раздела (который обычно соде
ржит проектную работу) и оценить, что нужно узнать и сделать, чтобы пот
ом выполнить проект.
Рефлексия в конце урока.
Она напрямую зависит от поставленной в начале урока цели
и строится
по принципу незаконченного предложения.
В конце урокаучащимся предлагается устно или письменно закончить
следующие предложения.
"На сегодняшнем уроке я понял, я узнал, я выучил…";
"Особенно мне понравилось…";
"Было интересно…";
"Было трудно…";
"Я понял, что…";
"Теперь я могу…";
"Я научился…";
"Меня удивило…" и т. п.
Как вариант учащимся предлагается небольшая анкета, заполнение которой
можно менять, дополнять в зависимости от того, на какие элементы урока
обращается особое внимание. Можно попросить учащихся обосновать свой
ответ.
3. Урок для меня показался
4. За урок я
6. Материал урока мне был
7. Домашнее задание мне кажется
Все вышеперечисленные примеры – это лишь маленькая часть той работы,
которую проделывает учитель на уроке. Преподавание английского языка –
это неисчерпаемый источник формирования и использования метапредмет
ных связей.
Одной из проблем, с которой довелось столкнуться мне, это неготовность у
чащихся к новым методам работы, их желание получить знание быстрее и
проще. В результате даже такое творческое задание как проект теряет всю с
вою ценность, если оно просто списывается с Интернета .Учащиеся не хот
ят мыслить и, что самое печальное, не желают учиться. В этом и состоит н
аибольший труд педагога: не заставить, а сделать так, чтобы ученик захоте
л учиться мыслить, почувствовал радость от преодоления трудностей.
В заключение необходимо сказать о роли учителя на уроке английского яз
ыка в условиях реализации ФГОС. Учитель английского языка не просто д
ает знания ученикам, а является помощником в поиске знаний, обеспечива
я возможность получить знания для дальнейшей жизни. Педагогу необход
имо самому хорошо ориентироваться в предлагаемой информации, в новы
х знаниях, различных жизненных ситуациях, показывать, где можно найти д
ополнительную информацию, какими ресурсами пользоваться, помогать о
пределить, что является главным, а что второстепенным. Учитель как руко
водитель, консультант и эксперт должен обладать знаниями, касающимися п
рактически всех областей жизни человека. Следовательно, учительдолжен б
ыть развитой личностью. Главным в работе
каждого учителяявляется его постоянное самосовершенствование .