Напоминание

"Метапредметный подход в обучении английскому языку."


Автор: Сысоева Марина Александровна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: МБОУ "Средняя общеобразовательная школа № 14" имени А.М. Мамонова
Населённый пункт: г. Старый Оскол, Белгородская область
Наименование материала: статья
Тема: "Метапредметный подход в обучении английскому языку."
Раздел: полное образование





Назад




На сегодняшний день знаний ,которые получают дети в школе ,не хватает

в

р е а л ь н о й

жизни. Человек нуждается в понимании механизмов постижения из абсол

ютно разных источников, которые могут находиться на стыке двух, трёх, ч

етырёх или более областей знаний. Поэтому задача современной школы за

ключается в том, чтобы поменять тип сознания и учеников, и учителей, пе

реходя о б р а щ а я

в н и м а н и е

н а

взаимосвязь разных предметов на практическом уровне их применения в ж

изни. Понятие «метапредметные результаты» обучения включено в реглам

ентирующий процесс образования ФГОС.

Чтобы понять, о каких результатах идёт речь, следует знать

определениеметапредмет. Метапредмет – это новая образовательная форма

, которая выстраивается поверх традиционных учебных предметов. Учащи

йся осваевает не только предметную область ,но и деятельность ,причем н

е одну.

Таким образом, получается, что метапредметные результаты — это реальн

ая возможность для каждого учащегося усвоить несколько способов деяте

льности в рамках работы над одним или несколькими учебными предмета

ми ,то есть выработать универсальные учебные действия (УУД).

Эти важнейшие моменты я пытаюсь применять в своей работе. Опираясь н

а эти теоретические положения, я включаю формирование метапредметны

х связей в цели своей работы на уроках английского языка. В результате св

оего работы я пришла к такому выводу, что обучение английскому языку п

редоставляет хорошие возможности для применения подхода метапредмет

ности .

Именно на уроках английского языка учащиеся осваивают лексику,изучаю

т грамматику английского языка, используя определения и знания из уроко

в русского языка, выполняют математические действия на другом языке, з

накомятся с культурой ,обычаями и традициями стран изучаемого языка, ч

то связано с уроками истории, географии, читают художественные тексты н

а английском языке, что помогает

учащимся расширить свои знания по литературе. Таким образом, специфи

ка английского языка создаёт учащимся идеальные условия для овладения

метапредметными умениями, которые учащиеся могут применить на други

х уроках.

Приведу несколько примеров межпредметных связей английского языка и т

ем интегрированных уроков:

русский язык «Слова иноязычного происхождения в русском языке»;

литература «Д.Дефо-известный английский писатель»;

математика «В мире цифр»;

окружающий мир «Времена года. Погода»;

история «Война за независимость. Образование США»;

география «Страноведение: англоязычные страны»;

музыка «Великие композиторы»;

обществознание «Политическая система США, Великобритании и России»

.

Метапредметные результаты обучения на уроках английского языка достиг

аются через:

– сохранение целей и задач учебной деятельности;

– содержание обучения (межпредметные связи, умение учиться, контроль

и самоконтроль);

– использование мультимедийных приложений;

– наличие текстов разных жанров и заданий на разные типы чтения (поиск

овое, изучающее, ознакомительное);

– сопоставление явлений родного и изучаемого языков с помощью грамма

тических справочников и упражнений;

– анализ, сравнение, классификация, обобщение, установления аналогий, с

интез;

– знакомство с явлениями окружающего мира, фактами истории, географи

и ,литературными произведениями на английском языке;

– обобщении полученных на уроках по другим предметам знаний в ходе д

искуссий, проектных и исследовательских работ на английском языке;

– работу в группах, самооценку, взаимооценку, самокоррекцию.

В своей работе я стараюсь максимально соблюдать требования к учителю,

реализующему метапредметный подход:

• Не говорить лишнего: не повторять задание, не озвучивать информацию,

которая есть в учебнике, не повторять без необходимости ответ ученика!

• Добиваться от учеников аргументированных ответов.

• Не исправлять-учащиеся сами заметят ошибку, исправят и дадут

оценку ответу одноклассника.

• Чётко формулировать задание.

• Импровизировать

• Помнить, что основная деятельность учителя не на уроке, а в процессе п

одготовки к нему, в подборе материала и построении урока. Учитель не ак

тёр, а режиссёр!

Метапредметные технологии

1.

Проектная деятельность

2.

Интерактивная методика

3.

Личностно–ориентированные технологии обучения

4.

Интегративная технология

Проектная

технология

формирует:

умения

анализировать;

выдвигать

гипотезы; строить модели; экспериментировать и делать выводы; принимать

решения в сложных ситуациях. Происходит развитие личности учащихся,

подготовка

учащихся

к

свободной

и

комфортной

жизни

в

условиях

информационного общества.

Интерактивное

обучение

это

обучение

через

опыт.

Переживание

участниками

конкретного

опыта

(через

игру,

упражнение,

изучение

определенной

ситуации).Осмысление

полученного

опыта.Обобщение

(рефлексия).

Личностно-ориентированное обучение

Цель данного обучения – создание необходимых условий для выявления

возможностей и способностей учащихся, для раскрытия и развития личности

каждого ребенка, его индивидуальных особенностей.

Интегративная технология

На интегрированных уроках, анализируя факты и явления, учащиеся активно

познают

действительность,

находят

причинно-следственные

связи,

происходит формирование умений сопоставлять явления и факты, выделять

главное,

формулировать

общую

проблему,

умения

делать

философские,

экономические, политические, нравственные выводы

.

Приемы и задания метапредметного характера, используемые мною на пра

ктике:

1.Одним из приемов, которым я пользуюсь, это составление алгоритмов. Н

апример, я предлагаю учащимся текст, содержащий глаголы в

л ю б о м

времении . Разделив класс на три группы, предлагаю первой группе подче

ркнуть утвердительные предложения, второй группе – отрицательные пред

ложения, а третьей группы – вопросительные. Учащиеся наблюдают за пов

едением глаголов в «своих» предложениях, находят сходства и различия в ф

ормах глаголов, замечают присутствие вспомогательных глаголов и их фор

му в зависимости от подлежащего. После обсуждения в группах учащиеся ф

ормулируют свои правила. Остальные группы слушают и проверяют прави

льность выведенного правила на тексте.Также при изучении многих грамм

атических тем я вместе с учащимися составляю алгоритм, где мы вместе о

твечаем на вопросы: что будет, если соблюдено или не соблюдено какое-

либо условие. Таким образом, большинство правил мы записываем в виде с

хемы-алгоритма. Несомненно, подобный опыт исследований языка и

радость от достигнутого результата закрепляют положительное отношение

к предмету.

2.Следующий способ ,который вызывает интерес у учащихся -это

задания на соотнесение английского слова с его русским эквивалентом . Эт

и

з а д а н и я

способствуют не только более успешному овладению словарным составом а

нглийского и русского языков, но и повышению интереса учащихся к изуч

аемому языку.

3. Еще один способ: я начинаю изучение раздела с конца. Учащимся предл

агается взглянуть на самый последний урок раздела (который обычно соде

ржит проектную работу) и оценить, что нужно узнать и сделать, чтобы пот

ом выполнить проект.

Рефлексия в конце урока.

Она напрямую зависит от поставленной в начале урока цели

и строится

по принципу незаконченного предложения.

В конце урокаучащимся предлагается устно или письменно закончить

следующие предложения.

"На сегодняшнем уроке я понял, я узнал, я выучил…";

"Особенно мне понравилось…";

"Было интересно…";

"Было трудно…";

"Я понял, что…";

"Теперь я могу…";

"Я научился…";

"Меня удивило…" и т. п.

Как вариант учащимся предлагается небольшая анкета, заполнение которой

можно менять, дополнять в зависимости от того, на какие элементы урока

обращается особое внимание. Можно попросить учащихся обосновать свой

ответ.

3. Урок для меня показался

4. За урок я

6. Материал урока мне был

7. Домашнее задание мне кажется

Все вышеперечисленные примеры – это лишь маленькая часть той работы,

которую проделывает учитель на уроке. Преподавание английского языка –

это неисчерпаемый источник формирования и использования метапредмет

ных связей.

Одной из проблем, с которой довелось столкнуться мне, это неготовность у

чащихся к новым методам работы, их желание получить знание быстрее и

проще. В результате даже такое творческое задание как проект теряет всю с

вою ценность, если оно просто списывается с Интернета .Учащиеся не хот

ят мыслить и, что самое печальное, не желают учиться. В этом и состоит н

аибольший труд педагога: не заставить, а сделать так, чтобы ученик захоте

л учиться мыслить, почувствовал радость от преодоления трудностей.

В заключение необходимо сказать о роли учителя на уроке английского яз

ыка в условиях реализации ФГОС. Учитель английского языка не просто д

ает знания ученикам, а является помощником в поиске знаний, обеспечива

я возможность получить знания для дальнейшей жизни. Педагогу необход

имо самому хорошо ориентироваться в предлагаемой информации, в новы

х знаниях, различных жизненных ситуациях, показывать, где можно найти д

ополнительную информацию, какими ресурсами пользоваться, помогать о

пределить, что является главным, а что второстепенным. Учитель как руко

водитель, консультант и эксперт должен обладать знаниями, касающимися п

рактически всех областей жизни человека. Следовательно, учительдолжен б

ыть развитой личностью. Главным в работе

каждого учителяявляется его постоянное самосовершенствование .



В раздел образования