Автор: Чернявская Татьяна Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "ЦРР – детский сад №5"
Населённый пункт: г. Дальнереченск, Приморский край
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Перспективное планирование по математике средняя группа"
Раздел: дошкольное образование
Перспективное планирование «Формирование элементарных математических
представлений»
№
количество
занятий
сентябрь
4
1
Цель:
совершенствовать
умение
сравнивать
две
группы
предметов,
обозначать
результаты
сравнения
словами:
поровну, столько
–
сколько; закрепить
умение
сравнивать два предмета по величине, обозначать результаты сравнения словами:
большой, маленький, больше, меньше; упражнять в определении пространственных
направлений от себя и назывании их словами: впереди, сзади, слева, справа, вверху,
внизу.
И. А. Помораева, стр. 12
2
Цель: учить обозначать результаты сравнения словами: больше, меньше, поровну,
столько – сколько; закреплять умение различать и называть части суток (утро, день,
вечер,
ночь);
упражнять
в
сравнении
двух
групп
предметов,
разных
по
цвету,
определяя их равенство или неравенство на основе сопоставления пар.
И. А. Помораева, стр. 13
3
Цель: учить сравнивать два предмета по длине и ширине, обозначать результаты
сравнения словами: длинный – короткий, длиннее – короче, широкий – узкий, шире –
уже; развивать умение сравнивать предметы по цвету, форме и пространственному
расположению; упражнять в умении различать и называть геометрические фигуры:
круг, квадрат, треугольник.
И. А. Помораева, стр. 14
4
Цель: продолжать учить сравнивать два предмета по длине и ширине,
совершенствовать умение определять пространственные направления от себя и
называть их словами: впереди, сзади, слева, справа, вверху, внизу; упражнять в умении
различать и называть части суток.
И. А. Помораева, стр.15
октябрь
4
5
Цель:
продолжать
учить
сравнивать
две
группы
предметов,
разных
по
форме,
определяя их равенство или неравенство на основе сопоставления пар; закреплять
умение
различать
и
называть
плоские
геометрические
фигуры:
круг,
квадрат,
треугольник; упражнять в сравнении двух предметов по высоте, обозначая результаты
сравнения словами: высокий, низкий, выше, ниже.
И. А. Помораева, стр.15
6
Цель: учить понимать значение итогового числа, полученного в результате счёта
предметов в пределах 3, отвечать на вопрос «Сколько?»; закреплять умение различать
левую и правую руку, определять пространственные направления и обозначать их
словами:
налево,
направо,
слева,
справа;
упражнять
в
умении
определять
геометрические
фигуры
(шар,
куб,
квадрат,
треугольник,
круг)
осязательно
–
двигательным путём.
И. А. Помораева, стр.17
7
Цель: учить считать в пределах 3, используя следующие приёмы: при счёте правой
рукой указывать на каждый предмет слева направо, называть числа по порядку,
согласовывать их в роде, числе и падеже, последнее число относить ко всей группе
предметов; упражнять в сравнении двух предметов по величине (длине, ширине,
высоте), обозначать результаты сравнения соответствующими словами: длинный –
короткий, длиннее – короче, широкий – узкий, шире – уже, высокий – низкий, выше –
ниже; расширять представления о частях суток и их последовательности (утро, день,
вечер, ночь).
И. А. Помораева, стр.18
8
Цель:
продолжать
учить
считать
в
пределах
3,
соотнося
число
с
элементом
множества, самостоятельно обозначать итоговое число, правильно отвечать на вопрос
«Сколько?»; совершенствовать умение различать и называть геометрические фигуры
(круг, квадрат, треугольник) независимо от их размера; развивать умение определять
пространственное направление от себя: вверху, внизу, впереди, сзади, слева, справа.
И. А. Помораева, стр. 19
ноябрь
5
9
Цель:
познакомить
с
прямоугольником
на
основе
его
сравнения
с
квадратом,
познакомить с порядковым значением числа 3, учить правильно отвечать на вопросы
«Сколько?», «Какой по счёту?», закрепить счёт в пределах 3, упражнять в умении
находить
одинаковые
по
длине,
ширине,
высоте
предметы,
обозначать
соответствующие признаки словами: длинный, длиннее, короткий, короче, широкий,
узкий, шире, уже, высокий, низкий, выше, ниже.
И. А. Помораева, стр. 21
10
Цель: показать образование числа 4 на основе сравнения двух групп предметов,
выраженных числами 3 и 4, учить считать в пределах 4; расширять представление о
прямоугольнике на основе сравнения его с квадратом; развивать умение составлять
целостное изображение предметов из частей.
И. А. Помораева, стр. 23
11
Цель: познакомить с порядковым значением числа 4, учить отвечать на вопросы
«Сколько?», «Который по счёту?», «На каком месте?», закрепить счёт в пределах 4;
раскрыть на конкретных примерах значение понятий быстро, медленно; упражнять в
умении
различать
и
называть
знакомые
геометрические
фигуры:
круг,
квадрат,
треугольник, прямоугольник.
И. А. Помораева, стр.24
12
Цель: Познакомить с образованием числа 5, учить считать в пределах 5, отвечать на
вопрос «Сколько?», закреплять представления о последовательности частей суток:
утро,
день,
вечер,
ночь;
упражнять
в
различении
геометрических
фигур
(круг,
квадрат, прямоугольник, треугольник).
И. А. Помораева, стр. 25
13
Цель: продолжать учить считать в пределах 5, познакомить с порядковым значением
числа 5, отвечать на вопросы «Сколько?», «Который по счёту?»; учить сравнивать
предметы по двум признакам величины (длине и ширине), обозначать результаты
сравнения выражениями, например: «Красная ленточка длиннее и шире зелёной, а
зелёная
короче
и
уже
красной
ленточки»;
совершенствовать
умение
определять
пространственное направление от себя: вверху, внизу, слева, справа, впереди, сзади.
И. А. Помораева, стр. 28
декабрь
4
14
Цель:
закреплять
умение
считать
в
пределах
5,
формировать
представления
о
равенстве и неравенстве двух групп предметов на основе счёт; продолжать учить
сравнивать предметы по двум признакам величины (длине и ширине), обозначать
результаты
сравнения
соответствующими
выражениями,
например:
«Длинная
и
широкая – большая дорожка, короткая и узкая – маленькая дорожка»; упражнять в
различении и назывании знакомых геометрических фигур (куб, шар, квадрат, круг).
И. А. Помораева, стр. 29
15
Цель:
Познакомить
с
цилиндром,
учить
различать
шар
и
цилиндр;
продолжать
формировать представления о порядковом значении числа (в пределах 5), закрепить
умение отвечать на вопросы: «Сколько?», «Который по счёту?», «На каком месте?»;
развивать умение сравнивать предметы по цвету, форме, величине.
И. А. Помораева, стр. 31
16
Цель: продолжать уточнять представления о цилиндре, закреплять умение различать
шар, куб, цилиндр; закреплять представления о последовательности частей суток:
утро, день, вечер, ночь; упражнять в счёте и отчёте предметов в пределах 5 по
образцу.
И. А. Помораева, стр. 32
17
Цель: познакомить со значением слов далеко – близко; развивать умение составлять
целостное
изображение
предмета
из
его
частей;
упражнять
в
счёте
и
отчёте
предметов в пределах 5 по образцу и названному числу.
И. А. Помораева, стр. 33
январь
4
18
Цель: учить сравнивать три предмета по величине, раскладывать их в убывающей и
возрастающей
последовательности,
обозначать
результаты
сравнения
словами:
длинный, короче, самый короткий, короткий, длиннее, самый длинный; уточнить
представления о значении слов далеко – близко; упражнять в счёте звуков на слух в
пределах 5.
И. А. Помораева, стр. 34
19
Цель: продолжать учить сравнивать три предметы по длине, раскладывать их в
убывающей и возрастающей последовательности, обозначать результаты сравнения
словами: длинный, короче, самый короткий, короткий, длиннее, самый длинный,
упражнять в умении различать и называть знакомые геометрические фигуры: круг,
квадрат, треугольник, прямоугольник; упражнять в счёте звуков предметов в пределах
5.
И. А. Помораева, стр. 35
20
21
Цель: объяснить значение слов вчера, сегодня, завтра; развивать умение сравнивать
предметы по их пространственному расположению (слева, справа, налево, направо),
упражнять в счёте предметов на ощупь в пределах 5.
И. А. Помораева, стр. 36
Цель: учить сравнивать три предмета по ширине, раскладывать их в убывающей и
возрастающей
последовательности,
обозначать
результаты
сравнения
словами:
широкий, уже, самый узкий, узкий, шире, самый широкий; закреплять представления
о значении слов вчера, сегодня, завтра, продолжать упражнять в счёте предметов на
ощупь в пределах 5.
И. А. Помораева, стр. 37
февраль
4
22
Цель: учить сравнивать 4 – 5 предметов по ширине, раскладывать их в убывающей и
возрастающей
последовательности,
обозначать
результаты
сравнения
соответствующими
словами: широкий, уже, самый узкий, шире, самый широкий;
учить
считать
движения
в
пределах
5;
упражнять
в
умении
ориентироваться
в
пространстве
и
обозначать
пространственные
направления
относительно
себя
словами: вверху, внизу, слева, справа, впереди, сзади.
И. А. Помораева, стр. 39
23
Цель: учить воспроизводить указанное количество движений (в пределах 5),
совершенствовать представления о частях суток и их последовательности: утро,
день, вечер, ночь; упражнять в умении называть и различать знакомые
геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник.
И. А. Помораева, стр. 40
24
25
Цель: учить двигаться в заданном направлении (вперёд, назад, налево, направо);
закреплять умение составлять целостное изображение предмета из отдельных частей;
упражнять у умении воспроизводить указанное количество движений (в пределах 5).
И. А. Помораева, стр. 42
Цель: учить сравнивать предметы по величине (в пределах 5), раскладывать их в
убывающей и возрастающей последовательности, обозначать результаты сравнения
словами: самый
большой,
поменьше,
ещё
меньше,
самый
маленький,
больше;
объяснить, что результат счёта не зависит от величины предметов (в пределах 5),
закрепить умение двигаться в заданном направлении.
И. А. Помораева, стр.43
март
4
26
Цель: учить сравнивать три предмета по высоте, раскладывать их в убывающей и
возрастающей
последовательности,
обозначать
результаты
сравнения
словами:
высокий,
ниже,
самый
низкий,
низкий,
выше,
самый
высокий; закрепить
представление
о
том,
что
результата
счёта
не
зависит
от
величины
предметов;
упражнять в умении находить одинаковые игрушки по цвету и величине.
И. А. Помораева, стр. 44
27
Цель: показать независимость результата счёта от расстояния между предметами (в
пределах 5); упражнять в умении сравнивать 4 -5 предметов по высоте, раскладывать
их
в
убывающей
и
возрастающей
последовательности,
обозначать
результаты
сравнения словами: самый высокий, ниже, самый низкий, выше; упражнять в умении
различать и называть геометрические фигуры: куб, шар.
И. А. Помораева, стр.45
28
29
Цель:
продолжать
знакомить
с
цилиндром
на
основе
сравнения
его
с
шаром;
закреплять представления о том, что результат счёта не зависит от расстояния между
предметами (в пределах 5); упражнять в умении двигаться в заданном направлении.
И. А. Помораева, стр.46
Цель: показать независимость результата счёта от формы расположения предметов в
пространстве; продолжать знакомить с цилиндром на основе сравнения его с шаром и
кубом; совершенствовать представления о значении слов далеко – близко.
И. А. Помораева, стр.48
апрель
4
30
Цель: закреплять навыки количественного и порядкового счёта в пределах 5, учить
отвечать на вопросы «Сколько?», «Который по счёту?» и т. д.; совершенствовать
умение
сравнивать
предметы
по
величине,
раскладывать
их
в
убывающей
и
возрастающей последовательности, обозначать результаты сравнения словами: самый
большой, меньше, ещё меньше, самый маленький, больше; совершенствовать умение
устанавливать последовательность частей суток: утро, день, вечер, ночь.
И. А. Помораева, стр.49
31
Цель: учить соотносить форму предметов с геометрическими фигурами: шаром и
кубом, развивать умение сравнивать предметы по цвету, форме, величине; упражнять
в счёте и отсчёте предметов на слух, на ощупь (в пределах 5).
И. А. Помораева, стр. 50
32
Цель:
закреплять
представления
о
том,
что
результат
счёта
не
зависит
от
качественных признаков предмета (размера, цвета), упражнять в умении сравнивать
предметы по величине (в пределах 5), раскладывать их в убывающей и возрастающей
последовательности,
обозначать
результаты
сравнения
словами: самый
большой,
меньше,
ещё
меньше,
самый
маленький,
больше;
совершенствовать
умение
ориентироваться
в
пространстве,
обозначать
пространственные
направления
относительно себя соответствующими словами: вперёд, назад, налево, направо, вверх,
33
вниз.
И. А. Помораева, стр.52
Цель:
закреплять
умение
считать
в
пределах
5,
формировать
представления
о
равенстве и неравенстве двух групп предметов на основе счёт; продолжать учить
сравнивать предметы по двум признакам величины (длине и ширине), обозначать
результаты
сравнения
соответствующими
выражениями,
например:
«Длинная
и
широкая – большая дорожка, короткая и узкая – маленькая дорожка»; упражнять в
различении и назывании знакомых геометрических фигур (куб, шар, квадрат, круг).
И. А. Помораева, стр. 29
май
4
34
Цель: продолжать учить сравнивать три предмета по высоте, раскладывать их в
убывающей и возрастающей последовательности, обозначать результаты сравнения
словами: высокий, ниже, самый низкий, низкий, выше, самый высокий; закрепить
представление
о
том,
что
результата
счёта
не
зависит
от
величины
предметов;
упражнять в умении находить одинаковые игрушки по цвету и величине.
И. А. Помораева, стр. 44
35
Цель: закрепить значение слов вчера, сегодня, завтра; развивать умение сравнивать
предметы по их пространственному расположению (слева, справа, налево, направо),
упражнять в счёте предметов на ощупь в пределах 5.
И. А. Помораева, стр. 36
36
Цель: закрепить умение двигаться в заданном направлении (вперёд, назад, налево,
направо);
закреплять
умение
составлять
целостное
изображение
предмета
из
отдельных
частей;
упражнять
у
умении
воспроизводить
указанное
количество
движений (в пределах 5).
И. А. Помораева, стр. 42
37
Цель: закрепить умение соотносить форму предметов с геометрическими фигурами:
шаром и кубом, развивать умение сравнивать предметы по цвету, форме, величине;
упражнять в счёте и отсчёте предметов на слух, на ощупь (в пределах 5).
И. А. Помораева, стр. 50
всего
37