Напоминание

Применение активных методов обучения английскому языку детей с ОВЗ


Автор: Корсунова Ольга Алексеевна
Должность: Учитель английского языка
Учебное заведение: КГБОУ "Барнаульская общеобразовательная школа–интернат №6"
Населённый пункт: г. Барнаул
Наименование материала: статья
Тема: Применение активных методов обучения английскому языку детей с ОВЗ
Раздел: среднее образование





Назад




Применение активных методов обучения английскому языку детей

с ограниченными возможностями в условиях дистанционного обучения

Корсунова Ольга Алексеевна

КГБОУ «Барнаульская общеобразовательная школа-интернат № 6»

г. Барнаул

В

настоящее

время

особую

актуальность

приобретает

развитие

и

использование

информационных

технологий

дистанционного

обучения.

Дистанционная

форма

обучения

способствует

реализации

одного

из

ключевых

направлений

развития

образования,

о п р ед е л е н н о го

государственной инициативой «Наша новая школа»,- создание условий для

полноценного

включения

в

образовательное

пространство

и

успешной

социализации детей с ограниченными возможностями здоровья.

Я обучаю английскому языку дистанционно детей с ОВЗ. У учащихся

разные проблемы со здоровьем (ДЦП, неврология, сердечно - сосудистые и

другие заболевания, ограничивающие их в посещении школы). Каждый из

обучающихся нуждается в особых способах подачи информации, в создании

особых

условий,

а

именно:

в

изменении

формы

выполнения

задания.

Например: вместо письменного – устное, выполнение учебных тестов на

компьютерном

тренажере.

В

своей

деятельности

ориентируюсь

на

повышение

учебных

достижений

учащихся,

на

развитие

мотивации

и

успешности. Использую активные методы обучения.

В настоящее время

методика

обучения

иностранному

языку

развивается

под

знаком

коммуникативно

ориентированного

обучения,

применения

активных

методов

обучения.

Психологи,

психолингвисты

считают,

что

учащиеся

должны говорить на иностранном языке «то, что им хочется сказать» (У.

Риверс). Большая заслуга во внедрении активных методов обучения в нашей

стране

принадлежит

«Центру

интенсивных

методов

обучения»,

возглавляемому доктором педагогических наук Китайгородской Г. А.

В

чем

же

особенности

активных

методов

обучения

иностранным

языкам?

-

В

использовании

приемов,

активизирующих

сознательные

и

подсознательные

процессы

психики

для

создания

обширной

и

прочной

языковой базы.

-В разработке заданий, мотивирующих общение.

оптимальной

организации

взаимодействия

между

учащимся

и

учителем.

Как же применять эти методики в условиях дистанционного обучения?

Прежде

всего,

надо

отметить,

что

языковой

материал

вводится

и

закрепляется в контексте общения в виде полилогов, включающих в себя как

диалогическую,

так

и

монологическую

речь.

Подбираю

ситуации,

интересные для учащихся, в которых они сами становятся живыми героями

через роли, которые они получают. Китайгородская Г. А. так характеризует

исходный момент введения нового полилога, подчеркивая его личностную

основу: «…преподаватель как бы вспоминает с учащимся то, что с ним

недавно

произошло…,

а

затем

в

форме

непосредственного

общения

рассказывает

учащемуся те события, которые с ним произойдут». Здесь

важно помочь учащемуся преодолеть страх перед говорением на другом

языке, перед боязнью сделать ошибку, из активного слушателя превратиться в

активного участника полилога.

Занимаясь по скайпу, имея возможность

видеть ребенка, учитель дает специальную установку на сотрудничество:

«Повторяй за мной, после меня, с моими жестами, мимикой, интонацией.»

Результативность

обучения

английскому

языку

определяется

такими

показателями, как скорость усвоения учебного материала и индивидуальные

особенности

учащихся.

На

развитие

творческой

активности

влияет,

в

частности,

система

мотивов

и

потребностей.

Посредством

некоторых

действий становится возможным развитие отмеченной активности. Особое

место

уделяется

работе

с

музыкой,

песнями,

стихами,

наглядными

пособиями,

обучающим

компьютерным

программам,

это

повышает

творческую активность и мотивацию учащихся.

Учащиеся

21

века

на

ты

с

компьютерами,

увлеченно

работают

самостоятельно,

у

них

нет

боязни

перед

современными

гаджетами.

Учитывая индивидуальные особенности ребенка с ОВЗ: одному даю более

простые

задания,

другому

-

более

сложные.

Даже

у

застенчивых

и

слабоуспевающих детей пропадает чувство неуверенности в себе, появляется

раскованность.

Использование

компьютера в дистанционном обучении

учащихся с ОВЗ дает:

-возможность доступа к различным источникам информации;

-возможность

получения

информации

разнообразной

по

объему

и

содержанию;

-

возможность

оперативной

обратной

связи

и

передачи

на

любые

расстояния информации любого объема;

-возможность

изучения

и

выполнения

заданий

в

индивидуальном

режиме;

-возможность

перехода от вербальных методов обучения к методам

частично

поисковой,

исследовательской

и

творческой

деятельности

учащихся;

-возможность существенно повысить интерес учащихся к изучению

английского языка, воздействуя на память, эмоции, мотивационную сферу;

-возможность овладения навыками работы за компьютером.

Дистанционное обучение носит индивидуальный характер обучения. У

учащегося

остается

сам

курс

обучения

(презентации,

фрагменты

урока),

переписка с учителем, к которым он может обращаться в любое время.

Обучая детей с ОВЗ я работаю над формированием разносторонне

развитых

личностей

с

хорошим

уровнем

языковой

и

информационной

компетенции.

Ведущим

компонентом

содержания

обучения

английскому

языку

является

обучение

различным

видам

речевой

деятельности:

говорению,

аудированию, чтению, письму.

При обучении говорению учащийся может

записать и прослушать свою речь. При обучении аудированию – прослушать

английскую речь с аудионосителей. При изучении грамматических явлений –

выполнять грамматические упражнения

на тренажере или набрать их на

клавиатуре. Многие учащиеся с ДЦП не могут писать ручкой, им легче

печатать

на

клавиатуре.

На

уроках

я

использую

здоровьесберегающие

способы и приемы: релаксационные паузы, игры, физкультминутки.

Надо отметить, что дистанционные уроки позволяют обучать ребят не

столько

готовым

фактам

и

действиям,

сколько

принципам

ориентации

в

учебном материале, в первую очередь, с помощью источников. Ребята учатся

работать с информационными массивами, найти необходимую информацию,

грамотно ее проанализировать и использовать – все это становится одним из

основных видов познавательной деятельности учащихся современной школы.

Задача педагога создать каждому обучаемому условия для перехода обучения

в самообучение, воспитания в самовоспитание, а развития – в творческое

саморазвитие.

А

непременными

условиями

саморазвития

являются

самостоятельность

и

творчество,

ответственность,

инициативность,

выработка

собственного

стиля

учебной

деятельности.

Учащийся

в

ходе

дистанционного обучения сам оказывается созидателем своего образования,

который планирует, организует и анализирует собственные действия. Все это

отвечает основной цели обучения – научить учиться.

Из

опыта

моей

работы

с

детьми

с

ОВЗ

стало

очевидно,

что

дистанционное обучение помогает педагогу выстраивать индивидуальную

траекторию обучения ребенка английскому языку, отслеживать ход учебы,

поддерживать обратную связь через скайп и электронную почту.



В раздел образования