Автор: Корсунова Ольга Алексеевна
Должность: Учитель английского языка
Учебное заведение: КГБОУ "Барнаульская общеобразовательная школа–интернат №6"
Населённый пункт: г. Барнаул
Наименование материала: статья
Тема: Применение активных методов обучения английскому языку детей с ОВЗ
Раздел: среднее образование
Применение активных методов обучения английскому языку детей
с ограниченными возможностями в условиях дистанционного обучения
Корсунова Ольга Алексеевна
КГБОУ «Барнаульская общеобразовательная школа-интернат № 6»
г. Барнаул
В
настоящее
время
особую
актуальность
приобретает
развитие
и
использование
информационных
технологий
дистанционного
обучения.
Дистанционная
форма
обучения
способствует
реализации
одного
из
ключевых
направлений
развития
образования,
о п р ед е л е н н о го
государственной инициативой «Наша новая школа»,- создание условий для
полноценного
включения
в
образовательное
пространство
и
успешной
социализации детей с ограниченными возможностями здоровья.
Я обучаю английскому языку дистанционно детей с ОВЗ. У учащихся
разные проблемы со здоровьем (ДЦП, неврология, сердечно - сосудистые и
другие заболевания, ограничивающие их в посещении школы). Каждый из
обучающихся нуждается в особых способах подачи информации, в создании
особых
условий,
а
именно:
в
изменении
формы
выполнения
задания.
Например: вместо письменного – устное, выполнение учебных тестов на
компьютерном
тренажере.
В
своей
деятельности
ориентируюсь
на
повышение
учебных
достижений
учащихся,
на
развитие
мотивации
и
успешности. Использую активные методы обучения.
В настоящее время
методика
обучения
иностранному
языку
развивается
под
знаком
коммуникативно
–
ориентированного
обучения,
применения
активных
методов
обучения.
Психологи,
психолингвисты
считают,
что
учащиеся
должны говорить на иностранном языке «то, что им хочется сказать» (У.
Риверс). Большая заслуга во внедрении активных методов обучения в нашей
стране
принадлежит
«Центру
интенсивных
методов
обучения»,
возглавляемому доктором педагогических наук Китайгородской Г. А.
В
чем
же
особенности
активных
методов
обучения
иностранным
языкам?
-
В
использовании
приемов,
активизирующих
сознательные
и
подсознательные
процессы
психики
для
создания
обширной
и
прочной
языковой базы.
-В разработке заданий, мотивирующих общение.
-В
оптимальной
организации
взаимодействия
между
учащимся
и
учителем.
Как же применять эти методики в условиях дистанционного обучения?
Прежде
всего,
надо
отметить,
что
языковой
материал
вводится
и
закрепляется в контексте общения в виде полилогов, включающих в себя как
диалогическую,
так
и
монологическую
речь.
Подбираю
ситуации,
интересные для учащихся, в которых они сами становятся живыми героями
через роли, которые они получают. Китайгородская Г. А. так характеризует
исходный момент введения нового полилога, подчеркивая его личностную
основу: «…преподаватель как бы вспоминает с учащимся то, что с ним
недавно
произошло…,
а
затем
в
форме
непосредственного
общения
рассказывает
учащемуся те события, которые с ним произойдут». Здесь
важно помочь учащемуся преодолеть страх перед говорением на другом
языке, перед боязнью сделать ошибку, из активного слушателя превратиться в
активного участника полилога.
Занимаясь по скайпу, имея возможность
видеть ребенка, учитель дает специальную установку на сотрудничество:
«Повторяй за мной, после меня, с моими жестами, мимикой, интонацией.»
Результативность
обучения
английскому
языку
определяется
такими
показателями, как скорость усвоения учебного материала и индивидуальные
особенности
учащихся.
На
развитие
творческой
активности
влияет,
в
частности,
система
мотивов
и
потребностей.
Посредством
некоторых
действий становится возможным развитие отмеченной активности. Особое
место
уделяется
работе
с
музыкой,
песнями,
стихами,
наглядными
пособиями,
обучающим
компьютерным
программам,
это
повышает
творческую активность и мотивацию учащихся.
Учащиеся
21
века
на
ты
с
компьютерами,
увлеченно
работают
самостоятельно,
у
них
нет
боязни
перед
современными
гаджетами.
Учитывая индивидуальные особенности ребенка с ОВЗ: одному даю более
простые
задания,
другому
-
более
сложные.
Даже
у
застенчивых
и
слабоуспевающих детей пропадает чувство неуверенности в себе, появляется
раскованность.
Использование
компьютера в дистанционном обучении
учащихся с ОВЗ дает:
-возможность доступа к различным источникам информации;
-возможность
получения
информации
разнообразной
по
объему
и
содержанию;
-
возможность
оперативной
обратной
связи
и
передачи
на
любые
расстояния информации любого объема;
-возможность
изучения
и
выполнения
заданий
в
индивидуальном
режиме;
-возможность
перехода от вербальных методов обучения к методам
частично
–
поисковой,
исследовательской
и
творческой
деятельности
учащихся;
-возможность существенно повысить интерес учащихся к изучению
английского языка, воздействуя на память, эмоции, мотивационную сферу;
-возможность овладения навыками работы за компьютером.
Дистанционное обучение носит индивидуальный характер обучения. У
учащегося
остается
сам
курс
обучения
(презентации,
фрагменты
урока),
переписка с учителем, к которым он может обращаться в любое время.
Обучая детей с ОВЗ я работаю над формированием разносторонне
развитых
личностей
с
хорошим
уровнем
языковой
и
информационной
компетенции.
Ведущим
компонентом
содержания
обучения
английскому
языку
является
обучение
различным
видам
речевой
деятельности:
говорению,
аудированию, чтению, письму.
При обучении говорению учащийся может
записать и прослушать свою речь. При обучении аудированию – прослушать
английскую речь с аудионосителей. При изучении грамматических явлений –
выполнять грамматические упражнения
на тренажере или набрать их на
клавиатуре. Многие учащиеся с ДЦП не могут писать ручкой, им легче
печатать
на
клавиатуре.
На
уроках
я
использую
здоровьесберегающие
способы и приемы: релаксационные паузы, игры, физкультминутки.
Надо отметить, что дистанционные уроки позволяют обучать ребят не
столько
готовым
фактам
и
действиям,
сколько
принципам
ориентации
в
учебном материале, в первую очередь, с помощью источников. Ребята учатся
работать с информационными массивами, найти необходимую информацию,
грамотно ее проанализировать и использовать – все это становится одним из
основных видов познавательной деятельности учащихся современной школы.
Задача педагога создать каждому обучаемому условия для перехода обучения
в самообучение, воспитания в самовоспитание, а развития – в творческое
саморазвитие.
А
непременными
условиями
саморазвития
являются
самостоятельность
и
творчество,
ответственность,
инициативность,
выработка
собственного
стиля
учебной
деятельности.
Учащийся
в
ходе
дистанционного обучения сам оказывается созидателем своего образования,
который планирует, организует и анализирует собственные действия. Все это
отвечает основной цели обучения – научить учиться.
Из
опыта
моей
работы
с
детьми
с
ОВЗ
стало
очевидно,
что
дистанционное обучение помогает педагогу выстраивать индивидуальную
траекторию обучения ребенка английскому языку, отслеживать ход учебы,
поддерживать обратную связь через скайп и электронную почту.