Напоминание

"Это нужно не мёртвым, это нужно живым..."


Автор: Окунева Оксана Ивановна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ СФМЛ
Населённый пункт: Томская область, г.Северск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Это нужно не мёртвым, это нужно живым..."
Раздел: начальное образование





Назад




Муниципальное автономное общеобразовательное

учреждение «Северский физико-математический лицей»

Разработка внеклассного занятия или воспитательных

мероприятий по теме: «Это нужно не мёртвым, это нужно

живым… ».

Автор работы: Окунева Оксана Ивановн

Контактный телефон: 89138438390

Г.Северск

2018 год

Пояснительная записка.

«Сей, всюду сей данную тебе пшеницу. Сей на

благой земле, сей и на песке, сей на камне, сей при пути, сей

в тернии: всё где – нибудь да прозябнет и возрастёт, и плод

принесёт, хотя и нескоро.»

Преподобный

Серафим Саровский

Название номинации: Разработка внеклассного занятия

или воспитательных мероприятий.

Название работы: «Это нужно не мёртвым, это нужно

живым…».

Краткое тематическое содержание: Описание подготовки и

проведения внеклассного мероприятия, посвященного

празднованию Дня Победы, с участием учащихся начальных

классов, их родителей, педагогического коллектива и

вокальной группы.

Актуальность работы:

Россия. XXI век. Но корни России уходят далеко в

века. «Чтобы крона дерева была пышной, нужно

поливать его корни», - так философы говорят о

развитии жизни. Так и у народа. Для того, чтобы

народ жил и процветал, необходимо знать и помнить

о своих корнях, т.е. о своей истории, о своих предках.

В связи с нарастающей индустриализацией

современного мира и стремительным развитием

информационных технологий, а также свободного

доступа к социальным сетям, перед ребёнком

открывается огромное «информационное поле»,

безбрежное море вопросов, интересующих его

пытливую душу, ответы на которые он сможет найти,

только сделав сознательный выбор, то есть «отделив

зёрна от плевел». Правильность этого выбора в

дальнейшем определит правильность мировоззрения

маленького гражданина.

Цель мероприятия:

Расширение и углубление знаний учащихся по

военной истории России, полководцам и героям,

великим битвам второй мировой войны.

Приобщение учащихся к героическому прошлому

России в целом, а также к частным историям

«безымянных» героев-сверстников.

Развитие познавательных интересов, навыков

поисковой и исследовательской работы.

Задачи мероприятия:

Формирование духовно-нравственных традиций и

устоев младших школьников.

Расширение кругозора учащихся, знакомство с

основами патриотической культуры.

Укрепление в сознании школьников значимости

Великой Победы Советской Армии и русского

народа.

Привлечение общественности к решению проблем

духовно-нравственного и патриотического

воспитания детей и молодёжи.

Развитие адекватной оценочной деятельности.

Развитие творческих способностей и самовыражения

в процессе коммуникативной деятельности.

Область применения: Организация внеклассных

мероприятий, посвящённых Дню Победы.

Формы и методы реализации: Мероприятие проводится в

форме инсценированного праздника, рассчитанного на 45-

50 минут.

Возрастные группы обучающихся: Учащиеся начальной

школы (1-4 класс).

Ожидаемый результат:

Дань уважения к историческому прошлому народа,

внимание, забота о ветеранах.

Преемственность поколений, сохранение

общечеловеческих ценностей.

Сохранение традиций, символов и ритуалов.

Сценарий внеклассного мероприятия «Это нужно не

мёртвым, это нужно живым…».

Звучит песня А. Розенбаума «А может не было войны?»

Ведущий: 1) Человеческая память. Время не властно над

ней! И сколько бы лет и десятилетий не прошло, люди

Земли снова и снова будут возвращаться к нашей победе,

ознаменовавшей торжество жизни над смертью, разума над

безумием, гуманности над варварством.

2) О минувшей войне необходимо знать всё. Надо знать и

чем она была, с какой безмерной душевной тяжестью были

связаны для нас дни отступлений и поражений, и каким

безмерным счастьем для нас была Победа. Надо знать и о

том, каких жертв нам стоила война, какие разрушения она

приняла, оставив раны и в душах людей, и на теле земли.

1) И эту память,

Как бы нас не жгло,

Не троньте, даже добрыми руками,

Когда на сердце камень - тяжело.

Но разве легче, если сердце – камень.

2) Душа давно блуждать устала

В тех временах, когда над ней

Земли история вставала

В кровавой сущности своей.

Не жаль мне римских легионов,

Душа уже не слышит стонов

Былых полков и батальонов

Всё дальше боль времён иных

Но двадцать! Двадцать миллионов

Недавних, памятных , родных.

Медленно гаснет свет, звучит голос Левитана: «Говорит

Москва! Говорит Москва! Сегодня 22 июня 1941 года, в 4

часа утра без предъявления каких –либо претензий к

Советскому Союзу, без объявления войны регулярные

войска германской армии напали на нашу страну, атаковали

пограничные части от Балтийского до Чёрного морей.

1)

Гитлер составил план уничтожения славянских народов: в

первую очередь – русского, украинского, белорусского.

Европейскую часть СССР предполагалось заселить

немецкими колонистами.

2)

Разве погибнуть ты нам завещала Родина?

Жизнь обещала, любовь обещала, Родина.

Разве для смерти рождаются дети, Родина?

Разве хотела ты нашей смерти, Родина?

Пламя ударило в небо, ты помнишь, Родина?

Тихо сказала: «Вставайте на помощь» - Родина.

3)

Ах, война, что ты сделала подлая?

Ты детей отняла у родителей

Ты счастливое детство похитила,

Смерть и слёзы неся в их обители.

Ах, война, что ты сделала подлая?

4)

Кто сказал, что у войны не детское лицо?

Вот они – герои той годины,

Дед, отец – солдат, сын, внук,

Все в одном строю стоят едином.

Выбегают счастливые дети с игрушками: кукла, машинка,

мяч. Один ребёнок из прошлого одет плохо, босой. Дети

обступают его, рассматривают:

1)

Ты кто?

2)

Как тебя зовут?

3)

Откуда ты?

4)

Потерялся? Почему так странно одет?

Иванко: Я Иванко из военного прошлого.

1)

А где твои родители?

Иванко: Мать умерла,

Отец ушёл на фронт.

Соседка злая не даёт прохода.

Я смутно помню утро похорон

И за окошком скудную природу.

Я смутно помню позднюю реку,

Огни на ней, и скрип, и плеск парома,

И крик :«Скорей!»,

Потом раскаты грома.

И дождь. Потом детдом на берегу.

И ещё я помню, как мама, будучи живой, кормила меня и

братишку (пауза), он умер от голода.

Не было муки,

Она была более легендой, чем былью,

С лебедою смешанною пылью,

Чёрная – и всё таки бела.

Чем ещё ей было нас кормить,

Матери, спасавшей нас от смерти.

Это было творчеством, поверьте,

Тесто из муки такой творить!

1)

Ой, ребята, так это же наш герой нашей летописи. Ну всё

как в книге, которую нам учительница в школе читала,

помните?

Иванко: В какой книге?

2)

В книге про Великую Отечественную войну 1941 – 1945

года.

Иванко: Так это моё время, моё детство. У меня там

осталось много друзей.

3)

Познакомь нас с ними.

4)

Покажи своё время.

Иванко: (с серьёзным видом) Но война не сахар! Это не

игра!

Она меня кормила из помойки,

Пороешься – и что – нибудь найдёшь,

Как серенькая мышка – землеройка,

Как некогда пронырливый Гаврош.

Зелёненький сухарик, корка сыра,

Консервных банок аромат.

И бешеные пульки вместо пташек

Чирикают , по – своему галдят.

Дети начинают угощать Иванко. Голос за сценой:

Рождались Иванки от вдов,

То дети грозных годов.

Хлебнувши с детства горя:

В три – холод,

В семь – голод,

А в восемь – сироты!

Детство их контужено громким маминым кашлем,

Детство их простужено в очередях…

И в каждом война, как мина, осталась –

В мелких морщинах ранних!

Дети приняли решение.

-Иванко, мы идём с тобой!

-Ну что, пошли.

Звучит песня А. Розенбаума.

1941 год – блокадный Ленинград.

Зима. Дети потирают от холода руки, ёжатся. Темно.

В пальцы свои дышу –

Не обморозить бы.

Снова к тебе спешу Ладожским озером.

Долго до утра в тьму зенитки бьют.

И в прожекторах «Юнкера» ревут.

Пропастью до дна раскололся лёд,

Чёрная вода и мотор ревёт.

«Вправо! Ну не подведи! Ты теперь один правый».

Фары сквозь снег горят,

Светят в открытый рот.

Ссохшийся Ленинград

Корочки хлебной ждёт.

Вспомни-ка простор шумных площадей

Там теперь не то – съели сизарей.

Там теперь не смех не столичный сброд –

По стене на снег падает народ.

Голод. И то там , то тут

В саночках везут. Голых.

(музыка постепенно стихает)

Иванко (устремясь вдаль): вот она моя подруга – девочка

Таня.

Дети: А что это она делает?

Иванко: Она ведёт дневник, записывает всё о жизни в

блокадном Ленинграде.

(выдержки из дневника Тани Савичевой)

Завывает ветер, хрустит снег. Новая сцена.

Дети: А это кто?

Иванко: Это Олеся и её мама.

Дети: А кто они?

(идёт инсценировка произведения)

Автор: Безмолвен лес, безмолвен сад,

И в поле ни следа,

Такие холода стоят.

Такие холода!

Олеся: Ах мама! Ты едва жива.

Постой, ты вся в снегу.

Оставь тяжёлые дрова,

Давай я помогу.

Зачем ты всё - сама, сама?

Не стой на холоду!

Какая долгая зима в сорок втором году.

Автор: Какая лютая зима!

Гудит печная жесть.

Олеся: Я не хочу. Ты ешь сама,

Ты, знаю, хочешь есть!

Автор: Не тает иней по углам,

А ночь над головой.

Мука с картошкой пополам

Над полем – волчий вой.

Дымятся снежные холмы

И ночи нет конца.

Мать: Эвакуированы мы,

И нет у нас отца.

Олеся: Так страшно дует из окна

И пруд промёрз до дна.

Так вот какая ты, война!

Что говорить, война!

Мать: Лютее, снежнее зимы

Не будет никогда.

Эвакуированы мы

Из жизни навсегда.

Автор: Метёт, а небо так темно,

Что кажется: сейчас

На них обвалится оно

И похоронит враз.

(музыкальная заставка – «Одинокий пастух»)

Иванко: А ещё я помню, как с детским домом мы ходили в

госпиталь к раненым и пели им песни. Бойцы очень

радовались, подпевали нам…

В палате выключили радио,

И кто – то гладил мне вихор…

В Зиминском госпитале раненым

Давал концерт нам детский хор.

Уже начать нам знаки делали,

Двумя руками у стены

Стояли мальчики и девочки

Перед героями войны.

Они, родные, некрасивые,

С большими впадинами глаз,

И сами жалкие, несильные,

Смотрели с жалостью на нас.

В тылу измученные битвами,

Худы, заморены, бледны,

В своих пальтишках драных были мы

Для них героями войны.

О взгляды долгие, подробные!

О сострадание сестёр!

Но вот: «Вставай, страна огромная!»-

Запел, запел наш детский хор.

(тихим фоном звучит музыка с постепенным нарастанием)

А вот запел хохол из Винницы,

Халат был в пятнах киселя,

И войлок сквозь клеёнку выбился

На чёрном ложе костыля.

Запел бурят на подоконнике,

Запел сапёр из Костромы,

Солдаты пели, словно школьники,

И, как солдаты, пели мы.

Сидят раненые бойцы, а рядом Иванко.

Боец: Ну когда же эта проклятущая война закончится?

Иванко встаёт и поёт частушку про победу над фашистами:

Затем идёт танец.

Дети: Смотрите, вот аист летит. Как он сюда попал?

Иванко: весна, им гнездиться пора.

(звучит песня «Песняров» - «Белый аист»)

Иванко: Ну вот и всё. А что же будет дальше?

Дети: А дальше будет победа! Ведь нам в школе

рассказывали. Совсем чуть – чуть осталось? 1945 года 9 мая

русские войска водрузят в Берлине красный флаг. А Гитлер

– «Капут»! Повсюду прогремят праздничные салюты и

солдаты будут возвращаться домой! Победа! Понимаешь!

Будет мир!

Иванко машет рукой, удаляется. К детям выходят солисты.

Звучит песня «Солнечный круг».

1.

Нет! – заявляем мы войне,

Всем злым и чёрным силам.

Должна трава зелёной быть,

А небо синим – синим!

2.

Нам нужен разноцветный мир,

И все мы будем рады,

Когда исчезнут на земле

Все пули и снаряды.

3.

Мир и дружба всем нужны,

Мир важней всего на свете.

На земле, где нет войны,

Ночью спят спокойно дети.

4.

Там где пушки не гремят,

В небе солнце светит.

Нужен мир для всех ребят,

Нужен мир на всей планете!

5.

Все люди нашей огромной страны

Мира хотят, не хотят войны,

Страданий и боли, горя и мук.

Хотят, чтобы солнце сияло вокруг!

Чтоб наша планета была вся светла,

Чтоб всем хватало добра и тепла,

Чтоб не пугали нас бомб разрывы,

Чтоб мамы и дети – все живы были.

6.

На свете живут разноцветные дети.

Живут на одной разноцветной планете.

И эта планета на все времена

У всех разноцветных всего лишь одна!

Давайте, ребята, назло непогодам,

Обнимем планету своим хороводом.

Развеем над нею тучи и дым,

В обиду её никому не дадим.

(звучит песня «Должны всегда смеяться дети»)

Ведущий: Прошла война, прошла страда,

Но боль взывает к людям:

Давайте, люди, никогда

Об этом не забудем.

Вечная слава героям!

Вечная слава! Вечная слава!

Вечная слава героям!

Слава героям! Слава!!!

Но зачем она им, эта слава павшим?

Всё живое спасшим.

Себя не спасшим.

Для чего она им, эта слава мёртвым?

Если молнии в тучах заплещутся жарко

И огромное небо от грома оглохнет,

Если крикнут все люди земного шара, -

Ни один из погибших даже не вздрогнет.

Знаю: солнце в пустые глазницы не брызнет!

Знаю: песня тяжёлых могил не откроет!

Но от имени сердца,

От имени жизни повторяю:

Вечная слава героям!

И бессмертные гимны, прощальные гимны

Над бессонной планетой плывут величаво.

Пусть не все герои, - те,

Кто погибли, - павшим

Вечная слава!

Вечная Слава!

Вспомним всех поимённо,

Горем вспомним своим…

Это нужно, не мёртвым!

Это надо – живым!

Вспомним гордо и прямо

Погибших в борьбе…

Есть великое право: забыть о себе!

Есть высокое право: пожелать и посметь!

Стала вечною славой мгновенная смерть!

(звучит песня «День Победы»)

Список используемой литературы:

Горбовский Г. Детство моё. – М., 2000.

Евтушенко Е. Армия. – М., 1989.

Найдёнова Н. Нам нужен мир. – М., 2003.

Окуджава Б. Ах война, что ты сделала, подлая. – М.,

1999.

Павлинов В. Какая долгая зима в сорок втором

году!... – М, 2000.

Рождественский Р. поэма Рэквием. – М., 1998.

Розенбаум А. А может не было войны.

Шапиро Т. Была война…. – М., 2000.

Приложение к сценарию.

Приложение к сценарию 1.pdf

Приложение к сценарию 2.pdf

Приложение к сценарию 3.pdf

Приложение к сценарию 4.pdf

Приложение к сценарию 5.pdf



В раздел образования