Автор: Пантелеева Ирина Николаевна
Должность: учитель изобразительного искусства
Учебное заведение: МАОУ "СОШ № 49"
Населённый пункт: Город Новоуральск, Свердловская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: «Организация проектно – творческой деятельности на уроках изобразительного искусства и во внеурочное время».
Раздел: среднее образование
1
Тема «Организация проектно - творческой деятельности на уроках изобразительного
искусства и во внеурочное время».
Концепция
модернизации
российского
образования
предполагает
ориентацию
образования не только на получение учеником на уроке определенной суммы знаний, но и на
развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей.
Современное общество требует инициативных, творчески мыслящих и энергичных
людей, в чём видит залог их успешности и благосостояния.
Образование должно направить обучающихся на создание в любой области обучения
«конечный продукт», который можно реализовать в идее проектной методики.
На сегодняшний день, существует противоречие между возрастающими требованиями
к
уровню
сформированности
учебно
-
универсальных
действий
школьников
в
образовательной
деятельности
и
недостаточным
вниманием
к
самостоятельности
обучающихся в образовательном процессе.
Необходимость разрешения этого противоречия поставила перед автором проблему:
организации
образовательного
процесса
с
целью
увеличения
доли
самостоятельности
обучающихся
через
включение
их
в
творческо
–
проектную
деятельность.
Всё
это
определило цель
деятельности
автора:
создание
условий
развития
самостоятельности
обучающихся
через
включение
их
в
проектно-творческую
деятельность
на
уроках
изобразительного искусства и во внеурочное время.
Анализ
документов
об
образовании,
учебно-методической
литературы,
научных
статей
в
области
педагогики
позволил
сформулировать гипотезу
исследования:
самостоятельность обучающихся может быть развита на уроках изобразительного искусства
и во внеурочное время, если будут:
-
скорректированы
рабочие
программы
с
учётом
увеличения
доли
самостоятельности обучающихся в выполнении творческих работ;
-
разработан
комплекс
творческих
заданий
по
параллелям
для
формирования
художественных умений в проектной деятельности;
-
разработан алгоритм выполнения проекта;
-
установлена
связь
между
видами
деятельности
обучающихся
при
работе
над
проектом
и
использованием
нетрадиционных
материалов
и
техник
через
язык
изобразительного искусства (форма, цвет и композиция);
- определены критерии оценки уровней самостоятельности обучающихся в проектной
деятельности.
Исходя из цели и гипотезы, были определены следующие задачи:
2
-
скорректировать
рабочие
программы
по
параллелям,
с
учётом
возможностей
формирования самостоятельности обучающихся (при создании проектов);
-
разработать алгоритм выполнения проекта;
-
разработать
комплекс
творческих
заданий,
направленных
на
формирование
у
обучающихся интереса к проектной деятельности;
-
продумать систему оценки уровня самостоятельности в проектной деятельности;
- провести анализ собственной деятельности;
- выявить приоритетные направления дальнейшей работы.
Одним
из
вариантов
комплексного
решения
задач
современного
школьного
образования
являются
учебные
проекты,
позволяющие
формировать
у
обучающихся
способность к осуществлению практической деятельности в соответствии с алгоритмом.
Ключом проектной деятельности обучающихся является мотивация.
Проблема учебной мотивации в урочном и неурочном процессе и педагогической
психологии
актуальна
для
всех
участников
учебно
–
воспитательного
процесса:
обучающихся, родителей и представляет хорошие возможности для самореализации автора.
Универсальные учебные действия в процессе проектной деятельности выявляются
через: поисковые умения:
- умение самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле;
- умение запросить недостающую информацию у эксперта (учителя, консультанта,
специалиста);
- выдвигать гипотезы;
умения и навыки работы в сотрудничестве:
- умения коллективного планирования;
- умение взаимодействовать с любым партнером;
- умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы;
коммуникативные умения:
- умение взаимодействовать со взрослыми — вступать в диалог, задавать вопросы и т.
д.
- умение вести дискуссию и умение отстаивать свою точку зрения;
презентационные умения и навыки:
- навыки монологической речи;
- умение уверенно держать себя во время выступления;
- умение отвечать на незапланированные вопросы.
Главная цель введения в школьную практику проектной технологии – раскрытие
творческого
потенциала
каждого
ученика,
развитие
навыков
сотрудничества,
делового
3
общения, опирающихся на сочетание индивидуальной, самостоятельной и коллективной
работы,
имеющих
внутри
себя
исследовательскую
методику,
обязательное
создание
конечного результата деятельности и как следствие - поднятие престижа преподаваемого
предмета.
Любой проект, который выполняют учащиеся, включает в себя следующие этапы:
поисковый, аналитический, практический, презентационный и контрольный – подведение
итогов и серьезный анализ выполненной работы.
Выбор тематики проектов в разных ситуациях может быть различным:
- В одних случаях она формируется специалистами органов образования в рамках
утвержденных программ;
- В других - выдвигается учителем с учётом учебной ситуации по своему предмету,
профессиональных интересов и способностей обучающихся;
- В - третьих, тематика может предлагаться самими учениками. Тематика проектов
может касаться какого-то теоретического вопроса школьной программы с целью углубления
знания и дифференциации процесса обучения.
Особенность
работы
над
проектом
заключаются
в
том,
что
у
обучающихся
формируются способности самостоятельно создавать образы, предметы, и результат труда –
продукт, который направлен на создание красоты и удовольствия от проекта.
Для проведения мониторинга развития самостоятельной деятельности обучающихся
через
организацию
проектно
–
творческой
деятельности
на
уроках
в
формировании
художественных учебно – универсальных действий автором разработаны критерии оценки и
соответствующие им уровни.
Ежегодно повышаются требования к уровню успешности обучающихся. Но наряду с
этим
у
обучающихся
наблюдается
снижение
мотивации
к
изучению
изобразительного
искусства. Опыт работы свидетельствует, что в использовании проектного метода в средних
классах эффективна следующая последовательность его модификаций: от недолговременных
(1-2
уроков)
однопредметных
проектов
к
долговременным,
межпредметным,
от
личных
проектов к групповым и внеклассным, которые могут быть завершены во внеурочное время.
Таким
образом
использование
технологии
проектной
деятельности
способствует
повышению интереса обучающихся к предмету «Изобразительное искусство» и повышению
степени их самостоятельности при выполнении творческих заданий. Это подтверждается
высокой оценкой детских работ (проектов) на разного уровня конкурсах, выставках, защите
проектов.
4
Задачи, поставленные автором, в основном, реализованы. Но их нельзя снимать с
повестки дня, так как возросший уровень требований общества к выпускникам школы
предполагает
серьезную
работу
по
формированию
учебно
–
универсальных
действий
обучающихся,
творческих
способностей,
коммуникативных
качеств,
гражданского
самосознания,
что
в
итоге,
несомненно,
приведет
к
успешной
социализации
личности
каждого ребенка.
За годы работы в школе, отработана система создания благоприятной обстановки:
- учащиеся спокойно, с лёгкостью задают вопросы учителю и получают ответ;
- при различных видах работы на уроке обращаются к учителю или одноклассникам (в
группе) за помощью и получают её;
- при ответах у доски не испытывают страха.
На
уроках
организуются
и
поддерживаются
разнообразные
виды
деятельности
обучающихся, ориентируясь на личность ребёнка:
-
выявляются
обучающиеся
с
повышенной
мотивацией
к
изучению
предмета
приобщаются к работе во внеурочной деятельности;
-
пропаганда
детьми
знаний
по
предмету
у
учащихся
младших
классов
через
творческие работы, выставки, творческие проекты;
-
игры;
-
интеграция предметов.