Напоминание

«Организация проектно – творческой деятельности на уроках изобразительного искусства и во внеурочное время».


Автор: Пантелеева Ирина Николаевна
Должность: учитель изобразительного искусства
Учебное заведение: МАОУ "СОШ № 49"
Населённый пункт: Город Новоуральск, Свердловская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: «Организация проектно – творческой деятельности на уроках изобразительного искусства и во внеурочное время».
Раздел: среднее образование





Назад




1

Тема «Организация проектно - творческой деятельности на уроках изобразительного

искусства и во внеурочное время».

Концепция

модернизации

российского

образования

предполагает

ориентацию

образования не только на получение учеником на уроке определенной суммы знаний, но и на

развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей.

Современное общество требует инициативных, творчески мыслящих и энергичных

людей, в чём видит залог их успешности и благосостояния.

Образование должно направить обучающихся на создание в любой области обучения

«конечный продукт», который можно реализовать в идее проектной методики.

На сегодняшний день, существует противоречие между возрастающими требованиями

к

уровню

сформированности

учебно

-

универсальных

действий

школьников

в

образовательной

деятельности

и

недостаточным

вниманием

к

самостоятельности

обучающихся в образовательном процессе.

Необходимость разрешения этого противоречия поставила перед автором проблему:

организации

образовательного

процесса

с

целью

увеличения

доли

самостоятельности

обучающихся

через

включение

их

в

творческо

проектную

деятельность.

Всё

это

определило цель

деятельности

автора:

создание

условий

развития

самостоятельности

обучающихся

через

включение

их

в

проектно-творческую

деятельность

на

уроках

изобразительного искусства и во внеурочное время.

Анализ

документов

об

образовании,

учебно-методической

литературы,

научных

статей

в

области

педагогики

позволил

сформулировать гипотезу

исследования:

самостоятельность обучающихся может быть развита на уроках изобразительного искусства

и во внеурочное время, если будут:

-

скорректированы

рабочие

программы

с

учётом

увеличения

доли

самостоятельности обучающихся в выполнении творческих работ;

-

разработан

комплекс

творческих

заданий

по

параллелям

для

формирования

художественных умений в проектной деятельности;

-

разработан алгоритм выполнения проекта;

-

установлена

связь

между

видами

деятельности

обучающихся

при

работе

над

проектом

и

использованием

нетрадиционных

материалов

и

техник

через

язык

изобразительного искусства (форма, цвет и композиция);

- определены критерии оценки уровней самостоятельности обучающихся в проектной

деятельности.

Исходя из цели и гипотезы, были определены следующие задачи:

2

-

скорректировать

рабочие

программы

по

параллелям,

с

учётом

возможностей

формирования самостоятельности обучающихся (при создании проектов);

-

разработать алгоритм выполнения проекта;

-

разработать

комплекс

творческих

заданий,

направленных

на

формирование

у

обучающихся интереса к проектной деятельности;

-

продумать систему оценки уровня самостоятельности в проектной деятельности;

- провести анализ собственной деятельности;

- выявить приоритетные направления дальнейшей работы.

Одним

из

вариантов

комплексного

решения

задач

современного

школьного

образования

являются

учебные

проекты,

позволяющие

формировать

у

обучающихся

способность к осуществлению практической деятельности в соответствии с алгоритмом.

Ключом проектной деятельности обучающихся является мотивация.

Проблема учебной мотивации в урочном и неурочном процессе и педагогической

психологии

актуальна

для

всех

участников

учебно

воспитательного

процесса:

обучающихся, родителей и представляет хорошие возможности для самореализации автора.

Универсальные учебные действия в процессе проектной деятельности выявляются

через: поисковые умения:

- умение самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле;

- умение запросить недостающую информацию у эксперта (учителя, консультанта,

специалиста);

- выдвигать гипотезы;

умения и навыки работы в сотрудничестве:

- умения коллективного планирования;

- умение взаимодействовать с любым партнером;

- умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы;

коммуникативные умения:

- умение взаимодействовать со взрослыми — вступать в диалог, задавать вопросы и т.

д.

- умение вести дискуссию и умение отстаивать свою точку зрения;

презентационные умения и навыки:

- навыки монологической речи;

- умение уверенно держать себя во время выступления;

- умение отвечать на незапланированные вопросы.

Главная цель введения в школьную практику проектной технологии – раскрытие

творческого

потенциала

каждого

ученика,

развитие

навыков

сотрудничества,

делового

3

общения, опирающихся на сочетание индивидуальной, самостоятельной и коллективной

работы,

имеющих

внутри

себя

исследовательскую

методику,

обязательное

создание

конечного результата деятельности и как следствие - поднятие престижа преподаваемого

предмета.

Любой проект, который выполняют учащиеся, включает в себя следующие этапы:

поисковый, аналитический, практический, презентационный и контрольный – подведение

итогов и серьезный анализ выполненной работы.

Выбор тематики проектов в разных ситуациях может быть различным:

- В одних случаях она формируется специалистами органов образования в рамках

утвержденных программ;

- В других - выдвигается учителем с учётом учебной ситуации по своему предмету,

профессиональных интересов и способностей обучающихся;

- В - третьих, тематика может предлагаться самими учениками. Тематика проектов

может касаться какого-то теоретического вопроса школьной программы с целью углубления

знания и дифференциации процесса обучения.

Особенность

работы

над

проектом

заключаются

в

том,

что

у

обучающихся

формируются способности самостоятельно создавать образы, предметы, и результат труда –

продукт, который направлен на создание красоты и удовольствия от проекта.

Для проведения мониторинга развития самостоятельной деятельности обучающихся

через

организацию

проектно

творческой

деятельности

на

уроках

в

формировании

художественных учебно – универсальных действий автором разработаны критерии оценки и

соответствующие им уровни.

Ежегодно повышаются требования к уровню успешности обучающихся. Но наряду с

этим

у

обучающихся

наблюдается

снижение

мотивации

к

изучению

изобразительного

искусства. Опыт работы свидетельствует, что в использовании проектного метода в средних

классах эффективна следующая последовательность его модификаций: от недолговременных

(1-2

уроков)

однопредметных

проектов

к

долговременным,

межпредметным,

от

личных

проектов к групповым и внеклассным, которые могут быть завершены во внеурочное время.

Таким

образом

использование

технологии

проектной

деятельности

способствует

повышению интереса обучающихся к предмету «Изобразительное искусство» и повышению

степени их самостоятельности при выполнении творческих заданий. Это подтверждается

высокой оценкой детских работ (проектов) на разного уровня конкурсах, выставках, защите

проектов.

4

Задачи, поставленные автором, в основном, реализованы. Но их нельзя снимать с

повестки дня, так как возросший уровень требований общества к выпускникам школы

предполагает

серьезную

работу

по

формированию

учебно

универсальных

действий

обучающихся,

творческих

способностей,

коммуникативных

качеств,

гражданского

самосознания,

что

в

итоге,

несомненно,

приведет

к

успешной

социализации

личности

каждого ребенка.

За годы работы в школе, отработана система создания благоприятной обстановки:

- учащиеся спокойно, с лёгкостью задают вопросы учителю и получают ответ;

- при различных видах работы на уроке обращаются к учителю или одноклассникам (в

группе) за помощью и получают её;

- при ответах у доски не испытывают страха.

На

уроках

организуются

и

поддерживаются

разнообразные

виды

деятельности

обучающихся, ориентируясь на личность ребёнка:

-

выявляются

обучающиеся

с

повышенной

мотивацией

к

изучению

предмета

приобщаются к работе во внеурочной деятельности;

-

пропаганда

детьми

знаний

по

предмету

у

учащихся

младших

классов

через

творческие работы, выставки, творческие проекты;

-

игры;

-

интеграция предметов.



В раздел образования