Напоминание

"Особенности проблемного обучения на уроке"


Автор: Политыко Анна Юрьевна
Должность: мастер производственного обучения
Учебное заведение: ГБПОУ КК АТТС
Населённый пункт: г. Армавир Краснодарского края
Наименование материала: статья
Тема: "Особенности проблемного обучения на уроке"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Особенности проблемного обучения на уроке.

Не в количестве знаний заключается образование, а в

Полном понимании и искусном применении всего

того, что знаешь.

А. Дистервег

Рождение любого урока начинается с осознания и правильного, четкого

определения его конечной цели - чего преподаватель хочет добиться, затем

установления средства - что поможет

в достижении цели, а уж затем

определения способа - как

преподаватель

будет действовать, чтобы цель

была

достигнута. Высокие результаты обучения не могут быть достигнуты

без

активной

познавательной

деятельности

самих

обучающихся,

без

сосредоточения их внимания на изучаемом предмете, без желания познать

неизвестное.

Мышление

начинается

с

вопроса,

требующего

разрешения.

Поэтому,

чтобы

студент

начал,

активно

мыслить,

перед

ним

следует

поставить познавательную задачу. Причём она должна быть осознана, как

действительно требующая выяснения, этот процесс выяснения нового должен

представлять

для него личный и профессиональный интерес. Проблемное

обучение

как

раз

и

предполагает

последовательное

и

целенаправленное

выдвижение перед обучающимися познавательных задач, разрешая которые

они под руководством учителя активно усваивают новые знания. Проблемные

ситуации

позволяют,

опираясь

на

непроизвольное

внимание

студентов,

постепенно вырабатывать у них произвольное внимание к объекту изучения,

стремление овладеть предметом, несмотря на имеющиеся трудности.

Автором наиболее существенной концепции проблемного обучения

является Дж. Брунер. В основе его теории лежат идеи структурирования

учебного

материала

и

доминирующей

роли

интуитивного

мышления

в

процессе

усвоения

новых

знаний.

В

нашей

стране

идею

развивающего

обучения впервые выдвинул Л.С. Выготский. В центре своих исследований

он

ставит вопрос об отношении

обучения и развития ребенка. Наиболее

известной в настоящее время является дидактическая система развивающего

обучения, которая разработана под руководством Л.В. Занкова.

Организация проблемного обучения на уроках основывается не

только на том, что весь учебный материал обучающиеся усваивают только

путем самостоятельного решения проблем и открытия новых понятий. Здесь

есть

и

объяснение

преподавателя,

и

репродуктивная

деятельность

обучающихся,

и

постановка

задач,

и

выполнение

упражнений.

Она

базируется

на

принципе

проблемности,

а

систематическое

решение

учебных проблем – характерный признак этого типа обучения.

Система

методов при этом направлена на всестороннее развитие

студента,

его

познавательных потребностей, на формирование интеллектуально активной

личности.

Проблемное обучение основано на совокупности таких действий,

как

организация проблемных ситуаций, формирование проблем, оказание

студентам

необходимой

помощи,

проверка

этих

решений

и,

наконец,

руководство

процессом,

систематизации

и

закрепления

приобретенных

знаний. Основной недостаток в том, что процесс обучения выступает здесь,

как

процесс

приобретения

всех

знаний

только

путем

решения

проблем.

Наиболее

эффективны

следующие

способы проблемного

обучения:

- проблемное изложение - это способ организации проблемного обучения

наиболее

уместен

в

тех

случаях,

когда

обучающиеся

не

обладают

достаточным объемом знаний, когда они впервые сталкиваются с тем или

иным

явлением

и

не

могут

установить

необходимые

ассоциации;

- поисковая беседа - это такая беседа, в процессе которой обучающиеся,

опираясь на уже известный им материал, под руководством преподавателя

ищут

и

самостоятельно

находят

ответ

на

поставленный проблемный

вопрос;

-

самостоятельная

поисковая

и

исследовательская

деятельность

обучающихся является высшей формой самостоятельной деятельности и

возможна

лишь

тогда,

когда

они

обладают

достаточными

знаниями,

необходимыми для построения научных предположений, а также умением

выдвигать гипотезы.

Проблемная ситуация — это не просто вопрос, а вопрос особого рода,

затрагивающий нечто важное для обучающихся, то над чем они прежде не

задумывались. При этом проблемная ситуация раскрывает им уже известный

материал или явление совершенно с новой стороны. Например, при изучении

той или иной темы можно задать проблемный вопрос. В жизни проблемы

есть всегда, а в учебной деятельности их иногда приходится моделировать.

Простой

способ

научиться

ставить

проблему

самому

и

научить

обучающихся

видеть её – ознакомиться с любым текстом и найти в нём

какие-нибудь противоречия. Например, в газете «Известия» от 17 мая 1995

года была опубликована заметка «Жвачка без сахара»: «Сахарозаменитель

ксилитол, получаемый из берёзы и известный у нас как ксилит, содержится во

многих

фруктах,

в

скорлупе

миндаля.

Финские

и

американские

врачи

провели исследования большого количества детей в одном из государств

Центральной

Америки,

продолжавшиеся

более

трёх

лет.

Учителя

давали

детям жвачку с ксилитом. Чем дольше её держишь во рту, тем лучше для

зубов.

Уменьшается

вредный

налёт

на

зубах,

во

рту

восстанавливается

нормальное кислотно-щелочное равновесие. Ксилитол усиливает механизмы

иммунной

защиты

полости

рта.

В

итоге

уменьшается

количество

стрептококков,

способствующих

появлению

кариеса,

в

слюне

возрастает

содержание

кальция».

Прочитав

заметку,

на

первый

взгляд

всё

кажется

прекрасным:

жуй

жвачку

с

ксилитом

сохранишь

здоровые

зубы.

Но

обучающиеся знают из биологии и органической химии, что если жевать

резинку

в

перерывах

между

едой,

то

желудок

работает

вхолостую

и

переваривает собственные стенки. Кроме того, есть жевательная резинка,

которая

содержит

бутадиенстирольный

каучук,

не

разрешённый

к

применению в пищевых продуктах. Постепенно вырисовывается проблема:

как же быть? И далее вместе с

преподавателем

обучающиеся пробуют

решить её, выработав следующие рекомендации: жевать резинку необходимо

только после еды; быть внимательным к экспертизе данного продукта, не

употреблять вредных для здоровья жевательных резинок.

Так возникает проблема, требующая решения, так как она всегда

означает противоречие между известными

студенту

знаниями и новыми

сведениями, которые следует изучить

.

Проблемное обучение рассчитано на

всех, а не только успевающих обучающихся. Проблемный подход призван

заинтересовать всех студентов предстоящей проблемой, позволяет управлять

размышлениями обучающихся, быстро получать информацию и оперативно

реагировать на неё. К

слабоуспевающим

нужен особый подход. При

постановке проблемных задач необходимо привлекать их к ответам на более

лёгкие

вопросы,

поощряя

их

и

создавая

тем

самым

стимулы,

для

дальнейшего участия в размышлениях над более сложными проблемами.

Наиболее эффективное применение методов проблемного обучения возможно

в

тех

случаях,

когда

содержание

учебного

материала

не

является

принципиально новым, а логически продолжает ранее изученное на базе

которого, студенты могут сделать самостоятельные шаги в поиске знаний,

когда содержание доступно для самостоятельных поисков.

Наиболее удачно

найденной

проблемной

ситуацией

следует

считать

такую,

при

которой

проблему формулируют сами обучающиеся. Преподаватель при проблемном

изложении

материала

руководит

познавательным

процессом

студентов,

ставит

вопросы,

которые

заостряют

внимание

на

противоречивости

изучаемого явления и заставляет их задуматься. Прежде чем преподаватель

даст ответ на поставленный вопрос, студенты уже могут дать про себя ответ

и сверить его с ходом суждения и выводов преподавателя.

Как было отмечено выше, проблемное изложение применяется обычно

в тех случаях, когда обучающиеся не имеют достаточного запаса знаний,

чтобы активно участвовать в решении проблемы. Если же студенты обладают

минимумом знаний, необходимым для активного участия в решении учебной

проблемы,

то

применяется

следующий

способ

организации

проблемного

обучения - поисковая беседа.

Разрешение проблемных ситуаций под руководством преподавателя

заставляет студентов

сравнивать, обобщать, анализировать явления, а не

просто их механически запоминать. Процессы выдвижения и разрешения

проблемных ситуаций, представляют собой непрерывную цепь, так как при

выдвижении проблемы одновременно начинается её решение, которое в свою

очередь,

ведёт

к

постановке

новых

проблем.

То

есть

осуществляется

противоречивый и непрерывный процесс активного познания новых научных

понятий.

Используя

на

уроках

химии

методы

проблемного

обучения,

убеждаешься

на

опыте,

что

они

способствуют

развитию

познавательной

активности, творческой самостоятельности обучающихся, формированию их

мировоззрения,

интеллектуальному

развитию,

и

как

следствие

этого,

повышению качества знаний.

Исходя из результатов своей работы, предлагаю более широко

применять

методы

проблемного

обучения.

Ставить

задачи

проблемно-

поискового характера, решая которые, студенты

используют и закрепляют

знания.

Постоянная

постановка

перед

обучающимися

проблемных

ситуаций

приводит

к

стремлению

их

разрешить.

Эта

технология

способствует

развитию

творческой

личности

всегда

способной

к

поиску.

Развитие

данных

навыков

является

одним

из

важнейших

инструментов

формирования

коммуникативной

компетенции современного выпускника

техникума.



В раздел образования