Напоминание

Работа с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях детского сада


Автор: Цветкова Марина Борисовна
Должность: воспитатель логопедической группы детей с тяжелым нарушением речи
Учебное заведение: ГБДОУ детский сад №44 Кировского района Санкт–Петербурга
Населённый пункт: Санкт–Петербург
Наименование материала: статья
Тема: Работа с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях детского сада
Раздел: дошкольное образование





Назад




Работа с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях

детского сада

По данным Юнеско, 2 миллиона российских детей имеют особенности в физическом и

психологическом развитии.

Согласно статистике Министерства образования, каждый год в России число детей с

ОВЗ растёт на 5%. Из причин, которые могут усугублять тенденцию, я бы выделила

следующие:

- у будущих матерей слишком быстрый ритм жизни, в следствии чего нарушен режим

полноценного сна и отдыха;

- продолжительное сидение за компьютером;

- недостаточное проведение времени на свежем воздухе;

- стрессы;

- употребление алкогольных напитков;

- наследственность и др.

Как мы видим, у детей ограниченные возможности здоровья появляются в результате

разнообразных

причин

и

проявляются

по-разному.

Воспитателю

непросто

в

этом

разобраться. Это должны делать специалисты. Тем не менее воспитателю необходимо

вовремя обратить внимание на неадекватные проявления ребёнка.

Трудные условия для работы воспитателя нередко создаются, когда в группах шумно

от наличия, по крайней мере, несколько повышено в возбудимых, гиперактивных и

расторможенных детей.

В процессе наблюдения за поведением детей в группе, индивидуальной беседы,

полученная информация обсуждается с родителями и становится основой или планом

оказания

помощи

детям

с

ВОЗ.

Цель

такого

плана

помочь

детям

справится

с

переживаниями, которые препятствуют их нормальному самочувствию и общению со

сверстниками в группе. В первую очередь это переживания, возникшие в результате

беспокойства, страха, обиды и неуверенности в себе, скованности и нерешительности в

общении, неумения постоять за себя, неспособности контролировать свои чувства и,

наконец,

переживания

по

поводу

самих

переживаний,

создающие

эффект

их

болезненности или навязчивости. Понять не всегда проявляемые внешне переживания

детей можно только при наличии доверительного контакта с ними. Это нелёгкая задача,

так

как

дети,

предрасположенные

к

невротическим

реакциям,

обычно

подавляют

внешнее выражение переживаний, не раскрывая их иногда и в семье, из-за опасений

быть

неправильно

понятыми

и

наказанными

или

нежелания

огорчить

и

без

того

расстроенных родителей. Как есть врачебная тайна, так должна быть и своего рода

педагогическая тайна, когда воспитатель не использует полученную информацию во

вред ребёнку, не будет его ругать перед всеми детьми, стыдить за проявление слабости,

беспомощности и подчёркивать необходимость помощи. У воспитателя обязательно

должно быть чувство такта, душевная чуткость и искреннее желание помочь ребёнку

справиться

со

своими

переживаниями,

чтобы

построить

доверительную,

личностно

ориентированную

беседу

и

вызвать

положительный

настрой

по

отношению

к

воспитателю. Беседа может быть непринужденным разговором, например, на прогулке в

стороне от других детей, при самостоятельной игре в группе, когда воспитатель как бы

между

прочим

задаёт

интересующие

его

вопросы.

Затрагиваемы

в

беседе

темы

касаются

его

оценки

настроения

ребёнка,

его

переживаний,

взаимоотношений

со

сверстниками и страхов. Стоит понять не только источники положительных эмоций

ребёнка, но и то, что мешает ему нормально чувствовать себя, чем он недоволен,

обеспокоен или на что обижен.

Особую тактичность следует проявить в плане семейных отношений, не уточняя прямо

их

характера,

а

получая

представление

о

них,

интересуясь

игрушками

ребёнка,

отношением взрослых к игре дома, к рисованию, самостоятельному времяпровождению,

прогулкам на улице и т.д. Особенности семейных отношений хорошо отражаются у детей

в

игре

«Дочки-матери».

Уточнить

характер

отношений

в

семье

можно

в

беседе

с

родителем, приходящим в детский сад. При заинтересованности родителя, идущего на

контакт с воспитателем, несложно составить общее представление о психологическом

климате в семье. Большую помощь в этом могут оказать и родительские собрания,

проводимые

по

определённому

плану,

с

последующим

обсуждением

затронутых

проблем

психического

развития

детей

в

разные

возрастные

периоды,

адаптации

в

детском саду, взаимоотношений со сверстниками, поведения в целом и подготовки к

школе. Поскольку в каждой из бесед намечаются пути решения тех или иных проблем

развития и поведения, то у родителей появляется желание получить более конкретные

рекомендации

в

отношении

личных

проблем.

Это

повышает

эффективность

последующих индивидуальных собеседований. Полезно при этом сравнивать поведение

ребёнка в детском саду и дома.

Предупредить и/или откорректировать невротические отклонения в поведении ребёнка

может

помочь

определённые

мероприятия,

имеющие

психопрофилактическую

направленность и расширяющих диапазон психологического воздействия воспитателя,

его творческий потенциал. Верить в эго эффективность, полезность, необходимость –

первое условие подобной работы. Не менее важно выработать навык систематических,

целенаправленных усилий в денной области. Вот, что можно посоветовать:

- соблюдать оптимальный режим сна, занятий и отдыха;

- Часто с ребёнком разговаривать, обсуждать, рассказывать;

- ежедневно находить время для «нежности»;

- больше бывать на свежем воздухе;

- заниматься спортом в той или иной мере;

- предоставлять и предлагать изобразительные способы самовыражения;

- контролировать свои (родительские) эмоции;

- показать ребёнка специалистам.

Чтобы ответить на вопрос, насколько изменилось за 2010-2016 годы отношение

россиян к особенным детям и их семьям, а также их положение в обществе, было

опрошено

1

618

человек

старше

18

лет,

принадлежащих

к

разным

социальным

категориям населения. География репрезентативной выборки охватила респондентов из

1 3 0

н а с е л е н н ы х

п у н к т о в

3 3

р е г и о н о в

Р о с с и и .

Социологическое исследование показало, что за 2010-2016 гг. с 14% до 51%

увеличилась доля россиян, оказывающих какую-либо помощь детям-инвалидам и их

семьям. 73% респондентов, имеющих несовершеннолетних детей, хотели бы, чтобы их

ребенок участвовал в оказании помощи детям-инвалидам. Доля респондентов, готовых в

перспективе оказывать помощь детям-инвалидам и их семьям, увеличилась к 2016 г. на

23

%

и

достигла

65%.

Россияне

понимают

необходимость

принятия

людей

с

ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей с инвалидностью, однако

при этом негативно оценивает комфортность социальной и городской среды для детей-

инвалидов, в частности, пессимистично реагируя на вариант инклюзии в образовании.



В раздел образования