Напоминание

"Работа над словом по русскому языку в начальной школе (из опыта работы)"


Автор: Евстропова Юлия Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ №22
Населённый пункт: г.Королев,Московская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Работа над словом по русскому языку в начальной школе (из опыта работы)"
Раздел: начальное образование





Назад




Имея большой опыт работы в начальной школе,постоянно волновал вопрос таких

ошибок,как пропуски,замена,искажения в написании слова.Обращала внимание на то,что

довольно частыми ошибками мои ученики делают на неумении сделать правильный

перенос.Долгие поиски выявления причин этих ошибок привели меня к более желаемому

успеху.

Буквально с первых дней обучения чтению и письму началась активная работа над слогом

–слиянием.

Ежедневная страница букваря печаталась на доске.В каждом слове выделялся слог-

слияние,одинокие согласные с помощью стрелочек присоединялись к слогу-слиянию:

Полка-пол-ка

Лепка-леп-ка

Ветка-вет-ка

Итак,мы учимя видеть слоги и тут же обращали внимание на перенос каждого слова.

Постепенно учащиеся наблюдали, как усложнялось построение слога.

Самые лёгкие слова для написания и переноса –слова,состоящие из одних слогов-слияний:

Вода-во-да

Гора-го-ра

Сова-со-ва

И вот слог-слияние принимает по одному звуку:

Гай-дар

Мар-шак

Боль-шой

Род-ной

Делаем вывод:количество букв в слове увеличивается.

Учащиеся выполняют различные упражнения,которые учат различать слова с разным

построением слога.

Распределите слова в два столбика так,чтобы в одном из них были слова,состоящие из

одних слогов-слияний,а в другом-слог принимает одинокий согласный звук:

Банька,зорька,голова,корова,сирень,ручка,бумага,молоко,цапля,ворона,сорока,города,сыно

к,петух.

И учащиеся первого класса сумели справится с этим заданием ,которое выглядело так:

Банька голова

Зорька корова

Сирень города

Петух бумага

Сынок молоко

Цапля ворона

Ручка сорока

Дальнейшая работа по образованию русского слога продолжается и

,естественно,усложняется.

Учащиеся начинают знакомиться со словами,где к слогу –слиянию присоединяются 2 и 3

согласные буквы.Слог-слияние несет на себе ответственность принять все согласные

звуки,не имеющие рядом гласных.

Это: страна

Здравие

Радость

Встреча

Стрелок

Учащиеся узнают,как важно эти слова на письме продиктовать .Здесь особенно

необходимо слово произнести четко несколько раз.

Как продиктовать слово?

Уже в букварный период проводится эта работа не только учителем,но и самими

учащимися.К; примеру,10 учеников получили карточки со словами.Задача каждого

:прочитай сам и продиктуй классу

Фар-тук

Ка-ран-даш

Этот вид работы очень полезен ещё и тем ,что учитель может мгновенно указать на

ошибку ,которую совершает ученик.

Особого внимания у первоклассников занимают слова.где гласная одна образует слог или

вместе с согласной.Задача учителя:научить видеть в текстах эти слова или определять по

слуху.

Эту работу я провожу так.Даю в двух столбиках слова:

Ав-то-бус ми-ли-ци-я

Яб-ло-ко ё-жик

Ап-те-карь ё-лоч-ка

Иг-ла а-на-нас

Ар-тист а-ро-мат

Какой слог находится в более удобном положении?

Ведём исследовательскую работу.В результате этой работы учащиеся видят ,что одинокая

гласнвя,хотя и образовала слог,находится в затруднительном положении,т.к. учитель

сообщает правило переноса гласных.В более выгодном положении находится согласная

буква.

Вместе с согласной гласная образует слог и легко переносится.Одинокая гласная ,образуя

слог,но не имеет права на самостоятельный перенос.

Как быть?Выручает слог-слияние:

Ми-ли-ция

Это к нему присоединяется одинокая гласная.И тогда они вместе имеют право на

перенос.Среди слов букварь,книга,,морковь,ананас,ручка подчеркни слово,где гласная

буква,образуя слог, не имеет права на перенос:

Ана-нас

Продолжи этот ряд:

Яна,Яков,Ира,Оля…

-Чем интересны эти слова?

-Почему они не переносятся?

Итак,ежедневно ведется работа над умением разделить слово на слоги и тут же

отрабатывается перенос.Подобная работа изо дня в день приучает школьника более

внимательно относитсчя к слову.

Дети начинают грамотно читать ,правильно диктовать себе на письме-письмо становится

безошибочным А это главное на начальном этапе обучения чтению и письму.

Упражнения могут быть разного характера.Все зависит от творчества учителя и той

цели,которую он ставит перед учащимися .

Побежала лиса в еловый лес.

На небе6 появилась луна.

Подчеркните слова,состоящие из одних слогов-слияний.

Весь день идёт проливной дождб.

С помощью стрелочек докажи,какие слова не имеют права не перенос.

Могучие дубы стоят подле красивой липы.

Найди слово с трудным переносом(могучие)

Подчеркни слова ,которые не переносятся.

Тень от дерева падала на воду.

Лист осины лежал на воде.

Осень приближалась.

Найди лишнее слово,докажите почему оно лишнее?

Лилии,желтые,синие,оранжевые,дорога.

Дорога-3 слога слияния,словоимеет легкий перенос Оно здесь лишнее .

Лилии.жёлтые-будь с ними осторожен

Работа над слогом не просто учит ребенка ,как надо переносить слова.Она развивает

речь.она заставляет быть более внимательным к слову.

Работайте над слогом!



В раздел образования