Автор: Евстропова Юлия Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ №22
Населённый пункт: г.Королев,Московская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Работа над словом по русскому языку в начальной школе (из опыта работы)"
Раздел: начальное образование
Имея большой опыт работы в начальной школе,постоянно волновал вопрос таких
ошибок,как пропуски,замена,искажения в написании слова.Обращала внимание на то,что
довольно частыми ошибками мои ученики делают на неумении сделать правильный
перенос.Долгие поиски выявления причин этих ошибок привели меня к более желаемому
успеху.
Буквально с первых дней обучения чтению и письму началась активная работа над слогом
–слиянием.
Ежедневная страница букваря печаталась на доске.В каждом слове выделялся слог-
слияние,одинокие согласные с помощью стрелочек присоединялись к слогу-слиянию:
Полка-пол-ка
Лепка-леп-ка
Ветка-вет-ка
Итак,мы учимя видеть слоги и тут же обращали внимание на перенос каждого слова.
Постепенно учащиеся наблюдали, как усложнялось построение слога.
Самые лёгкие слова для написания и переноса –слова,состоящие из одних слогов-слияний:
Вода-во-да
Гора-го-ра
Сова-со-ва
И вот слог-слияние принимает по одному звуку:
Гай-дар
Мар-шак
Боль-шой
Род-ной
Делаем вывод:количество букв в слове увеличивается.
Учащиеся выполняют различные упражнения,которые учат различать слова с разным
построением слога.
Распределите слова в два столбика так,чтобы в одном из них были слова,состоящие из
одних слогов-слияний,а в другом-слог принимает одинокий согласный звук:
Банька,зорька,голова,корова,сирень,ручка,бумага,молоко,цапля,ворона,сорока,города,сыно
к,петух.
И учащиеся первого класса сумели справится с этим заданием ,которое выглядело так:
Банька голова
Зорька корова
Сирень города
Петух бумага
Сынок молоко
Цапля ворона
Ручка сорока
Дальнейшая работа по образованию русского слога продолжается и
,естественно,усложняется.
Учащиеся начинают знакомиться со словами,где к слогу –слиянию присоединяются 2 и 3
согласные буквы.Слог-слияние несет на себе ответственность принять все согласные
звуки,не имеющие рядом гласных.
Это: страна
Здравие
Радость
Встреча
Стрелок
Учащиеся узнают,как важно эти слова на письме продиктовать .Здесь особенно
необходимо слово произнести четко несколько раз.
Как продиктовать слово?
Уже в букварный период проводится эта работа не только учителем,но и самими
учащимися.К; примеру,10 учеников получили карточки со словами.Задача каждого
:прочитай сам и продиктуй классу
Фар-тук
Ка-ран-даш
Этот вид работы очень полезен ещё и тем ,что учитель может мгновенно указать на
ошибку ,которую совершает ученик.
Особого внимания у первоклассников занимают слова.где гласная одна образует слог или
вместе с согласной.Задача учителя:научить видеть в текстах эти слова или определять по
слуху.
Эту работу я провожу так.Даю в двух столбиках слова:
Ав-то-бус ми-ли-ци-я
Яб-ло-ко ё-жик
Ап-те-карь ё-лоч-ка
Иг-ла а-на-нас
Ар-тист а-ро-мат
Какой слог находится в более удобном положении?
Ведём исследовательскую работу.В результате этой работы учащиеся видят ,что одинокая
гласнвя,хотя и образовала слог,находится в затруднительном положении,т.к. учитель
сообщает правило переноса гласных.В более выгодном положении находится согласная
буква.
Вместе с согласной гласная образует слог и легко переносится.Одинокая гласная ,образуя
слог,но не имеет права на самостоятельный перенос.
Как быть?Выручает слог-слияние:
Ми-ли-ция
Это к нему присоединяется одинокая гласная.И тогда они вместе имеют право на
перенос.Среди слов букварь,книга,,морковь,ананас,ручка подчеркни слово,где гласная
буква,образуя слог, не имеет права на перенос:
Ана-нас
Продолжи этот ряд:
Яна,Яков,Ира,Оля…
-Чем интересны эти слова?
-Почему они не переносятся?
Итак,ежедневно ведется работа над умением разделить слово на слоги и тут же
отрабатывается перенос.Подобная работа изо дня в день приучает школьника более
внимательно относитсчя к слову.
Дети начинают грамотно читать ,правильно диктовать себе на письме-письмо становится
безошибочным А это главное на начальном этапе обучения чтению и письму.
Упражнения могут быть разного характера.Все зависит от творчества учителя и той
цели,которую он ставит перед учащимися .
Побежала лиса в еловый лес.
На небе6 появилась луна.
Подчеркните слова,состоящие из одних слогов-слияний.
Весь день идёт проливной дождб.
С помощью стрелочек докажи,какие слова не имеют права не перенос.
Могучие дубы стоят подле красивой липы.
Найди слово с трудным переносом(могучие)
Подчеркни слова ,которые не переносятся.
Тень от дерева падала на воду.
Лист осины лежал на воде.
Осень приближалась.
Найди лишнее слово,докажите почему оно лишнее?
Лилии,желтые,синие,оранжевые,дорога.
Дорога-3 слога слияния,словоимеет легкий перенос Оно здесь лишнее .
Лилии.жёлтые-будь с ними осторожен
Работа над слогом не просто учит ребенка ,как надо переносить слова.Она развивает
речь.она заставляет быть более внимательным к слову.
Работайте над слогом!