Напоминание

Проектно-исследовательская деятельность


Автор: Ровнина Галина Владимировна
Должность: учитель немецкого языка
Учебное заведение: МОУ Дубковская СОШ Переславский МР Ярославская область
Населённый пункт: пос. Дубки Переславский р-н Ярославская обл.
Наименование материала: статья
Тема: Проектно-исследовательская деятельность
Раздел: полное образование





Назад





Проектно-исследовательская деятельность
. Ровнина Г.В. учитель немецкого языка МОУ Дубковская СОШ Переславский МР Ярославская область Аннотация. В статье рассказывается о возможностях использования проектной и исследовательской деятельности в школе. ____________________________________________________________________________ Для того чтобы ученик воспринимал знания как действительно нужные, ему необходимо поставить перед собой и решить значимую для него проблему, взятую из жизни, применить для её решения определённые знания и умения, в том числе и новые, которые ещё предстоит приобрести, и получить в итоге реальный, ощутимый результат. Проектно-исследовательская деятельность относится к методам, которые - формируют активную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся в учении; - развивают в первую очередь общеучебные умения и навыки: исследовательские, рефлексивные, самооценочные; - формируют компетенции, т.е. умения, непосредственно сопряженные с опытом их применения в практической деятельности; - приоритетно нацелены на развитие познавательного интереса учащихся; - реализуют принцип связи обучения с жизнью. Чем же исследовательская деятельность отличается от проектной деятельности? Главное отличие проектной и исследовательской деятельности – это
цель:

цель проектной деятельности
– реализация проектного замысла,
цель исследовательской деятельности
- уяснение сущности явления, истины, открытие новых закономерностей и т.п. Оба вида деятельности в зависимости от цели могут быть подсистемами друг у друга. То есть, в случае реализации проекта в качестве одного из средств будет выступать исследование, а, в случае проведения исследования – одним их средств может быть проектирование. Исследование подразумевает выдвижение гипотез и теорий, их экспериментальную и теоретическую проверку. Проекты могут быть и без исследования (творческие, социальные, информационные). А отсюда вытекает, что гипотеза в проекте может быть не всегда, нет исследования в проекте, нет гипотезы. Проектная и исследовательская деятельности отличаются своими
этапами.

Этапы научного исследования
:  Формулирование проблемы, обоснование актуальности выбранной темы.  Постановка цели и конкретных задач исследования.  Определение объекта и предмета исследования.  Выбор метода (методики) проведения исследования.  Описание процесса исследования.
 Обсуждение результатов исследования.  Формулирование выводов и оценка полученных результатов Опыт многих педагогов-практиков показывает, что для достижения педагогического результата эффективно применять следующую более детализированную последовательность: 1. Актуализация проблемы (выявить проблему и определить направление будущего исследования). 2. «Инкубационный период». Определение сферы исследования (сформулировать основные вопросы, ответы на которые хотели бы найти). 3. Выбор темы исследования (попытаться, как можно более строго обозначить границы исследования). 4. Выработка гипотезы (разработать гипотезу или гипотезы, в том числе должны быть высказаны и нереальные – провокационные идеи). 5. Выявление и систематизация подходов к решению (выбрать методы исследования). 6. Разработка методики проведения исследования. 7. Сбор и обработка информации (зафиксировать полученные знания). 8. Анализ и обобщение полученных материалов (структурировать полученный материал, используя известные логические правила и приёмы). 9. Подготовка отчёта (дать определения основным понятия, подготовить сообщение по результатам исследования и др.). 10. Доклад (защитить его публично перед сверстниками и взрослыми, ответить на вопросы). 11. Обсуждение итогов завершённой работы. Рефлексия. Таким образом, любое исследование, неважно, в какой области естественных или гуманитарных наук оно выполняется, имеет подобную структуру. Такая цепочка является неотъемлемой принадлежностью исследовательской деятельности, нормой ее проведения. Главным
результатом исследовательской деятельности
является интеллектуальный, творческий продукт, устанавливающий ту или иную истину в результате процедуры исследования и представленный в стандартном виде.
Представление исследования
имеет решающее значение во всей работе. Наличие стандартов представления является характерным атрибутом исследовательской деятельности и выражено достаточно жестко в отличие, например, от деятельности в сфере искусства. Таких стандартов в науке несколько:
тезисы, научная статья, устный

доклад, диссертация, монография, популярная статья.
В каждом из стандартов определены характер языка, объем, структура. При представлении руководитель и учащийся должен с самого начала определиться с тем жанром, в котором он работает, и строго следовать его требованиям. Наиболее популярными на современных юношеских конференциях являются жанры тезисов, статьи, доклада.
Классификация творческих работ учащихся в области естественных и гуманитарных

наук.

Проблемно-реферативные
- творческие работы, написанные на основе нескольких литературных источников, предполагающие сопоставление данных разных источников и на основе этого собственную трактовку поставленной проблемы.
Экспериментальные

-
творческие работы, написанные на основе выполнения эксперимента, описанного в науке и имеющего известный результат. Носят скорее иллюстративный характер, предполагают самостоятельную трактовку особенностей результата в зависимости от изменения исходных условий.

Натуралистические и описательные
- творческие работы, направленные на наблюдение и качественное описание какого-либо явления. Могут иметь элемент научной новизны. Отличительной особенностью является отсутствие корректной методики исследования. Одной из разновидностей натуралистических работ являются работы общественно- экологической направленности.
Исследовательские
- творческие работы, выполненные с помощью корректной с научной точки зрения методики, имеющие полученный с помощью этой методики собственный экспериментальный материал, на основании которого делается анализ и выводы о характере исследуемого явления.
Главным смыслом исследования в сфере образования есть то, что оно является

учебным. Это значит, что его главной целью является развитие личности учащегося,
а не получение объективно нового результата, как в «большой» науке. Если в науке главной целью является производство новых знаний, то в образовании цель исследовательской деятельности - в приобретении учащимся функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности, развитии способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе на основе приобретения субъективно новых знаний (т. е. самостоятельно получаемых знаний, являющихся новыми и личностно значимыми для конкретного учащегося).
Основные требования к учебному проекту
1. Работа над проектом всегда направлена на разрешение конкретной, причем социально-значимой проблемы - исследовательской, информационной, практической. 2. Планирование действий по разрешению проблемы - иными словами, выполнение работы всегда начинается с проектирования самого проекта, в частности - с определения вида продукта и формы презентации. Наиболее важной частью плана является пооперационная разработка проекта, в которой приводится перечень конкретных действий с указанием результатов, сроков и ответственных. Однако некоторые проекты (творческие, ролевые) не могут быть сразу четко спланированы от начала до конца. 3. Исследовательская работа учащихся как обязательное условие каждого проекта. Отличительная черта проектной деятельности - поиск информации, которая затем обрабатывается, осмысливается и представляется участниками проектной группы. 4. Результатом работы над проектом, иначе говоря, его выходом, является продукт, который создается участниками проектной группы в ходе решения поставленной проблемы. 5. Представление заказчику и (или) общественности готового продукта с обоснованием, что это наиболее эффективное средство решения поставленной проблемы. Иными словами, осуществление проекта требует на завершающем этапе презентации продукта и защиты самого проекта. Таким образом,
этапы проекта - это:
 Проблема (выбор темы, постановка проблемы).  Планирование (составление плана работы).  Поиск информации (проектирование, работа над проектом).  Продукт (оформление результатов).  Презентация (представление продукта, дискуссия).  Портфолио (папка, в которой собраны все рабочие материалы, в том числе черновики, дневные планы, отчеты и др.).  Рефлексия (обсуждение итогов завершённой работы).

Персональные или групповые проекты?
Единой точки зрения на то, как должна быть организована работа над проектом - индивидуально или в группе, не существует. Система "Международный бакалавриат" допускает только персональные проекты. Напротив, одна из крупнейших современных исследователей учебных проектов Е.С. Полат (г. Москва), считает, что метод проектов эффективен лишь в сочетании с "технологией работы в группах сотрудничества".
Преимущества персональных проектов:
 план работы над проектом может быть выстроен и отслежен с максимальной точностью,  у учащегося формируется чувство ответственности, поскольку выполнение проекта зависит только от него,  учащийся приобретает опыт на всех без исключения этапах выполнения проекта - от рождения замысла до итоговой рефлексии,  формирование у учащегося важнейших обще учебных умений и навыков (исследовательских, презентационных, оценочных) оказывается вполне управляемым процессом.
Преимущества групповых проектов
:  в проектной группе формируются навыки сотрудничества,  проект может быть выполнен наиболее глубоко и разносторонне,  на каждом этапе работы над проектом, как правило, есть свой ситуативный лидер: лидер-генератор идей, лидер-исследователь, лидер-оформитель продукта, лидер- режиссер презентации; каждый учащийся, в зависимости от своих сильных сторон, активно включается в работу на определенном этапе,  в рамках проектной группы могут быть образованы подгруппы, предлагающие различные пути решения проблемы, идеи, гипотезы, точки зрения; элемент соревнования между ними, как правило, повышает мотивацию участников и положительно влияет на качество выполнения проекта.
Классификация проектов

- по доминирующей деятельности учащихся

Практико-ориентированный

проект
нацелен на решение социальных задач, отражающих интересы участников проекта или внешнего заказчика. Эти проекты отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности его участников, который может быть использован в жизни класса, школы, микрорайона, города, государства. Форма конечного продукта при этом разнообразна - от учебного пособия для кабинета физики до пакета рекомендаций по восстановлению экономики России. Ценность проекта заключается в реальности использования продукта на практике и его способности решить заданную проблему. 
Исследовательский проект
по структуре напоминает научное исследование. Он включает в себя обоснование актуальности выбранной темы, постановку задачи исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение и анализ полученных результатов. При выполнении проекта должны использоваться методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и др.

Информационный проект
направлен на сбор информации о каком-либо объекте или явлении с целью анализа, обобщения и представления информации для широкой аудитории. Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры и возможности ее коррекции по ходу работы. Выходом проекта часто является публикация в СМИ, в т. ч. в сети Internet. 
Творческий

проект
предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к его выполнению и презентации результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно- прикладного искусства, видеофильмы и т. п. 
Ролевой

проект
. Разработка и реализация такого проекта наиболее сложна. Участвуя в нем, проектанты берут себе роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев с целью воссоздания различных социальных или деловых отношений через игровые ситуации. Результат проекта остается открытым до самого окончания. Чем завершится судебное заседание? Будет ли разрешен конфликт и заключен договор?
- по комплексности
По комплексности (предметно-содержательной области) можно выделить два типа проектов. 
Монопроекты
реализуются, как правило, в рамках одного учебного предмета или одной области знания, хотя могут использовать информацию из других областей знаний и деятельности. Руководителем такого проекта выступает учитель- предметник, консультантом - учитель другой дисциплины. Монопроекты могут быть, например, литературно-творческими, естественнонаучными, экологическими, языковыми (лингвистическими), культуроведческими, спортивными, историческими, географическими, музыкальными. Интеграция осуществляется лишь на этапе подготовки продукта и презентации: например, компьютерная верстка литературного альманаха или музыкальное оформление спортивного праздника. Такие проекты могут проводиться (с определенными оговорками) в рамках классно-урочной системы. 
Межпредметные
проекты выполняются исключительно во внеурочное время и под руководством нескольких специалистов в различных областях знания. Они требуют глубокой содержательной интеграции уже на этапе постановки проблемы. Например, проект по теме "Проблема человеческого достоинства в российском обще стве XIX - XIX вв." т ребует одновременно и с т о р и ч е с ко го , литературоведческого, культурологического, психологического и социологического подходов. -
по характеру контактов
: 
внутриклассные

внутришкольные

региональные
(в пределах одной страны
)

международные
Последние два типа проектов являются телекоммуникационными, поскольку требуют координации деятельности участников, их взаимодействия в сети Internet и , следовательно, задействования средств современных компьютерных технологий.
- по продолжительности

Мини-проекты
могут укладываться в один урок или часть урока. Их разработка наиболее продуктивна для курса иностранного языка. Пример: проект "Составление рекламного модуля на немецком языке", 11 класс. Работа над проектом ведется в группах, продолжительность - 20 минут (подготовка -10 минут, презентация каждой группы - 2 минуты).

Краткосрочные

проекты
требуют выделения 4 - 6 уроков, которые используются для координации деятельности участников проектных групп. Основная работа по сбору информации, изготовлению продукта и подготовке презентации выполняется в рамках внеклассной деятельности и дома. Пример: проект "Элемент XX века", химия, 10 класс. Работа осуществляется в группах, продолжительность - 4 урока. 1-й урок: определение состава проектных групп, выдача задания (сбор информации по своим элементам). 2-й урок: отчеты групп по собранной информации, выработка содержания проектного продукта и формы его презентации. 3-й и 4-й спаренные уроки: презентация готовых проектов, их обсуждение и оценка. 
Недельные

проекты
выполняются в группах в ходе проектной недели. Их реализация занимает примерно 30 - 40 часов и целиком проходит с участием руководителя проекта. При осуществлении недельного проекта возможно сочетание классных форм работы (мастерские, лекции, лабораторный эксперимент) с внеклассными (экскурсии и экспедиции, натурные видеосъемки и др.). Все это, благодаря глубокому "погружению" в проект, делает проектную неделю оптимальной формой организации проектной работы. 
Долгосрочные (годичные) проекты
могут выполняться как в группах, так и индивидуально. Весь цикл реализации годичного проекта - от определения темы до презентации (защиты) - выполняется во внеурочное время.
Формы продуктов проектной деятельности
В ряде случаев на вид продукта сразу указывает тема проекта. Но чаще всего выбор продукта - непростая творческая задача, от решения которой во многом зависит мотивация участников проектной группы к дальнейшей работе. Так, проект "Исследование влияния климата природных зон на растительный и животный мир" может завершиться защитой ничем не примечательного реферата, а может вылиться в увлекательную подготовку атласа несуществующего материка. Приведем перечень (далеко не полный) возможных выходов проектной деятельности:  WEB-сайт  Атлас, карта  Видеофильм  Выставка  Газета, журнал  Законопроект  Действующая фирма  Игра  Коллекция  Костюм  Модель  Музыкальное произведение  Мультимедийный продукт  Оформление кабинета  Постановка  Праздник  Прогноз  Система школьного самоуправления  Справочник  Учебное пособие  Экскурсия

Виды презентаций проектов
Презентации учебных проектов могут быть проведены в виде:  деловой игры  демонстрации видеофильма/продукта, (выполненного на основе информационных технологий  диалога исторических или литературных персонажей  защиты на Ученом Совете  игры с залом  иллюстрированного сопоставления фактов, документов, событий, эпох, цивилизаций  инсценировки реального или вымышленного исторического события  отчета исследовательской экспедиции  пресс-конференции  путешествия  рекламы  ролевой игры  соревнования  спектакля  спортивной игры  театрализации (воплощения в роль человека, одушевленного или неодушевленного существа)  телепередачи  экскурсии и т.д.
Оформление проектной папки.
В состав проектной папки (
портфолио
проекта) входят:  паспорт проекта,  планы выполнения проекта и отдельных его этапов (для долгосрочных проектов это могут быть недельные или помесячные планы; для проекта, выполняемого в ходе проектной недели, ежедневные планы). В планах указываются: индивидуальное задание каждого участника проектной группы на предстоящий промежуток времени, задачи группы в целом, форма выхода очередного этапа,  промежуточные отчеты группы,  вся собранная информация по теме, в том числе ксерокопии и распечатки из Internet,  результаты исследований и анализа,  записи всех идей, гипотез и решений,  отчеты о совещаниях группы, проведенных дискуссиях, "мозговых штурмах" и т. д.  краткое описание всех проблем, с которыми приходится сталкиваться проектантам, и способов их решения,  эскизы, чертежи, наброски продукта,  материалы к презентации (сценарий),  другие рабочие материалы и черновики группы. В наполнении проектной папки принимают участие все участники группы. Записи учащихся должны быть по возможности краткими - в форме небольших набросков и аннотаций. В день презентации проекта оформленная папка сдается в жюри. Грамотно составленная проектная папка позволяет:  организовать работу каждого участника проектной группы,
 создать удобный коллектор информации и справочник для работы над проектом,  объективно оценить ход работы над завершенным проектом,  судить о личных достижениях и развитии каждого участника проекта,  сократить время поиска информации при проведении в дальнейшем других, близких по теме, проектов.
Система оценки проектных работ
Для выработки системы оценки проектных работ предварительно требуется ответить на следующие вопросы:  Будут ли включаться самооценки участников проектных групп в общую оценку проекта?  Предполагается ли присуждение мест (I, II, III) или номинаций (за лучшее исследование, за лучшую презентацию и т. д.)?  Как будет происходить оценка проектов - по предметным секциям (например, лингвистической, естественнонаучной, гуманитарной) или "единым списком"?
Критерии
оценки должны быть выбраны, исходя из оптимальности их числа (не более 7 - 10) и доступности для учащихся каждого возраста. Оцениваться должна не столько презентация, сколько качество проекта в целом. Очевидно, что критерии должны быть известны всем проектантам задолго до защиты. Пример 1 (первые четыре критерия - оценка проекта, остальные - оценка презентации).  Самостоятельность работы над проектом.  Актуальность и значимость темы.  Полнота раскрытия темы.  Оригинальность решения проблемы.  Артистизм и выразительность выступления.  Раскрытие содержания проекта на презентации.  Использование средств наглядности, технических средств.  Ответы на вопросы. Пример 2  Важность темы проекта.  Глубина исследования проблемы.  Оригинальность предложенных решений.  Качество выполнения продукта.  Убедительность презентации.
Проектная деятельность: роль учителя
Работа по методу проектов требует от учителя не столько преподавания, сколько создания условий для проявления у детей интереса к познавательной деятельности, самообразованию и применению полученных знаний на практике. В определенном смысле, учитель перестает быть "предметником", а становится педагогом широкого профиля. Для этого он как руководитель проекта должен обладать высоким уровнем культуры и некоторыми творческими способностями. Ему предстоит стать генератором развития у ребенка познавательных интересов и творческого потенциала. Отныне его авторитет зависит от способности быть инициатором интересных начинаний. Каким образом, участвуя в проектной деятельности, учитель может создать условия для развития учащихся? Ответ на этот вопрос дает список ролей, которые предстоит "прожить" педагогу по ходу реализации проекта:  энтузиаст, вдохновляющий и мотивирующий учащихся на достижение цели,
 специалист, обладающий знаниями и умениями в нескольких (не обязательно во всех) областях,  консультант, организующий доступ к информационным ресурсам, в т. ч. к другим специалистам,  руководитель (особенно в вопросах планирования времени),  организатор обсуждения различных способов преодоления возникающих трудностей (человек, задающий косвенные, наводящие вопросы, помогающий обнаружить ошибки и т. п.),  координатор группового процесса,  эксперт, анализирующий результаты выполненного проекта. Наиболее сложным для педагога является вопрос о степени самостоятельности учащихся, работающих над проектом. Какие задачи, возникшие перед проектной группой, должен решать учитель, какие — сами учащиеся, а какие разрешимы через их сотрудничество? Очевидно, что степень самостоятельности зависит от множества факторов: возрастных и индивидуальных особенностей детей, их предыдущего опыта проектной деятельности, сложности темы проекта, характера отношений в группе и др. Проблема в том, чтобы подобрать такие виды и продукты проектной деятельности, которые были бы адекватны возрасту участников проекта. Так, в начальной школе это может быть рисунок или композиция, выполненная руками детей и т. п. Не менее важно, чтобы тема проекта не навязывалась взрослыми. В крайнем случае, допустим выбор одной из предложенных руководителем тем. Еще лучше, если поиск темы в группе "учащиеся + учитель" проводится по принципу "скрытой координации". Планирование, реализация и оценка проектов также должны осуществляться в первую очередь самими детьми. Не стоит забывать, что ученик подавляющую часть своего времени загружен традиционным классно-урочным обучением и обречен играть лишь одну роль - исполнителя. Таким образом,
учебный проект с точки зрения учащегося
– это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и задачи, когда результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы – носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.
Учебный проект с точки зрения учителя
– это дидактическое средство, позволяющее обучать проектированию, т.е. целенаправленной деятельности по нахождению способа решения проблемы путем решения задач, вытекающих из этой проблемы при рассмотрении ее в определенной ситуации. В заключение хочется отметить, что нельзя не согласиться с мнением отечественных и зарубежных педагогов и психологов, согласно которому “проектное обучение не должно вытеснять классно-урочную систему и становиться некоторой панацеей, его следует использовать как дополнение к другим “видам прямого или косвенного обучения”.
Источники информации


А.В. Леонтович
, «Исследовательская деятельность учащихся» (сборник статей), М.2003, Издание МГДД(Ю)Т. 
В.А. Коростелёва
«ПРОБЛЕМЫ ГЕОГРАФИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ ШКОЛЬНИКОВ В РАМКАХ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ» дипломная работа по специальности "География" 
Савенков Александр Ильич
, доктор педагогических наук, доктор психологических наук, профессор кафедры психологии развития МПГУ «Исследовательское обучение и проектирование в современном образовании» 
Белова Т.Г.
Научная статья по специальности "НАРОДНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ. ПЕДАГОГИКА" из научного журнала "Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена", Научная библиотека КиберЛенинка  д.п.н., проф.
ПОЛАТ Е.С
., ИОСО РАО «МЕТОД ПРОЕКТОВ» 
Наталья Кочетурова
«Метод проектов в обучении языку: теория и практика»  Метод проектов в школе Источник: специальное приложение к журналу "Лицейское и гимназическое образование" Вып. 4.


В раздел образования