Автор: Трофимова Ирина Анатольевна
Должность: преподаватель, зав.общеобразовательной и гуманитарной подготовкой
Учебное заведение: ГАПОУ "Казанский музыкальный колледж им. И.В. Аухадеева"
Населённый пункт: г.Казань
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Презентация–интервью как средство профессиональной подготовки будущих преподавателей музыки"
Раздел: высшее образование
Презентация – интервью
с Заслуженным работником культуры Татарстана
преподавателем музыкальной информатики
Казанского музыкального колледжа им. И.В.Аухадеева
МАТВЕЕВЫМ ВИТАЛИЕМ НИКОЛАЕВИЧЕМ.
«Я счастливый человек. Мне интересно жить, познавать новое. Мое увлечение совпадает
с профессией…»
«Выберите себе работу по душе, и вам не придется работать ни
одного дня в своей жизни»- так говорил в свое время китайский
мудрец Конфуций. Если человеку нравится его профессия, и он
чувствует, что это его призвание, то работа станет неотъемлемой
частью его жизни, от которой он будет получать удовольствие.
Сегодня нашим собеседником стал преподаватель Казанского
музыкального колледжа им. И. В. Аухадеева – Виталий Николаевич
Матвеев - заслуженный работник культуры Республики Татарстан,
талантливый педагог, для которого работа уже давно стала одним из
любимых занятий в жизни.
-Виталий Николаевич, как Вы пришли в профессию музыканта?
-В профессию музыканта я пришел очень интересно. Обучаясь в музыкальной школе №6 город
Казани до шестого класса по классу фортепиано у Шушаровой Тамары Павловны, я занимался с
большим нежеланием , как и все мальчики. Но в тот период, в том возрасте я случайно попал на
американский фильм «Серенада солнечной долины», который прошел по экранам нашей страны .
Этот фильм произвел на меня потрясающее впечатление. Меня поразила игра большого биг-бенда -
джазового оркестра, после чего я ходил на этот фильм, вымогая деньги у родителей, 35 раз. Я
начал запоминать мелодии из фильма на слух, и затем подбирал их на фортепиано. Это меня
настолько вдохновило, что в шестом и седьмом классах я стал заниматься часами. Итак, фильм
сыграл определяющую роль в выборе моей будущей профессии. Окончив школу в 1962 году, я
поступил в Казанское музыкальное училище . Это был период культурного артистического бума в
стране. Все хотели быть артистами, и я в том числе. За 111 лет существования колледжа можно
выделить именно этот период, когда конкурс для пианистов на 1 место проходил в 3 тура.
Выбирали лучших из лучших. Взяли 12 человек, в число которых попал и я. Мои бывшие
однокурсники, в настоящее время, состоялись как музыканты и личности. Многие стали
профессорами, композиторами , заслуженными артистами , выдающимися концертмейстерами и
педагогами. Учился я в классе Казанской Маргариты Алексеевны. Нужно заметить, что в те годы
меня увлек больше джаз, чем классика. Но пришлось заняться основами музыкального искусства,
за что я очень благодарен своим педагогам училища и консерватории. В то время джаз я изучал
самостоятельно.
- Вы окончили Казанский музыкальный колледж по классу фортепиано. Было большим открытием
узнать, что благодаря Вам, в одной из музыкальных школ Казани было создано эстрадное
отделение. Что побудило Вас заняться новым направлением в музыкальной жизни?
-На одном из совещаний руководителей республики министр культуры ТАССР Марсель
Мазгарович Таишев бросил лозунг о развития «легкой»,популярной эстрадной музыки среди
молодежи. . Я подхватил этот лозунг. ДМШ№11 в Казани была 17-той по России, в которой
открылось эстрадное отделение. И 1-й в городе Казани. Будучи в то время директором ДМШ
№11, я занялся развитием этого нового направления - интерес к джазу в народе в этот период
был колоссальный.
.
-Виталий Николаевич, в своей практике Вы преподавали детям, студентам. Также Вы имели дело
с преподавателями и коллегами, выступая на мастер-классах и открытых уроках. Возникали ли
сложности в работе? От чего зависит успешность обучения ребенка и взрослого человека?
- В программу эстрадного отделения музыкальной школы входило изучение различных
направлений популярной и джазовой музыки, которая подразумевает свободу импровизационного
мышления. У меня было опасение, смогут ли дети воспринять и освоить это сложное
направление. Но если подумать, когда дети говорят, не зная букваря, они ведь свободно выражают
свои мысли. Почему же тогда нельзя научить человека свободно выражать их за инструментом?
Я думаю, все зависит от педагога, от его подхода к ученику. И мы всем эстрадным коллективом
школы искали и создавали свои методики работы с детьми. Многие педагоги школы на этом
поприще раскрылись не только как талантливые джазовые музыканты, но и как талантливые
педагоги. Но работать со студентами интереснее. Во время чтения лекций на курсах повышения
квалификации взрослые педагоги ДМШ, состоявшиеся дипломированные музыканты просили
меня обучать их импровизации. Некоторым из них я давал частные уроки и на этих занятиях
многие из них раскрывались как композиторы.. Поэтому, для педагога очень важно найти тот
«ключик » к ребенку или взрослому человеку, который позволит открыть его душу и талант.
- Что побудило Вас заняться педагогической деятельностью в музыкальном училище?
- Работать в музыкальный колледж я пришел по стечению обстоятельств. После 40-летнего стажа
работы у меня возникли проблемы со здоровьем, и я просто решил уйти с должности директора
ДМШ . Случайно на одном из совещании директоров г.Казани Сабитовская Резеда Газизовна,
будучи тогда директором Казанского музыкального колледжа, пригласила меня к себе на работу.
Специалистов по музыкальной информатике в то время не было. Я согласился. По своей природе я
- педагог и все свои знания отдаю детям. Кто воспринимает их, тот идет дальше к вершине
своего развития.
-Чем Вас привлекла область музыкально-прикладных технологий? Почему Вы выбрали именно это
направление для работы в колледже?
-Когда я приобрел первый компьютер и начал изучать его, то столкнулся с языковым барьером.
Все программы на английском языке, и мне пришлось сидеть и переводить со словарем каждое
слово . Таким образом, возникла мотивация к изучению языка . Интересно было познавать через
язык различные музыкально- компьютерные программы. Это сейчас почти весь компьютерный
софт переведен на русский язык .
-Какие дисциплины Вы преподаете? Считаете ли Вы их универсальными для
всех специальностей колледжа?
-Сабитовская Резеда Газизовна пригласила меня к себе преподавателем
по классу синтезатора у пианистов - это 2-й инструмент на выбор. По
программе можно было изучать клавесин, орган, синтезатор. Позднее, я стал
преподавать такие дисциплины, как информатика, музыкальная информатика,
история стилей музыкальной эстрады, компьютерная аранжировка. За 11 лет
преподавания этих предметов, я увидел, что, изучение этих дисциплин,
может помочь стать студенту звукорежиссером, звукооператором или
аранжировщиком. Сейчас эти профессии очень востребованы. Работая по
этим специальностям, можно зарабатывать приличные деньги.
- Какие компьютерные программы Вы используете в обучении?
Это изучение персонального компьютера и его составляющих. По предмету музыкальной
информатики изучаются программы - трекеры, которые позволяют создавать аранжировки
молодежной танцевальной музыки . Таковой программой является «Dance 4». Также в
предмет входит освоение программы по мастейрингу «Sound Forge», нотный редактор
«Sibelius» и много других интересных музыкальных программ.
- Тогда спрошу Вас как профессионала: в чем различие «Sibelius» от программы «Finale», и что
все-таки лучше?
- Явных отличий нет, но, на мой взгляд, программа «Sibelius» - удобнее по интерфейсу, что
позволяет лучше усваивать нотный редактор, поэтому я советую именно ее.
- Предмет «музыкальной информатики» является обязательным для всех студентов.
Вместе с тем, это весьма не простой предмет. От чего зависит успеваемость: от
специальности или от самих студентов?
- Нужно заметить, что интерес к этому предмету у всех большой, даже у прогульщиков.
Сейчас в современной жизни без музыкально-компьютерных технологий никак. Бывает,
приходят уже «просвещенные» ребята, которые знают эти программы. В любом случае, мне
интересно работать – ведь не только я учу, но и студенты меня учат. В этом смысле я
счастливый человек. Мне интересно жить, каждый раз познавать новое. Мое увлечение
совпадает с профессией. Студенты меня духовно тоже «ОБОГАЩАЮТ», поэтому работать
мне очень интересно. Могу сказать, что я нахожу тот самый «ключик » и почти 90
процентов всех студентов ходят на занятия с интересом, показывая хороший уровень знаний,
занимая на различных олимпиадах призовые места.
-Есть ли ученики, которые пошли по Вашим стопам и добились больших успехов в области
музыкально-прикладных технологий?
Да есть, и их довольно много. К примеру, могу сказать, Айрат Ганиев, выпускник музыкального
колледжа и его друзья, тоже наши студенты, создали собственную студию звукозаписи.
Дисциплины, которые я преподаю, косвенно повлияли на будущую профессию многих студентов.
Даже в последствии студенты, которые несерьезно относились к моему предмету, начинали
понимать, что эти знания, необходимы в жизни профессионального музыканта. Некоторые из
моих учеников живут и работают за рубежом и я с ними общаюсь по Интернету. Я считаю ,что
жизнь прожита не зря.
-Хотели бы Вы что-нибудь пожелать студентам, дать советы, которые помогли бы им в
дальнейшем реализовать себя, достигнуть высот в музыкальной карьере?
- В первую очередь, нужно трудиться. Без труда не достигнешь высот в профессии. При этом
трудиться человек должен целенаправленно. В музыке нет вершин и предела, к ним можно
стремиться бесконечно. При этом очень важна мотивация. Поэтому, я советую трудиться
мотивированно и целенаправленно. Чем выше цель - тем больше стремление.
-Согласны ли Вы с тем, что настоящий педагог не тот, кто дал знания, а тот, которые сумел
«зажечь» сердца учеников?
-Согласен. Всегда привожу пример Горьковского «Данко». Музыканты - это люди, которые
зажигают сердца, для этого надо отдать свое сердце людям, тогда и ты сможешь в Концертном
зале зажечь много сердец.
-Завершая нашу беседу, хотелось бы задать Вам последний вопрос: профессия педагога для Вас -
это работа или призвание?
-Однозначно призвание. Я хожу на работу, чтобы отдавать знания и обогатиться духовно самому.
Именно от общения и взаимного духовного обогащения происходит становление человека.
Мудрец Конфуций оказался прав, сказав, что правильно выбранная
работа, а именно работа, которая человеку по душе, будет одним
из главных увлечений в жизни. Можно только позавидовать
«белой» завистью
Виталию Николаевичу Матвееву
, что он
от своей работы получает удовольствие , достигая при этом
больших результатов ,благодаря интересу и энтузиазму в
познании своей профессии, при полной отдаче творческих сил.
Казань 2017г.
Интервью провел студент 3 курса
Казанского музыкального колледжа им.
И.В.Аухадеева духового отделения
КОБЯКОВ МИХАИЛ