Напоминание

"Презентация–интервью как средство профессиональной подготовки будущих преподавателей музыки"


Автор: Трофимова Ирина Анатольевна
Должность: преподаватель, зав.общеобразовательной и гуманитарной подготовкой
Учебное заведение: ГАПОУ "Казанский музыкальный колледж им. И.В. Аухадеева"
Населённый пункт: г.Казань
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Презентация–интервью как средство профессиональной подготовки будущих преподавателей музыки"
Раздел: высшее образование





Назад




Презентация – интервью

с Заслуженным работником культуры Татарстана

преподавателем музыкальной информатики

Казанского музыкального колледжа им. И.В.Аухадеева

МАТВЕЕВЫМ ВИТАЛИЕМ НИКОЛАЕВИЧЕМ.

«Я счастливый человек. Мне интересно жить, познавать новое. Мое увлечение совпадает

с профессией…»

«Выберите себе работу по душе, и вам не придется работать ни

одного дня в своей жизни»- так говорил в свое время китайский

мудрец Конфуций. Если человеку нравится его профессия, и он

чувствует, что это его призвание, то работа станет неотъемлемой

частью его жизни, от которой он будет получать удовольствие.

Сегодня нашим собеседником стал преподаватель Казанского

музыкального колледжа им. И. В. Аухадеева – Виталий Николаевич

Матвеев - заслуженный работник культуры Республики Татарстан,

талантливый педагог, для которого работа уже давно стала одним из

любимых занятий в жизни.

-Виталий Николаевич, как Вы пришли в профессию музыканта?

-В профессию музыканта я пришел очень интересно. Обучаясь в музыкальной школе №6 город

Казани до шестого класса по классу фортепиано у Шушаровой Тамары Павловны, я занимался с

большим нежеланием , как и все мальчики. Но в тот период, в том возрасте я случайно попал на

американский фильм «Серенада солнечной долины», который прошел по экранам нашей страны .

Этот фильм произвел на меня потрясающее впечатление. Меня поразила игра большого биг-бенда -

джазового оркестра, после чего я ходил на этот фильм, вымогая деньги у родителей, 35 раз. Я

начал запоминать мелодии из фильма на слух, и затем подбирал их на фортепиано. Это меня

настолько вдохновило, что в шестом и седьмом классах я стал заниматься часами. Итак, фильм

сыграл определяющую роль в выборе моей будущей профессии. Окончив школу в 1962 году, я

поступил в Казанское музыкальное училище . Это был период культурного артистического бума в

стране. Все хотели быть артистами, и я в том числе. За 111 лет существования колледжа можно

выделить именно этот период, когда конкурс для пианистов на 1 место проходил в 3 тура.

Выбирали лучших из лучших. Взяли 12 человек, в число которых попал и я. Мои бывшие

однокурсники, в настоящее время, состоялись как музыканты и личности. Многие стали

профессорами, композиторами , заслуженными артистами , выдающимися концертмейстерами и

педагогами. Учился я в классе Казанской Маргариты Алексеевны. Нужно заметить, что в те годы

меня увлек больше джаз, чем классика. Но пришлось заняться основами музыкального искусства,

за что я очень благодарен своим педагогам училища и консерватории. В то время джаз я изучал

самостоятельно.

- Вы окончили Казанский музыкальный колледж по классу фортепиано. Было большим открытием

узнать, что благодаря Вам, в одной из музыкальных школ Казани было создано эстрадное

отделение. Что побудило Вас заняться новым направлением в музыкальной жизни?

-На одном из совещаний руководителей республики министр культуры ТАССР Марсель

Мазгарович Таишев бросил лозунг о развития «легкой»,популярной эстрадной музыки среди

молодежи. . Я подхватил этот лозунг. ДМШ№11 в Казани была 17-той по России, в которой

открылось эстрадное отделение. И 1-й в городе Казани. Будучи в то время директором ДМШ

№11, я занялся развитием этого нового направления - интерес к джазу в народе в этот период

был колоссальный.

.

-Виталий Николаевич, в своей практике Вы преподавали детям, студентам. Также Вы имели дело

с преподавателями и коллегами, выступая на мастер-классах и открытых уроках. Возникали ли

сложности в работе? От чего зависит успешность обучения ребенка и взрослого человека?

- В программу эстрадного отделения музыкальной школы входило изучение различных

направлений популярной и джазовой музыки, которая подразумевает свободу импровизационного

мышления. У меня было опасение, смогут ли дети воспринять и освоить это сложное

направление. Но если подумать, когда дети говорят, не зная букваря, они ведь свободно выражают

свои мысли. Почему же тогда нельзя научить человека свободно выражать их за инструментом?

Я думаю, все зависит от педагога, от его подхода к ученику. И мы всем эстрадным коллективом

школы искали и создавали свои методики работы с детьми. Многие педагоги школы на этом

поприще раскрылись не только как талантливые джазовые музыканты, но и как талантливые

педагоги. Но работать со студентами интереснее. Во время чтения лекций на курсах повышения

квалификации взрослые педагоги ДМШ, состоявшиеся дипломированные музыканты просили

меня обучать их импровизации. Некоторым из них я давал частные уроки и на этих занятиях

многие из них раскрывались как композиторы.. Поэтому, для педагога очень важно найти тот

«ключик » к ребенку или взрослому человеку, который позволит открыть его душу и талант.

- Что побудило Вас заняться педагогической деятельностью в музыкальном училище?

- Работать в музыкальный колледж я пришел по стечению обстоятельств. После 40-летнего стажа

работы у меня возникли проблемы со здоровьем, и я просто решил уйти с должности директора

ДМШ . Случайно на одном из совещании директоров г.Казани Сабитовская Резеда Газизовна,

будучи тогда директором Казанского музыкального колледжа, пригласила меня к себе на работу.

Специалистов по музыкальной информатике в то время не было. Я согласился. По своей природе я

- педагог и все свои знания отдаю детям. Кто воспринимает их, тот идет дальше к вершине

своего развития.

-Чем Вас привлекла область музыкально-прикладных технологий? Почему Вы выбрали именно это

направление для работы в колледже?

-Когда я приобрел первый компьютер и начал изучать его, то столкнулся с языковым барьером.

Все программы на английском языке, и мне пришлось сидеть и переводить со словарем каждое

слово . Таким образом, возникла мотивация к изучению языка . Интересно было познавать через

язык различные музыкально- компьютерные программы. Это сейчас почти весь компьютерный

софт переведен на русский язык .

-Какие дисциплины Вы преподаете? Считаете ли Вы их универсальными для

всех специальностей колледжа?

-Сабитовская Резеда Газизовна пригласила меня к себе преподавателем

по классу синтезатора у пианистов - это 2-й инструмент на выбор. По

программе можно было изучать клавесин, орган, синтезатор. Позднее, я стал

преподавать такие дисциплины, как информатика, музыкальная информатика,

история стилей музыкальной эстрады, компьютерная аранжировка. За 11 лет

преподавания этих предметов, я увидел, что, изучение этих дисциплин,

может помочь стать студенту звукорежиссером, звукооператором или

аранжировщиком. Сейчас эти профессии очень востребованы. Работая по

этим специальностям, можно зарабатывать приличные деньги.

- Какие компьютерные программы Вы используете в обучении?

Это изучение персонального компьютера и его составляющих. По предмету музыкальной

информатики изучаются программы - трекеры, которые позволяют создавать аранжировки

молодежной танцевальной музыки . Таковой программой является «Dance 4». Также в

предмет входит освоение программы по мастейрингу «Sound Forge», нотный редактор

«Sibelius» и много других интересных музыкальных программ.

- Тогда спрошу Вас как профессионала: в чем различие «Sibelius» от программы «Finale», и что

все-таки лучше?

- Явных отличий нет, но, на мой взгляд, программа «Sibelius» - удобнее по интерфейсу, что

позволяет лучше усваивать нотный редактор, поэтому я советую именно ее.

- Предмет «музыкальной информатики» является обязательным для всех студентов.

Вместе с тем, это весьма не простой предмет. От чего зависит успеваемость: от

специальности или от самих студентов?

- Нужно заметить, что интерес к этому предмету у всех большой, даже у прогульщиков.

Сейчас в современной жизни без музыкально-компьютерных технологий никак. Бывает,

приходят уже «просвещенные» ребята, которые знают эти программы. В любом случае, мне

интересно работать – ведь не только я учу, но и студенты меня учат. В этом смысле я

счастливый человек. Мне интересно жить, каждый раз познавать новое. Мое увлечение

совпадает с профессией. Студенты меня духовно тоже «ОБОГАЩАЮТ», поэтому работать

мне очень интересно. Могу сказать, что я нахожу тот самый «ключик » и почти 90

процентов всех студентов ходят на занятия с интересом, показывая хороший уровень знаний,

занимая на различных олимпиадах призовые места.

-Есть ли ученики, которые пошли по Вашим стопам и добились больших успехов в области

музыкально-прикладных технологий?

Да есть, и их довольно много. К примеру, могу сказать, Айрат Ганиев, выпускник музыкального

колледжа и его друзья, тоже наши студенты, создали собственную студию звукозаписи.

Дисциплины, которые я преподаю, косвенно повлияли на будущую профессию многих студентов.

Даже в последствии студенты, которые несерьезно относились к моему предмету, начинали

понимать, что эти знания, необходимы в жизни профессионального музыканта. Некоторые из

моих учеников живут и работают за рубежом и я с ними общаюсь по Интернету. Я считаю ,что

жизнь прожита не зря.

-Хотели бы Вы что-нибудь пожелать студентам, дать советы, которые помогли бы им в

дальнейшем реализовать себя, достигнуть высот в музыкальной карьере?

- В первую очередь, нужно трудиться. Без труда не достигнешь высот в профессии. При этом

трудиться человек должен целенаправленно. В музыке нет вершин и предела, к ним можно

стремиться бесконечно. При этом очень важна мотивация. Поэтому, я советую трудиться

мотивированно и целенаправленно. Чем выше цель - тем больше стремление.

-Согласны ли Вы с тем, что настоящий педагог не тот, кто дал знания, а тот, которые сумел

«зажечь» сердца учеников?

-Согласен. Всегда привожу пример Горьковского «Данко». Музыканты - это люди, которые

зажигают сердца, для этого надо отдать свое сердце людям, тогда и ты сможешь в Концертном

зале зажечь много сердец.

-Завершая нашу беседу, хотелось бы задать Вам последний вопрос: профессия педагога для Вас -

это работа или призвание?

-Однозначно призвание. Я хожу на работу, чтобы отдавать знания и обогатиться духовно самому.

Именно от общения и взаимного духовного обогащения происходит становление человека.

Мудрец Конфуций оказался прав, сказав, что правильно выбранная

работа, а именно работа, которая человеку по душе, будет одним

из главных увлечений в жизни. Можно только позавидовать

«белой» завистью

Виталию Николаевичу Матвееву

, что он

от своей работы получает удовольствие , достигая при этом

больших результатов ,благодаря интересу и энтузиазму в

познании своей профессии, при полной отдаче творческих сил.

Казань 2017г.

Интервью провел студент 3 курса

Казанского музыкального колледжа им.

И.В.Аухадеева духового отделения

КОБЯКОВ МИХАИЛ



В раздел образования