Напоминание

Коррекционно–развивающая работа в группе комбинированной направленности ДОУ


Авторы: Умарова Дина Валерьевна, Ерофеева Алена Владимировна
Должность: учитель–логопед
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад комбинированного вида "Светлячок"
Населённый пункт: село Устье Сунтарский улус РС(Я)
Наименование материала: статья
Тема: Коррекционно–развивающая работа в группе комбинированной направленности ДОУ
Раздел: дошкольное образование





Назад




Коррекционно-развивающая работа в группе комбинированной направленности ДОУ

Умарова Д.В. - учитель-логопед МБДОУ «Светлячок» с. Устье Сунтарского района

Ерофеева А.В. – музыкальный руководитель МБДОУ «Светлячок» с. Устье Сунтарского района

Аннотация:

в

данной

статье

рассматриваются

методы

коррекционно-развивающей

работы с детьми, имеющими нарушения речи.

Ключевые

слова:

группа

комбинированной

направленности,

взаимодействие

специалистов,

логоритмические

занятия,

логоритмика,

психогимнастические

этюды,

коррекционно-подвижные игры, пальчиковые игры, музыкальная ритмика.

Актуальность

проводимой

работы

в

МБДОУ

«Светлячок»

обусловлена

необходимостью

решения

вопросов

направленных

на

повышение

эффективности

коррекционно

развивающей

работы

и

профилактику

речевых

нарушений

с

детьми

группы комбинированной направленности, что сочетает в себе средства, а так же способы

развития музыкально-творческих и речевых способностей. Это и определило тему нашего

проекта «Речь. Движение. Музыка».

Успех совместной коррекционно–педагогической работы во многом зависит от

правильно организованного взаимодействия всех специалистов ДОУ,

использование

потенциала

каждого

педагога.

Музыкальный

руководитель

и

логопед

совместно

с

воспитателями и медицинским работником

для повышения уровня речевого развития,

улучшения общего эмоционального состояния детей и координационных способностей

проводят

логоритмические

занятия,

психогимнастические

этюды,

коррекционно-

подвижные игры, пальчиковые игры, музыкальную ритмику.

Воздействие логоритмических музыкальных игр на психическое развитие ребёнка

с речевыми нарушениями, основано на

исследованиях

ряда учёных. Н.С.Жукова,

Е.М.Мастюкова,

Г.В.Чиркина,

Т.Б,Филичева

в

своих

работах

говорили

о

большой

значимости музыкальной ритмики для формирования и коррекции нарушенных речевых

функций.

Как подчеркивает

М.Е. Картушина «Логоритмика– это

методика, которая

опирается на связь движения, музыки и речи» [2]. Логоритмические занятия включают в

себя

элементы,

имеющие

оздоровительную

направленность

(общеразвивающие

упражнения, работа над развитием певческого голоса, гимнастика для глаз, простейшие

приемы массажа), а так же музыкально-двигательные, пальчиковые, речевые, и

коммуникативные игры.

Психогимнастические этюды помогают детям преодолевать барьеры в общении ,

лучше

понять

себя

и

других,

снимать

психическое

напряжение,

дает

возможность

самовыражения. Ребенок, говорящий на хорошем, богатом языке, лучше мыслит , у него

появляется больше оттенков

для словесного обозначения чувств,

эмоции становятся

более дифференцированными [1].

Ценность координационно-подвижных игр заключается в том, что они являются

одной

из

эффективных

форм

психологического

переключения

во

время

занятий,

активизирующие внимание, развивают двигательные способности, память, чувство ритма,

речевое импровизирование, учат детей контролировать свои эмоции.

Без пальчиковой гимнастики не проходит не одно занятие, ведь кончики пальцев -

есть второй головной мозг. По мнению Цвынтарного В.В. , рекомендуется стимулировать

речевое развитие детей путем тренировки пальцев рук [3]. Нами активно применяется

метод

наглядности,

показом

иллюстраций,

пальчикового

театра,

и

чаще

всего

в

стихотворной форме. Это стимулирует действие речевых зон коры головного мозга детей;

совершенствует внимание и память; формирует ассоциативно-образное мышление; служит

профилактикой дисграфии у детей старшего дошкольного возраста.

Музыкально-ритмические

движения

это

одна

из

формы

коррекции

слоговой

структуры

слова.

Танцы,

ритмичные

движения

это

физиологическая

потребность

детского развивающегося организма. Они мобилизируют физическую силу, вырабатывают

грацию,

координацию

движения,

музыкальность,

укрепляют

и

развивают

мышцы,

улучшают

дыхание,

влияют

на

кровообращение

и

способствовали

выработке

многих

веществ, необходимых детскому организму.

Для достижения наибольшей эффективности в режимных моментах педагогами и

специалистами

ДОУ

используются

нетрадиционные

методы

педагогики:

музыкотерапия, звукотерапия, различные виды массажа. Положительное эмоциональное

воздействие на детей оказывают

так же

распевки, мини-песенки, песни, хоровые,

фольклорные игры.

Особая роль в процессе отводится взаимодействию с семьей. Взаимодействие с

родителями - важное условие коррекционно-развивающей работы с детьми. в связи с тем,

что у воспитанников, посещающих группу комбинированной направленности

Анализ работы показал, что оптимальные результаты в этой деятельности, давались

при соблюдении следующих требований: деятельность была связана с целями и задачами

тематического планирования; психофизическая нагрузка соответствовала определенной

последовательности;

коррекционно-развивающая

работа

осуществлялась

с

учётом

индивидуальных

возможностей

развития

моторных

навыков

каждого

ребёнка;

виды

деятельности варьировались в зависимости от плана специалистов и настроя детей.

По результатам проведённой работы

можно отметить, что у

воспитанников

повысилось

качество

речи,

слуховых

функций,

двигательной

сферы,

ручной

и

артикуляционной

моторики,

памяти,

внимания;

появился

интерес

к

музыкальному

творчеству,

проявляется

творческое

самовыражение;

произошло

повышение

темпа

развития речи в целом, за счёт включения детей в творческую деятельность.

У педагогов произошли инновационные изменения в организации воспитательно-

образовательного

процесса

по

формированию

правильного

звукопроизношения;

творческое использование музыкальных упражнений в области речевого развития.

У

родителей

отмечается

повышение

заинтересованности

в

результатах

развивающей работы с детьми, в росте уровня развития правильного произношения слов и

звуков

в

речи,

понимание

необходимости

этого

проекта.

Повысилась

мотивация

родителей на активное сотрудничество.

Признавая за педагогами дошкольных организаций право выбора методов обучения

и воспитания детей имеющих нарушения речи, мы надеемся, что они прислушаются к

нашим рекомендация и не оставят без внимания эту очень сложную, но необходимую

тему.

Источники:

1. Алябьева Е.А. Психогимнастика в детском саду.- М.: ТЦ Сфера, 2003

2. Картушина М.Ю. Логоритмические занятия в дет.саду. М.:Сфера, 2003 г.

3. Цвынтарный В.В.Играем пальчиками и развиваем речь.- СПб., Издательство «Лань»,

1998г.



В раздел образования