Автор: Кайтанова Ирина Владимировна
Должность: учитель изобразительного искусства
Учебное заведение: МБОУ "СОШ № 105 г.Челябинска"
Населённый пункт: г. Челябинск
Наименование материала: Статья
Тема: "Создание ситуации успеха на уроках изобразительного искусства"
Раздел: среднее образование
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СОШ №105 г.Челябинска»
МАТЕРИАЛЫ ВЫСТУПЛЕНИЯ
ПО ТЕМЕ:
«Приемы создания ситуации успеха для обучающихся на
уроках изобразительного искусства»
Автор: Кайтанова Ирина Владимировна
учитель ИЗО
МБОУ СОШ №105
Г.Челябинск , 2018г.
1
Оглавление
1.
Введение_____________________________________________________3
2.
Психолого - педагогические аспекты ситуации успеха_______________3
3.
Содержание понятий “успех”, “ситуация успеха”___________________4
4.
Технологические приемы создания ситуации успеха________________5
5.
Приемы создания ситуации успеха на уроках ИЗО__________________6
6.
Эффективность используемых приемов___________________________9
7.
Список используемой литературы_______________________________10
2
1.
Введение
Уроки изобразительного искусства таят в себе огромный развивающий
потенциал:
тренируется
восприятие,
мышление,
зрительная,
слуховая
и
кинестетическая
память,
развивается
способность
чувствовать
прекрасное
через
многообразие
цвета,
формы,
познается
глубина
и
многомерность
окружающего пространства. Все
это ребенок может получить только при
одном условии – если он будет желать этим овладеть. Но ни для кого не секрет,
что отношение учащихся, родителей и учителей к данному предмету всегда
было не серьезным. Почему? Такой вопрос стоял передо мной. Виновата ли в
этом школа и ее методы обучения? Какую роль при этом играет учитель?
Может ли учитель сформировать интерес у учащихся к учебному предмету и
при помощи чего? В настоящее время ответы на данные вопросы достаточно
актуальны для представителей педагогического сообщества.
2. Психолого - педагогические аспекты ситуации успеха
На
эти
и
многие
другие
вопросы
искали
ответы
не
только
наши
современники, но и педагоги прошлых лет. О том, как лучше организовать
обучение детей рассуждал Константин Дмитриевич Ушинский: он утверждает,
что
«…только
успех
поддерживает
интерес
ученика
к
учению.
Ребенок,
никогда не познавший радости труда в учении, не переживший гордости от
того, что трудности преодолены, теряет желание и интерес учиться».
Василий Александрович Сухомлинский говорит о том, что «…методы,
используемые в учебной деятельности, должны вызывать интерес у ребенка к
познанию окружающего мира, а учебное заведение стать школой радости.
Радости
познания,
радости
творчества,
радости
общения.
Это
определяет
главный смысл деятельности учителя: создать каждому ученику ситуацию
успеха».
Большое
внимание
созданию
ситуаций
успеха
уделяет
Август
Саламонович Белкин, доктор педагогических наук. Он твердо убежден, «если
ребенка лишить веры в себя, трудно надеяться на его “светлое будущее”. Одно
неосторожное
слово,
один
непродуманный
шаг
учителя
могут
надломить
ребенка так, что потом не помогут никакие воспитательные ухищрения».
Таким образом, ученик тогда тянется к знаниям, когда переживает
потребность
в
учении,
когда
им
движут
здоровые
мотивы
и
интерес,
подкрепленные
успехом.
Виталий
Александрович
Сластенин
считает,
что
ситуация успеха стимулирует учебную деятельность школьников. Надежным
путем создания ситуации успеха он считает дифференцированный подход к
определению содержания деятельности и характера помощи учащимся при ее
осуществлении.
3
Создание ситуаций
успеха, по мнению Г.А. Цукермана, приводит к
сотрудничеству учителей с учащимися. В условиях сотрудничества Цукерман
выделил три ведущие характеристики действий учащихся:
-
несимметричность
взаимодействия:
т.
е.
ребенок
осуществляет
поиск
недостающих ему знаний;
-
познавательная инициатива ребенка: в процессе обучения ученик активен,
понимает, что ему еще надо узнать;
- обращение с конкретным запросам нового знания: т. е. обращение в
случае незнания к учителю без жалобы на свои трудности.
На такой же позиции стоит Иван
Федорович Харламов, доктор
педагогических наук. По его мнению, сформировать у учащихся потребность в
учении можно лишь доброжелательными отношениями между учителями и
учащимися, основанными на уважении и требовательности, а дать ребенку
возможность почувствовать себя уверенно, укрепить чувство собственного
достоинства поможет ситуация успеха.
Этой же точки зрения придерживается Сергей Александрович Смирнов.
Известный педагог уделяет большое внимание созданию доброжелательной
атмосферы и взаимопомощи при выполнении учебных и других заданий;
справедливому равному отношению ко всем учащимся и оценке успехов в
учебной деятельности.
В концепции А.С. Смирнова в качестве основной цели педагогического
процесса рассматривается создание условий
для максимально возможного
развития
способностей
ребенка,
формированию
у
него
внутреннего
психологического покоя и уверенности в своих силах. Смирнов А.С. выделил
следующие принципы организации учебной деятельности:
- отношение к ребенку как к субъекту,
- формирование личностного стиля взаимоотношений,
- создание положительного эмоционального фона.
Учитель может создать источник внутренних сил ребенка, рождающий
энергию для преодоления трудностей, желания учиться. Учитель способен
создать такие условия, в которых ребенок испытывал бы уверенность в себе и
внутренние удовлетворение; учителю нужно помнить, что ребенку необходимо
помогать
добиваться
успеха
в
учебной
деятельности.
А
для
этого
нужно
создавать ситуации успеха.
Использование ситуации успеха способствует повышению рабочего тонуса,
увеличению производительности учебного труда, а также помогает учащимся
осознать себя полноценной личностью.
3.
Содержание понятий “успех”, “ситуация успеха”.
Успех в учении – единственный источник внутренних сил ребенка,
рождающий энергию для преодоления трудностей, желание учиться.
Успех – понятие неоднозначное, сложное, имеет разную трактовку. С
психологической точки зрения успех, как считает А. Белкин, это переживание
состояния
радости,
удовлетворение
оттого,
что
результат,
к
которому
4
стремилась личность в своей деятельности, либо совпал с ее ожиданиями,
надеждами, либо превзошел их. На базе этого состояния формируются новые,
более
сильные
мотивы
деятельности,
меняются
уровни
самооценки,
самоуважения.
С
педагогической
точки
зрения,
ситуация
успеха
–
это
такое
целенаправленное, организованное сочетание условий, при которых создается
возможность достичь значительных результатов в деятельности как отдельно
взятой личности, так и коллектива в целом.
Главный смысл деятельности учителя состоит в том, чтобы создать каждому
воспитаннику ситуацию успеха. Здесь важно разделить понятия “успех” и
“ситуация успеха”. Ситуация – это сочетание условий, которые обеспечивают
успех, а сам успех – результат подобной ситуации. Ситуация это то, что
способен организовать учитель: переживание же радости, успеха - нечто более
субъективное,
скрытое
в
значительной
мере
взгляду
со
стороны.
Задача
учителя
в
том
и
состоит,
чтобы
дать
каждому
из
своих
воспитанников
возможность
пережить
радость
достижения,
осознать
свои
возможности,
поверить в себя.
Переживание учеником ситуации успеха
-
повышает
мотивацию
учения
и
развивает
познавательные
интересы,
позволяет ученику почувствовать удовлетворение от учебной деятельности;
- стимулирует к высокой результативности труда;
-
корректирует
личностные
особенности
такие,
как
тревожность,
неуверенность, самооценку;
- развивает инициативность, креативность, активность;
- поддерживает в классе благоприятный психологический климат.
4. Технологические приемы создания ситуации успеха
Без
ощущения
успеха
у
ребенка
пропадает
интерес
к
школе
и
учебным
занятиям, но достижение успеха в его учебной деятельности затруднено рядом
обстоятельств, среди которых можно назвать недостаток знаний и умений,
психологические
и
физиологические
особенности
развития,
слабая
саморегуляция
и
другие.
Поэтому
педагогически
оправдано
создание
для
школьника ситуации успеха – субъективное переживание удовлетворения от
процесса
и
результата
самостоятельно
выполненной
деятельности.
Технологически
эта
помощь
обеспечивается
рядом
приемов,
которые
осуществляются
в
психологической
атмосфере
радости
и
одобрения,
создаваемые
вербальными
(речевыми)
и
не
вербальными
(мимико-
пластическими)
средствами.
Подбадривающие
слова
и
мягкие
интонации,
мелодичность речи и корректность обращений, так же как открытая поза и
доброжелательная
мимика,
создают
в
сочетании
благоприятный
психологический фон, помогающий ребенку справиться с поставленной перед
ними задачей.
Технологические приемы создания ситуаций успеха:
5
1.
Снятие
страха
–
помогает
преодолеть
неуверенность
в
собственных
силах, робость, боязнь самого дела и оценки окружающих. “Мы все
пробуем и ищем, только так может что-то получиться”. “Люди учатся на
своих
ошибках
и
находят
другие
способы
решения”.
“Контрольная
работа довольно легкая, этот материал мы с вами проходили”.
2.
Авансирование
успешного
результата
–
помогает
учителю
выразить
свою
твердую
убежденность
в
том,
что
его
ученик
обязательно
справиться
с
поставленной
задачей.
Это,
в
свою
очередь,
внушает
ребенку уверенность в свои силы и возможности. “У вас обязательно
получиться”. “Я даже не сомневаюсь в успешном результате”.
3.
Скрытое инструктирование ребенка в способах и формах совершения
деятельности
–
помогает
ребенку
избежать
поражения,
достигается
путем
намека,
пожелания.
“Возможно,
лучше
всего
начать
с…..”.
“Выполняя работу, не забудьте о…..”.
4.
Внесение мотива – показывает ребенку ради чего, ради кого совершается
эта деятельность, кому будет хорошо после выполнения. “Без твоей
помощи твоим товарищам не справиться…”
5.
Персональная исключительность – обозначает важность усилий ребенка
в предстоящей или совершаемой деятельности. “Только ты и мог бы….”.
“Только тебе я и могу доверить…”. “Ни к кому, кроме тебя, я не могу
обратиться с этой просьбой…”
6.
Мобилизация активности или педагогическое внушение – побуждает к
выполнению
конкретных
действий.
“Нам
уже
не
терпится
начать
работу…”. “Так хочется поскорее увидеть…”
7.
Высокая оценка детали – помогает эмоционально пережить успех не
результата в целом, а какой-то его отдельной детали. “Тебе особенно
удалось
то
объяснение”.
“Больше
всего
мне
в
твоей
работе
понравилось…”. “Наивысшей
похвалы
заслуживает
эта
часть
твоей
работы”.
5. Приемы создания ситуации успеха на уроках ИЗО
Изучив подробно опыт создания ситуации успеха, я стала думать, как
применить
его
в
своей
работе
с
детьми,
как
я
могу
моделировать
такие
ситуации, результатом которых станет успех как отдельно взятого ученика, так
и класса в целом?
В дошкольном возрасте дети охотно и с желанием занимаются рисованием,
но, начиная с младшего школьного возраста, все больше проявляются дети с
комплексами по отношению к своим изобразительным возможностям. Это
6
происходит от того, что дети уже начинают учиться оценивать и сравнивать
заданные рамки с получившимся результатом у себя и своих одноклассников, а
еще
чаще
происходит
от
того,
что
когда
-
то
некорректное
критическое
замечание
выскользнуло
из
уст
взрослого.
Еще
хорошо
способствуют
развитию комплексов те же одноклассники, которые считают нужным неловко
посмеяться над неудачами других.
Поэтому на моих уроках, в первую очередь, дана четкая установка на то, что
у каждого художника есть свой почерк, своя манера письма – так и у каждого,
кто занимается рисованием, будет проявляться свой неповторимый стиль. Свое
объяснение
всегда
сопровождаю
доказательствами,
в
данном
случае,
репродукциями картин, которые мы анализируем вместе.
При такой позиции дети начинают по - другому относиться к рисункам
своих сверстников и к своим рисункам: стараются уважительно высказываться
в адрес чужих работ, учатся критиковать аргументировано.
Для того чтобы анализ рисунков был обоснованно грамотным – мы,
совместно с учащимися ввели правила рисования, единые для любого рисунка,
выполнив
которые,
изображение
становится
завершенным,
либо
над
ним
нужно
еще
потрудиться.
Правила
очень
простые
–
их
всего
шесть,
но
выполнить их детям любого возраста не совсем легко, так как для четкого
выполнения
требуется
тренированное
восприятие
и
глазомер,
чувство
пространства
и
опыт
владения
инструментом.
Например,
первое
правило
касается
композиции
рисунка
и
звучит
оно
так:
«Рисуем
во
весь
лист»!
Одновременно показываю примеры правильного и неправильного решения
композиции. А если в результате кто - то из детей не смог нарисовать «во весь
лист», учу, как можно выйти из положения (ведь есть люди, у которых стиль
работы – создавать все мелкое, например, Левша), в таком случае я прошу
дополнять рисунок другими предметами, подходящими по смыслу.
Для детей всегда являлось проблемой понимание того, когда же все – таки
работа над рисунком закончена, поэтому, нарисовав, заполнив лист рисунком и
раскрасив его, спешат к учителю получить оценку своего труда. И тут я могу
сказать,
что
даже
профессиональные
художники
сталкиваются
с
такой
проблемой постоянно, работая над картиной. Что же делают художники в
таком случае? Они создают ситуацию, при которой их глаза по - другому
посмотрят
на
свое
творение:
уходят
прогуляться,
накрывают
картину
драпировкой, чтобы глаза отвыкли от нее, приглашают друзей или критиков
высказать свое мнение, но что они делают очень часто во время работы –
отходят подальше и смотрят на нее под другим углом или расстоянием и даже
смотрят на нее в зеркало. Вот и я в своей работе этому приему учу детей. Этот
прием побуждает детей не бросать рисунок незавершенным, а доводить его до
логического финала. Данный прием «визуализации» с одной стороны помогает
детям увидеть слабые и сильные стороны своего творения, доводить начатое
дело
до
конца,
а
с
другой
стороны,
содействует
приобщению
детей
к
публичной демонстрации своего результата.
7
Использование данного приема я также аргументирую традициями,
сложившимися у художников: «Каждое творение должно найти своего зрителя
на выставке»! Я побуждаю детей делиться своими успехами.
И наконец, еще один прием, которым я хотела бы поделиться с вами, он
касается непосредственно самого процесса рождения рисунка на чистом листе
бумаги. Именно на этом этапе сложнее всего добиться ребенку состояния
успешности.
Часто
бывает,
что
задумка
изображения
хорошая,
а
манера
исполнения страдает из – за технического несовершенства. И здесь я опять
обращаюсь
к
опыту
художников
-
прежде
чем
создать
картину,
мастер
проводит
огромную
предварительную
работу,
много
изучает
строение
предмета во всех ракурсах, рисует наброски и что самое важное – созерцает
предметы окружающего мира, с целью заметить в них что – либо новое, едва
уловимое. Они каждый день оттачивают свое мастерство. А передо мной дети
общеобразовательной школы, которые такого опыта не имеют, которые имеют
несовершенное восприятие на стадии формирования, значит, их с этим опытом
надо познакомить – дать им возможность увидеть то, что они нигде не увидят:
как рождается рисунок.
И я заметила, что на тех уроках, когда я сама рисую много и объясняю детям
последовательность изображения, вместе с детьми вычленяю формы, цвет и
так
далее
–
успешных
рисунков
в
итоге
больше.
Поэтому
для
создания
ситуации успеха у детей я стараюсь показать детям процесс изображения
предмета по заданной теме, по возможности, в разных техниках и разных
ракурсах.
В наше время есть отличная возможность для применения такого приема
через показ видео. Для меня такой способ демонстрации прежде всего удобен
тем, что экономятся изобразительные материалы, во – вторых, видео можно в
любой момент остановить и вернуться к нужному фрагменту. Для детей это
удобно тем, что изображение большое и его хорошо видно с любой точки
кабинета.
Снято
видео
таким
образом,
чтобы
хорошо
было
видно,
как
работают рука и инструмент. Моя задача в это время – дать более полные
комментарии о происходящем на экране, объяснить нюансы поворота кисти,
особенности выбора цвета и тому подобное.
Очень много рисую на доске мелом, особенно в те моменты, когда во время
самостоятельной
работы
у
ученика
возникает
вопрос,
например,
как
нарисовать скамейку, – я подхожу к доске и рисую несколько видов скамеек в
разном положении. Ребенок сам выберет, какую он сможет нарисовать, но в
это время и другие дети смогут получить опыт наблюдения и зрительного
восприятия образа.
Когда я применяю данные приемы, желающих подражать увиденному,
попробовать свои силы, становится больше, и количество детей, довольных
результатом своей деятельности на уроке, значительно увеличивается.
6.
Эффективность используемых приемов
8
Выбранное мною направление по созданию ситуации успеха на уроках
изобразительного искусства уже дает свои плоды:
1.
я перестала слышать на уроках высказывания учащихся подобно таким
как: «я не умею», «у меня не получается» или «я не художник и никогда
им не стану»;
2.
качество рисунков становится лучше, что замечают даже сами дети;
3.
дети учатся критериально оценивать свой труд и результаты других
детей,
принимая
критику
адекватно,
с
целью
улучшения
своего
мастерства;
понимают,
чтобы
результат
стал
признанным
–
надо
выполнить определенные правила;
4.
с начала учебного года в школе прошли общие тематические выставки:
«Спорт – альтернатива пагубным привычкам», «80 лет родному краю»,
«Мамочка
моя
милая»
(ко
Дню
матери);
выставки
лучших
работ
учащихся:
«В
мире
прекрасного»,
«Красота
в
красках»,
«Цветной
калейдоскоп».
Все
больше
детей
охотно
участвуют
в
выставках.
Последняя выставка рисунков, посвященная 70 летию Великой Победе,
не вместила всех желающих поучаствовать в ней, поэтому работы будут
размещаться в несколько этапов.
9
7.Список литературы
1.
Белкин А.С. Ситуация успеха. Как ее создать? М.: Просвещение, 1991
2.
Дилео Д. Детский рисунок. Диагностика и интерпретация. – АПРЕЛЬ
ПРЕСС ЭКСМО-ПРЕСС, 2001
3.
Психология и педагогика: учебник (под редакцией А.А. Радугина). – М.:
Центр, 1999
4.
Социально-педагогические условия создания ситуации успеха,
активизирующих позитивное общеличностное развитие подростков// Ж-л
Лучшие страницы педагогической прессы. №4, 2001
5.
Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. – Киев: Рад. Школа, 1988
6.
Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения. М.:
«Педагогика», 1974
10