УПРАВЛЕНИЯ ПРОЦЕССОМ САМООБРАЗОВАНИЯ ПЕДАГОГОВ ДЛЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА
Автор: Ильина Ирина Батоевна Должность: заместитель директора по увр Учебное заведение: МАОУ лицей №27 г.Улан-Удэ Населённый пункт: Республика Бурятия, г.Улан-Удэ Наименование материала: статья Тема: УПРАВЛЕНИЯ ПРОЦЕССОМ САМООБРАЗОВАНИЯ ПЕДАГОГОВ ДЛЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА Раздел: начальное образование
УПРАВЛЕНИЯ ПРОЦЕССОМ САМООБРАЗОВАНИЯ ПЕДАГОГОВ ДЛЯ
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА
Под
самообразованием
традиционно
понимают
познавательную
деятельность человека, которая:
осуществляется добровольно;
управляется самим человеком;
необходима для осознанного совершенствования каких-либо качеств
индивида.
Способность
к
самообразованию
не
формируется
у
педагога
одновременно с получением диплома педагогического вуза, а развивается в
процессе
работы
с
источниками
информации,
анализа
и
самоанализа
деятельности. Однако это не означает, что самообразованием должен и может
заниматься только педагог со стажем. Потребность в самообразовании может
возникнуть на любом этапе профессионального роста педагога, т. к. это одно
из
условий
удовлетворения
потребности
утвердить
себя
в
роли
учителя,
занять
достойное
место
в
обществе
через
профессию.
Например,
в
классификации
Р.
Фуллера
представлены
три
стадии
профессионального
становления
педагога,
каждая
из
которых
обязательно
сопровождается
процессом самообразования:
"выживание"
(первый
год
работы,
который
отмечен
личными
профессиональными затруднениями);
"адаптация" (от 2 до 5 лет работы, характеризуется особым вниманием
учителя к своей профессиональной деятельности);
"зрелость"
(от
6
до
8
лет
работы,
характеризуется
стремлением
переосмыслить свой опыт и желанием самостоятельного педагогического
исследования).
Формы организации самообразования:
1. Курсовая подготовка в институтах повышения квалификации.
Главное
достоинство
такой
формы
самообразования
–
возможность
получения
квалифицированной
помощи
от
специалиста-преподавателя,
а
также возможность обмена опытом между коллегами.
Недостатки:
эпизодичность прохождения курсов;
время проведения – в учебный период, что влечет большие изменения в
режиме работы всей школы;
качество
лекционного
материала,
которое
часто
оставляет
желать
лучшего,
т.
к.
нет
серьезного
изучения
потребностей
педагогов
и
дифференциации с учетом потенциала слушателей.
2. Получение второго высшего образования или второй специальности.
Главные достоинства такой формы самообразования:
возможность выстраивать индивидуальную траекторию образования, т.
к.
структура
большинства
программ
имеет
модульный
характер:
одни
обязательны для изучения, другие предполагают индивидуальный выбор;
система
"ученый-учитель",
при
которой
обучение
ведут
ученые-
специалисты.
Недостатки:
нехватка у педагогов свободного времени;
дороговизна обучения.
3.
Дистанционные
курсы
повышения
квалификации,
конференции,
семинары, олимпиады и конкурсы.
Главные достоинства такой формы самообразования:
возможность пройти их в удобное для педагогов время;
возможность выбора темы по интересующим и наиболее актуальным
для конкретного педагога вопросам.
Недостатки:
дистанционные курсы проводятся на платной основе;
документы,
подтверждающие
факт
прохождения
дистанционного
обучения, чаще всего не имеют юридической силы, т. е. их не учитывают при
проведении очередной аттестации.
4. Индивидуальная работа по самообразованию может включать в себя:
научно-исследовательскую работу по определенной проблеме;
посещение
библиотек,
изучение
научно-методической
и
учебной
литературы;
участие в педагогических советах, научно-методических объединениях;
посещение уроков коллег, обмен мнениями по вопросам организации
занятий, содержания обучения, методов преподавания;
теоретическую разработку и практическую апробацию разных форм
уроков, внеклассных мероприятий и учебных материалов.
Однако,
как
бы
ни
был
высок
уровень
способностей
учителя
к
самообразованию, не всегда этот процесс реализуется на практике. Причины,
которые чаще всего называют учителя, – отсутствие времени, стимулов,
нехватка источников информации и др.
5.
Сетевые
педагогические
сообщества –
новая
форма
организации
самообразования учителей.
Сетевое педагогическое сообщество – это интернет-ресурс, созданный
для
общения
единомышленников,
педагогов
различных
регионов
нашей
страны, желающих поделиться опытом, поспорить, рассказать о себе, узнать
нужную информацию.
Сетевое
сообщество
открывает
перед
педагогами
следующие
возможности:
использование
открытых,
бесплатных
и
свободных
электронных
ресурсов;
самостоятельное создание сетевого учебного содержания;
освоение информационных концепций, знаний и навыков;
наблюдение за деятельностью участников сообщества.
Главные преимущества этой формы самообразования:
обмен опытом осуществляется между учителями-практиками;
методическая помощь является персональной и адресной;
попросить и получить консультацию можно в удобное для педагога
время.
В
настоящее
время
успешно
действуют
различные
виртуальные
объединения и сетевые сообщества педагогов:
Интернет-государство
учителей
(intergu) своими
основными
задачами
считает
оказание
поддержки
учителю
в
его
профессиональной
деятельности,
предоставление
возможности
самореализации
и
самоутверждения
через
совместную
сетевую
практическую
деятельность,
создание и поддержку новых образовательных инициатив. Педагоги имеют
возможность размещения материалов, оценки уже опубликованных ресурсов,
участия в форуме.
Педсовет
(pedsovet) целями
своей
работы
у ка з ы ва е т :
популяризацию в сети деятельности работников образования, активизацию и
формирование профессиональной педагогической аудитории. Педагоги могут
размещать на сайте свои материалы, участвовать в форумах и конкурсах,
вести блог.
Завуч.Инфо (zavuch) организует практические акции и конкурсы,
инициирует
обращения
к
Президенту,
учителям
и
школам,
публикует
разработки уроков и внеклассных занятий.
Р о с с и й с к и й
о б щ е о б р а з о в а т е л ь н ы й
п о р т а л
(school.edu)основными
своими
задачами
считает
содействие
повышению доступности и качества российского образования, обеспечение
информацией
обо
всех
видах
образовательной
продукции
и
услуг
дошкольного,
школьного
и
педагогического
образования,
проведение
консультаций специалистов.
Открытый
класс
(openclass) целью
своей
деятельности
называет поддержку процессов информатизации школ и профессионального
развития
педагогов,
широкого
распро странения
эл е кт р о н н ы х
образовательных ресурсов, массового внедрения методик их использования,
модернизации
системы
методической
поддержки
информатизации
образования.
Сеть
творческих
учителей
(it-n).
Портал
создан
при
поддержке
корпорации Microsoft для того, чтобы дать возможность учителям внутри
своей страны (и за ее пределами) общаться и обмениваться информацией и
материалами
по
использованию
информационных
и
коммуникационных
технологий
(ИКТ)
в
образовании.
На
портале
активно
проводятся
дистанционные
конкурсы
и
обучающие
мастер-классы,
собрана
одна
из
крупнейших
в
Интернете
библиотек
авторских
методических
разработок
(свыше 25 тыс.).
Однако, несмотря на такой широкий спектр форм организации процесса
самообразования,
ведущую
в
нем
роль
играют
администрация
школы
и
методические
объединения
учителей-предметников.
Именно
они
способствуют формированию устойчивой потребности в самообразовании,
побуждают к изучению новой информации и передового опыта, приучают к
самооценке
и
самоанализу.
Организация
наставничества,
обсуждение
актуальных тем, привлечение учителей к участию в тематических педсоветах,
проведение
консультаций
для
учителей,
оказание
помощи
в
обобщении
своего опыта, пополнение библиотечного и медиатечного фонда – это лишь
неполный
перечень
форм
работы
администрации
образовательных
учреждений.
Каждый учитель, учитывая внутренние и внешние мотивы, запросы,
предъявляемые
современным
обще ством,
влияние
м о р а л ь н о -
психологического
климата,
сложившегося
в
коллективе,
и
требования
администрации образовательного учреждения, определяет свою траекторию
самосовершенствования и саморазвития.