Напоминание

УПРАВЛЕНИЯ ПРОЦЕССОМ САМООБРАЗОВАНИЯ ПЕДАГОГОВ ДЛЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА


Автор: Ильина Ирина Батоевна
Должность: заместитель директора по увр
Учебное заведение: МАОУ лицей №27 г.Улан-Удэ
Населённый пункт: Республика Бурятия, г.Улан-Удэ
Наименование материала: статья
Тема: УПРАВЛЕНИЯ ПРОЦЕССОМ САМООБРАЗОВАНИЯ ПЕДАГОГОВ ДЛЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА
Раздел: начальное образование





Назад




УПРАВЛЕНИЯ ПРОЦЕССОМ САМООБРАЗОВАНИЯ ПЕДАГОГОВ ДЛЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА Под самообразованием традиционно понимают познавательную деятельность человека, которая:  осуществляется добровольно;  управляется самим человеком;  необходима для осознанного совершенствования каких-либо качеств индивида. Способность к самообразованию не формируется у педагога одновременно с получением диплома педагогического вуза, а развивается в процессе работы с источниками информации, анализа и самоанализа деятельности. Однако это не означает, что самообразованием должен и может заниматься только педагог со стажем. Потребность в самообразовании может возникнуть на любом этапе профессионального роста педагога, т. к. это одно из условий удовлетворения потребности утвердить себя в роли учителя, занять достойное место в обществе через профессию. Например, в классификации Р. Фуллера представлены три стадии профессионального становления педагога, каждая из которых обязательно сопровождается процессом самообразования:  "выживание" (первый год работы, который отмечен личными профессиональными затруднениями);  "адаптация" (от 2 до 5 лет работы, характеризуется особым вниманием учителя к своей профессиональной деятельности);  "зрелость" (от 6 до 8 лет работы, характеризуется стремлением переосмыслить свой опыт и желанием самостоятельного педагогического исследования). Формы организации самообразования: 1. Курсовая подготовка в институтах повышения квалификации.
Главное достоинство такой формы самообразования – возможность получения квалифицированной помощи от специалиста-преподавателя, а также возможность обмена опытом между коллегами. Недостатки:  эпизодичность прохождения курсов;  время проведения – в учебный период, что влечет большие изменения в режиме работы всей школы;  качество лекционного материала, которое часто оставляет желать лучшего, т. к. нет серьезного изучения потребностей педагогов и дифференциации с учетом потенциала слушателей. 2. Получение второго высшего образования или второй специальности. Главные достоинства такой формы самообразования:  возможность выстраивать индивидуальную траекторию образования, т. к. структура большинства программ имеет модульный характер: одни обязательны для изучения, другие предполагают индивидуальный выбор;  система "ученый-учитель", при которой обучение ведут ученые- специалисты. Недостатки:  нехватка у педагогов свободного времени;  дороговизна обучения. 3. Дистанционные курсы повышения квалификации, конференции, семинары, олимпиады и конкурсы.  Главные достоинства такой формы самообразования:  возможность пройти их в удобное для педагогов время;  возможность выбора темы по интересующим и наиболее актуальным для конкретного педагога вопросам. Недостатки:  дистанционные курсы проводятся на платной основе;
 документы, подтверждающие факт прохождения дистанционного обучения, чаще всего не имеют юридической силы, т. е. их не учитывают при проведении очередной аттестации. 4. Индивидуальная работа по самообразованию может включать в себя:  научно-исследовательскую работу по определенной проблеме;  посещение библиотек, изучение научно-методической и учебной литературы;  участие в педагогических советах, научно-методических объединениях;  посещение уроков коллег, обмен мнениями по вопросам организации занятий, содержания обучения, методов преподавания;  теоретическую разработку и практическую апробацию разных форм уроков, внеклассных мероприятий и учебных материалов. Однако, как бы ни был высок уровень способностей учителя к самообразованию, не всегда этот процесс реализуется на практике. Причины, которые чаще всего называют учителя, – отсутствие времени, стимулов, нехватка источников информации и др. 5. Сетевые педагогические сообщества – новая форма организации самообразования учителей. Сетевое педагогическое сообщество – это интернет-ресурс, созданный для общения единомышленников, педагогов различных регионов нашей страны, желающих поделиться опытом, поспорить, рассказать о себе, узнать нужную информацию. Сетевое сообщество открывает перед педагогами следующие возможности:  использование открытых, бесплатных и свободных электронных ресурсов;  самостоятельное создание сетевого учебного содержания;  освоение информационных концепций, знаний и навыков;  наблюдение за деятельностью участников сообщества. Главные преимущества этой формы самообразования:
 обмен опытом осуществляется между учителями-практиками;  методическая помощь является персональной и адресной;  попросить и получить консультацию можно в удобное для педагога время. В настоящее время успешно действуют различные виртуальные объединения и сетевые сообщества педагогов:  Интернет-государство учителей (intergu) своими основными задачами считает оказание поддержки учителю в его профессиональной деятельности, предоставление возможности самореализации и самоутверждения через совместную сетевую практическую деятельность, создание и поддержку новых образовательных инициатив. Педагоги имеют возможность размещения материалов, оценки уже опубликованных ресурсов, участия в форуме.  Педсовет (pedsovet) целями своей работы у ка з ы ва е т : популяризацию в сети деятельности работников образования, активизацию и формирование профессиональной педагогической аудитории. Педагоги могут размещать на сайте свои материалы, участвовать в форумах и конкурсах, вести блог.  Завуч.Инфо (zavuch) организует практические акции и конкурсы, инициирует обращения к Президенту, учителям и школам, публикует разработки уроков и внеклассных занятий.  Р о с с и й с к и й о б щ е о б р а з о в а т е л ь н ы й п о р т а л (school.edu)основными своими задачами считает содействие повышению доступности и качества российского образования, обеспечение информацией обо всех видах образовательной продукции и услуг дошкольного, школьного и педагогического образования, проведение консультаций специалистов.  Открытый класс (openclass) целью своей деятельности называет поддержку процессов информатизации школ и профессионального
развития педагогов, широкого распро странения эл е кт р о н н ы х образовательных ресурсов, массового внедрения методик их использования, модернизации системы методической поддержки информатизации образования.  Сеть творческих учителей (it-n). Портал создан при поддержке корпорации Microsoft для того, чтобы дать возможность учителям внутри своей страны (и за ее пределами) общаться и обмениваться информацией и материалами по использованию информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в образовании. На портале активно проводятся дистанционные конкурсы и обучающие мастер-классы, собрана одна из крупнейших в Интернете библиотек авторских методических разработок (свыше 25 тыс.). Однако, несмотря на такой широкий спектр форм организации процесса самообразования, ведущую в нем роль играют администрация школы и методические объединения учителей-предметников. Именно они способствуют формированию устойчивой потребности в самообразовании, побуждают к изучению новой информации и передового опыта, приучают к самооценке и самоанализу. Организация наставничества, обсуждение актуальных тем, привлечение учителей к участию в тематических педсоветах, проведение консультаций для учителей, оказание помощи в обобщении своего опыта, пополнение библиотечного и медиатечного фонда – это лишь неполный перечень форм работы администрации образовательных учреждений. Каждый учитель, учитывая внутренние и внешние мотивы, запросы, предъявляемые современным обще ством, влияние м о р а л ь н о - психологического климата, сложившегося в коллективе, и требования администрации образовательного учреждения, определяет свою траекторию самосовершенствования и саморазвития.


В раздел образования