Автор: Буланович Лариса Алексеевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад № 41
Населённый пункт: Краснодарский край Крымский район х. Непиль
Наименование материала: опыт работы
Тема: "Безопасность детей – наше общее дело"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Берёзка» с. Вавож
Проект
«Солнечный лучик»
в ясельной группе «Колокольчик»
Воспитатель: Вильмон Н.В.
2014 г
Актуальность:
Лето - самое благоприятное время для укрепления и развития детей. Работа в
ДОУ в летний период должна быть организована так, чтобы дети провели его с
радостью и удовольствием и получили заряд бодрости и здоровья.
Проект « Солнечный лучик» был выбран не случайно. Мы хотели детям дать
элементарные представления о солнце и его влиянии на природу и на здоровье. А
также
вовлечь
каждого
участника,
как
детей,
так
и
родителей,
в
активный,
познавательный и творческий процесс.
Реализация проекта предоставляет широкие возможности для укрепления
физического, психического и социального здоровья воспитанников, развития их
интеллектуальных, творческих и коммуникативных способностей.
Цель:
пробуждение
познавательного
интереса
к
объектам
окружающей
природы у детей раннего дошкольного возраста.
Для этого были поставлены следующие задачи:
1. Дать детям элементарные представления о природном объекте – солнце,
его влиянии на окружающий мир.
2.
Формировать
познавательную
активность
детей
при
проведении
экспериментов, наблюдений.
3. Обогатить словарный запас детей по данной теме.
4. Закрепить понятия «желтый», «круглый», «похоже», «не похоже».
5. Развивать творческие умения детей в процессе лепки и рисования.
Вид проекта: познавательно-творческий.
Участники
проекта:
воспитатели,
дети
ясельной
группы,
родители
воспитанников.
Сроки реализации проекта: среднесрочный (1 месяц).
Ожидаемые результаты:
1.
Формирование представления у детей о природном объекте –
солнце.
2.
Выставка творческих работ родителей и детей.
Проект реализуется по двум направлениям:
1.
Совместная деятельность с детьми.
2.
Взаимодействие с родителями.
Этапы реализации проекта:
I этап – подготовительный
II этап – основной
III этап – заключительный
I этап – подготовительный:
1.
Выбор темы проекта и его разработка.
2.
Постановка цели и задач.
3.
Разработка
перспективного
плана
совместной
деятельности
воспитателя с детьми и родителями по реализации проекта.
4.
Подбор литературы, фотографий, иллюстраций, стихотворений,
рассказов, загадок, потешек.
5.
Подготовка атрибутов для игр, занятий.
II этап – основной (реализация проекта)
Формы работы с детьми
Темы
Методы и приемы
1 неделя
1.«Солнышко»
2.«Солнечный зайчик»
3.«На что похоже?»
4.«Утром солнышко встает»
5.«Я на солнышко гляжу»
1.Чтение
и
заучивание
потешки
2.Подвижная игра
3.Дидактическая игра
4.Пальчиковая игра
5.Рассматривание иллюстраций
2 неделя
1.«Солнышко-ведрышко»
2.Г.Бойко «Солнышко»
3.«Солнышко и дождик»
4.«Светит солнышко в окошко»
5.«Круги и квадраты»
1.Наблюдения
за
изменениями
в
природе, связанными с солнцем
2.Чтение стихотворения
3.Подвижная игра
4.Рисование
5.Дидактическая игра
3 неделя
1.«Солнышко и лучики»
2.«По солнышку»
3.«Тепло-холодно»
4.«Солнышко лучистое»
5.«У солнышка в гостях»
1.Дидактическая игра
2.Хороводная игра
3.Эксперимент
4.Лепка
5.Тематическая прогулка
4 неделя
1.«Солнечные зайчики»
2.«Солнечные ладошки»
3.«Построим солнышко»
4.«Солнышко»
5.«Лучистое солнышко»
1.Музыкальное развлечение
2.Коллективная работа
3.Малоподвижная игра
4.Пальчиковая игра
5.Утренняя гимнастика
Формы работы с родителями:
1.
Предложить
провести
наблюдения
с
детьми
за
восходом
и
закатом солнца (по возможности).
2.
Принять
участие
в
изготовление
творческих
работ
по
теме
проекта.
3.
Привлечь к содействию в реализации проекта.
4.
Консультация «Безопасное лето!»
III этап – заключительный
1.
Выставка творческих работ детей и родителей.
2.
Оформление стенгазеты по итогам реализации проекта.
3.
Подведение итогов проекта.
Результаты проекта:
В процессе реализации данного проекта дети с интересом наблюдали за
деятельностью солнца, сформировались представления детей о его влиянии на
природу.
Проведенная
работа
способствовала
развитию
познавательных
способностей
детей,
речевой
активности,
наблюдательности
и
развитию
творческих умений.
Литература:
1.
Картотека «Пальчиковые игры».
2.
Картотека «Подвижные игры».
3.
Картотека «Потешки»
4.
Т.Е. Харченко. Утренняя гимнастика в детском саду.
5.
Е.А. Янушко. Развитие речи у детей раннего возраста.
6.
Е.А. Янушко. Рисование с детьми раннего возраста 1-3 года.
7.
Е.А. Янушко. Лепка с детьми раннего возраста 1-3 года.
Список приложений
1.
Потешки.
2.
Подвижная игра «Солнечный зайчик».
3.
Пальчиковые игры.
4.
Образовательная ситуация на игровой основе «Солнышко лучистое».
5.
Утренняя гимнастика «Лучистое солнышко»
6.
Дидактическая игра «Что на что похоже?»
7.
Коллективная работа «Солнечные ладошки».
8.
Хороводная игра по солнышку»
9.
Тематическая прогулка «У солнышка в гостях».
10.
Фотоотчёт.
Приложение
Приложение 1
Потешки
Свети, свети, солнышко,
На зеленое полюшко,
На белую пшеницу,
На чистую водицу,
На наш садочек,
На аленький цветочек.
Смотрит солнышко в окошко,
Светит в нашу комнату.
Мы захлопаем в ладошки -
Очень рады солнышку.
Солнышко-ведёрышко,
Выгляни в окошечко!
Солнышко, нарядись!
Красное, покажись!
Посвети немножко,
Дам тебе горошка!
Пеки, пеки, солнышко,
Красное ведрышко!
Рано-рано играй,
Своих деток согревай!
Твои детки плачут,
По камушкам скачут!
Приложение 2
Подвижная игра «Солнечный зайчик»
Цель: учить бегать легко, догоняя солнечный блик, меняя направление и
темп движения в соответствии с характером перемещения солнечного зайчика,
развивать
быстроту
движений;
воспитывать
интерес
к
совместному
со
сверстниками участию в подвижных играх; способствовать совершенствованию
деятельности дыхательной
и
опорно-двигательной
систем организма
ребенка;
поддерживать положительный эмоциональный настрой у играющих.
Ход игры:
Игра проводится в ясный солнечный день. Взрослый выносит на улицу
небольшое
зеркальце
и
привлекает
детей
к
наблюдению
за
появлением
солнечного зайчика.
Зайчик солнечный, прыг-скок,
Прогуляться вышел,
Прыгнул ловко за окно,
Побежал по крыше.
Прыг да скок, прыг да скок,
Прыгнул на окошко.
Прыг да скок, прыг да скок,
И на нос Тимошке.
Тявкнул весело щенок:
«Зайка, поиграем!"
Припустился со всех ног
С развеселым лаем.
- Эй, ребята, не зевайте
И зайчонка догоняйте!
Взрослый предлагает детям «поймать» солнечного зайчика, скачущего по
стене веранды или дорожке.
Приложение 3
Пальчиковые игры
Утром солнышко встаёт выше, выше, (руки высоко вверх).
Ночью солнышко зайдет ниже, ниже. (руки вниз).
Хорошо-хорошо солнышку живётся, (делаем ручками фонарики)
И нам вместе с солнышком весело живётся (хлопаем в ладоши)
Стихотворение А.Барто:
Смотрит солнышко в окошко (дети сжимают руки в кулачки)
Смотрит в нашу комнатку. (и снова их разжимают)
Мы захлопаем в ладошки, (хлопают в ладоши)
Очень рады солнышку! (хлопают в ладоши)
Приложение 4
Образовательная ситуация на игровой основе «Солнышко лучистое»
Цель: учить фиксировать внимание на форме предметов и выбирать их по
этому
признаку;
развивать
координацию
рук
и
мелкую
моторику
пальцев;
Демонстрационный материал: Мягкая игрушка – Солнышко, зонтик.
Раздаточный материал: круги и квадраты желтого цвета по количеству детей;
заготовки
солнышек
из
картона;
прицепки;
половинки
картонных
листов
с
изображением неба и травы; пластилин желтого цвета; тряпочки, клеенка для
лепки.
Ход занятия:
Организационный момент
Воспитатель вместе с ребятами рассматривает в окно небо голубое, облака.
Из-за
шторки
появляется
солнышко
(игрушка).
Дети
здороваются
с
солнышком, рассматривают его.
Воспитатель: Давайте мы с вами поприветствуем наше солнышко!
Стихотворение А.Барто:
Смотрит солнышко в окошко (дети сжимают руки в кулачки)
Смотрит в нашу комнатку. (и снова их разжимают)
Мы захлопаем в ладошки, (хлопают в ладоши)
Очень рады солнышку! (хлопают в ладоши)
Дидактическая игра «Круги и квадраты»
Воспитатель: Ребята, посмотрите, наше солнышко круглое, желтое. Давайте
мы
сейчас
отыщем
еще
много
солнышек.
(Дети
выбирают
из
набора
геометрических фигур круги).
Дидактическая игра «Солнышко и лучики»
Воспитатель: Посмотрите, какое у вас в руках красивое круглое солнышко,
но вот только нет лучиков. Лучики спрятались в этой коробочке. Поможете
украсить солнышко, чтобы оно снова засияло?!
Лепка из пластилина «Солнышко лучистое» (размазывание)
учить детей надавливающим движением указательного пальца размазывать
пластилин
на
картоне;
воспитывать
аккуратность,
интерес
к
работе
с
пластилином.
Воспитатель раздает детям заготовленную основу
– «солнышко в небе».
Шарик, скатанный из желтого пластилина, придавлен к картону в центре листа.
Воспитатель: У вас на картинках голубое небо. А в небе светит солнышко.
Только светит оно слабо, совсем не греет. Как вы думаете, почему? Потому что у
солнышка нет лучей. Давайте ему поможем и сделаем лучики – вот так. (Нажать
пальчиком на край пластилинового солнца, надавить посильнее и оттянуть палец
вниз или в сторону – так получается солнечный луч.)
Воспитатель: Вот какой получился луч! Давайте сделаем солнышку много
лучей! Теперь оно светит ярко!
Воспитатель: Вот какое наше солнышко: красивое, круглое, желтое, теплое,
светит ярко!
Подвижная игра «Солнышко и дождик»
Воспитатель: Посмотрите, какой у меня зонтик. Сейчас мы с вами сыграем в
игру. Когда я скажу: «Дождик!» - бегите ко мне прятаться под зонтик. Когда
скажу: «Солнышко!» - отправляйтесь гулять.
Когда
дети
сидят
под
зонтиком
можно
вместе
с
детьми
проговаривать
потешку: Дождик, дождик, полно лить, малых детушек мочить!
Приложение 5
Утренняя гимнастика «Лучистое солнышко»
Воспитатель. Ребята, посмотрите в окно.
Смотрит солнышко в окошко,
Светит в нашу комнату.
Мы захлопаем в ладоши,
Очень рады солнышку. А. Барто.
Давайте покажем солнышку, как оно нам нравится.
Ходьба по кругу, взявшись за руки (15 с)
Ходьба в разных направлениях (10 с)
Бег по кругу (10с)
Ходьба по кругу (10 с)
Построение в круг.
Упражнение «Погреем руки на солнышке»
Исходная позиция: стоя ноги слегка расставлены, руки опущены.
Руки вперед, повернуть ладошками вверх – вниз.
Вернуться в исходную позицию. (повторить 5 раз). Темп умеренный.
Упражнение «Спрячь ладошки»
Исходная позиция: лежа на спине, руки прижать к полу – греем животики.
Поворот на живот – греем спинку. Можно повернуться на бок – погреть
бочок (повторить 5 раз). Темп умеренный.
Упражнение «Радуемся солнышку»
Исходная позиция: стоя, ноги слегка расставлены, руки на пояс.
8-10
подпрыгиваний
на
месте
(2-3
раза,
чередуя
с
ходьбой).
Дыхание
произвольное.
Упражнение на дыхание «Вырастим большими»
Встать
прямо,
ноги
вместе,
поднять
руки
вверх,
хорошо
потянуться,
подняться на носки – вдох, опустить руки вниз, опуститься на всю ступню –
выдох. Произнести: «У-х-х-х!» (повторить 4-5 раз)
Приложение 6
Дидактическая игра «Что на что похоже?»
Цель: закрепление первоначальных представлений о форме предметов.
Можно использовать картинки, но лучше – заранее подобранные предметы и
игрушки
соответствующих
форм,
например:
круглое
зеркальце,
квадратная
коробка, треугольный платок и т.п. Поочередно показывать детям предметы,
находить сходства с геометрическими формами.
Приложение 7
Коллективная работа «Солнечные ладошки»
Воспитатель: Сегодня к вам в гости пришел маленький зайчик. Посмотрите,
какой он грустный. Послушайте, какая история с ним произошла:
Солнце по небу гуляло
И за тучку забежало.
Глянул заинька в окно
Стало заиньке темно.
Наступила темнота
Не ходи за ворота.
Плачет зайка на лужайке:
Сбился заинька с пути
Ему до дома не дойти.
Вот
почему
зайка
так
расстроился:
стало
темно,
страшно,
солнышко
спряталось за тучку, потерялся, испугался и т. д.
Ребята! Кто хочет помочь зайчику? Мы можем вернуть солнышко на небо,
чтобы стало опять светло и радостно. А для этого нарисуем лучики. Мы будем
аккуратно опускать ладошку в ванночку с краской и делать отпечаток на бумаге.
Каждый из вас оставит свой отпечаток ладошки и у нас получится нарядное,
доброе и ласковое солнышко.
(воспитатель показывает весь процесс).
Дети самостоятельно выбирают цвет краски и место для рисования.
После того, как рисунок преобразился, моют руки.
Воспитатель: Ребята! Давайте, посмотрим на наш рисунок. Какое солнышко
у нас получилось! Если на улице будет светить такое солнышко, настроение у
всех будет радостное.
Смеются поле, речка, луг.
Смеются все цветы вокруг,
Смеются веточки берез
И крылья звонкие стрекоз.
Смеются воздух и вода,
Кувшинки посреди пруда
И шелестят и веселят
Пушистых, маленьких зайчат.
Ты оглянись, протри глаза:
« Откуда эти чудеса?»
Вставай, распахивай оконце
И ты увидишь – светит солнце!
Воспитатель: Зайчик вас благодарит. Теперь у него радостное настроение и
он сразу найдет дорогу домой. Спасибо вам за помощь!
Приложение 8
Хороводная игра «По солнышку»
Маму за руку берем,
И гулять мы с ней пойдем.
По солнышку, по солнышку
Дорожкой луговой
Идем по мягкой травушке
Весеннею порой. (Идём хороводом)
Шли-шли, на лужок мы пришли. (Шагаем по кругу)
Бабочки летают, бабочки порхают, (Машем крылышками и бежим по кругу)
Бабочки кружатся, на цветы садятся.
А вот бабочка полетела, (Машем руками)
на головку села.
Снова полетела, на плечико села. (Движения по тексту)
Снова полетела, на животик села.
Снова полетела, на носик села.
Приложение 9
Тематическая прогулка «У солнышка в гостях»
Цель: Вызвать у детей интерес к прогулке. Побуждать отвечать на вопросы.
Приобщать к труду, взаимопомощи.
Ход прогулки:
Воспитатель: Посмотрите ребятки, как солнышко нам в окошко светит, это
оно нас к себе в гости приглашает. Ну, что пойдём к солнышко в гости?(ответы
детей).
На
прогулке
наблюдением
за
солнышком,
какое
оно
круглое,
желтое,
пригревает нас своими лучиками.
Воспитатель: Ребятки, а вы знаете благодаря Солнышку мы с вами растём
потому что получаем много витамина Д. Но не одни мы растём от чудесных
солнечных лучиков, от солнышка, от его света и тепла ещё быстро вырастают
птички, травка, цветочки и деревья, а также всё живое на этой земле.
Экскурсия к цветочной клумбе.
Воспитатель:
Посмотрите,
какие
цветочки
растут
на
нашей
клумбе.
Солнышко пригрело, цветочки расцвели. От солнышко жарко, земля высохла,
нужно ее полить водичкой, чтобы наши цветочки не высохли.
Все вместе по очереди поливают цветы.
На площадке поиграть в подвижную игру «Солнышко и дождик».
Предложить детям порисовать мелками на асфальте.
Воспитатель: Солнышко приготовило для вас сюрприз – мыльные пузыри.
Смотрите, как они сверкают на солнце. Давайте я буду дуть, а вы будите ловить.
Молодцы! А теперь помашем солнышку, нам пора заходить в группу. Мы к тебе,
солнышко, вечером погулять выйдем.
Фотоотчёт