Автор: Фильченко Людмила Васильевна
Должность: воспитатель ДОУ
Учебное заведение: МБДОУ №6 компенсирующего вида
Населённый пункт: г Южно–Сахалинск Сахалинская область
Наименование материала: конспект занятия по экологии
Тема: "Сахалин–край родной"
Раздел: дошкольное образование
Интегрированное занятие
Возраст детей 6-7 лет; старшая - подготовительная
группа)
ТЕМА: ИГРА-ПУТЕШЕСТВИЕ «Сахалин-край родной»
Образовательные области:
Познание, коммуникация, здоровье, художественное творчество, музыка,
художественная литература, социализация, региональный компонент.
Задачи:
Образовательная: закрепить знания детей о растительном и животном
мире Сахалина, морских млекопитающих; уточнить знания о растениях,
животных, птицах, рыбах занесенных в Красную книгу; упражнять детей в
ориентировке в пространстве, опираясь на план-схему; продолжить учить
рисовать по контуру, совершенствовать умение согласовывать движения со
словесным сопровождением.
Развивающая: развивать долговременную память, внимание, логическое
мышление, коммуникативные навыки, активизировать природоведческий
словарь, совершенствовать связную речь, развивать фантазию.
Воспитательная: воспитывать бережное отношение к растительному и
животному миру; формировать навыки экологического поведения в природе;
любовь к природе родного края.
Предварительная работа:
Экскурсии:
- ботанический сад
- городской парк (в разные времена года)
- краеведческий музей
- детскую библиотеку
-рассматривание иллюстраций, открыток, дисков, слайдов, гербария
- чтение рассказов, сказок о животных, птицах, морских
млекопитающих
- беседы о природе
- наблюдения на прогулках
Оборудование:
- план-схема
- таблички с изображением дерева, медведя,
Волны, здания
- игрушки: волк, медведь, заяц, лиса, белка
- магнитные доски (мольберты)
- фломастеры
- листы бумаги с контуром о. Сахалин
- открытки (картинки) с изображением перелетных и зимующих птиц.
ХОД ИГРЫ:
Воспитатель: Дети, помогите мне закончить стихотворение:
В море бурном синей глыбой
Уплывает быстрой рыбой.
Он на свете лишь один
Это остров- (Сахалин)
Правильно, дети, это наш родной край – остров Сахалин.
- Почему Сахалин называют островом?
- Как называется море, омывающее Сахалин?
- Как по-другому называют наш остров? («остров сокровищ»)
- чем богат Сахалин?
Правильно, дети, наш остров очень богат, его природа красива и
разнообразна. Я предлагаю вам отправиться в путешествие по нашему
прекрасному острову. В пути нам поможет план, но прежде давайте
вспомним части света.
- В каком направлении нам нужно двигаться? (на юг) нам необходимо найти
знак, на котором изображено дерево. Это Южно-Сахалинский ботанический
сад.
- Дети, что это за место в нашем городе-ботанический сад? (ответы
детей)
- Кто работает здесь?
- Чем занимаются ученые?
- Вспомните какие деревья, растения мы видели в ботаническом саду?
(ответы детей)
- А кто запомнил, как называется дерево, листьями которого питались
динозавры? (гинко)
- Как вы думаете зачем ученые вырастили это дерево, ведь динозавров давно
нет? ( Чтобы изучать историю развития жизни на Земле)
- Какие растения, деревья занесены в Красную книгу? (ответы детей)
Игра «Что лишнее»
Отправляемся дальше.
В каком направлении нужно двигаться теперь? (определяем направление по
плану).Ищем знак с изображением дикого животного.
Мы с вами оказались в лесу.
- Каких животных можно встретить в сахалинском лесу?
- Дидактическая игра «Животное и его жилище»
Хором называем кто где живет: лиса-в норе, медведь- в берлоге и так
далее…
Речевая игра «Чье жилище»
Подбор притяжательных прилагательных: лисья нора, волчье логово и т.д.
- назовите животных, занесенных в Красную книгу (ответы детей)
Кого еще мы можем встретить в лесу? (птиц)
- Правильно
Дидактическая игра «Зимующие-перелетные»
Дети находят картинки и прикрепляют к доске (картинки: кормушка,
птичий клин)
- Назовите этих птиц (хоровые ответы) кормушка, птичий клин)
- Почему этих птиц называют перелетными? (ответы детей)
- Почему они улетают?
- Как одним словом можно назвать этих птиц? (зимующие)
- Почему зимующие птицы не улетают в теплые края?
Наше путешествие продолжается. Определяем направление. Ищем знак, на
котором нарисованы волны.
- Мы вышли на берег моря, пора устроить привал.
Песня «Бескозырка белая»
- каких рыб поймали моряки?
- Сколько щук?
- А вы хотите половить рыбу?
- Имитация ловли рыбы
- Назовите какая рыба попалась вам на крючок?
- Какая ценная рыба обитает в Охотском море? (лосось)
- Расскажите, что вы знаете о лососе? ( ответы детей)
- Какая рыба занесена в Красную книгу?
- А кто еще кроме рыб обитает в море? (ответы детей)
- Как одним словом можно назвать этих животных?
(морские млекопитающие)
- Почему? (ответы детей)
- Я вам приготовила загадки, попробуйте отгадать:
- Он плывет как пароход,
А гудков не подает (кит).
Расскажите, что вы знаете о китах?
- Дома я кот, а в море…(котик)
- На песке лежит гора, морским львом зовут
меня. (сивуч)
- Люблю на льдине отдыхать, и на волнах
качаться.
Любопытна очень я, с людьми люблю
общаться (нерпа).
- Как можно назвать одним словом котиков, нерп,
сивучей? (тюлени).
- Какие бывают тюлени? (ушастые и безухие)
- Где собирается большое количество тюлений?
(о. Тюлений)
- Почему тюлени не могут жить на суше?
- Какие морские млекопитающие занесены в Красную книгу?
- Наше путешествие продолжается, отправляемся сначала на север, а
затем на запад. Мы вернулись в детский сад.
- Мы сегодня беседовали о природе Сахалина. К
Сожалению, люди не всегда берегут ее. Давайте вспомним правила
поведения в природе. (ответы детей)
- А сейчас я предлагаю нарисовать наш остров (по точкам) и раскрасить
его, по желанию.
ИТОГ ИГРЫ: воспитатель благодарит детей за интересное путешествие и
вручает медали «Защитник природы».