Автор: Небреева Наталья Николаевна
Должность: преподаватель немецкого языка
Учебное заведение: Государственного автономного профессионального образовательного учреждения "Юргинский техникум агротехнологий и сервиса"
Населённый пункт: город Юрга, Кемеровской области
Наименование материала: статья
Тема: "Роль компьютерных технологий в обучении иностранному языку"
Раздел: среднее профессиональное
Роль компьютерных технологий в обучении иностранному языку
Модернизация системы образования открывает новые горизонты и
возможности,
но
в
то
же
время
предъявляет
повышенные
требования
к
профессиональной
компетенции
педагога.
Задача
воспитания
обучающегося,
всесторонне
развитого
и
подготовленного
к
жизни
и
взаимодействию
в
современном информационном обществе, может быть решена только педагогом,
владеющим
современными
педагогическими
и
информационными
технологиями. Кроме того, в последнее время обнаружилась опасная тенденция
снижения интереса обучающихся к занятиям иностранным языком. Обеспечение
положительной мотивации обучающихся стоит на первом месте. Особенно это
касается
немецкого
языка,
который
все
чаще
вытесняется
английским
и
приобретает
статус
второго
иностранного
языка.
Поэтому
одной
из
задач
преподавателя немецкого языка является сделать учебный предмет интересным –
значит сделать действенным или создать вновь определенный мотив. Одним из
решений проблем я увидела в применении компьютерных технологий.
Использование
ИКТ
потребовало
от
меня
как
преподавателя
переосмысления форм и методов работы. Новые мультимедийные технологии
дают высокий эффект обучения иностранному языку, если они подкреплены
передовыми
методическими
приемами.
Обучающиеся
по-другому
начинают
относиться
к
преподавателю,
ищущему
новые
формы
и
методы
работы,
повышается
познавательный
интерес
к
изучению
предмета.
Конечно,
используемые
ранее
формы
и
методы
обучения
обучающихся
остаются
актуальными, но теперь разбавляются наиболее современными информационных
технологиями
Меня заинтересовали обучающие и познавательные программы на CD.
Интерактивное обучение на основе мультимедийных программ позволяет более
полно
реализовать
целый
комплекс
методических,
дидактиче ских,
педагогических и психологических принципов, делает процесс обучения более
интересным и творческим. Возможности учитывать уровни языковой подготовки
обучающихся являются основой для реализации принципов индивидуализации
и дифференцированного подхода в обучении. При этом соблюдается принцип
доступности
и
учитывается
индивидуальный
темп
работы
каждого
обучающегося.
Разнообразие тем, видов деятельности, красочность и увлекательность
компьютерных
программ
вызывают
огромный
интерес
у
обучающихся
и
превращают обучение иностранному языку в живой, творческий, естественный
п
р
о
ц
е
с
с
.
Компьютерные программы дают возможность индивидуализации процесса
обучения. Каждый работает в соответствии со своими способностями, имеет
в о з м о ж н о с т ь
о с т а н о в и т ь с я ,
п о д у м а т ь ,
и с п р а в и т ь
о ш и б к и .
Мультимедийные обучающие программы позволяют организовать
самостоятельные действия каждого обучающего. Конечно, электронный учитель
не заменит живого преподавателя, но, как вспомогательное средство обучения,
компьютер имеет свои преимущества.
Одним из главных помощников для преподавателя иностранного языка
является
Интернет.
Для
преподавателей
иностранного
языка
появление
интернета
открыло
границы
всех
стран,
появилась
возможность
напрямую
общаться с носителями языка, чего так не хватало раньше. Итак, самое простое
применение Интернета – это использовать его как источник дополнительных
материалов
.Возможности
использования
Интернет
-
ресурсов
огромны.
Глобальная сеть Интернет создаёт условия для получения любой необходимой
обучающимся и
преподавателям информации, находящейся в любой точке
земного шара: страноведческий материал, новости из жизни молодёжи, статьи из
газет и журналов, необходимую литературу и т.д. Обучающиеся могут принимать
участие в тестировании, в викторинах, конкурсах, олимпиадах, проводимых по
сети Интернет, переписываться со сверстниками из других стран, участвовать в
чатах, видеоконференциях и т.д. Обучающиеся могут получать информацию по
проблеме, над которой работают в данный момент в рамках проекта. Это может
быть совместная работа российских школьников и их зарубежных сверстников из
одной или нескольких стран.
Благодаря Интернету я
получила доступ к
иллюстративному
материалу,
которого
прежде
явно
не
доставало.
Ребята
активно
используют
ресурсы
Интернета
на
уроках
немецкого
языка
и
во
внеурочное время. Интернет можно использовать и как средство общения, и как
средство обучения, и как средство развлечения, а также и как средство получения
информации.
Но
более
действенным
способом
работы
с
компьютером
я
считаю
использование
подготовленных
с
учетом
определенных
требований
мультимедийных
презентаций,
когда
я
задействую
на
уроке
экран-доску,
проектор и всего один компьютер для демонстрации. Это дает возможность
фокусировать
внимание
всей
группы
учащихся,
осуществлять
повтор
демонстрируемого материала.
Использование презентаций
повысило интерес обучающихся к моему
предмету, привело к усилению мотивации учения. Это необходимое условие
успешности обучения, так как без интереса к пополнению недостающих знаний,
без воображения и эмоций немыслима творческая деятельность ученика. Такой
эффект вдохновил меня на создание собственных презентаций с определённым
набором
заданий
и
упражнений,
соответствующих
конкретному
уроку
в
конкретной
группе
с
учётом
способностей
обучающихся.
Таким
образом,
осуществляется личностно-ориентированное обучение.
Применение презентаций на уроках дает возможность анимации, изменения
и выделения наиболее значимых элементов при помощи цвета, шрифта, наклона,
размера. Так, например, при объяснении образования вопросов обучающиеся
видят,
как
перестраивается
предложение
из
повествовательного
в
вопросительное. При необходимости можно повторить тот или иной этап. Кроме
этого
в
презентацию
можно
добавить
фотографии,
схемы
или
таблицы.
Подобный прием в значительной степени ведет к лучшему усвоению материала.
Презентации
обладают
почти
неограниченными
графическими
и
цветовыми
возможностями,
позволяют
представить
любой
вид
деятельности
в
форме
картинок и анимации.
Это особенно важно:
при ознакомлении с новой лексикой, так как изображение на мониторе /
экране позволяют ассоциировать фразу на иностранном языке непосредственно с
предметом или действием;
при
изучении
грамматического
и
страноведческого
материала,
когда
увиденные
на
экране
красочные
картинки,
схемы,
анимированные
образы
способствуют лучшему восприятию и усвоению нового материала.
Наиболее продуктивны презентации, в которые после объяснения
материала вставлены упражнения на закрепление. Эти упражнения обучающиеся
выполняют коллективно, прямо с экрана.
Презентация, оформленная звуковыми эффектами (например,
аплодисментами при правильном ответе), становится хорошим стимулом для
работы. Поделенный на группы класс в режиме соревнования лучше усваивает
материал любой сложности.
Презентации используются на всех этапах процесса обучения: при
объяснении нового материала, при закреплении знаний, формировании умений и
навыков, при выполнении домашних заданий, при проверке усвоения учебного
материала.
Для создания ММП я использую следующие компьютерные программы:
MicrosoftWord
(позволяет
форматировать
нужный
текст),
MicrosoftPowerPoint
(делает доступными действия с анимационньнми картинками, звуковыми и видео
файлами) MicrosoftInternetExplorer (позволяет работать с ресурсами Internet).
Создавая
презентации,
я
помню,
что
они
должны
соответствовать
требованиям, предъявляемым к любой наглядности:
1.
простота (управления);
2.
умеренное эстетическое оформление слайда;
3.
соответствующий стиль подачи материала;
4.
отсутствие сложных грамматических структур или сплошного текста.
Слайды желательно не перегружать текстом. Лучше разместить короткие
тезисы,
даты,
имена,
термины.
Наиболее
важный
материал,
требующий
обязательного усвоения, лучше выделить ярче, оригинальнее для включения
ассоциативной зрительной памяти.
В
презентацию
обобщающего
урока
можно
включить
схемы,
таблицы,
диаграммы. Видеофрагменты очень оживляют урок и актуализируют знания
школьников.
Наиболее продуктивными зарекомендовали себя презентации, в которых
после
объяснения
или
предъявления
материала,
вставлены
упражнения
на
закрепление или контроль. Эти упражнения обучающиеся проделывают прямо с
экрана индивидуально или фронтально. Возможность показать правильный ответ
позволяет организовать взаимо- или самопроверку быстро и эффективно.
Широкое
применение
ММП
на
уроках
породило
стремление
самих
обучающихся к созданию их. Это является эффективным способом обучения.
Более
интересно
для
ребят
создание
электронной
презентации
в
качестве
проектной
работы,
особенно
при
рассказах
о
своей
малой
Родине.
Без
презентаций немыслима и защита рефератов.
Обучающиеся при этом осваивают работу с компьютером, учатся выбирать
главное, концентрировать свою мысль.
Зная, что работа обучающихся будет востребована, они более серьезно
относятся к такому домашнему заданию. Более того, это помогает мне создавать
для каждого студента своеобразный "банк ситуаций успеха", т.е. таких учебных
действий,
в
которых
обучаемый
чувствует
себя
победителем,
покорителем
трудной вершины, первопроходцем. Часто обучающийся, уровень обученности
которого
по
иностранному
языку
не
очень
высок,
благодаря
созданной
презентации может прожить ситуацию заслуженного успеха, пусть маленькой, но
его личной победы, за счет которой он может самоутвердиться в своих глазах и в
глазах
сверстников. Использование
ИКТ
вдохнуло
новую
жизнь
и
в
нашу
проектную методику.
Но все вышеназванные работы с компьютером объединяет в себе
интерактивная доска. Благодаря чудо-доске
по гиперссылкам можно очень
быстро
выйти
в
интернет
на
нужный
сайт,
выделить
цветом
необходимую
информацию в любом документе. Также возможно:
Делать пометки и записи;
Демонстрация веб-сайтов;
Создание заранее подготовленных рисунков, схем, диаграмм (экономия
времени на уроке);
Создание рисунков, записей без использования компьютерной мыши;
Создание надписей с использованием виртуальной клавиатуры;
Сохранение в ПК всех пометок, которые делаются во время урока, для
дальнейшего использования;
Изменение любых документов или изображений на экране, использование
любых пометок;
Использование «drag and drop» (тащить или отпустить).
Использование ИКТ способствует повышению эффективности овладения
иностранным языком. Такая организация работы является средством повышения
результативности
учебного
труда
обучающихся.
Обобщая
опыт
применения
компьютера и мультимедийных технологий на уроках иностранного языка и во
внеурочное
время,
можно
сделать
вывод
об
эффективности
использования
информационных компьютерных технологий по следующим пунктам:
Общекультурное развитие обучающихся
Совершенствование навыков владения компьютером
Совершенствование языкового уровня
Индивидуализация обучения (дифференцированные задания)
Самоутверждение обучающихся
Повышение мотивации в изучении иностранного языка
Экономия
расходования
материалов
учителем
(нет
необходимости
создавать бесчисленные карточки, печатные материалы)
Эстетичность презентации учебных материалов
Совершенствование процесса проверки работ обучающихся
Повышение авторитета учителя
Обучающиеся начинают самостоятельно приобретать новые знания.
Компьютерные технологии способствуют раскрытию, сохранению и развитию
личностных качеств обучаемых.
И все же, как бы ни было заманчиво постоянно применять компьютер и
мультимедийные
технологии
на
уроках,
ничто
не
может
заменить
самого
учителя. Ведь только разумное комплексное сочетание всех имеющихся в его
распоряжении
методических
приемов
и
технических
средств
может
дать
желаемый результат.