Автор: Степкина Виктория Александровна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ " Детский сад № 177 "
Населённый пункт: г. Новокузнецк, Кемеровская область
Наименование материала: Конспект ООД по нравственно–патриотическому развитию
Тема: " Символика России"
Раздел: дошкольное образование
Конспект ООД « Символика России»
Цель: Закрепить знания детей о государственном флаге России.
Познакомить с разными видами российских флагов (Знамя Победы,
Андреевский флаг, штандарт Президента Российской Федерации), с гимном
России. Воспитывать любовь к Родине, гордость за её историю, уважение к
флагу и гимну России
Материал: изображение государственного флага России, Андреевского
флага, штандарта Президента России, Знамени Победы, аудиозапись
государственного гимна России, песни военных лет.
Ход занятия
1-я часть. Вводная.
Воспитатель вносит карту России и привлекает к ней внимание детей:
«Посмотрите, ребята, - это карта нашей страны. Видите, какую огромную
территорию она занимает. А как называется наша страна? ( Россия,
Российская Федерация) Воспитатель указкой обводит границы России и
читает стихотворение:
Наша Родина.
Если долго-долго-долго
В самолёте нам лететь,
Если долго-долго-долго
На Россию нам смотреть,
То увидим мы тогда
И леса, и города,
Океанские просторы,
Ленты рек, озёра, горы.
Мы увидим даль без края,
Тундру, где звенит весна,
И поймём тогда, какая
Наша Родина большая,
Необъятная страна.
( В. Степанов)
Дети рассматривают карту и обводят её границы.
- У каждой страны есть свои отличительные знаки. Назовите, какие из них
вы уже знаете? (Флаг, герб).
- Правильно есть они и у России. Покажите, какие из них российские.
(Дети из нескольких предложенных флагов и гербов выбирают те, которые
принадлежат России)
- Давайте вспомним из каких частей состоит флаг? (Дети показывают и
называют – древко, полотнище).
- Из каких цветов состоит полотнище?( Белого, синего, красного).
- Что напоминает нам белая полоса? (Белоствольные берёзы, белые облака,
белый снег, белые ромашки и т. д.)
- А что напоминает синяя полоса? (Реки, моря, озёра, небо).
- А что обозначает красная полоса? ( Огонь, солнце, тепло, любовь).
Дидактическая игра: «Раскрась флаг»
Воспитатель предлагает раскрасить флаг с помощью двух цветов: синего и
красного. Детям даётся готовый контур с тремя полосками: одна белая,
другая обозначена цифрой 1, третья цифрой – 2. Дети раскрашивают и
называют флаг.
2-я часть. Рассказ воспитателя.
Первый отечественный флаг появился при строительстве кораблей, на
первом русском военном корабле» Орёл». Именно с того времени и
начинается история Российского флага. Долгое время флаги в России
использовались только на флоте. Впервые знакомое нам расположение полос
бело- сине- красного цвета ввёл Пётр -1.
Пётр-1 утвердил бело-сине-красный флаг без рисунка для торгового флота.
А для военно-морского он утвердил Андреевский флаг ( белое полотнище и
синий косой крест).
( Рассказ сопровождается рассматриванием иллюстраций).
Этот флаг совпадал с символикой первого русского ордена, учрежденного
Петром – орденом Андрея Первозванного, распятого по легенде на косом
кресте. За боевые отличия кораблям жаловали Андреевский флаг.
3-я часть.
Звучит запись песен времён Великой Отечественной войны, посвящённые
Дню Победы.
- В 1941 году фашистская Германия, нарушив мирный договор, с
Советским Союзом ( так раньше называлась наша страна). В течение долгих
четырёх лет наш народ мужественно сражался с врагом. В тяжёлых
сражениях освободил он свою Родину от фашистских захватчиков. Над
куполом главного здания вражеской столицы Берлина – рейхстага –
взметнулось красное знамя с белым серпом и молотом. Это красное знамя и
стало символом Великой Победы. В наши дни Знамя Победы – это также
символ памяти, благодарности и уважения к людям, очень дорогой ценой
завоевавшим возможность мирной жизни для всех нас.
Мы храним память о подвигах солдат и офицеров на фронтах Великой
Отечественной войны, партизан в тылу врага. Мы помним о трудовых
подвигах тех, кто работал на заводах и фабриках, выпускавших боевую
технику, танки, самолёты, снаряды. Не можем мы забыть и о тех лишениях и
страданиях, которые пришлось пережить людям в годы войны.
(Воспитатель предлагает детям рассмотреть и сравнить государственный
флаг России и Знамя Победы.)
- Как вы думаете, ребята, когда вывешивают государственный флаг
Российской Федерации? ( Варианты ответов детей)
- А в какие праздники вывешивают Знамя Победы? (В День Победы, во
время Парада на Красной Площади в Москве, в момент возложения цветов к
могиле Неизвестного солдата).
4-я часть. Физминутка:
Здравствуй, мир. (руки вверх)
Это - я! (на грудь)
А вокруг страна моя (раскинуть)
Солнце в небесах горит (наверх)
И земля у ног – лежит (наклон)
Там – леса! (замок вправо)
А – там поля (замок влево)
Здесь друзья (поворот головы влево)
И здесь друзья. (поворот вправо)
Здравствуй дом, ты самый лучший (раскинуть с наклоном вниз)
Здравствуй край родной, могучий! (раскинуть с наклоном вверх).
5-я часть.
Воспитатель показывает ещё один флаг: штандарт Президента Российской
Федерации.
- Вам знаком этот флаг? Вы когда-нибудь видели его? ( Варианты ответов
детей).
- Этот флаг принадлежит Президенту Российской Федерации. Президент
России тоже имеет свой флаг. Он называется штандартом Президента России.
Этот флаг квадратной формы. На фоне белой, синей и красной полос в центре
расположен герб России. Края штандарта украшает белая бахрома.
6-я часть.
Звучит запись государственного гимна Российской Федерации.
- Ребята. Вы узнали эту песню? (Ответы детей ).
- Это гимн Российской Федерации – главная песня нашей страны. Если
флаг и герб мы видим, то гимн мы слышим. Где он обычно звучит? На
торжественных приёмах представителей других стран. На спортивных
соревнованиях и т. д. Гимн обычно слушают стоя, в знак уважения к стране.
Итог занятия.
В заключительной части занятия обобщаются и уточняются знания детей
о государственной символике России.
За правильные ответы дети получают призовые медальки.
- Какие отличительные знаки государства вы знаете? (Флаг, герб).
- Какие виды флагов вы знаете? (Государственные, президентские, Знамя
Победы, Андреевский флаг).
- Как называется флаг Президента России? ( Он называется штандарт
Президента Российской Федерации).
- Как выглядит штандарт Президента России? (Флаг квадратной формы.
На фоне белой, синей и красной полос в центре расположен герб России.
Края штандарта украшает золотая бахрома).
- Чем отличается государственный флаг от флага Президента?
(Государственный флаг - прямоугольной формы, а президентский –
квадратной. У президентского в центре есть герб, а у государственного - нет
и у президентского штандарта по краям золотая бахрома).
- Чем они похожи? ( Похожи расположением и цветом полос)
- Как выглядит Знамя Победы? ( Это красное знамя)
- Как мы узнаем Андреевский флаг? ( Это белое полотнище и синий косой
крест на нём)
- Что обозначает герб нашей страны?
( Это знак или символ власти. Он обозначает единство страны и её
независимость от других государств)
- Для чего стране нужен гимн?
( Это главная песня страны. Она звучит торжественно и является символом
государственного единства).
В конце занятия подсчитываются призовые медальки, заработанные
детьми за правильные ответы.