Напоминание

«Возможности междисциплинарных курсов для формирования профессиональной культуры будущего специалиста».


Автор: Кониловская Светлана Александровна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: Тюменский индустриальный университет, Многопрофильный колледж
Населённый пункт: г.Тюмень
Наименование материала: статья
Тема: «Возможности междисциплинарных курсов для формирования профессиональной культуры будущего специалиста».
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Тема: «Возможности междисциплинарных курсов для формирования

профессиональной культуры будущего специалиста».

План

1.

Формирование профессиональной культуры как необходимое условие подготовки

современного специалиста.

2.

Культура как многогранная научная категория.

3.

Сущность понятия профессиональная культура специалиста.

4.

Формирование профессиональной культуры как необходимое условие подготовки

современного специалиста в междисциплинарных курсах.

Современный этап развития общества ставит качественно новые задачи в области

образования

и

развития

личности

основной

движущей

силы

социального,

экономического и культурного прогресса. Глобальная цель образования на современном

этапе – подготовить специалиста не просто знающего, но и понимающего чувствующего,

культурного, специалиста способного реализовать себя в сложном и противоречивом мире,

активно и творчески применить полученные знания и тем самым способствовать развитию

культуры всего общества.

Выпускник колледжа – профессионал в том или ином виде деятельности – сегодня

должен обладать не только определенным объемом профессиональных знаний, умений и

навыков, но и достаточно высоким уровнем общей и профессиональной культуры. Это

требует значительной перестройки самой системы образования, которая не просто должна

обеспечить

формирование

профессиональной

культуры

специалиста,

но

и

понимания

личностью обучающегося необходимости такого своего развития.

Наиболее актуальными проблемами, на мой взгляд, характерными для большинства

из сфер современной деятельности человека, являются:

-

кризис

духовно-нравственных

ценностей,

вызванный

непониманием

специфики

отечественной

культуры,

некритичным

заимствованием

ценностей,

образа

жизни

и

стереотипов,

характерных

для

западного

типа

культуры

(культ

гедонизма,

индивидуализма, рационализма и т.п.);

-

деформация

общественной

нравственности

и

криминализация

отношений,

обусловленная внедрением модели рынка, не соответствующей ценностям отечественной

культуры;

-

утрата

смысла

жизни,

духовный

кризис

у

значительной

части

населения,

рост

агрессивности, ожесточенности по отношению к другому человеку, отсутствие системы

нравственного воспитания подрастающего поколения;

- разрушение духовно-нравственного климата семьи, размывание поведенческих моделей

и образцов;

- социально-психологическая неадаптированность, вызванная разрушением привычной

социально-психологической

среды

существования,

усиление

конфликтности

между

субкультурами

различных

возрастных

и

социальных

групп

населения

(конфликт

ценностей);

- отсутствие нормативно-регулирующего и воспитывающего влияния среды;

- конфликты, усиливающее социальную напряженность.

Однако

в

обществе

усиливаются

потребности

в

ценностных

координатах

и

смысловых ориентирах, формировании социально-нравственных идеалов, инициирующие

и поощряющие профессиональную деятельность. Как отмечает академик А.М. Новиков,

ориентация образования на формирование «человека культуры» требует принципиально

иного подхода к формированию целей и содержания образования через такие понятия, как

«интеллектуальная

культура»,

«информационная

культура»,

«этическая

культура»,

«профессиональная культура» и т.д. При таком подходе цели и содержание образования

переводятся

в

личностный

план,

формируя

при

этом

системное

мышление,

профессионализм через призму понятий культуры.

Нужно

сказать,

что

вопросам

формирования

и

развития

профессиональной

культуры специалистов различного профиля в отечественной и зарубежной педагогике

уделено достаточно много внимания. Несмотря на это, само понятие «профессиональная

культура»

не

сформулировано

достаточно

четко.

Это

связано

с

тем,

что

понятие

«профессиональная культура» не является простым механическим сочетанием понятие

«профессионализм», «профессия» и «культура», хотя и указывает на непосредственную

взаимосвязь с ними. При определении понятия профессиональной культуры необходимо

выяснить важнейший составляющий элемент этого взаимодействия – понятие «культуры».

Культура как многогранная научная категория.

Данный

феномен

находится

на

предельно

высоком

уровне

абстракции

и

охватывает

широкий и разнообразный мир явлений.

Понятие культуры является основополагающим во многих областях человеческого

знания. Исследование культуры и процесса ее формирования определяется спецификой

подхода, тем или иным углом зрения в анализе общества. Например, исходя из социальной

структуры общества, можно выделить культуру классов, слоев общества, наций, регионов,

профессий, возрастных групп и т.д. По носителю «человеческих сущностных сил» -

индивидуальную

и

общественную

культуру.

По

уровню

проявления

индивидуальных

способностей человека – культуру чувств, умений, навыков, потребностей, мышления,

мировоззрения.

По

уровню

организации

жизнедеятельности

культуру

труда,

быта,

отдыха.

По

характеру

подготовки

к

жизнедеятельности

культуру

образования

и

воспитания. Культура по отношению к профессиональной деятельности специалиста – это

культура труда, управления, культура научного исследования, образования, воспитания,

художественная

культура,

культура

поведения,

досуга,

физическая

культура,

культура

чувств, мышления, политическая культура.

Культура – это огромное целостное явление, которые делает людей, населяющих

определенное пространство – нацией, народом. В понятие культуры входят и всегда

входили религия, наука, образование, нравственные и моральные нормы повеления людей

и государства.

Культура – это целостное, органическое соединение многих сторон человеческой

деятельности,

поэтому

разделение

культуры

на

общественную

и

индивидуальную

достаточно

условно.

Точкой

отсчета

в

характеристике

любой

культуры

является

самосознание.

Мировоззрение

тех,

кто

ее

создает.

Как

говорил

известный

философ

Библер, для личности чувствовать себя пребывающей в культуре и быть культурной

означает

подняться

над

собственным

ограниченным

бытием,

представить

в

своей

биографии Космос, Природу, Историю как можно более полно. Чем полнее это ощущение,

тем больше личность имеет право считать себя культурной.

Подводя

итог

сказанному

выше

можно

сделать

вывод,

что

культура

это

совокупность

всех

материальных

и

духовно-нравственных

ценностей,

накопленных

обществом, а также совокупность всех видов и способов преобразующей деятельности

человека по их освоению, сохранению, созиданию и распространению в обществе.

Понятия

профессиональная

культура,

что

в

переводе

с

латинского

означает

занятие,

работа. В качестве основных элементов профессии ученые выделяют специализацию,

отделение

от

других

видов

деятельности

в

рамках

разделения

труда,

достаточно

длительное применение установившегося способа выполнения задания, а также источник

дохода,

который

обеспечивает

существование

человека.

По

мнению

сербского

исследователя Д. Марковича к основным характеристикам профессий относится:

относительно длительное выполнение определенной деятельности;

деятельность, которая требует специального образования и приобретения навыков;

формирование особого профессионального поведения как в рамках профессии, так и вне

ее;

формирование

профессионального

интереса,

который

часто

осуществляется

через

профессиональные объединения и создания профессиональных ценностей;

стремление

представителей

одних

профессий

проявить

по

отношению

к

другим

профессиям свой особый статус как в смысле организации, так и в общественном смысле,

что приводит к идентификации человека в профессии.

Под

профессией

мы

понимаем

вид

трудовой

деятельности

человека,

владеющего

комплексом

специальных

знаний

и

практических

навыков,

которые

приобретены

в

результате целенаправленной подготовки.

Профессиональная

культура

является

одним

из

важнейших

социокультурных

факторов становления человека. Являясь элементом общей культуры, профессиональная

культура

человека

основывается

на

общепринятых

духовно-нравственных

ценностях,

нормах

и

правилах,

а

также

способах

взаимодействия

человека

как

единицы

той

общественной системы, к которой он принадлежит. Однако общую культуру отличают

нормы и стандарты жизнедеятельности общие для людей вне зависимости от их профиля

деятельности

на

основе

общих

методов

социализации

(вхождения

в

общество)

и

образования. Результатом чего становится усвоение характерных для общества в целом

культурных

(этнических,

религиозных,

политических

и

иных)

ценностей,

норм,

стереотипов поведения. Профессиональную культуру характеризуют нормы и стандарты,

связанные

с

родом

деятельности

и

специфического

взаимодействия,

а

также

с

принадлежностью индивида к определенной социально-профессиональной группе.

Человек в процессе профессиональной подготовки выступает в роли субъекта и

проявляет

автономность,

целостность

и

системность

по

овладению

культурой,

а

в

последующем

становится

ее

созидателем,

инициатором

и

продолжателем

имеющих

профессиональных

культурных

ценностей.

В

овладении

профессиональной

культурой

личность

фактически

познает

свою

уникальность,

позиционирует

себя

в

культурных

пластах профессиональной деятельности, реализует свой духовно-творческий потенциал

для достижения поставленных целей и результатов, тем самым, подталкивая развитие

профессиональной культуры и себя в ней.

Российские ученые В. Виноградов и А. Синюк сделали попытку представить специалиста

как

человека

культуры,

который

должен

усвоить

следующие

структурные

элементы

культуры, а именно:

душевную культуру, выражающуюся в опыте психического существования человека и

регулирования эмоционального взаимодействия с окружающимим;

культуру

разумной

деятельности,

включающую

в

себя

логические,

информационные,

языковые и некоторые другие компоненты;

духовную культуру как опыт ценностно-нормативной деятельности;

профессиональную

культуру

как

своеобразное

интегральное

выражение

всех

перечисленных элементов культуры в их социально-профессиональном отношении.

Изучению разных аспектов профессиональной культуры занимались такие выдающиеся

ученые, как Е. Бондаревская, Э. Зеер, И. Исаев, Е. Климов, В. Краевский, В. Сластенин и

многие другие. Сущность понятия «профессиональная культура» освящается в русле

культурологического, аксиологического, деятельностного и многих других подходов.

Профессиональная

культура,

прежде

всего,

включает

в

себя

необходимые

профессиональные знания, умения и навыки и профессиональный опыт, который помогает

применению

наиболее

рациональных

приемов

для

эффективной

деятельности

и

ее

результативности. Именно поэтому некоторые ученые считают, что профессиональная

культура

-

это

совокупность

специальных

знаний

и

опыта

их

реализации

в

профессиональной деятельности.

Нравственные

факторы

в

профессиональной

культуре

это

нравственные

убеждения (долг, готовность добросовестно и честно трудится и др.), которые определяют

участие человека в любых общественно необходимых видах деятельности, не деля их на

«престижные» и «непрестижные». Профессиональная культура проявляется в трудовой

активности человека, мере интенсивности деятельности, участливости, помощи коллегам.

Это

социальное

общение,

обусловленное

объективными

потребностями

совместной

деятельности, создает условия развития человеческих способностей и распространения

профессиональной культуры.

Высокий уровень профессиональной культуры способствует созданию морально

здоровой

атмосферы

в

коллективе,

которая

способствует

производительности

труда,

поддерживает

позитивный

эмоциональный

настрой

всех

членов

коллектива,

предупреждает возникновению конфликтов и обеспечивает их оптимальное разрешение в

случае

возникновения.

Поэтому

некоторые

ученые

под

профессиональной

культурой

понимают развитое до высокого уровня умение использовать имеющиеся и порождать

новые стереотипы общения.

Актуальным проявлением профессиональной культуры личности становится способность

и потребность в поисковой, творческой активности, поскольку сегодня уходит понимание

творчества как о сфере деятельности ограниченной группы людей. Творчество, являясь

частью культуры, одновременно является и частью профессиональной культуры.

Таким образом, гуманитарный аспект профессиональной культуры специалиста – это

своеобразная

конструкция,

которая

во

многом

определяет

устойчивость

и

расширяет

возможности реализации его профессиональной культуры.

К свойствам профессиональной культуры относятся:

-

интерактивность,

отображающую

влияние

всех

компонентов

профессиональной

культуры на культуру личности в целом и общее развитие самой культуры;

- социальность, свидетельствующая о том, что наличии высокого уровня сформированной

профессиональной культуры имеет не только личное, но и общественное значение, а также

дает возможность личности более эффективно создавать общественное богатство;

-

личностный

характер

профессиональной

культуры,

который

означает

присвоение

личностью в процессе специальной подготовки профессионально важных знаний, умений

и

навыков,

имеющих

для

человека

личностное

содержание,

поскольку

могут

удовлетворить потребности личности в выполнении профессиональной деятельности и

осуществлении профессионального роста;

- динамичность и действенность, отображающие принудительную мотивационную силу

профессиональной

культуры,

ее

способность

регулировать

направление

развития

личностных качеств;

-

непрерывность,

означающую,

что

высокий

уровень

профессиональной

культуры

способствует непрерывному саморазвитию человека в сфере своей профессиональной

деятельности

с

целью

удовлетворения

собственных

внутренних

профессионально

направленных стимулов и поддержки на определенном уровне своей профессиональной

культуры.

Время

требует

подготовки

специалистов

нового

качества,

с

новым

профессиональным уровнем.

Настоящий

федеральный

государственный

образовательный

стандарт

среднего

профессионального

образования

представляет

собой

совокупность

обязательных

требований

к

среднему

профессиональному

образованию

по

специальности

11.02.09

Многоканальные

телекоммуникационные

системы

для

профе ссиональной

образовательной

организации

и

образовательной

организации

высшего

образования,

которые имеют право на реализацию имеющих государственную аккредитацию программ

подготовки

специалистов

среднего

звена

по

данной

специальности,

на

территории

Российской Федерации.

. Техник готовится к следующим видам деятельности:

1. Техническая эксплуатация многоканальных телекоммуникационных систем.

2. Техническая эксплуатация сетей электросвязи.

3.

О бе с п еч е н и е

и н ф орма ц и он н ой

бе зоп а с н о с т и

м н о г о к а н а л ь н ы х

телекоммуникационных систем и сетей электросвязи.

Перейдём

конкретно

к

Междисциплинарным

курсам

специальности

11.02.09

Многоканальные

телекоммуникационные

системы:

МДК.01.02

Технология

монтажа

и

обслуживания

цифровых

и

волоконно-оптических

систем

передачи,

МДК.02.02.

Технология

монтажа

и

обслуживания

транспортных

сетей,

МДК.02.03.

Технология

монтажа и обслуживание сетей доступа (презентация).

Рисунок 1 – МДК.01.02 и его профессиональные компетенции

Рисунок 2 – МДК.02.02. и его профессиональные компетенции

Рисунок 3 – МДК.02.03 и его профессиональные компетенции

Ар

хитектура Optix 155/622H



В раздел образования