Напоминание

Проект по ознакомлению дошкольников с пейзажной живописью "Краски осени"


Авторы: Михеева Анна Петровна, Мельникова Зоя Павловна
Должность: Воспитатель, воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ д⁄с №444
Населённый пункт: город Новосибирск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Проект по ознакомлению дошкольников с пейзажной живописью "Краски осени"
Раздел: дошкольное образование





Назад




муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска

«Детский сад № 444 «Березка» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением

художественно-эстетического развития детей»

Проект

по ознакомлению детей с пейзажной живописью

в старшей группе № 4 «Солнышко»

«Краски осени»

Авторы:

воспитатели

Мельникова Зоя Павловна,

Михеева Анна Петровна

Новосибирск, 2017

Вид проекта: практико-ориентированный

Продолжительность: краткосрочный (ноябрь)

Возраст детей: 5-6 лет

Актуальность:

«Глядя на прекрасное и слушая о прекрасном, человек улучшается»,- так

говорили древние греки.

Пейзажная живопись является одним из самых лирических и эмоциональных

жанров

изобразительного

искусства,

это

высшая

ступень

художественного

освоения природы, вдохновенно и образно воссоздающая ее красоту. Знакомство

детей с этим жанром способствует их эмоциональному и эстетическому развитию,

воспитывает

доброе

и

бережное

отношение,

ее

красоте,

побуждает

искренне,

г о р я ч е е

ч у в с т в о

л ю б в и

к

с в о е м у

к р а ю ,

р о д н о й

з е м л е .

Художественный пейзаж помогает

развивать

эстетический

вкус,

образное

и

ассоциативное

мышление,

воображение,

самосозерцание. Пейзажная живопись

способна не только доставлять радость, но и вдохновлять на творчество.

Дети и художники знают, что самый лучший портрет природы можно создать

лишь

в

сотворчестве

с

ней.

Ребенок

-

художник

наблюдает

за

природой,

в

творчестве выражает свое видение того, что в ней происходит. Педагог помогает

ребенку «открыть

глаза» на

видимый

им

мир.

В

условиях

образовательного

процесса

в

ДОУ

мы

укрепляем

и

расширяем

связь

с

природой,

воспитываем

бережное

отношение

к

живой

и

неживой

природе,

приобщаем

к

совместной

деятельности детей и родителей, как в саду, так и дома.

Цель проекта:

З н а ко м и т ь

д е т е й

с пейзажной

живописью,

способствовать

их

эмоциональному

и

эстетическому

развитию,

воспитывать

доброе

и

бережное

отношение к природе, ее красоте, побуждать горячее чувство любви к своему краю.

Доставить детям радость и вдохновение на творчество.

Задачи:

-

обобщить

и

систематизировать

представления

детей

о

временных

изменениях в природе, о характерных сезонных явлениях;

- формировать у детей представления о пейзажной живописи;

- учить использовать полученные знания в собственном творчестве, создавая

выразительный пейзаж, используя разнообразные изобразительные материалы;

- развивать творческие способности, эстетический вкус;

-

обеспечить

участие

семьи

в

воспитательном

развитии

интереса

к

художественному искусству;

- воспитывать у детей бережное отношение к природе.

Предполагаемый результат:

закрепление

знаний

и

представлений

детей

о

сезонных

изменениях

в

природе;

применение

сформированных

умений

и

навыков

в

продуктивной

деятельности;

отражение

знаний,

накопленных

в

процессе

реализации проекта,

в

различных видах деятельности (изобразительной, умственной, игровой);

заинтересованность

и

активное

участие

родителей

в

образовательном

процессе детского сада.

Продукт

- выставка рисунков «Цветные пейзажи глазами детей»

- открытое занятие «Краски Осени»

Этапы реализации

1 этап Подготовительный

Подборка методического и дидактического материала.

Подборка художественной литературы, иллюстраций.

Разработка непосредственно образовательной деятельности по проекту.

Беседы.

Чтение

художественной

литературы.

Разучивание

стихотворений.

Наблюдения. Описания. Слушание. Обсуждение Игры.

2 этап Основной

Игровая

деятельность

Д\игры

«Собери пейзаж»,

«Времена года»,

«Части суток»,

«Перспектива»,

«Мозаика»,

«Составь картинку»,

«Что растёт в лесу?»,

«Когда это бывает?»,

«Явления природы»,

«Природа и человек»,

«Что такое хорошо и что такое плохо?»,

НОД

«Что такое живопись?»,

«В гостях у картин»,

«Пейзаж»,

«Как рисовать пейзаж»

Речевое

развитие

Рассказывание по картине И. Шишкина «На севере диком»,

И. Левитан «Золотая осень»,

Соврасов «Грачи прилетели»

Описательный рассказ по картине «Осень»

Беседа «Времена года»,

«Части суток»,

«У природы нет плохой погоды»,

«Белая берёза»,

«Красота вокруг нас»,

«Берегите природу»,

«Я и природа».

Чтение

художественной

литературы

Чтение стихотворений

Е. Трутнева «Четверо художников», «Пейзаж»,

А. Матутис «Незабудковое небо», «Зёрнышки на небе»

И. Токмакова «Деревья»

С. Есенин «Белая берёза», «Черёмуха»,

О. Высотская «Ёлочка»

Стихи об осени из сборников «От осени до лета», «Под одною

голубою…» В. Орлов

Знакомство с пословицами и поговорками о природе.

Загадки о природе

Художественное

творчество

Лепка «Пластилиновая мозаика». «Еж в лесу», «Веселый

грибок».

Аппликация «Еж», «Цветные ладошки», «Под грибом»,

«Пейзаж».

Рисование «Царство деревьев», «Времена года», «Радуга-

дуга», «Осенний лес», «Идет дождь».

Коллаж «Дом под крышей голубой»

3 этап Итоговый

1.

Рекомендации

для

родителей

по

ознакомлению

детей

с пейзажной

живописью

2. Выставка детских творческих работ.

3. Выставка детских работ, выполненных совместно с родителями.

4. Выставка рисунков «Цветные пейзажи глазами детей»

5. Открытое занятие «Краски Осени»

Приложения

Дидактические игры по жанру пейзажа

Из чего состоит пейзаж (игра с картинками)

Цель:

Закрепить

знания

детей

о

жанре пейзаж,

его

отличительных

и

составных

особенностях

и

частях.

Отбирать

только

те

картинки,

на

которых

изображены элементы, присущие жанру пейзажа, обосновывать свой выбор.

Материал: Картинки с изображением элементов живой и неживой природы,

предметные, открытки

Собери пейзаж

Цель: Закрепить знания о составных элементах пейзажа, о признаках времён

года.

Развивать

фантазию,

воображение,

творческий

замысел

(составить

композицию по заданному сюжету: зима, лето, осень, весна)

Материал: Цветные изображения деревьев, цветов, трав, гор, озёр, облаков и

т. д., отражающие сезонные изменения в природе.

Жанр живописи

Цель: закрепить знания о изображении пейзажа, его признаках. Найти его

среди других жанров и обосновать свой выбор, составить описательный рассказ,

характеризующий выбранный пейзаж.

М ат е р и а л :

р е п р од у к ц и и

к а р т и н

п о

р а з н ы м

ж а н р а м (портрет,

натюрморт, пейзаж)

Времена года

Цель: Закрепить знания о сезонных изменениях природы, о цветовой гамме,

присущей тому или иному времени года. Выбрать цветные карточки присущие

осени,

лету,

весне,

зиме.

Закрепить

знания

о

классификации цвета:

тёплые

и

холодные.

Материал: Разнообразные карточки со всевозможными оттенками тёплых и

холодных цветов. Художественные тексты о временах года

Части суток

Цель: Определить к какой части суток (утро, день, вечер, ночь) относятся

предложенные пейзажи, обосновать свой выбор коротким описательным рассказом.

Выбрать цветочную карточку, с которой ассоциируется та или иная часть суток

Материал: Репродукции с пейзажами, которые ярко выражают части суток.

Цветные

карточки (розовых,

жёлтых,

голубых,

сиреневых,

синих

оттенков).

Художественные тексты о частях суток

Перспектива

Цель:

Закрепить

знания

о

перспективе,

линии

горизонта,

удаленности

и

приближении предметов, переднем и заднем плане картины.

Материал: Картинная плоскость с изображением неба и земли и чёткой линии

горизонта. Силуэты деревьев, домов, облаков, гор разной величины (маленькие,

средние, большие)

Художественное слово

Четверо художников

Четверо художников,

Столько же картин.

Белой краской выкрасил

Все подряд один.

Лес и поле белые, белые луга.

У осин заснеженных

Ветки, как рога…

У второго – синие

Небо и ручьи.

В синих лужах плещутся

Стайкой воробьи.

На снегу прозрачные

Льдинки-кружева.

Первые проталинки, первая трава.

На картине третьего

Красок и не счесть:

Жёлтая, зелёная, голубая есть…

Лес и поле в зелени, синяя река,

Белые, пушистые

В небе облака.

А четвёртый золотом

Расписал сады,

Нивы урожайные,

Спелые плоды…

Всюду бусы-ягоды

Зреют по лесам.

Кто же те художники?

Догадайся сам!

(Е. Трутнева)

Возле речки, у обрыва,

Плачет ива, плачет ива.

Может, ей кого-то жалко?

Может, ей на солнце жарко?

Может ветер шаловливый

За косичку дёрнул иву?

Может, ива хочет пить?

Может, нам пойти спросить?

Загадки

Зимнее стекло

Весною потекло (лёд)

Не снег и не лёд,

А серебром деревья уберёт (иней)

Бежать, бежать –

Не добежать,

Лететь, лететь –

Не долететь. (горизонт)

Два братца в воду глядятся,

Век не сойдутся. (берега)

В голубенькой рубашке

Бежит по дну овражка. (ручей)

Шагаешь – впереди лежит,

Оглянешься – домой бежит. (дорога)

Он летает белой стаей

И сверкает на лету.

Он звездой прохладной тает

На ладони и во рту.

Он и белый и мохнатый,

И пушистый, как медведь.

Раскидай его лопатой,

Назови его теперь! (снег)

Крашеное коромысло

Над рекой повисло. (радуга)

Поглядите, поглядите-

Потянулись с неба нити!

Что за тоненькая нить

Землю с небом хочет сшить? (дождь)

Большой подсолнух в небе,

Цветёт он много лет,

Цветёт зимой и летом,

А семечек всё нет. (солнце)

Русская красавица

Стоит на поляне

В зелёной кофточке,

В белом сарафане. (берёза)

У бабушки над избушкой

Висит хлеба краюшка.

Собаки лают, а достать не могут. (месяц)

Что же это за девица?

Не швея, не мастерица,

Ничего сама не шьёт,

А в иголках круглый год) (ёлка)

Кудри в речку опустила

И о чём - то загрустила,

А о чём она грустит,

Ни кому не говорит. (ива)

Виден край,

А не дойдёшь. (радуга)

Рассыпала Лукерья

Серебряные перья,

Закрутила, замела.

Стала улица бела. (метель)

От кого, мои друзья,

Убежать никак нельзя?

Неотвязно в ясный день

Рядом с нами бродит … (тень)

Пробегает рощу –

Моет и полощет,

Пробежала вдоль лужка –

Искупала пастушка. (река)

Разноцветные ворота

На лугу построил кто-то,

Но пройти в них нелегко, те ворота высоко.

Постарался мастер тот,

Взял он красок для ворот

Не одну, не две, не три –

Целых семь, ты посмотри.

Как ворота эти звать?

Можешь их нарисовать? (радуга)



В раздел образования