разработка открытого урока "работа над сонатой, разбор текста в произведении"
Автор: Коваль Ирина Николаевна Должность: преподаватель по классу фортепиано Учебное заведение: МКОУ ДОД ДШИ "Жаворонок" Населённый пункт: Хабаровский край село Черная речка Наименование материала: Конспект Тема: разработка открытого урока "работа над сонатой, разбор текста в произведении" Раздел: дополнительное образование
Преподаватель Коваль И.Н.
Класс: 7
Ученица Карпова Аня
Тема урока :« Работа над сонатой, разбор произведения»
Форма проведения: индивидуальная
Тип урока: изучение новой темы
Цель урока: изучение приемов игры, закрепление полученных знаний и
навыков.
Задачи:
1.
Образовательные :
Формировать навыки активного слушания
продолжать закреплять полученные ранние знания, что способствует
сознательному усвоению данного материала
2.
Развивающие
развитие музыкальной восприимчивости, то есть умения слышать и
слушать,
умение анализировать и сравнивать;
игровые навыки, развитие техники.
3.
Воспитательные :
воспитывать эмоциональную отзывчивость;
воспитывать любовь к музыке, потребность в общении с искусством.
Методы обучения:
Наглядный (слуховой и зрительный);
Словесный (обсуждение проигранного материала, образные
сравнения, словесная оценка исполнения);
проблемно-поисковой;
объяснительно - иллюстративный.
Методические приемы:
творческие задания и вопросы, стимулирующие мыслительную
деятельность;
побуждение ученика к активному слушанию в процессе знакомства с
новым тематическим материалом;
одобрение, поощрение и авансирование успеха ученика с целью
стимуляции его интереса к занятиям.
Психологические условия на уроке:
личностное - ориентированное общение;
учет уровня музыкального развития;
дифференцированный подход;
психологически - комфортная атмосфера;
эмоциональное удовлетворение.
Оборудование : инструменты фортепиано, стулья, столы, ноутбук.
Структура урока
1.Вводная часть
Большое значение для развития ученика имеет работа над сонатой- одной из
самых
важных
форм
музыкальной
литературы
.
В
этой
форме
написаны
произведения различных стилей. Не имея возможности касаться всех ее
разновидностей,
остановимся
на
одной,
имеющей
особое
значение
в
педагогической
практике,-
на
сонатной
форме.
Сонаты
Моцарта,
Гайдна,
Бетховена знакомят учащихся с особенностями музыкального языка периода
классицизма,
воспитывают
чувство
классической
формы,
ритмическую
устойчивость
исполнения.
Благодаря
исключительной
лаконичности
фортепианной
«инструментовки» малейшая неточность
звукоизвлечения,
невнимание к штрихам, передерживание или недодерживание отдельных
звуков при исполнении этих произведений становятся особенно заметными и
нетерпимыми. Вследствие этого классические сонаты чрезвычайно полезны
для воспитания таких качеств как ясность игры и точность исполнения всех
деталей текста.
На уроке мы займемся разбором пьесы С. Рахманинова «Мелодия»- шедевра
фортепианной музыки.
2. Изучение материала
Сегодня на уроке мы рассмотрим первую часть сонаты Гайдна
аллегро.
Соната Гайдна ре мажор принадлежит к числу лучших образцов этого жанра.
Присущая ей эмоциональная контрастность и в тоже время исключительная
цельность
.Главная
партия
начинается
с
призывно-фанфарных
аккордов
сменяющихся фразами задорно –шутливого характера. В связующей партии
утверждается основная тональность. Побочная партия состоит из коротких
фраз
с
одинаковым
мотивом,
начинающихся
с
форшлага-
изящная,
кокетливая,
она
придает
особый
колорит
и
характер.
Соната
ре-мажор
написана в традиционной форме- экспозиция, разработка, реприза. Реприза
«зеркальная»,
в
разработке
мотив
главной
партии
звучит
в
разных
тональностях, повторяя начальную фразу. По форме разработка занимает не
много
места.
Обратим
внимание
на
экспозицию-
здесь
звучат
основные
темы.
Определяя
характер
тем,
штриховые,
стилистические
моменты,
контрастность звучания, мы находим более полное звучание классической
сонаты. Особое внимание нужно обратить на педаль- в классических сонатах
педаль используется относительно мало, она нигде не должна быть густой и
затушевывать ясность линий и сопровождения. Одной из важнейших задач в
классических сонатах является достижение темпового единства.
На сегодняшнем уроке мы начинаем разбор пьесы С. Рахманинова
«Мелодия»- одной из шедевров фортепианной музыки. Мелодия звучит в
низком регистре и поэтому сразу напрашивается сравнение этой темы с
виаланчелью- близкой по тесситуре. Аккомпанемент исполняет правая рука.
Аккорды
легкие
,«воздушные»
создают
общее
движение
«полетности».
Свободная широкая тема философско-лирического склада густая по звуку.
Нужно добиться проведения этой темы полным хорошим звуком, выстроить
баланс между темой и аккомпанементом. Передать звучание виолончели,
приблизить образно- это задача достаточно сложная. Игра кантилены – это
всегда очень сложная задача. Ученик должен погрузиться в эмоциональную
атмосферу произведения, прочувствовать, быть убедительным в исполнении.
Заинтересовать,
показать красоту звучания инструмента –основная задача
преподавателя.