Автор: Тумакова Светлана Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ "Детский сад №27 "Росинка"
Населённый пункт: Новосибирск
Наименование материала: методический материал
Тема: Конспект НОД "Осень разноцветная"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное казенное дошкольное
образовательное учреждение г. Новосибирска
«Детский сад №27 «Росинка»
Конспект
непосредственной образовательной деятельности
в подготовительной группе
по художественно-эстетическому развитию
«Осень разноцветная»
Воспитатель Тумакова С. А.
Тема. «Осень разноцветная
Форма совместной деятельности: интегрированная деятельность.
Интеграция областей: «Художественно – эстетическое развитие»,
«Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально – коммуникативное
развитие».
Цель. Систематизировать представления детей о времени года - осень, её признаках
через связь музыки, живописи и поэзии.
Задачи.
Художественно-эстетическое развитие:
музыкальная деятельность:
o
Формирование музыкальной культуры на основе знакомства с классической
музыкой.
o
Учить детей сравнивать контрастные музыкальные произведения, различать
характер музыки.
o
Развивать эмоциональное отношение к музыке через культуру движений,
выразительно двигаться в соответствии с музыкой.
o
Совершенствовать умение исполнять песню в соответствие с характером.
o
Продолжать знакомить детей с музыкальными инструментами, их
классификацией, звучанием.
o
Осваивать навыки игры на ударных музыкальных инструментах, правильно
передавать ритмический рисунок.
изобразительная деятельность:
o
Развивать чувство композиции (красиво располагать изображение на листе).
o
Поощрять применение различных способов наклеивания изображений
(намазывать детали клеем полностью и частично, создавая иллюзию передачи
объема).
Коммуникация:
o
Развитие свободного общения со взрослыми и детьми в области музыки.
o
Пополнять музыкальный багаж посредством активного словаря (композитор,
Чайковский, Вивальди , названия музыкальных инструментов: арфа, орган,
флейта, туба, валторна).
o
Приобщать к красоте природы через поэтическое слово.
o
Воспитывать культуру речевого общения.
Познание:
o
Обобщить представление детей о признаках осени, учить видеть колорит
осеннего пейзажа, закреплять знания об изменениях в осенней природе,
вызывать восхищение красками осенней природы в процессе рассматривания
репродукций картин, слушании музыкальных произведений, чтении стихов.
Социализация:
o
Развивать эмоционально чувственную сферу путём восприятия целостной
картины явлений природы (звуки, образы, ощущения).
Оборудование: медиа-комплект, СД – проигрыватель, ноутбук, музыкальные
инструменты – колокольчики, металлофон, бубны, маракасы, ложки, трещотки;
листочки, клей- карандаш, клеенки, салфетки, ватман.
Ход НОД
I. Организационный момент.
Звучит музыка. Дети входят в зал и выстраиваются полукругом.
Вос-ль. Ребята, сегодня у нас гости. Давайте поздороваемся.
Музыкальное приветствие
Дети: Здрасте, здрасте мы вас ждём.
Гости: Промочило нас дождём.
Дети: Ожидали мы гостей.
Гости: Мы промокли до костей.
Дети: Где ваш зонтик?
Гости: Потеряли.
Дети: Где галоши?
Гости: Кот унёс.
Дети: Где перчатки?
Гости: Скушал пёс.
Дети:
Это гости не беда,
Заезжайте в ворота,
Поднимайтесь на порог,
К нам на яблочный пирог
!
Вос-ль.
Давайте мы сейчас пофантазируем немного:
Нас ждет, представьте, впереди дорога.
А будет она не простой – танцевальной, плясовой!
А пойдем мы с вами в лес, чтобы послушать музыку осени, полюбоваться осенней
природой и собрать красивый букет из листьев.
Двигательная разминка
Звучит песенка «Тропинка - торопинка» Дети двумя змейками идут по залу.
Навстречу им выходит Осень.
II. Основная часть.
Сюрпризный момент
Осень. Здравствуйте ребята!
Я – Осень золотая!
Поклон вам мой, друзья!
Давно уже мечтаю
О встрече с вами я.
Вы любите, когда я прихожу?
Я красоту повсюду навожу.
Смотрите, в золоте багряный лес,
Скользнул луч солнца золотой с небес
И на земле ковер лежит златой.
Лишь только осенью увидите такой.
Вос-ль. Спасибо тебе, Осень! Как же ты все вокруг преобразила!
Работа над темой
Осень. Я осень – модница! Каждый день меняю наряды. И каждый день я разная:
бываю – солнечная и ясная, теплая и радостная, бываю – хмурая, грустная и
печальная, бываю сонная…
- На какие три периода можно разделить осень? (ранняя, золотая, поздняя)
- Назовите приметы ранней осени.
- По каким приметам можно узнать золотую осень?
- А что происходит в природе поздней осенью?
- Какие осенние месяцы вы знаете?
- Какому периоду осени соответствует каждый месяц?
Осень с ее неповторимыми красками всегда вдохновляла и вдохновляет художников,
композиторов, поэтов и писателей создавать прекрасные произведения.
У композиторов – звуки, у художника – краски, у поэтов – слова, и каждый из них
по-своему описывает это необыкновенное время года.
На интерактивной доске картина И. Левитана «Золотая осень»
Звучит музыка А. Вивальди
Осень.
- Посмотрите, какая красивая картина!
- А вам она знакома?
- Как она называется, и кто ее написал?
- Исаак Ильич Левитан очень любил осеннее время года и посвятил ему более сотни
своих картин.
- Почему художник так назвал картину?
- Какое настроение вызывает у вас эта картина? (радостное, веселое)
- Почему? (художник использовал яркие, теплые краски)
Осень
–
самое
выразительное
время
года.
Хочется
застыть
в
восторге
от
разноцветья
осенних
красок.
Любуйся
–
не
налюбуешься.
Послушайте,
как
воспевали осень поэты:
Облетают листья с кленов
Их все больше с каждым днем.
По траве - ещё зеленой
Меж деревьев мы идем.
Мягко стелет перед нами.
Свой ковер осенний сад.
Шелест листьев под ногами...
Это значит - листопад! (М. Познанская)
В темный лес дремучий
Заглянула осень.
Сколько свежих шишек
У зеленых сосен!
Сколько спелых ягод
У лесной рябинки!
Выросли волнушки
Прямо на тропинке.
И среди брусники
На зеленой кочке,
Вылез гриб-грибочек
В красненьком платочке. (Е. Трутнева)
Композиторы
любили
это
прекрасное
время
года,
многие
посвящали
ему
свои
произведения. Послушайте, знакомое вам произведение
(звучит «Осень» из цикла «времена года» А.Вивальди)
- Какое произведение прозвучало?
- Кто его сочинил? (дети отвечают).
- А какой характер у этого произведения? (яркий, торжественный, праздничный,
ликующий, светлый, радостный).
- Давайте рассмотрим еще одну картину.
(Вячеслав Жемерикин «Осень у ручья»)
- Какое время года изображено на картине?
- К какому периоду осени можно отнести этот пейзаж?
- Почему?
- Как бы вы назвали картину?
- А вот художник Вячеслав Жемерикин назвал картину «Осень у ручья».
- Какие чувства вызывает у вас этот пейзаж?
- Если бы мы сейчас оказались в этом лесу, то какие бы звуки услышали?
(бегущий ручеек, шум ветра, шелест осенней листвы)
- А хотите, мы с вами с помощью шумовых звуков сами озвучим эту картину?
Дыхательные упражнения
Осень
раздает
детям
коктейльные
трубочки
и
стаканы
с
водой,
бумажные
трубочки и смятую бумагу.
1 группа детей дуют в бумажную трубочку, передавая шум ветра.
2 группа детей дует через трубочку в стакан с водой, передавая журчанье ручья.
3 группа детей мнет бумагу, предавая шорох листвы.
Осень. Какая разноголосая картина у вас получилась!
- А сейчас я хочу познакомить вас с еще одной картиной.
(Елена Прудникова «Поздняя осень»)
- Какая осень здесь изображена?
- По каким признакам вы узнали позднюю осень?
Уж небо осенью дышало
Уж реже солнышко блистало.
Короче становился день.
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась. (Пушкин А.С)
- Эту картину написала художник Елена Прудникова и назвала ее «Поздняя осень»
- Какое настроение вызывает у вас эта картина? (грусть, печаль)
- Какое музыкальное произведение может передать ваши чувства?
Звучит «Осенняя песнь» П. Чайковского (фрагмент)
- Какая по характеру музыка? (грустная, печальная, плачущая, ненастная)
- Скажите, пожалуйста, а можно ли и в танце передать осенний листопад? Да.
Тогда я превращаю вас в золотые листочки, станцуйте свой красивый танец.
Танец осенних листьев
(Звучит
музыка
…
Дети
с
разноцветными
листочками
танцуют
импровизационный танец)
Осень: Как прекрасен листопад!
Листья жёлтые летят!
Над землёй и над водой
Вихрь кружится золотой!
- Давайте перенесем наш листопад на эту картину.
Аппликация
(Дети приклеивают листья на картину «Листопад».
За дверью слышится голос: Ау! Друзья, вы где? Входит девочка - Дудочка.)
Осень. Здравствуй девочка. Кто ты?
Дудочка. Я Дудочка. Я потеряла своих друзей – музыкальные инструменты. Мы все
вместе живем в музыкальном сундучке. Мне захотелось погулять по осеннему лесу,
полюбоваться его красой, а когда я вернулась, то сундучок исчез.
Осень. Дудочка, не расстраивайся, мы найдем твоих друзей, а чтобы поднять тебе
настроение мы споем тебе песенку.
Песня «Чудная пора - осень»
(
муз. Юрий Верижников)
(Слышатся звуки из-за елки, где сидит домовенок Кузя и бренчит на муз.
инструментах)
Осень. Ой, ребята! Вы слышите, кажется здесь кто то есть. (подходит к елке).
- Кто ты такой? И что делаешь?
Кузя. Здравствуйте! Я домовенок Кузя.
Дудочка. Ой, ура! Нашлись мои друзья!
Кузя. Дудочка, ты прости, что я без спроса взял сундук. Интересно мне стало - что
это такое? Что-то звякает, брякает.
Дудочка. Это – музыкальные инструменты
Кузя. А для чего они нужны?
Осень. Ребята, для чего нужны музыкальные инструменты?
Кузя. А как они называются?
Дети. Мы сейчас тебе расскажем и покажем, как на них играть.
(Дети называют инструмент и показывают, как на нем играть)
Кузя. А какие инструменты еще бывают?
На интерактивной доске дети называют инструменты
Игра «Узнай инструмент по звучанию»
Кузя. Спасибо, ребята! Я многое узнал и научился играть на муз. инструментах.
Теперь я настоящий музыкант, и хочу поиграть с вами в оркестре!
Оркестр «Лесная песенка»
Осень. Ребята, я была очень рада нашей встрече, но мне пора, у меня еще много дел.
Да и вам нужно возвращаться в садик.
(Дети идут по залу двумя змейками)
III. Итог
Вос-ль.
Какая интересная и удивительная прогулка у нас получилась.
Мы
увидели, какой разной бывает осень. Сколько тепла и радости она нам дарит.
Сегодня мы увидели, услышали и почувствовали, как красиво нам рассказали поэты,
композиторы, художники о красоте осени.
Ну а сейчас давайте попрощаемся с гостями.
Дети. Гости мы вам были рады,
Но прощаться нам пора.
До свидания, до свидания
Уезжаем со двора.
(Дети под музыку выходят из зала).