Напоминание

Формирование ключевых компетенций у студентов по дисциплине "Метрология, стандартизация и сертификация"


Автор: Пирогова Татьяна Павловна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: Казанский технологический колледж ФГБОУ ВО "КНИТУ"
Населённый пункт: город Казань
Наименование материала: статья
Тема: Формирование ключевых компетенций у студентов по дисциплине "Метрология, стандартизация и сертификация"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Формирование ключевых компетенций у студентов по дисциплине

«Метрология, стандартизация и сертификация».

Т.П.Пирогова, преподаватель Казанского технологического колледжа ФГБОУ

ВО «КНИТУ».

Аннотация. В

статье

раскрываются

определения,

цели

и

задачи

формирования ключевых компетенций у студентов колледжа при изучении

общепрофессиональных

дисциплин,

дается

краткая

характеристика

компетенций.

Ключевые слова: ключевые компетенции, формирование ключевых

компетенций, обучающиеся

Одной из главных целей обучений является подготовка обучающихся

колледжа к повседневной жизни. Наряду с ключевыми компетентностями,

следует технологические компетенции - это способность структурировать

данные, вычленять физические соотношения, создавать техническую модель

ситуации,

анализировать

и

преобразовывать

её,

интерпретировать

полученные результаты. Общие компетентности формируются на занятиях по

метрологии, стандартизации и сертификации при решении задачи.

В

связи

с

практической

ориентированностью

современного

образования

основным

результатом

деятельности

образовательного

учреждения должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе,

а набор ключевых компетентностей.

Можно выделить следующие компетенции:

-

Рефлексивная

компетентность

заключается

в

готовно сти

организовывать свою деятельность в соответствии с позициями, что я делаю?

зачем я это делаю? как я это делаю? что я получу в результате?

-

Технологическая

компетентность:

способность

и

готовность

к

пониманию инструкции, описания технологии, алгоритма деятельности, к

четкому соблюдению технологии деятельности.

-

Исследовательская

компетентность

заключается

в

готовности

анализировать

ситуацию,

выделять

проблемы,

выдвигать

идеи,

способствующие

решению

проблем,

ставить

цели

и

соотносить

их

с

устремлениями

других

людей,

программировать

и

планировать

свою

деятельность, оценивать результат своей деятельности.

- Коммуникативное компетентность заключается в готовности получать

необходимую информацию, представлять и цивилизованно отстаивать свою

точку зрения в диалоге и в публичном выступлении на основе признания

разнообразия позиций и уважительного отношения к ценностям (этническим,

профессиональным, личностным и т.п) других людей.

- Информационная компетентность заключается в готовности делать

аргументированные

выводы,

осуществлять

информационный

поиск

и

извлекать

информацию

из

различных

источников

на

любых

носителях,

использовать

информацию

для

планирования

и

осуществления

своей

деятельности.

- Социальная компетентность заключается в способности соотносить

свои

устремления

с

интересами

других

людей

и

социальных

групп,

продуктивно

взаимодействовать

с

членами

команды,

решающей

общую

задачу.

Помимо

ключевых

компетенций,

общих

для

всех

дисциплин

специальности,

выделяются

и

профессиональные

компетенции

это

специфические способности, необходимые для эффективного выполнения

конкретного

действия

в

конкретной

области

по

профилю

деятельности,

включающие знания, умения, навыки и способы мышления.

В

частности,

техническая

компетенция

это

спо собно сть

структурировать данные, вычленять математические отношения, создавать

производственную модель ситуации, анализировать и преобразовывать ее,

интерпретировать

полученные

результаты.

Иными

словами,

техническая

компетенция обучающегося способствует адекватному применению знаний

на занятиях по метрологии, стандартизации и сертификации для решения

возникающих в повседневной жизни проблем.

Принято

три

уровня

технической

компетентности:

уровень

воспроизведения, уровень установления связей, уровень рассуждений.

На

экзамене

последовательно

реализуется

проверка

трех

уровней

технической компетентности обучающихся.

Важнейшим

видом

учебной

деятельности,

в

процессе

которой

студентами

усваиваются

теоретические

знания

и

применение

их

в

практической деятельности, также развиваются их творческие способности, и

самостоятельность

решение

задач.

Поэтому

на

занятиях

по

метрологии,

стандартизации

и

сертификации

через

специальные

задачи

необходимо

формировать следующие компетенции.

Для

формирования

информационной

компетентности

необходимо

использовать задачи содержащие информацию, представленную в различной

форме (таблицах, диаграммах, графиках и т.д.) Целесообразно использовать

задачи прикладного характера. Можно предложить обучающимся практико-

ориентированные

задачи

задания

с

практическим

содержанием,

ориентирующие обучающихся на исследовании физических и нефизических

величин; выбор средства измерений; поверка средств измерений; измерения

качества методом попарного сравнения и другие.

Очень

полезно

проведение

занятий

в

виде

конференций,

при

подготовке к которым обучающиеся самостоятельно готовят свои доклады,

они не только ищут нужную информацию, но и преобразуют ее нужным

образом.

Студентам можно предложить задания следующие типа: «С помощью

Интернета или других ресурсов найдите новейшее инновационное средство

измерения с описанием его характеристики параметров, провести поверку и

оформить

сертификат».

Этот

вид

компетенции

в

своей

сути

заключает

процесс освоения студентом современных информационных технологий.

Для

формирования

исследовательской

компетентности

обучающим

можно

предложить

задания,

в

которых

необходимо

исследовать

все

возможные варианты и сделать определенный вывод. Например: каждый

студент проводит измерение диаметра юбки у поршня, используя при этом

средство

измерения

штангенциркуль.

Далее

полученные

результаты

обрабатывают,

используя

расчетный

метод.

Определяют

наибольший

и

наименьший предельные размеры. Выявляют, какие из результатов являются

истинными;

кто

из

студентов

при

измерении

сделал

грубую

ошибку.

Полученные результаты используют в построении схемы полей допусков, для

дальнейшего выявления к какому квалитету относится данный размер детали.

Или

с

помощью

задач,

в

которых

необходимо

проанализировать

предложенную

ситуацию,

поставить

цель,

спланировать

результат,

разработать

алгоритм

решения

задачи,

проанализировать

задачи,

проанализировать результат.

При

ознакомлении

обучающихся

с

новыми

решениями,

при

определении новых решений, результат не сообщаются в готовом виде. Здесь

уместно

побуждать

обучающихся

к

сравнению,

сопоставлению

и

противопоставлению фактов, в результате и возникает поисковая ситуация.

Обучающимся предлагается только объект мысли и его название. Студенты

самостоятельно определяют новое решение, затем с помощью преподавателя

уточняют это определение и закрепляют его.

Другой

способ

создания

поисковой

ситуации

-

использование

практического

опыта

учащихся,

опыта

выполнения

ими

практических

заданий в лабораторных работ. Обычно студенты в итоге анализа ситуации

сами формулируют задачу поиска.

Для

формирования

коммуникативной

компетентности

можно

использовать групповую форму организации познавательной деятельности

обучающихся на занятиях, создать атмосферу заинтересованности каждого

студента в работе. Группы формируются разноуровневые, так как работа

организована

по

принципу:

сильный

студент

помогает

слабому.

Задание

дается

дифференцированное,

при

этом

задачи

составлены

по

уровням

сложности.

Для

формирования

готовности

к

самообразованию

обучающимся

необходимо предлагать самостоятельно изучить некоторый теоретический

материал,

написать

реферат,

составить

кроссворд,

формировать

умения

работать самостоятельно с различными источниками информации, а именно:

-

использовать

доклады,

короткие

сообщения

обучающихся

по

темам

дисциплины;

- работать с нормативными документами;

- использовать Интернет-ресурсы;

- подготовить презентации.

Таким

образом,

очень

важно

в

процессе

обучения

формировать

ключевые компетенции у студентов на занятиях по дисциплине метрология,

стандартизация

и

сертификация,

чтобы

подготовить

их

к

получению

специальности.

Для

создания

новых

технологий,

изобретения

новых

механизмов, для управления современным производством нужен человек,

обладающий

необходимой

системой

знаний,

определенным

складом

ума,

развитым

мышлением

и

умением

принимать

оптимальное

решение

в

зависимости от возникшей ситуации.

Литература:

1. Валеев,

Х.М.

Формирование

профессиональных

компетенций

студентов

технического

колледжа

при

изучении

интегрированных

курсов

[Авторефераты] : автореф. дис. канд. пед. наук :13.00.08 – теория и методика

профессион. образования . – М., 2009. – 23 с.

2.

Копылов,

С.Н.

Формирование

структурных

составляющих

профессиональных

компетенций

будущих

техников

при

изучении

общепрофессиональных дисциплин в колледже [Авторефераты] : автореф.

дис. канд. пед. наук :13.00.08 – теория и методика профессион. образования .

– Екатеринбург, 2012. – 27 с.



В раздел образования