Автор: Пирогова Татьяна Павловна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: Казанский технологический колледж ФГБОУ ВО "КНИТУ"
Населённый пункт: город Казань
Наименование материала: статья
Тема: Формирование ключевых компетенций у студентов по дисциплине "Метрология, стандартизация и сертификация"
Раздел: среднее профессиональное
Формирование ключевых компетенций у студентов по дисциплине
«Метрология, стандартизация и сертификация».
Т.П.Пирогова, преподаватель Казанского технологического колледжа ФГБОУ
ВО «КНИТУ».
Аннотация. В
статье
раскрываются
определения,
цели
и
задачи
формирования ключевых компетенций у студентов колледжа при изучении
общепрофессиональных
дисциплин,
дается
краткая
характеристика
компетенций.
Ключевые слова: ключевые компетенции, формирование ключевых
компетенций, обучающиеся
Одной из главных целей обучений является подготовка обучающихся
колледжа к повседневной жизни. Наряду с ключевыми компетентностями,
следует технологические компетенции - это способность структурировать
данные, вычленять физические соотношения, создавать техническую модель
ситуации,
анализировать
и
преобразовывать
её,
интерпретировать
полученные результаты. Общие компетентности формируются на занятиях по
метрологии, стандартизации и сертификации при решении задачи.
В
связи
с
практической
ориентированностью
современного
образования
основным
результатом
деятельности
образовательного
учреждения должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе,
а набор ключевых компетентностей.
Можно выделить следующие компетенции:
-
Рефлексивная
компетентность
заключается
в
готовно сти
организовывать свою деятельность в соответствии с позициями, что я делаю?
зачем я это делаю? как я это делаю? что я получу в результате?
-
Технологическая
компетентность:
способность
и
готовность
к
пониманию инструкции, описания технологии, алгоритма деятельности, к
четкому соблюдению технологии деятельности.
-
Исследовательская
компетентность
заключается
в
готовности
анализировать
ситуацию,
выделять
проблемы,
выдвигать
идеи,
способствующие
решению
проблем,
ставить
цели
и
соотносить
их
с
устремлениями
других
людей,
программировать
и
планировать
свою
деятельность, оценивать результат своей деятельности.
- Коммуникативное компетентность заключается в готовности получать
необходимую информацию, представлять и цивилизованно отстаивать свою
точку зрения в диалоге и в публичном выступлении на основе признания
разнообразия позиций и уважительного отношения к ценностям (этническим,
профессиональным, личностным и т.п) других людей.
- Информационная компетентность заключается в готовности делать
аргументированные
выводы,
осуществлять
информационный
поиск
и
извлекать
информацию
из
различных
источников
на
любых
носителях,
использовать
информацию
для
планирования
и
осуществления
своей
деятельности.
- Социальная компетентность заключается в способности соотносить
свои
устремления
с
интересами
других
людей
и
социальных
групп,
продуктивно
взаимодействовать
с
членами
команды,
решающей
общую
задачу.
Помимо
ключевых
компетенций,
общих
для
всех
дисциплин
специальности,
выделяются
и
профессиональные
компетенции
–
это
специфические способности, необходимые для эффективного выполнения
конкретного
действия
в
конкретной
области
по
профилю
деятельности,
включающие знания, умения, навыки и способы мышления.
В
частности,
техническая
компетенция
–
это
спо собно сть
структурировать данные, вычленять математические отношения, создавать
производственную модель ситуации, анализировать и преобразовывать ее,
интерпретировать
полученные
результаты.
Иными
словами,
техническая
компетенция обучающегося способствует адекватному применению знаний
на занятиях по метрологии, стандартизации и сертификации для решения
возникающих в повседневной жизни проблем.
Принято
три
уровня
технической
компетентности:
уровень
воспроизведения, уровень установления связей, уровень рассуждений.
На
экзамене
последовательно
реализуется
проверка
трех
уровней
технической компетентности обучающихся.
Важнейшим
видом
учебной
деятельности,
в
процессе
которой
студентами
усваиваются
теоретические
знания
и
применение
их
в
практической деятельности, также развиваются их творческие способности, и
самостоятельность
решение
задач.
Поэтому
на
занятиях
по
метрологии,
стандартизации
и
сертификации
через
специальные
задачи
необходимо
формировать следующие компетенции.
Для
формирования
информационной
компетентности
необходимо
использовать задачи содержащие информацию, представленную в различной
форме (таблицах, диаграммах, графиках и т.д.) Целесообразно использовать
задачи прикладного характера. Можно предложить обучающимся практико-
ориентированные
задачи
–
задания
с
практическим
содержанием,
ориентирующие обучающихся на исследовании физических и нефизических
величин; выбор средства измерений; поверка средств измерений; измерения
качества методом попарного сравнения и другие.
Очень
полезно
проведение
занятий
в
виде
конференций,
при
подготовке к которым обучающиеся самостоятельно готовят свои доклады,
они не только ищут нужную информацию, но и преобразуют ее нужным
образом.
Студентам можно предложить задания следующие типа: «С помощью
Интернета или других ресурсов найдите новейшее инновационное средство
измерения с описанием его характеристики параметров, провести поверку и
оформить
сертификат».
Этот
вид
компетенции
в
своей
сути
заключает
процесс освоения студентом современных информационных технологий.
Для
формирования
исследовательской
компетентности
обучающим
можно
предложить
задания,
в
которых
необходимо
исследовать
все
возможные варианты и сделать определенный вывод. Например: каждый
студент проводит измерение диаметра юбки у поршня, используя при этом
средство
измерения
штангенциркуль.
Далее
полученные
результаты
обрабатывают,
используя
расчетный
метод.
Определяют
наибольший
и
наименьший предельные размеры. Выявляют, какие из результатов являются
истинными;
кто
из
студентов
при
измерении
сделал
грубую
ошибку.
Полученные результаты используют в построении схемы полей допусков, для
дальнейшего выявления к какому квалитету относится данный размер детали.
Или
с
помощью
задач,
в
которых
необходимо
проанализировать
предложенную
ситуацию,
поставить
цель,
спланировать
результат,
разработать
алгоритм
решения
задачи,
проанализировать
задачи,
проанализировать результат.
При
ознакомлении
обучающихся
с
новыми
решениями,
при
определении новых решений, результат не сообщаются в готовом виде. Здесь
уместно
побуждать
обучающихся
к
сравнению,
сопоставлению
и
противопоставлению фактов, в результате и возникает поисковая ситуация.
Обучающимся предлагается только объект мысли и его название. Студенты
самостоятельно определяют новое решение, затем с помощью преподавателя
уточняют это определение и закрепляют его.
Другой
способ
создания
поисковой
ситуации
-
использование
практического
опыта
учащихся,
опыта
выполнения
ими
практических
заданий в лабораторных работ. Обычно студенты в итоге анализа ситуации
сами формулируют задачу поиска.
Для
формирования
коммуникативной
компетентности
можно
использовать групповую форму организации познавательной деятельности
обучающихся на занятиях, создать атмосферу заинтересованности каждого
студента в работе. Группы формируются разноуровневые, так как работа
организована
по
принципу:
сильный
студент
помогает
слабому.
Задание
дается
дифференцированное,
при
этом
задачи
составлены
по
уровням
сложности.
Для
формирования
готовности
к
самообразованию
обучающимся
необходимо предлагать самостоятельно изучить некоторый теоретический
материал,
написать
реферат,
составить
кроссворд,
формировать
умения
работать самостоятельно с различными источниками информации, а именно:
-
использовать
доклады,
короткие
сообщения
обучающихся
по
темам
дисциплины;
- работать с нормативными документами;
- использовать Интернет-ресурсы;
- подготовить презентации.
Таким
образом,
очень
важно
в
процессе
обучения
формировать
ключевые компетенции у студентов на занятиях по дисциплине метрология,
стандартизация
и
сертификация,
чтобы
подготовить
их
к
получению
специальности.
Для
создания
новых
технологий,
изобретения
новых
механизмов, для управления современным производством нужен человек,
обладающий
необходимой
системой
знаний,
определенным
складом
ума,
развитым
мышлением
и
умением
принимать
оптимальное
решение
в
зависимости от возникшей ситуации.
Литература:
1. Валеев,
Х.М.
Формирование
профессиональных
компетенций
студентов
технического
колледжа
при
изучении
интегрированных
курсов
[Авторефераты] : автореф. дис. канд. пед. наук :13.00.08 – теория и методика
профессион. образования . – М., 2009. – 23 с.
2.
Копылов,
С.Н.
Формирование
структурных
составляющих
профессиональных
компетенций
будущих
техников
при
изучении
общепрофессиональных дисциплин в колледже [Авторефераты] : автореф.
дис. канд. пед. наук :13.00.08 – теория и методика профессион. образования .
– Екатеринбург, 2012. – 27 с.