Автор: Тихонова Наталья Ивановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Снегурочка"
Населённый пункт: ЯНАО г. Ноябрьск
Наименование материала: Познавательное развитие детей дошкольного возраста
Тема: "Использование художественной литературы и народного фольклора"
Раздел: дошкольное образование
Познавательное развитие детей дошкольного возраста с использованием
художественной литературы и народного фольклора
Тихонова Наталья Ивановна
МБДОУ "Снегурочка"
г. Ноябрьск
Познавательное развитие детей - одно из важных направлений в работе
с детьми дошкольного возраста.
На современном этапе вопросы воспитания у детей интереса к
художественной литературе и фольклорному жанру требуют повышенного
внимания со стороны педагогов дошкольных образовательных учреждений.
Актуальность этой проблемы в наше время приводит к мысли, что
нам, педагогам, необходимо проводить с детьми громадную работу в данном
направлении:
от
возрождения
колыбельной,
умения
рассказывать
детям
сказки
и
предания
своего
народа,
до
приобщения
детей
к
высотам
классической, отечественной и мировой литературы, театра, музыки.
Выбирая круг произведений для чтения, необходимо вводить
дошкольника
в
художественные
тексты,
которые
раскрывают
перед
ним
богатства окружающего мира и человеческих отношений, рождают чувство
гармонии, красоты, учат понимать прекрасное в жизни, формируют в ребенке
собственное
эстетическое
отношение
к
действительности.
При
выборе
произведения предпочтение отдается тем из них, которые содержат в себе
нравственную
основу,
герои
которых
близки
и
понятны
дошкольникам.
Необходимо
учитывать
такие
особенности
детей,
как
восприимчивость,
стремление подражать полюбившимся героям.
Так, для детей младшего дошкольного возраста характерны следующие
особенности:
установление легко осознаваемых связей, когда события следуют друг
за другом;
в центре внимания главный персонаж, дети чаще всего не понимают
его переживаний и мотивов поступков;
эмоциональное отношение к героям ярко окрашено.
Условия эффективности организации процесса чтения —
систематичность,
выразительность
и
организация
чтения
как
совместной
деятельности взрослого и детей (а не в рамках регламентированного занятия).
Критерий эффективности — радость детей при встрече с книгой, «чтение» ее
с непосредственным интересом и увлечением. Важно также учить детей
сопоставлять услышанное с фактами жизни.
Формирование познавательных интересов в процессе восприятия
художественной литературы и фольклора включают в себя как традиционные,
так и инновационные методы и приемы.
К традиционным методам относятся чтение и рассказывание
произведений литературы на специальных занятиях и вне занятий (во время
игр, театрализованных представлений, на прогулке и др.).
К инновационным методам работы с художественной литературой
можно отнести следующие:
-
интегрированные
занятия,
объединяющие
содержание
разных
образовательных областей (например, «Чтение художественной литературы»
и «Художественное творчество» и др.),
-
театрализованные
представления,
поставленные
с
участием
детей
по
сюжетам рассказов, сказок;
- обсуждение иллюстраций известных художников на тему сказок;
- проектная деятельность (например, игровой проект «В гости к сказке»);
- занятия с использованием мультимедийных средств;
Подготовку детей к восприятию нового произведения можно
осуществлять по-разному. Например: поместить в книжном уголке новую
книгу, если есть возможность, — отдельно рисунки художников к этому
произведению. Дети, рассматривая иллюстрации, пытаются определить, что
это
за
книга
(сказка,
рассказ),
о
чем
она.
В
начале
занятия
спросить
воспитанников
об
их
предположениях,
похвалить
за
наблюдательность,
догадливость. Назвать произведение. Затем продемонстрировать игрушки,
предметы,
имеющие
отношение
к
содержанию
сказки,
помочь
детям
запомнить их названия, объяснить назначение, рассказать об особенностях.
Кроме того, провести специальное речевое упражнение, помогающее детям
освоить новые слова. Так, перед чтением сказки «Заяц – хваста» сказать
детям:
«Стоит
дом-великан.
«Не
дом,
а
домище!»
—
восхищаются
прохожие». И предложить детям самим придумать слова, характеризующие
очень крупные предметы. Выслушать ответы. Попросить завершить фразы,
которые будут произнесены («У кота усы, у тигра - усищи, у кота лапа, у
льва? — лапища»). Объяснить, что слова усищи, лапищи принадлежат зайцу
— герою новой сказки «Заяц - хваста». Этот заяц, хвастаясь, говорил: «У
меня не усы, а усищи, не лапы, а лапищи, не зубы, а зубищи». Попросить
детей повторить, как говорил заяц. Спросить: «Как вы думаете, как в сказке
пойдет
речь
про
зайца
-
великана?»
Выслушать
мнения
детей,
затем
предложить: «Ну что же, давайте проверим, кто из вас прав», — и прочитать
сказку.
Важнейшим средством работы с художественной литературой является
игра - драматизация. Своеобразие ее состоит в том, что она объединяет в себе
сюжетно-ролевую игру и творческую деятельность детей.
Работая на младшей группе, постоянно замечаю интерес детей к
потешкам, загадкам. Им нравится, когда я беру куклу Машу на руки и
ласковым голосом начинаю припевать, покачивая ее:
Баю, баю, баю, бай!
Ты собачка не лай,
Белолапка, не скули,
Мою дочку не буди!
Во время умывания, причесывания детей знакомлю их с песенками
«Водичка, водичка…», «Расти коса …». После таких коротких обыгрываний
дети
легко
запоминают
песни
и
переносят
их
в
повседневную
игру.
Знакомство с потешками начинаю с рассматривания картинок, иллюстраций,
игрушек. В предварительной беседе объясняю значение новых слов, которые
ребята слышали в потешке.
В группе созданы необходимые условия для игр. Собрана картотека
народных игр с правилами и их описанием. В доступном месте – маски,
костюмы, наряды для перевоплощения детей в героев разных игр.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что развитию у детей
восприятия
и
понимания
литературных
произведений
способствует
разнообразная, интересная и содержательная деятельность, которая может
включать
как
формы,
организуемые
взрослыми,
так
и
самостоятельную
творческую деятельность самих детей, тем самым формируя познавательный
интерес.
В группе создала предметно-развивающую среду в виде книжного
уголка, куда вошли альбомы с изображением отечественных писателей, в
театральном уголке обновились разные виды театров, для драматизации и
совершенствования речевых, исполнительских навыков у детей. Подобрала и
систематизировала дидактические игры, обогащающие и активизирующие
словарный
запас
("Путешествие
в
сказку",
"Игра
в
слова",
"Найди
где
спрятался", совершенствующие звуковую культуру речи ("Какой звук", "Где
спрятался звук", "Кто как кричит?",
развивающие связную речь, память,
мышление, воображение у дошкольников ("Как мы это видим", "Скажи где",
"Скажи наоборот", и др.).
Создала копилку выразительных средств языка "Мешочек умных
высказываний" (загадки,
пословицы,
поговорки,
крылатые
выражения,
скороговорки).
Оформила наглядно-дидактические пособия "Рассказы по картинкам",
"Портреты
детских
писателей",
и
др.,
подобрала
сюжетные
картинки.
Оформила альбом с иллюстрациями к сказкам.
Работа с детьми. С детьми ежедневно читаем книги не только по
программе,
но
и
книжные
новинки,
книги
современных
авторов,
познавательную литературу. При подборе книг учитываю интересы детей,
комплексно-тематическое планирование.
Работа с родителями. Для родителей провожу выставки книг на
определённые темы («Какая она, сказка»,
«Книги о животных нашего края»,
«Что мы знаем о природе» и т. д.).
Таким образом, взаимодействие с родителями повлияло на повышение
знаний, умений и навыков у детей по данному направлению, в процессе
ознакомления с художественной литературой.
Дети группы принимали участвуют в конкурсе чтецов и театральных
фестивалях «Весенняя капель», «Поэзия с детства»,
Взаимосвязь с педагогами. В своей работе я использовала опыт работы
педагогов нашего детского сада Тихоновой Натальи Ивановны «Развитие
речи
детей
старшего
дошкольного
возраста
через
художественную
литературу»
и
Сычевой
Тамары
Викторовны
«Заучивание
поэтических
текстов как средство развития речи детей дошкольного возраста».
Результатом моей работы стало:
- повышение у детей интереса к книге, художественной литературе,
- развитие познавательных интересов детей,
-бережное отношение детей к книге.
- повышение читательской культуры в семьях воспитанников.
Заключение
Произведения художественной литературы и фольклора формируют
познавательный
интерес
ребенка,
открывают
и
объясняют
детям
жизнь
общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Они не
только развлекают, радуют детей, но и закладывают основы нравственности,
развивают мышление и воображение ребенка, обогащают его эмоции, дают
образцы литературного языка.
Роль художественной литературы и фольклора в развитии
познавательных интересов детей действительна велика. И во многом, как от
родителей,
так
и
воспитателей
зависит,
станет
ли
ребенок
испытывать
радость от общения с книгой, чтобы это общение стало потребностью, тогда
книга будет способствовать развитию и воспитанию ребенка.