Напоминание

"Использование художественной литературы и народного фольклора"


Автор: Тихонова Наталья Ивановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Снегурочка"
Населённый пункт: ЯНАО г. Ноябрьск
Наименование материала: Познавательное развитие детей дошкольного возраста
Тема: "Использование художественной литературы и народного фольклора"
Дата публикации: 15.05.2018
Раздел: дошкольное образование





Назад




Познавательное развитие детей дошкольного возраста с использованием

художественной литературы и народного фольклора

Тихонова Наталья Ивановна

МБДОУ "Снегурочка"

г. Ноябрьск

Познавательное развитие детей - одно из важных направлений в работе

с детьми дошкольного возраста.

На современном этапе вопросы воспитания у детей интереса к

художественной литературе и фольклорному жанру требуют повышенного

внимания со стороны педагогов дошкольных образовательных учреждений.

Актуальность этой проблемы в наше время приводит к мысли, что

нам, педагогам, необходимо проводить с детьми громадную работу в данном

направлении:

от

возрождения

колыбельной,

умения

рассказывать

детям

сказки

и

предания

своего

народа,

до

приобщения

детей

к

высотам

классической, отечественной и мировой литературы, театра, музыки.

Выбирая круг произведений для чтения, необходимо вводить

дошкольника

в

художественные

тексты,

которые

раскрывают

перед

ним

богатства окружающего мира и человеческих отношений, рождают чувство

гармонии, красоты, учат понимать прекрасное в жизни, формируют в ребенке

собственное

эстетическое

отношение

к

действительности.

При

выборе

произведения предпочтение отдается тем из них, которые содержат в себе

нравственную

основу,

герои

которых

близки

и

понятны

дошкольникам.

Необходимо

учитывать

такие

особенности

детей,

как

восприимчивость,

стремление подражать полюбившимся героям.

Так, для детей младшего дошкольного возраста характерны следующие

особенности:

установление легко осознаваемых связей, когда события следуют друг

за другом;

в центре внимания главный персонаж, дети чаще всего не понимают

его переживаний и мотивов поступков;

эмоциональное отношение к героям ярко окрашено.

Условия эффективности организации процесса чтения —

систематичность,

выразительность

и

организация

чтения

как

совместной

деятельности взрослого и детей (а не в рамках регламентированного занятия).

Критерий эффективности — радость детей при встрече с книгой, «чтение» ее

с непосредственным интересом и увлечением. Важно также учить детей

сопоставлять услышанное с фактами жизни.

Формирование познавательных интересов в процессе восприятия

художественной литературы и фольклора включают в себя как традиционные,

так и инновационные методы и приемы.

К традиционным методам относятся чтение и рассказывание

произведений литературы на специальных занятиях и вне занятий (во время

игр, театрализованных представлений, на прогулке и др.).

К инновационным методам работы с художественной литературой

можно отнести следующие:

-

интегрированные

занятия,

объединяющие

содержание

разных

образовательных областей (например, «Чтение художественной литературы»

и «Художественное творчество» и др.),

-

театрализованные

представления,

поставленные

с

участием

детей

по

сюжетам рассказов, сказок;

- обсуждение иллюстраций известных художников на тему сказок;

- проектная деятельность (например, игровой проект «В гости к сказке»);

- занятия с использованием мультимедийных средств;

Подготовку детей к восприятию нового произведения можно

осуществлять по-разному. Например: поместить в книжном уголке новую

книгу, если есть возможность, — отдельно рисунки художников к этому

произведению. Дети, рассматривая иллюстрации, пытаются определить, что

это

за

книга

(сказка,

рассказ),

о

чем

она.

В

начале

занятия

спросить

воспитанников

об

их

предположениях,

похвалить

за

наблюдательность,

догадливость. Назвать произведение. Затем продемонстрировать игрушки,

предметы,

имеющие

отношение

к

содержанию

сказки,

помочь

детям

запомнить их названия, объяснить назначение, рассказать об особенностях.

Кроме того, провести специальное речевое упражнение, помогающее детям

освоить новые слова. Так, перед чтением сказки «Заяц – хваста» сказать

детям:

«Стоит

дом-великан.

«Не

дом,

а

домище!»

восхищаются

прохожие». И предложить детям самим придумать слова, характеризующие

очень крупные предметы. Выслушать ответы. Попросить завершить фразы,

которые будут произнесены («У кота усы, у тигра - усищи, у кота лапа, у

льва? — лапища»). Объяснить, что слова усищи, лапищи принадлежат зайцу

— герою новой сказки «Заяц - хваста». Этот заяц, хвастаясь, говорил: «У

меня не усы, а усищи, не лапы, а лапищи, не зубы, а зубищи». Попросить

детей повторить, как говорил заяц. Спросить: «Как вы думаете, как в сказке

пойдет

речь

про

зайца

-

великана?»

Выслушать

мнения

детей,

затем

предложить: «Ну что же, давайте проверим, кто из вас прав», — и прочитать

сказку.

Важнейшим средством работы с художественной литературой является

игра - драматизация. Своеобразие ее состоит в том, что она объединяет в себе

сюжетно-ролевую игру и творческую деятельность детей.

Работая на младшей группе, постоянно замечаю интерес детей к

потешкам, загадкам. Им нравится, когда я беру куклу Машу на руки и

ласковым голосом начинаю припевать, покачивая ее:

Баю, баю, баю, бай!

Ты собачка не лай,

Белолапка, не скули,

Мою дочку не буди!

Во время умывания, причесывания детей знакомлю их с песенками

«Водичка, водичка…», «Расти коса …». После таких коротких обыгрываний

дети

легко

запоминают

песни

и

переносят

их

в

повседневную

игру.

Знакомство с потешками начинаю с рассматривания картинок, иллюстраций,

игрушек. В предварительной беседе объясняю значение новых слов, которые

ребята слышали в потешке.

В группе созданы необходимые условия для игр. Собрана картотека

народных игр с правилами и их описанием. В доступном месте – маски,

костюмы, наряды для перевоплощения детей в героев разных игр.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что развитию у детей

восприятия

и

понимания

литературных

произведений

способствует

разнообразная, интересная и содержательная деятельность, которая может

включать

как

формы,

организуемые

взрослыми,

так

и

самостоятельную

творческую деятельность самих детей, тем самым формируя познавательный

интерес.

В группе создала предметно-развивающую среду в виде книжного

уголка, куда вошли альбомы с изображением отечественных писателей, в

театральном уголке обновились разные виды театров, для драматизации и

совершенствования речевых, исполнительских навыков у детей. Подобрала и

систематизировала дидактические игры, обогащающие и активизирующие

словарный

запас

("Путешествие

в

сказку",

"Игра

в

слова",

"Найди

где

спрятался", совершенствующие звуковую культуру речи ("Какой звук", "Где

спрятался звук", "Кто как кричит?",

развивающие связную речь, память,

мышление, воображение у дошкольников ("Как мы это видим", "Скажи где",

"Скажи наоборот", и др.).

Создала копилку выразительных средств языка "Мешочек умных

высказываний" (загадки,

пословицы,

поговорки,

крылатые

выражения,

скороговорки).

Оформила наглядно-дидактические пособия "Рассказы по картинкам",

"Портреты

детских

писателей",

и

др.,

подобрала

сюжетные

картинки.

Оформила альбом с иллюстрациями к сказкам.

Работа с детьми. С детьми ежедневно читаем книги не только по

программе,

но

и

книжные

новинки,

книги

современных

авторов,

познавательную литературу. При подборе книг учитываю интересы детей,

комплексно-тематическое планирование.

Работа с родителями. Для родителей провожу выставки книг на

определённые темы («Какая она, сказка»,

«Книги о животных нашего края»,

«Что мы знаем о природе» и т. д.).

Таким образом, взаимодействие с родителями повлияло на повышение

знаний, умений и навыков у детей по данному направлению, в процессе

ознакомления с художественной литературой.

Дети группы принимали участвуют в конкурсе чтецов и театральных

фестивалях «Весенняя капель», «Поэзия с детства»,

Взаимосвязь с педагогами. В своей работе я использовала опыт работы

педагогов нашего детского сада Тихоновой Натальи Ивановны «Развитие

речи

детей

старшего

дошкольного

возраста

через

художественную

литературу»

и

Сычевой

Тамары

Викторовны

«Заучивание

поэтических

текстов как средство развития речи детей дошкольного возраста».

Результатом моей работы стало:

- повышение у детей интереса к книге, художественной литературе,

- развитие познавательных интересов детей,

-бережное отношение детей к книге.

- повышение читательской культуры в семьях воспитанников.

Заключение

Произведения художественной литературы и фольклора формируют

познавательный

интерес

ребенка,

открывают

и

объясняют

детям

жизнь

общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Они не

только развлекают, радуют детей, но и закладывают основы нравственности,

развивают мышление и воображение ребенка, обогащают его эмоции, дают

образцы литературного языка.

Роль художественной литературы и фольклора в развитии

познавательных интересов детей действительна велика. И во многом, как от

родителей,

так

и

воспитателей

зависит,

станет

ли

ребенок

испытывать

радость от общения с книгой, чтобы это общение стало потребностью, тогда

книга будет способствовать развитию и воспитанию ребенка.



В раздел образования