Формирование универсальных учебных действий на уроках обществоведческого цикла через проектную деятельность
Автор: Ладыгина Светлана Владимировна Должность: учитель истории Учебное заведение: МБОУ школа № 7 Населённый пункт: г. Кулебаки Наименование материала: статья Тема: Формирование универсальных учебных действий на уроках обществоведческого цикла через проектную деятельность Раздел: среднее образование
Формирование универсальных учебных действий на уроках
обществоведческого цикла через проектную деятельность
Ладыгина Светлана Владимировна
учитель истории и обществознания
МБОУ школы № 7 г. Кулебаки
Модернизация российского образования требуют переориентации обучения с усвоения
готовых
знаний,
умений
и
навыков
-
на
развитие
личности
ребенка,
его
творческих
способностей,
самостоятельности
мышления
и
чувства
личной
ответственности,
как
нравственной
характеристики
личности.
В
такой
педагогической
теории
обучения,
ученик
становится
центральной
фигурой,
а
его
деятельность
приобретает
активный,
познающий
характер.
В последнее время проекты и исследовательские работы школьников выполнялись, как
правило,
в
рамках
программ
дополнительного
образования
школ
или
в
организации
дополнительного
образования
детей.
Работа
носила
инициативный
характер,
так
ею
занимались ученики успешные в учебе.
В
настоящее
время
ситуация
изменилась:
в
соответствии
с
ФГОС
проектная
и
исследовательская
деятельность
становится
обязательной
для
выполнения
всеми
обучающимися.
Проектная
и
исследовательская
деятельность
–
это
эффективное
средство
для
формирования универсальных учебных действий.
Работа по формированию проектных и исследовательских действий – долгий процесс,
охватывающий
период
от
начальной
школы.
Каждый
этап
написания
проекта
включает
формирование определенных УУД.
Так в 5-6 классах формируются следующие умения.
Способность проектировать деятельность:
Анализ и обработка информации:
- использует в качестве источника информации учителя или учебник ,
-
проводит
простейшую
обработку
и
анализ
информации
способами,
предложенными
учителем,
- использует несколько, найденных группой, источников информации,
- с помощью группы
обрабатывает информацию
и делает выводы по полученной
информации;
Формулировка проблемы:
- понимает и принимает для решения проблему, сформулированную учителем, описывает
проблемную ситуацию;
- рассматривает проблему под разными углами зрения, с разных позиций под руководством
учителя в групповой работе;
- вместе с группой рассматривает проблему под разными углами зрения, с разных позиций;
- вместе с группой формулирует проблему;
- вместе с группой анализирует проблемную ситуацию предложенную учителем, выявляет
ее причины.
Постановка цели проектной деятельности:
- понимает и принимает для реализации цель, сформулированную учителем;
- с помощью учителя формулирует задачи, соответствующие цели проекта;
- формулирует в групповой работе при помощи учителя цель деятельности по решению
проблемы;
-
формулирует
в
групповой
работе
под
руководством
учителя
задачи
и
определяет
ожидаемые результаты на каждом этапе проектной деятельности.
Планирование проектной деятельности:
- принимает предложенный учителем план действий и возможные ресурсы,
- с помощью учителя проводит контроль и коррекцию проектной деятельности,
- планирует в групповой работе поэтапное достижение цели,
- совместно в группе определяет временные рамки выполнении групповых действий.
Проектирование проектного продукта:
- под руководством учителя описывает ожидаемый продукт в общем виде,
- при помощи учителя определяет ожидаемый результат проекта с критериями его оценки, в
группе формулирует характеристики проектного продукта и критерии его измерения.
Способность организовать и регулировать проектную деятельность
Реализация проектной деятельности :
- реализует деятельность по плану и под контролем учителя;
- под руководством учителя оформляет проектную документацию;
- на основании спланированной деятельности группы осуществляет свою по содержанию и
по времени деятельность;
- участвует в совместном заполнении проектной документации
Контроль и коррекция проектной деятельности:
- осуществляет текущий контроль на уровне произвольного внимания,
- принимает предложения по коррекции своих действий со стороны учителя,
- осуществляет текущий контроль на уровне произвольного внимания,
- оценивает правильность выполнения действия и вносит необходимые коррективы под
руководством
учителя,
в
групповом
обсуждении
оценивает
правильность
выполнения
групповых действий и вносит предложения по корректировке исполнения.
Оценка и рефлексия проектной деятельности:
- под руководством учителя в конце действия сравнивает полученный продукт с заранее
выдвинутыми критериями и оценивает правильность его выполнения;
- в группе проводит сравнение полученного продукта с заранее выдвинутыми критериями и
оценивает правильность его выполнения;
- приводит аргументацию своей оценки проектной деятельности других участников группы
или разработчиков индивидуальных проектов,
- под руководством учителя (при наводящих вопросах учителя) высказывает ценностно-
смысловое отношение к содержанию проекта или к проектной деятельности;
Способность применять в проектной деятельности предметные знания и способы
деятельности (предметное содержание в проектной деятельности).
Владение предметным содержанием проекта:
-
определяет предметное содержание проекта при помощи учителя, не выходя за рамки
предметной области;
- определяет совместно с группой предметное содержание проекта при помощи учителя, не
выходя за рамки предметной области
Использование предметных способов действий:
-
принимает
предметные
способы
действия,
предложенные
учителем,
определяет
предметные способы действия при помощи учителя
Способность коммуникативных действий в проектной деятельности:
Организация и планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками:
- выполняет порученные учителем групповую роль и обязанности;
-
участвует
в
распределении
ответственности
между
членами
группы;
участвует
в
групповых
обсуждениях
и
принятии
общего
решения,
при
необходимости
обращаясь
к
учителю, оказывает помощь и поддержку другим участникам группы;
- высказывает собственное предложение, выслушивает мнения участников группы,
-
под руководством учителя осуществляет рефлексию действий, как партнера, так и
собственных, использует аргументацию для убеждения других.
Защита проектного результата:
- готовит план выступления с помощью учителя;
- строит свою речь в соответствии с нормами русского языка;
- при ответах на вопросы повторяет нужный фрагмент своего выступления, консультируясь
с учителем, готовит план выступления, соблюдает нормы публичной речи и регламент;
- в ответ на заданные вопросы дает объяснения или дополнительную информацию;
- создает средства, иллюстрирующие выступление представителя группы;
- самостоятельно создает и использует различные средства;
- иллюстрирующие выступление; использует письменную речь в соответствии с нормами
и правилами для оформления исследовательского продукта под руководством учителя;
-совместно с группой анализирует результат по степени решения проблемы, аргументирует
свою точку зрения, спорит и отстаивает свою позицию без агрессии, использует языковые
средства,
адекватные
обсуждаемой
проблеме,
использует
различные
приемы
публичного
выступления,
невербальные
средства
и/или
наглядные
материалы,
усиливающие
эффект
презентации (консультируясь с учителем).
Сформированность УУД у обучающихся 7 класса.
Способность проектировать деятельность
Анализ и обработка информации:
-
самостоятельно
обрабатывает
информацию
и
проводит
коррекцию
полученной
информации для группового проекта;
- самостоятельно организует информационный поиск для группового проекта;
- самостоятельно определяет способы поиска информации и виды источников;
-
самостоятельно
находит
информацию
и
использует
различные
способы
обработки,
анализа и систематизации данных;
-
создает
модели
(схемы,
таблицы,
чертежи
и
т.п.)
как
способ
структурирования
информации;
- делает выводы на основе анализа структурированной информации.
Формулировка проблемы:
- формулирует проблему на основе анализа ситуации и причины существования проблемы
в ходе групповой работы.
Постановка цели проектной деятельности:
- вместе с группой формулирует цель;
- выбирает главную цель из нескольких, установив их взаимосвязь в ходе групповой
работы;
- проводит уточнение цели с учётом имеющихся средств её достижения в ходе групповой
работы;
- планирует задачи для реализации цели в ходе групповой работы;
- определяет ожидаемый результат в ходе групповой работы.
Планирование проектной деятельности:
-
вместе
с
группой
обосновывает,
какой
ресурс,
для
решения
какой
задачи
он
будет
использовать .
Проектирование проектного продукта :
-вместе с группой выдвигает гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов,
объектов.
Способность организовать и регулировать проектную деятельность:
Реализация проектной деятельности:
-
принимает решения в проблемной ситуации на основе переговоров с участниками
группы;
совместно с группой осуществляет исследование с целью проверки гипотез.
Контроль и коррекция проектной деятельности:
-
осуществляет самостоятельное управление собственным временем и коррекцию своих
действий при реализации группового проекта.
Оценка и рефлексия проектной деятельности:
- высказывает собственное мнение о содержании проекта или осуществленной проектной
деятельности;
совместно с группой определяет границы использования продукта.
Способность применять в проектной деятельности предметные знания и способы
деятельности (предметное содержание в проектной деятельности).
Владение предметным содержанием проекта :
- совместно в группе определяет предметное содержание проекта, может выйти за рамки
предметной области;
- при консультировании педагога интегрирует знания из разных предметных областей.
Использование предметных способов действий:
-
вместе с группой может определить, оценить и изменить необходимые предметные
способы действия из тех, которыми владеет.
Способность коммуникативных действий в проектной деятельности:
Организация и планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками: -
распределяет групповые роли и зоны ответственности при выполнении групповых действий;
-осуществляет
контроль
за
деятельностью
других
членов
группы
и
оказывает
в
сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
- задает вопросы, необходимые для организации своей деятельности в группе;
- договаривается и участвует в принятии общего решения, в т.ч. в ситуации столкновения
интересов;
- формулирует собственное мнение и позицию, аргументирует ее и координирует ее с
позициями партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности;
- согласовывает свои действия с действиями группы;
-
учитывает
разные
мнения
и
осуществляет
координацию
различных
позиций
в
сотрудничестве;
- осуществляет коммуникативную рефлексию как осознание оснований действий
как
партнера, так и собственных;
-
организовывает
и
планирует
учебное
сотрудничество
с
учителем
и
сверстниками,
определяет цели и функции участников группы, способы взаимодействия; планирует общие
способы работы, берет на себя инициативу в организации совместного действия (деловое
лидерство);
- в совместной деятельности четко формулирует цели группы и позволяет ее участникам
проявлять собственную энергию для достижения этих целей;
- устраивает (принимает участие) групповые обсуждения и обеспечивает обмен знаниями
между членами группы для принятия эффективных совместных решений.
Защита проектного результата:
-
представляет
обоснованный
группой
выбор
технологии
изготовления
(разработки,
оформления) проектного продукта;
- использует различные приемы публичного выступления, невербальные средства и/или
наглядные материалы, усиливающие эффект презентации (самостоятельно).
Сформированность УУД у обучающихся 8 класса.
Способность проектировать деятельность
Анализ и обработка информации:
-
использует
несколько
видов
самостоятельно
найденных
источников
информации
с
использованием ресурсов библиотек и сети Интернет.
Формулировка проблемы:
-
при
выполнении
индивидуального
проекта
анализирует
проблемную
ситуацию,
определенную при помощи учителя, выбирает из выявленных проблем главную актуальную.
Постановка цели проектной деятельности:
- ранжирует цели по срокам достижения (перспективные, среднесрочные, ближайшие);
- осуществляет преобразование практической задачи в познавательную.
Планирование проектной деятельности:
- самостоятельно выделяет альтернативные способы достижения цели и выбирает наиболее
эффективный;
-
самостоятельно
планирует
способы
реализации
цели,
определяет
весь
перечень
необходимых ресурсов под задачи.
Проектирование проектного продукта:
- самостоятельно выдвигает гипотезу, как предполагаемое решение проблемы в данной
области исследования;
-
самостоятельно
формулирует
характеристики
проектного
продукта
и
критерии
его
измерения.
Способность организовать и регулировать проектную деятельность:
Реализация проектной деятельности:
- самостоятельно готовит полный отчет о проделанной работе;
-
самостоятельно
оценивает
личные
возможности
и
берет
на
себя
ответственность
в
решении поставленной задачи;
- владеет приемами саморегуляции эмоциональных состояний; прилагает волевые усилия и
преодолевает трудности и препятствия на пути достижения целей;
- самостоятельно проводит исследование на основе применения различных методов с целью
проверки гипотез и делает умозаключения.
Контроль и коррекция проектной деятельности:
- самостоятельно контролирует и проводит коррекцию проектной деятельности в случае
необходимости.
Оценка и рефлексия проектной деятельности:
- самостоятельно адекватно оценивает правильность выполнения действия, осуществляет
рефлексию в отношении действий по решению задач проектной деятельности.
Способность применять в проектной деятельности предметные знания и способы
деятельности (предметное содержание в проектной деятельности):
Владение
предметным
содержанием
проекта: самостоятельно интегрирует знания из
разных предметных областей.
Использование
предметных
способов
действий:
на
основе
анализа
выбирает
альтернативные способы действия , в т.ч. выходя, за пределы предметной области.
Способность коммуникативных действий в проектной деятельности:
Организация и планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками:
- устанавливает и сравнивает разные точки зрения прежде, чем принимать решения и
делать выбор;
-
инициирует
и
планирует
учебное
сотрудничество
с
учителем
и
сверстниками
в
индивидуальной деятельности, определяет способы взаимодействия;
- задаёт вопросы необходимые для организации как собственной деятельности, так и
сотрудничества с партнером;
-
в
процессе
коммуникации
точно,
последовательно
и
полно
передает
информацию,
необходимую партнеру как ориентиры для построения действия.
Защита проектного результата:
-
самостоятельно
создает
и
использует
различные
средства,
иллюстрирующие
выступление;
- самостоятельно оформляет исследовательский продукт с использованием письменной
речи в соответствии с нормами и правилами;
- самостоятельно готовит и проводит презентацию проекта;
- самостоятельно анализирует результат проектной деятельности по социальной важности
(актуальности);
- представляет самостоятельно обоснованный выбор технологии изготовления (разработки,
оформления) проектного продукта4
- при ответах на вопросы приводит развернутую, сильную аргументацию, умеет защитить
свою позицию;
- вступает в диалог, а также участвует в коллективном обсуждении проблем, в дискуссии.
Сформированность УУД у обучающихся 9 класса.
Способность проектировать деятельность
Анализ и обработка информации:
организует индивидуальный информационный поиск,
определив способы поиска информации и виды источников, предлагает и использует различные
способы обработки, анализа и систематизации данных;
Формулировка проблемы:
-
при
выполнении
индивидуального
проекта
анализирует
проблемную
ситуацию,
определенную самостоятельно, выбирает из выявленных проблем главную актуальную (по тем
или иным признакам);
-
самостоятельно
называет
противоречие,
лежащее
в
основании
проблемы,
указывает
последствия существования проблемы.
Постановка цели проектной деятельности:
- устанавливает целевые приоритеты;
- самостоятельно формулирует цель и задачи, определяя их достижимость через анализ
ресурсов
и рисков, определяет ожидаемый результат проекта с критериями его оценки.
Планирование
проектной
деятельности:
самостоятельно
планирует
пути
достижения
целей.
Проектирование проектного продукта:
- самостоятельно выдвигает гипотезу, как предполагаемое решение проблемы в данной
области исследования;
-
самостоятельно
формулирует
характеристики
проектного
продукта
и
критерии
его
измерения.
Способность организовать и регулировать проектную деятельность
Реализация проектной деятельности: самостоятельно создает новый интеллектуальный
или прикладной продукт в ходе проектной деятельности путем интеграции из разных областей
знаний.
Контроль и коррекция проектной деятельности:
- адекватно оценивает (обосновывает) объективную трудность как меру фактического или
предполагаемого расхода ресурсов на решение задачи;
-
осуществляет
констатирующий
(по
факту
возникновения
проблемы
в
получении
результата) и предвосхищающий (учитывающий возможные риски) контроль по результату и по
способу действия (самостоятельно, системно и целенаправленно).
Оценка и рефлексия проектной деятельности:
- самостоятельно видит и комментирует связь научного знания и ценностных установок,
моральных суждений при получении, распространении и применении научного знания;
- делает умозаключения (индуктивное и по аналогии) и высказывает аргументированную
оценку по отношению к явлениям и событиям предметного содержания реализуемого проекта;
- самостоятельно определяет перспективы дальнейшей работы с полученным проектным
продуктом (прогнозирует развитие ситуации).
Способность применять в проектной деятельности предметные знания и способы
деятельности (предметное содержание в проектной деятельности).
Владение предметным содержанием проекта:
- создает новый интеллектуальный продукт (новые знания) путем интегрирования знаний из
разных предметных областей.
Использование предметных способов действий:
- на основе анализа выбирает альтернативные способы действия , в т.ч. выходя, за пределы
предметной области.
Способность коммуникативных действий в проектной деятельности:
Организация и планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками:
- по своей инициативе устанавливает и управляет ориентированными на реализацию цели
рабочими
отношениями,
проводит
обсуждение
алгоритма
совместной
деятельности
со
сверстниками и взрослыми, учитывает разные мнения и интересы.
Защита проектного результата:
-
самостоятельно
создает
и
использует
различные
средства,
иллюстрирующие
выступление;
- представляет самостоятельно обоснованный выбор технологии изготовления (разработки,
оформления) проектного продукта;
-при ответах на вопросы приводит развернутую, сильную аргументацию, умеет защитить
свою позицию;
-вступает в диалог, а также участвует в коллективном обсуждении проблем, в дискуссии.
Таким образом, формирование УУД через проектную деятельность позволит:
-
обеспечить
учащемуся
возможность
самостоятельно
осуществлять
деятельность
учения,
ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения,
уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты;
-
создать условия развития личности и ее самореализации на основе «умения учиться» и
сотрудничать со взрослыми и сверстниками. Умение учиться во взрослой жизни обеспечивает
личности готовность к непрерывному образованию, высокую социальную и профессиональную
мобильность;
-
обеспечить успешное усвоение знаний, умений и навыков, формирование картины мира,
компетентностей в любой предметной области познания.
Используемая литература:
•
Учебный проект: от «школы знаний» – к «школе деятельности»/О.В.Плетенева, В.Я.
Бармина, В.В.Целикова.- Н.Новгород: НИРО, 2014г.
•
Формирование проектной компетентности школьников в условиях реализации
требований ФГОС ООО/ О.В.Плетенева, В.Я. Бармина, В.В.Целикова, О.В. Тулупова.-
Н.Новгород: НИРО, 2013г.
•
Портфель дидактических материалов для разработки программы развития
компетентности обучающихся в области учебно-исследовательской деятельности на
ступени ООО/ О.В.Плетенева, В.Я. Бармина, В.В.Целикова, Е.А. Белаш.- Н.Новгород:
НИРО, 2014г.
•
ФГОС ООО, 2010г.
•
Примерная ООП ООО, 2015г.