Напоминание

Формирование универсальных учебных действий на уроках обществоведческого цикла через проектную деятельность


Автор: Ладыгина Светлана Владимировна
Должность: учитель истории
Учебное заведение: МБОУ школа № 7
Населённый пункт: г. Кулебаки
Наименование материала: статья
Тема: Формирование универсальных учебных действий на уроках обществоведческого цикла через проектную деятельность
Раздел: среднее образование





Назад





Формирование универсальных учебных действий на уроках

обществоведческого цикла через проектную деятельность
Ладыгина Светлана Владимировна учитель истории и обществознания МБОУ школы № 7 г. Кулебаки Модернизация российского образования требуют переориентации обучения с усвоения готовых знаний, умений и навыков - на развитие личности ребенка, его творческих способностей, самостоятельности мышления и чувства личной ответственности, как нравственной характеристики личности. В такой педагогической теории обучения, ученик становится центральной фигурой, а его деятельность приобретает активный, познающий характер. В последнее время проекты и исследовательские работы школьников выполнялись, как правило, в рамках программ дополнительного образования школ или в организации дополнительного образования детей. Работа носила инициативный характер, так ею занимались ученики успешные в учебе. В настоящее время ситуация изменилась: в соответствии с ФГОС проектная и исследовательская деятельность становится обязательной для выполнения всеми обучающимися. Проектная и исследовательская деятельность – это эффективное средство для формирования универсальных учебных действий. Работа по формированию проектных и исследовательских действий – долгий процесс, охватывающий период от начальной школы. Каждый этап написания проекта включает формирование определенных УУД.
Так в 5-6 классах формируются следующие умения.

Способность проектировать деятельность:
Анализ и обработка информации:
-
использует в качестве источника информации учителя или учебник , - проводит простейшую обработку и анализ информации способами, предложенными учителем, - использует несколько, найденных группой, источников информации, - с помощью группы обрабатывает информацию и делает выводы по полученной информации; Формулировка проблемы: - понимает и принимает для решения проблему, сформулированную учителем, описывает проблемную ситуацию; - рассматривает проблему под разными углами зрения, с разных позиций под руководством учителя в групповой работе; - вместе с группой рассматривает проблему под разными углами зрения, с разных позиций; - вместе с группой формулирует проблему; - вместе с группой анализирует проблемную ситуацию предложенную учителем, выявляет ее причины. Постановка цели проектной деятельности: - понимает и принимает для реализации цель, сформулированную учителем; - с помощью учителя формулирует задачи, соответствующие цели проекта; - формулирует в групповой работе при помощи учителя цель деятельности по решению проблемы; - формулирует в групповой работе под руководством учителя задачи и определяет ожидаемые результаты на каждом этапе проектной деятельности.
Планирование проектной деятельности: - принимает предложенный учителем план действий и возможные ресурсы, - с помощью учителя проводит контроль и коррекцию проектной деятельности, - планирует в групповой работе поэтапное достижение цели, - совместно в группе определяет временные рамки выполнении групповых действий. Проектирование проектного продукта: - под руководством учителя описывает ожидаемый продукт в общем виде, - при помощи учителя определяет ожидаемый результат проекта с критериями его оценки, в группе формулирует характеристики проектного продукта и критерии его измерения.
Способность организовать и регулировать проектную деятельность
Реализация проектной деятельности
:
- реализует деятельность по плану и под контролем учителя; - под руководством учителя оформляет проектную документацию; - на основании спланированной деятельности группы осуществляет свою по содержанию и по времени деятельность; - участвует в совместном заполнении проектной документации Контроль и коррекция проектной деятельности: - осуществляет текущий контроль на уровне произвольного внимания, - принимает предложения по коррекции своих действий со стороны учителя, - осуществляет текущий контроль на уровне произвольного внимания, - оценивает правильность выполнения действия и вносит необходимые коррективы под руководством учителя, в групповом обсуждении оценивает правильность выполнения групповых действий и вносит предложения по корректировке исполнения. Оценка и рефлексия проектной деятельности:
-
под руководством учителя в конце действия сравнивает полученный продукт с заранее выдвинутыми критериями и оценивает правильность его выполнения; - в группе проводит сравнение полученного продукта с заранее выдвинутыми критериями и оценивает правильность его выполнения; - приводит аргументацию своей оценки проектной деятельности других участников группы или разработчиков индивидуальных проектов, - под руководством учителя (при наводящих вопросах учителя) высказывает ценностно- смысловое отношение к содержанию проекта или к проектной деятельности;
Способность применять в проектной деятельности предметные знания и способы

деятельности (предметное содержание в проектной деятельности).
Владение предметным содержанием проекта: - определяет предметное содержание проекта при помощи учителя, не выходя за рамки предметной области; - определяет совместно с группой предметное содержание проекта при помощи учителя, не выходя за рамки предметной области Использование предметных способов действий: - принимает предметные способы действия, предложенные учителем, определяет предметные способы действия при помощи учителя
Способность коммуникативных действий в проектной деятельности:
Организация и планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками: - выполняет порученные учителем групповую роль и обязанности; - участвует в распределении ответственности между членами группы; участвует в групповых обсуждениях и принятии общего решения, при необходимости обращаясь к учителю, оказывает помощь и поддержку другим участникам группы; - высказывает собственное предложение, выслушивает мнения участников группы, - под руководством учителя осуществляет рефлексию действий, как партнера, так и собственных, использует аргументацию для убеждения других. Защита проектного результата:
- готовит план выступления с помощью учителя; - строит свою речь в соответствии с нормами русского языка; - при ответах на вопросы повторяет нужный фрагмент своего выступления, консультируясь с учителем, готовит план выступления, соблюдает нормы публичной речи и регламент; - в ответ на заданные вопросы дает объяснения или дополнительную информацию; - создает средства, иллюстрирующие выступление представителя группы; - самостоятельно создает и использует различные средства; - иллюстрирующие выступление; использует письменную речь в соответствии с нормами и правилами для оформления исследовательского продукта под руководством учителя; -совместно с группой анализирует результат по степени решения проблемы, аргументирует свою точку зрения, спорит и отстаивает свою позицию без агрессии, использует языковые средства, адекватные обсуждаемой проблеме, использует различные приемы публичного выступления, невербальные средства и/или наглядные материалы, усиливающие эффект презентации (консультируясь с учителем).
Сформированность УУД у обучающихся 7 класса.

Способность проектировать деятельность
Анализ и обработка информации: - самостоятельно обрабатывает информацию и проводит коррекцию полученной информации для группового проекта; - самостоятельно организует информационный поиск для группового проекта; - самостоятельно определяет способы поиска информации и виды источников; - самостоятельно находит информацию и использует различные способы обработки, анализа и систематизации данных; - создает модели (схемы, таблицы, чертежи и т.п.) как способ структурирования информации; - делает выводы на основе анализа структурированной информации. Формулировка проблемы: - формулирует проблему на основе анализа ситуации и причины существования проблемы в ходе групповой работы. Постановка цели проектной деятельности: - вместе с группой формулирует цель; - выбирает главную цель из нескольких, установив их взаимосвязь в ходе групповой работы; - проводит уточнение цели с учётом имеющихся средств её достижения в ходе групповой работы; - планирует задачи для реализации цели в ходе групповой работы; - определяет ожидаемый результат в ходе групповой работы. Планирование проектной деятельности: - вместе с группой обосновывает, какой ресурс, для решения какой задачи он будет использовать . Проектирование проектного продукта : -вместе с группой выдвигает гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов.
Способность организовать и регулировать проектную деятельность:
Реализация проектной деятельности: - принимает решения в проблемной ситуации на основе переговоров с участниками группы; совместно с группой осуществляет исследование с целью проверки гипотез. Контроль и коррекция проектной деятельности: - осуществляет самостоятельное управление собственным временем и коррекцию своих действий при реализации группового проекта.
Оценка и рефлексия проектной деятельности:
-
высказывает собственное мнение о содержании проекта или осуществленной проектной деятельности; совместно с группой определяет границы использования продукта.
Способность применять в проектной деятельности предметные знания и способы

деятельности (предметное содержание в проектной деятельности).
Владение предметным содержанием проекта : - совместно в группе определяет предметное содержание проекта, может выйти за рамки предметной области; - при консультировании педагога интегрирует знания из разных предметных областей. Использование предметных способов действий: - вместе с группой может определить, оценить и изменить необходимые предметные способы действия из тех, которыми владеет.
Способность коммуникативных действий в проектной деятельности:
Организация и планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками: - распределяет групповые роли и зоны ответственности при выполнении групповых действий; -осуществляет контроль за деятельностью других членов группы и оказывает в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; - задает вопросы, необходимые для организации своей деятельности в группе; - договаривается и участвует в принятии общего решения, в т.ч. в ситуации столкновения интересов; - формулирует собственное мнение и позицию, аргументирует ее и координирует ее с позициями партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности; - согласовывает свои действия с действиями группы; - учитывает разные мнения и осуществляет координацию различных позиций в сотрудничестве; - осуществляет коммуникативную рефлексию как осознание оснований действий как партнера, так и собственных; - организовывает и планирует учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определяет цели и функции участников группы, способы взаимодействия; планирует общие способы работы, берет на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство); - в совместной деятельности четко формулирует цели группы и позволяет ее участникам проявлять собственную энергию для достижения этих целей; - устраивает (принимает участие) групповые обсуждения и обеспечивает обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений. Защита проектного результата: - представляет обоснованный группой выбор технологии изготовления (разработки, оформления) проектного продукта; - использует различные приемы публичного выступления, невербальные средства и/или наглядные материалы, усиливающие эффект презентации (самостоятельно).
Сформированность УУД у обучающихся 8 класса.

Способность проектировать деятельность
Анализ и обработка информации: - использует несколько видов самостоятельно найденных источников информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет. Формулировка проблемы: - при выполнении индивидуального проекта анализирует проблемную ситуацию, определенную при помощи учителя, выбирает из выявленных проблем главную актуальную. Постановка цели проектной деятельности: - ранжирует цели по срокам достижения (перспективные, среднесрочные, ближайшие); - осуществляет преобразование практической задачи в познавательную.
Планирование проектной деятельности: - самостоятельно выделяет альтернативные способы достижения цели и выбирает наиболее эффективный; - самостоятельно планирует способы реализации цели, определяет весь перечень необходимых ресурсов под задачи. Проектирование проектного продукта: - самостоятельно выдвигает гипотезу, как предполагаемое решение проблемы в данной области исследования; - самостоятельно формулирует характеристики проектного продукта и критерии его измерения.
Способность организовать и регулировать проектную деятельность:
Реализация проектной деятельности: - самостоятельно готовит полный отчет о проделанной работе; - самостоятельно оценивает личные возможности и берет на себя ответственность в решении поставленной задачи; - владеет приемами саморегуляции эмоциональных состояний; прилагает волевые усилия и преодолевает трудности и препятствия на пути достижения целей; - самостоятельно проводит исследование на основе применения различных методов с целью проверки гипотез и делает умозаключения. Контроль и коррекция проектной деятельности: - самостоятельно контролирует и проводит коррекцию проектной деятельности в случае необходимости. Оценка и рефлексия проектной деятельности: - самостоятельно адекватно оценивает правильность выполнения действия, осуществляет рефлексию в отношении действий по решению задач проектной деятельности.
Способность применять в проектной деятельности предметные знания и способы

деятельности (предметное содержание в проектной деятельности):
Владение предметным содержанием проекта: самостоятельно интегрирует знания из разных предметных областей. Использование предметных способов действий: на основе анализа выбирает альтернативные способы действия , в т.ч. выходя, за пределы предметной области.
Способность коммуникативных действий в проектной деятельности:
Организация и планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками: - устанавливает и сравнивает разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выбор; - инициирует и планирует учебное сотрудничество с учителем и сверстниками в индивидуальной деятельности, определяет способы взаимодействия; - задаёт вопросы необходимые для организации как собственной деятельности, так и сотрудничества с партнером; - в процессе коммуникации точно, последовательно и полно передает информацию, необходимую партнеру как ориентиры для построения действия. Защита проектного результата: - самостоятельно создает и использует различные средства, иллюстрирующие выступление; - самостоятельно оформляет исследовательский продукт с использованием письменной речи в соответствии с нормами и правилами; - самостоятельно готовит и проводит презентацию проекта; - самостоятельно анализирует результат проектной деятельности по социальной важности (актуальности); - представляет самостоятельно обоснованный выбор технологии изготовления (разработки, оформления) проектного продукта4
- при ответах на вопросы приводит развернутую, сильную аргументацию, умеет защитить свою позицию; - вступает в диалог, а также участвует в коллективном обсуждении проблем, в дискуссии.
Сформированность УУД у обучающихся 9 класса.

Способность проектировать деятельность
Анализ и обработка информации: организует индивидуальный информационный поиск, определив способы поиска информации и виды источников, предлагает и использует различные способы обработки, анализа и систематизации данных; Формулировка проблемы: - при выполнении индивидуального проекта анализирует проблемную ситуацию, определенную самостоятельно, выбирает из выявленных проблем главную актуальную (по тем или иным признакам); - самостоятельно называет противоречие, лежащее в основании проблемы, указывает последствия существования проблемы. Постановка цели проектной деятельности: - устанавливает целевые приоритеты; - самостоятельно формулирует цель и задачи, определяя их достижимость через анализ ресурсов и рисков, определяет ожидаемый результат проекта с критериями его оценки. Планирование проектной деятельности: самостоятельно планирует пути достижения целей. Проектирование проектного продукта: - самостоятельно выдвигает гипотезу, как предполагаемое решение проблемы в данной области исследования; - самостоятельно формулирует характеристики проектного продукта и критерии его измерения.
Способность организовать и регулировать проектную деятельность
Реализация проектной деятельности: самостоятельно создает новый интеллектуальный или прикладной продукт в ходе проектной деятельности путем интеграции из разных областей знаний. Контроль и коррекция проектной деятельности: - адекватно оценивает (обосновывает) объективную трудность как меру фактического или предполагаемого расхода ресурсов на решение задачи; - осуществляет констатирующий (по факту возникновения проблемы в получении результата) и предвосхищающий (учитывающий возможные риски) контроль по результату и по способу действия (самостоятельно, системно и целенаправленно). Оценка и рефлексия проектной деятельности: - самостоятельно видит и комментирует связь научного знания и ценностных установок, моральных суждений при получении, распространении и применении научного знания; - делает умозаключения (индуктивное и по аналогии) и высказывает аргументированную оценку по отношению к явлениям и событиям предметного содержания реализуемого проекта; - самостоятельно определяет перспективы дальнейшей работы с полученным проектным продуктом (прогнозирует развитие ситуации).
Способность применять в проектной деятельности предметные знания и способы

деятельности (предметное содержание в проектной деятельности).
Владение предметным содержанием проекта: - создает новый интеллектуальный продукт (новые знания) путем интегрирования знаний из разных предметных областей. Использование предметных способов действий: - на основе анализа выбирает альтернативные способы действия , в т.ч. выходя, за пределы предметной области.
Способность коммуникативных действий в проектной деятельности:

Организация и планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками: - по своей инициативе устанавливает и управляет ориентированными на реализацию цели рабочими отношениями, проводит обсуждение алгоритма совместной деятельности со сверстниками и взрослыми, учитывает разные мнения и интересы. Защита проектного результата: - самостоятельно создает и использует различные средства, иллюстрирующие выступление; - представляет самостоятельно обоснованный выбор технологии изготовления (разработки, оформления) проектного продукта; -при ответах на вопросы приводит развернутую, сильную аргументацию, умеет защитить свою позицию; -вступает в диалог, а также участвует в коллективном обсуждении проблем, в дискуссии. Таким образом, формирование УУД через проектную деятельность позволит: - обеспечить учащемуся возможность самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты; - создать условия развития личности и ее самореализации на основе «умения учиться» и сотрудничать со взрослыми и сверстниками. Умение учиться во взрослой жизни обеспечивает личности готовность к непрерывному образованию, высокую социальную и профессиональную мобильность; - обеспечить успешное усвоение знаний, умений и навыков, формирование картины мира, компетентностей в любой предметной области познания.
Используемая литература:
• Учебный проект: от «школы знаний» – к «школе деятельности»/О.В.Плетенева, В.Я. Бармина, В.В.Целикова.- Н.Новгород: НИРО, 2014г. • Формирование проектной компетентности школьников в условиях реализации требований ФГОС ООО/ О.В.Плетенева, В.Я. Бармина, В.В.Целикова, О.В. Тулупова.- Н.Новгород: НИРО, 2013г. • Портфель дидактических материалов для разработки программы развития компетентности обучающихся в области учебно-исследовательской деятельности на ступени ООО/ О.В.Плетенева, В.Я. Бармина, В.В.Целикова, Е.А. Белаш.- Н.Новгород: НИРО, 2014г. • ФГОС ООО, 2010г. • Примерная ООП ООО, 2015г.


В раздел образования