Напоминание

"Работа с родителями– одна из приоритетных задач школы дошкольника"


Автор: Любимова Галина Александровна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МАУ ДО "ЦДТ г. Аткарска Саратовской обл."
Населённый пункт: г. Аткарск Саратовская обл.
Наименование материала: статья
Тема: "Работа с родителями– одна из приоритетных задач школы дошкольника"
Дата публикации: 14.05.2018
Раздел: дополнительное образование





Назад




Одной из основных наших задач в работе нашей школы

дошкольников является вовлечение семьи в воспитательно-

образовательный процесс с целью улучшения эмоционального

самочувствия детей, обогащения воспитательного опыта родителей,

повышение их родительско-педагогической компетентности при

подготовке детей к школе. Сотрудничество педагогов и родителей

позволяет лучше узнать ребенка, посмотреть на него с разных

позиций, увидеть в разных ситуациях, а, следовательно, помочь в

понимании его индивидуальных особенностей, развитии

способностей ребенка, в преодолении его негативных поступков и

проявлений в поведении, формировании ценных жизненных

ориентации.

Мы глубоко убеждены, что, только взаимодействуя с родителями,

можно добиться результатов воспитания и обучения детей,

подготовки их к школе, причем наше взаимодействие мы

рассматриваем как социальное партнерство Мы выделили два

основных направления взаимодействия с семьей при подготовке

детей к школе:

Первое направление – повышение уровня педагогической

компетентности родителей через родительские уголки,

родительские собрания, индивидуальные беседы, групповые

консультации.

Второе направление – привлечение родителей к работе

посредством организации досуговых мероприятий, проектной

деятельности

Учитывая, что у взрослых в современном обществе нет лишнего

времени, работу стараемся организовать компактной, но

эффективной.

Этапы работы с родителями

1 этап –Теоретическо-диагностический. Ежегодно в начале

учебного года проводится обследование родительского

контингента и анализируется его состав. Среди родителей

проводим анкетирование: Изучение познавательных интересов

ребенка, Портрет семьи, анкета для родителей будущих

первоклассников, Семейные традиции

2 этап – Исследовательский.Выявление семей, находящихся в

социально опасном положении и детей, имеющих те или иные

проблемы психологического плана

3 этап – Аналитический.Анализ полученных данных и

составление базы данных для составления плана

взаимодействия педагогов с родителями на текущий год.

Основными принципами организации работы с семьей мы

считаем:

- открытость школы дошкольника для семьи.т.е. Каждому

родителю обеспечивается возможность знать и видеть, как живет

и развивается его ребенок;

- сотрудничество со всеми педагогами и родителями.

Исходя из вышесказанного намечаем формы работы как

традиционные, так и нетрадиционные

К традиционным относятся:

Общешкольная конференция , которая проводилась вначале

учебного года( куда мы приглашали не только педагогов нашей

школы дошкольников, но и педагогов из других школ для

знакомства с учителями, набирающими первые классы и

ознакомления с программами)

Родительские собрания, практикумы, круглые столы, акции,

выставки, концерты, консультации, рекомендации, совместные

праздники

К нетрадиционным формам относятся:

Индивидуальные тематические беседы, квесты, совместные

проекты, день открытых дверей, выпуск совместных газет

На одном из родительских собраний было предложено родителям

вырастить дерево опасений и дерево ожиданий. Ожидания и

опасения были самые разные.Понравится ли ребенку,не будет ли

трудно, сможет ли справиться с программой? А сбудутся ли

ожидания мы посмотрим в конце года, а опасения развеялись в ходе

проведения занятий и бесед с родителями.

Во время наблюдения за детьми и родителями мы заметили , что

многие родители недооценивают волевых возможностей детей, не

доверяют их силам, стараются чрезмерно опекать. Взрослых

членов семьи волнуют проблемы подготовки ребенка к школе, но

интересуют их прежде всего вопросы обучения чтению, счету,

письму, а воспитанию таких качеств ,как

самостоятельность,настойчивость,ответственность,организованнос

ть,родители не придают большого внимания. Именно этой

проблеме мы и уделяем особое внимание в индивидуальных

беседах, консультациях.

Досуговое направление с родителями оказалось самое

привлекательное, востребованное, полезное , но и самое трудное в

порядке организации. На таких мероприятиях родители имеют

возможность увидеть изнутри проблемы своего ребенка,

посмотреть как это делают другие, т.е. приобрести опыт

взаимодействия не только со своим ребенком, но и с родительской

общественностью в целом.

Наиболее оптимально отношения «педагог-родитель»

складываются, если обе стороны осознают необходимость

целенаправленного воздействия на ребенка и доверяют друг другу.

Родители должны быть уверены в хорошем отношении педагога к

ребенку. Поэтому педагогу необходимо вырабатывать у себя

«добрый взгляд» на ребенка: видеть в его развитии, личности

прежде всего положительные черты, создавать условия для их

проявления, упрочения, привлекать к ним внимание родителей. В

беседах с родителями не следует делать скоропалительные выводы

о развитии ребенка, торопиться с оценками, использовать

выражения «ваш ребенок», «ваш Саша», подчеркивающие

отчужденность, отстраненность педагога от малыша. Памятуя о

том, что педагогическая деятельность относится к разряду

управленческих, призванных вызвать у партнера ответную реакцию

в виде действий, слов, переживаний, современный педагог не

допустит в разговоре с родителями жалоб на ребенка, призывов

«принять меры», «разобраться»

На чем основывается доверие родителей к педагогу? На уважении к

опыту, знаниям, компетентности педагога в вопросах воспитания,

но, главное, на доверии к нему в силу его личностных качеств

(заботливость, внимание к людям, доброта, чуткость).

Семьи очень разные, у каждой свои проблемы и трудности, поэтому

невозможно дать готовый и единственно правильный ответ на

вопрос о том, как взаимодействовать с семьей. Многое зависит от

интуиции, мастерства педагога, который должен проанализировать

комплекс различных обстоятельств, чтобы принять нужное решение

в выборе способов и средств взаимодействия с родителями в

конкретной ситуации.

Хотелось бы сказать об одном важном моменте в системе работы с

родителями. Каждый человек, сделав какую-нибудь работу,

нуждается в оценке своего труда. В этом нуждаются и наши

родители. «Похвала полезна хотя бы потому, что укрепляет нас в

доброжелательных измерениях», – писал Ф. Ларошфуко. Я думаю,

что это актуально всегда и везде.

Воспитание и развитие ребенка невозможно без участия родителей.

Чтобы они стали помощниками педагога, творчески развивались

вместе с детьми, необходимо убедить их в том, что они способны на

это, что нет увлекательнее и благороднее дела, чем учиться

понимать своего ребенка, а поняв его, помогать во всем, быть

терпеливыми и деликатными. Использование разнообразных форм

работы дало определенные результаты: родители из «зрителей» и

«наблюдателей» стали активными участниками встреч и

помощниками .



В раздел образования