Автор: Любимова Галина Александровна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МАУ ДО "ЦДТ г. Аткарска Саратовской обл."
Населённый пункт: г. Аткарск Саратовская обл.
Наименование материала: статья
Тема: "Работа с родителями– одна из приоритетных задач школы дошкольника"
Раздел: дополнительное образование
Одной из основных наших задач в работе нашей школы
дошкольников является вовлечение семьи в воспитательно-
образовательный процесс с целью улучшения эмоционального
самочувствия детей, обогащения воспитательного опыта родителей,
повышение их родительско-педагогической компетентности при
подготовке детей к школе. Сотрудничество педагогов и родителей
позволяет лучше узнать ребенка, посмотреть на него с разных
позиций, увидеть в разных ситуациях, а, следовательно, помочь в
понимании его индивидуальных особенностей, развитии
способностей ребенка, в преодолении его негативных поступков и
проявлений в поведении, формировании ценных жизненных
ориентации.
Мы глубоко убеждены, что, только взаимодействуя с родителями,
можно добиться результатов воспитания и обучения детей,
подготовки их к школе, причем наше взаимодействие мы
рассматриваем как социальное партнерство Мы выделили два
основных направления взаимодействия с семьей при подготовке
детей к школе:
Первое направление – повышение уровня педагогической
компетентности родителей через родительские уголки,
родительские собрания, индивидуальные беседы, групповые
консультации.
Второе направление – привлечение родителей к работе
посредством организации досуговых мероприятий, проектной
деятельности
Учитывая, что у взрослых в современном обществе нет лишнего
времени, работу стараемся организовать компактной, но
эффективной.
Этапы работы с родителями
1 этап –Теоретическо-диагностический. Ежегодно в начале
учебного года проводится обследование родительского
контингента и анализируется его состав. Среди родителей
проводим анкетирование: Изучение познавательных интересов
ребенка, Портрет семьи, анкета для родителей будущих
первоклассников, Семейные традиции
•
2 этап – Исследовательский.Выявление семей, находящихся в
социально опасном положении и детей, имеющих те или иные
проблемы психологического плана
•
3 этап – Аналитический.Анализ полученных данных и
составление базы данных для составления плана
взаимодействия педагогов с родителями на текущий год.
Основными принципами организации работы с семьей мы
считаем:
- открытость школы дошкольника для семьи.т.е. Каждому
родителю обеспечивается возможность знать и видеть, как живет
и развивается его ребенок;
- сотрудничество со всеми педагогами и родителями.
Исходя из вышесказанного намечаем формы работы как
традиционные, так и нетрадиционные
К традиционным относятся:
Общешкольная конференция , которая проводилась вначале
учебного года( куда мы приглашали не только педагогов нашей
школы дошкольников, но и педагогов из других школ для
знакомства с учителями, набирающими первые классы и
ознакомления с программами)
Родительские собрания, практикумы, круглые столы, акции,
выставки, концерты, консультации, рекомендации, совместные
праздники
К нетрадиционным формам относятся:
Индивидуальные тематические беседы, квесты, совместные
проекты, день открытых дверей, выпуск совместных газет
На одном из родительских собраний было предложено родителям
вырастить дерево опасений и дерево ожиданий. Ожидания и
опасения были самые разные.Понравится ли ребенку,не будет ли
трудно, сможет ли справиться с программой? А сбудутся ли
ожидания мы посмотрим в конце года, а опасения развеялись в ходе
проведения занятий и бесед с родителями.
Во время наблюдения за детьми и родителями мы заметили , что
многие родители недооценивают волевых возможностей детей, не
доверяют их силам, стараются чрезмерно опекать. Взрослых
членов семьи волнуют проблемы подготовки ребенка к школе, но
интересуют их прежде всего вопросы обучения чтению, счету,
письму, а воспитанию таких качеств ,как
самостоятельность,настойчивость,ответственность,организованнос
ть,родители не придают большого внимания. Именно этой
проблеме мы и уделяем особое внимание в индивидуальных
беседах, консультациях.
Досуговое направление с родителями оказалось самое
привлекательное, востребованное, полезное , но и самое трудное в
порядке организации. На таких мероприятиях родители имеют
возможность увидеть изнутри проблемы своего ребенка,
посмотреть как это делают другие, т.е. приобрести опыт
взаимодействия не только со своим ребенком, но и с родительской
общественностью в целом.
Наиболее оптимально отношения «педагог-родитель»
складываются, если обе стороны осознают необходимость
целенаправленного воздействия на ребенка и доверяют друг другу.
Родители должны быть уверены в хорошем отношении педагога к
ребенку. Поэтому педагогу необходимо вырабатывать у себя
«добрый взгляд» на ребенка: видеть в его развитии, личности
прежде всего положительные черты, создавать условия для их
проявления, упрочения, привлекать к ним внимание родителей. В
беседах с родителями не следует делать скоропалительные выводы
о развитии ребенка, торопиться с оценками, использовать
выражения «ваш ребенок», «ваш Саша», подчеркивающие
отчужденность, отстраненность педагога от малыша. Памятуя о
том, что педагогическая деятельность относится к разряду
управленческих, призванных вызвать у партнера ответную реакцию
в виде действий, слов, переживаний, современный педагог не
допустит в разговоре с родителями жалоб на ребенка, призывов
«принять меры», «разобраться»
На чем основывается доверие родителей к педагогу? На уважении к
опыту, знаниям, компетентности педагога в вопросах воспитания,
но, главное, на доверии к нему в силу его личностных качеств
(заботливость, внимание к людям, доброта, чуткость).
Семьи очень разные, у каждой свои проблемы и трудности, поэтому
невозможно дать готовый и единственно правильный ответ на
вопрос о том, как взаимодействовать с семьей. Многое зависит от
интуиции, мастерства педагога, который должен проанализировать
комплекс различных обстоятельств, чтобы принять нужное решение
в выборе способов и средств взаимодействия с родителями в
конкретной ситуации.
Хотелось бы сказать об одном важном моменте в системе работы с
родителями. Каждый человек, сделав какую-нибудь работу,
нуждается в оценке своего труда. В этом нуждаются и наши
родители. «Похвала полезна хотя бы потому, что укрепляет нас в
доброжелательных измерениях», – писал Ф. Ларошфуко. Я думаю,
что это актуально всегда и везде.
Воспитание и развитие ребенка невозможно без участия родителей.
Чтобы они стали помощниками педагога, творчески развивались
вместе с детьми, необходимо убедить их в том, что они способны на
это, что нет увлекательнее и благороднее дела, чем учиться
понимать своего ребенка, а поняв его, помогать во всем, быть
терпеливыми и деликатными. Использование разнообразных форм
работы дало определенные результаты: родители из «зрителей» и
«наблюдателей» стали активными участниками встреч и
помощниками .